7.2. Этнодемографическая
структура
7.3. Социально-территориальная
структура
7.4. Профессионально-должностная
структура общества
7.5. Социально-классовая
структура общества
7.6. Социально-политическая
структура общества
7.7. Проблема соответствия политического строя, государственного устройства уровню развития гражданского общества, производительных сил и производственных отношений
Пропорцию соответствия политического строя, государственного
устройства уровню развития гражданского общества и уровню развития
производительных сил и производственных отношений можно рассмотреть на основе
синтеза современных экономических, политологических и социологических теорий.
Любой субъект общественных
отношений выступает одновременно как субъект хозяйствования, потребления,
регулирования (как личного так и общественного). В “чистом” виде определить основное функциональное предназначение каждого
субъекта выделить невозможно, но можно определить его преобладающее,
основополагающее значение. Так, например, определяющей функцией экономической
организации общества выступают функции субъекта хозяйствования, гражданского
общества - функции потребления, государства - функции регулирования. Но при
этом государство одновременно является одним из крупнейших субъектов
общественного хозяйствования и потребления.
Взаимосвязи, взаимоотношения между субъектами выражаются в
форме
обмена,
рынка,
распределения,
налогообложения и т.п.,
то есть на основе обмена продуктами своего труда или перераспределения общественного продукта (рис.25).
Рис. 25. Основные
взаимосвязи субъектов хозяйствования и потребления
При этом государство регулирует отношения с помощью
увеличения или сокращения объема своего потребления продуктов труда и рабочей
силы в процессе обмена на общественном рынке, с помощью ведения самостоятельной
хозяйственной деятельности вплоть до государственной монополии, с помощью
силовых методов (милиция, полиция, армия и т.д.) и распределения федерального
бюджета.
Каждый субъект обладает конкретными возможностями и силой воздействия на других субъектов во время реализации этих взаимоотношений:
сила (возможности) субъектов хозяйствования (Fсх), в основном характеризующая
уровень соответствия производительных
сил и производственных отношений, характеризующая экономическую основу
общества;
сила (возможности) потребителей (Fсп),
в основном характеризующая
уровень развития гражданского общества;
сила (возможности) государства (Fг), в основном характеризующая
политическую надстройку общества, возможности регулирования общественных
процессов.
Например, в экономике всегда присутствует ярко выраженная тенденция к монополии, то есть тенденция к увеличению силы субъекта хозяйствования до максимума; в гражданском обществе преобладают потребительские тенденции, осуществляется основной отбор и потребление основных произведенных благ и ценностей; в политической сфере жизни общества идет постоянная борьба за власть, то есть за приобретение возможности управления общественными процессами и явлениями на основе силы государства.
В этом контексте возможны следующие основные варианты форм
существования, функционирования и развития общественной системы[1]:
Если
силы субъектов хозяйствования больше силы государства, которая в свою очередь
больше силы потребителей (Fсх>Fг>
Fсп), то получаем общественно-политический строй, который
носит название олигархии.
Если среди субъектов хозяйствования наиболее сильны производственные классы предпринимателей, то получается реальная власть промышленной или сельскохозяйственной верхушки (олигархии);
если коммерческие классы банкиров - реальная власть финансовой
верхушки;
если коммерческие
торгово-посреднические классы - реальная власть торгово-посреднической
верхушки или, соответственно,
финансово-промышленная или торгово-финансовая олигархия.
Если
силы субъектов хозяйствования меньше
силы государства, которая в свою очередь больше силы потребителей (Fсх<Fг>Fсп),
то получаем общественно-политический строй, который носит название
авторитарного
(власть силы).
Если среди основных
механизмов регулирования государством общественных отношений преобладают экономический (через выделение кредитов, владение
монополией на выпуск определенных видов товаров и услуг, монополией на выпуск и
нормирование обращения денежного эквивалента и т.д.) и потребительный (через уменьшение
или увеличения меры потребления государством товаров, рабочей силы и т.д.), то
получается государственно-монополистический
общественно-политический строй;
если нормативный (через владение
монополией на осуществление законодательства, на нормирование отношений) - правовой общественно-политический строй (правовое
государство);
если силовой (через монополию государства
на создание и применение вооруженных сил, милиции, полиции и т.д.) - тоталитарный общественно-политический строй,
который носит названия хунты, диктатуры
и т.д. При этом представительством основных социальных слоев в верхнем эшелоне
государственной власти определяется его конкретное выражение, например, военная
хунта или диктатура, диктатура пролетариата, монархия абсолютная или
конституционная и т.п. Если государство поддерживает равное соотношение сил
субъектов хозяйствования и гражданского общества (субъектов потребления) при
преобладающем значении нормативного механизма регулирования общественных
отношений и с учетом интересов различных социальных слоев через нормативное
представительство во властных структурах получается правовое демократическое государство.
Если
силы субъектов хозяйствования, потребления и государства равны (Fсх=Fг
= Fсп), то получается
идеальный демократический
общественно-политический строй.
Если
силы субъектов хозяйствования меньше силы государства, которая в свою очередь
меньше силы потребителей (Fсх<Fг<Fсп),
то получаем общественно-политический строй, который носит название
охлократии
(власть толпы).
Если
силы субъектов хозяйствования больше силы государства, которая в свою очередь
меньше силы потребителей (Fсх>Fг<Fсп),
то получаем кризисное состояние конкретно
существующего общественно-политического строя. Экономические кризисы характеризуются
соотношением сил субъектов потребления и хозяйствования:
если
силы субъекта потребления меньше сил субъекта хозяйствования (Fсх>Fсп), то получается кризис перепроизводства,
если
силы субъекта потребления меньше сил субъекта хозяйствования (Fсх<Fсп), то кризис недопроизводства или кризис потребления.
История развития социальных систем показывает, что
вышеперечисленные формы общественно-политического строя присущи всем
существовавшим общественно-экономическим формациям, в которые входили общества
с государственным устройством. То есть в истории человечества присутствуют
примеры их существования, независимо от того, в какой формации это происходило
По этому споры о том, какое
общественно-государственное устройство лучше не имеет смысла с точки зрения
перспективