Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Теория государства и праваПроисхождение государстваТипы и формы государстваФункции государства

Сущность и назначение государстваГосударство и гражданское общество

Государство

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО          

                    

назад   оглавление  вперед

 

7.1. Социальная стратификация общества и социализация личности. Определение социальной структуры общества

 7.2. Этнодемографическая структура

 7.3. Социально-территориальная структура

 7.4. Профессионально-должностная структура общества

 7.5. Социально-классовая структура общества

 7.6. Социально-политическая структура общества

 7.7. Проблема соответствия политического строя, государственного устройства  уровню развития гражданского общества, производительных сил и производственных отношений

 

7.7. Проблема соответствия политического строя, государственного устройства  уровню развития гражданского общества, производительных сил и  производственных отношений

Пропорцию соответствия политического строя, государственного устройства уровню развития гражданского общества и уровню развития производительных сил и производственных отношений можно рассмотреть на основе синтеза современных экономических, политологических и социологических теорий.

Любой субъект общественных отношений выступает одновременно как субъект хозяйствования, потребления, регулирования (как личного так и общественного).  В “чистом” виде  определить основное функциональное предназначение каждого субъекта выделить невозможно, но можно определить его преобладающее, основополагающее значение. Так, например, определяющей функцией экономической организации общества выступают функции субъекта хозяйствования, гражданского общества - функции потребления, государства - функции регулирования. Но при этом государство одновременно является одним из крупнейших субъектов общественного хозяйствования и потребления.

        Взаимосвязи, взаимоотношения между субъектами выражаются в форме

Рис. 25. Основные взаимосвязи субъектов хозяйствования и потребления

 

При этом государство регулирует отношения с помощью увеличения или сокращения объема своего потребления продуктов труда и рабочей силы в процессе обмена на общественном рынке, с помощью ведения самостоятельной хозяйственной деятельности вплоть до государственной монополии, с помощью силовых методов (милиция, полиция, армия и т.д.) и распределения федерального бюджета.

Каждый субъект обладает конкретными возможностями и силой воздействия на других субъектов во время реализации этих взаимоотношений:

сила  (возможности) субъектов хозяйствования (Fсх), в основном характеризующая уровень соответствия  производительных сил и производственных отношений, характеризующая экономическую основу общества;

сила  (возможности) потребителей (Fсп), в основном характеризующая уровень развития гражданского общества;

сила  (возможности) государства (Fг), в основном характеризующая политическую надстройку общества, возможности регулирования общественных процессов.

Например, в экономике всегда присутствует ярко выраженная тенденция к монополии, то есть тенденция к увеличению силы субъекта хозяйствования до максимума; в гражданском обществе преобладают потребительские тенденции, осуществляется основной отбор и потребление основных произведенных благ и ценностей; в политической сфере жизни общества идет постоянная борьба за власть, то есть за приобретение возможности управления общественными процессами и явлениями на основе силы государства.

  В этом контексте возможны следующие основные варианты форм существования, функционирования и развития общественной системы[1]:

Если среди субъектов хозяйствования наиболее сильны производственные классы предпринимателей, то получается реальная власть промышленной или сельскохозяйственной верхушки (олигархии);

если коммерческие  классы банкиров - реальная власть финансовой верхушки;

если коммерческие торгово-посреднические классы - реальная власть торгово-посреднической верхушки  или, соответственно, финансово-промышленная или торгово-финансовая олигархия.

Если среди основных механизмов регулирования государством общественных отношений преобладают  экономический (через выделение кредитов, владение монополией на выпуск определенных видов товаров и услуг, монополией на выпуск и нормирование обращения денежного эквивалента и т.д.) и потребительный (через уменьшение или увеличения меры потребления государством товаров, рабочей силы и т.д.), то получается государственно-монополистический общественно-политический строй;

если нормативный (через владение монополией на осуществление законодательства, на нормирование отношений) - правовой общественно-политический строй (правовое государство);

если силовой (через монополию государства на создание и применение вооруженных сил, милиции, полиции и т.д.) - тоталитарный общественно-политический строй, который носит названия хунты, диктатуры и т.д. При этом представительством основных социальных слоев в верхнем эшелоне государственной власти определяется его конкретное выражение, например, военная хунта или диктатура, диктатура пролетариата, монархия абсолютная или конституционная и т.п. Если государство поддерживает равное соотношение сил субъектов хозяйствования и гражданского общества (субъектов потребления) при преобладающем значении нормативного механизма регулирования общественных отношений и с учетом интересов различных социальных слоев через нормативное представительство во властных структурах получается правовое демократическое государство.

если силы субъекта потребления меньше сил субъекта хозяйствования (Fсх>Fсп), то получается кризис перепроизводства,

если силы субъекта потребления меньше сил субъекта хозяйствования (Fсх<Fсп), то кризис недопроизводства или кризис потребления.

  История развития социальных систем показывает, что вышеперечисленные формы общественно-политического строя присущи всем существовавшим общественно-экономическим формациям, в которые входили общества с государственным устройством. То есть в истории человечества присутствуют примеры их существования, независимо от того, в какой формации это происходило

По этому споры о том, какое общественно-государственное устройство лучше не имеет смысла с точки зрения перспективного развития общества. Разговор должен идти с точки зрения оптимальности соблюдения пропорций общественного развития, на основе объективно действующих социальных законов, действие которых по выводам К. Маркса, нельзя не отменить декретами, не ускорить развитие, и тем более не перескочить через них. Можно только сократить и смягчить муки родов нового общества.[2]

Но при этом, по мнению Ф. Энгельса, вряд ли господствующий класс отдаст свои богатства “без бунта в защиту рабства”. Это возможно путем социальной революции или примера. В истории человечества есть пример России, в которой в 1917 году свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Великая во всемирном масштабе потому, что она показала всему миру пример: если не осуществлять в обществе нормального перераспределения общественного достояния, то возможен вариант общественного развития, характеризующийся полным обобществлением средств производства. Наиболее полно воплотилось перераспределение в наиболее развитых капиталистических странах, где действуют антимонопольные комитеты, ограничивающие концентрацию средств производства в частных руках, где действует система равной жертвы при налогообложении и т.п. То есть, по мнению П.Сорокина в его теории конвергенции, капитализм взял на вооружение лучшие качества социалистической системы в области государственного регулирования общественных отношений, а социализм должен был взять лучшие качества капиталистической системы.

  

назад   оглавление  вперед


[1] Основными потому, что возможны различные сочетания сил в обществе на конкретных этапах его развития, например:

1) Если интересы, возможности субъектов хозяйствования и государства объединяются (Fсх+Fг), то получаем государственно-монополистический капитализм (так же можно сказать и государственно-монополистический феодализм, и государственно-монополистический рабовладельческий строй), при котором развитие гражданского общества определяются экономическими субъектами регулирования общественных отношений. При этом варианте достаточно велико влияние субъективного фактора, который может совпасть с действием объективных социальных законов, а может и нет, то есть вероятность сохранения нормальных пропорций общественного развития мала.

2) Если интересы, возможности гражданского общества (субъектов потребления) и государства объединяются (Fсп+Fг), то получаем социалистическое (коммунистическое) общественно-политическое государственное устройство в котором целью является осуществление принципа: “от каждого по способностям - каждому по потребностям”. При этом варианте так же достаточно велико влияние субъективного фактора, который может совпасть с действием объективных социальных законов, а может и нет, то есть вероятность сохранения нормальных пропорций общественного развития также мала.

          При этом, что при капитализме, что при социализме, феодализме и т.п. возможны различные формы демократии, диктатур, олигархий, охлократий и т.п.

[2] См.: К. Маркс. Капитал. - М.: Политиздат, 1988. - Т.1. С. 10.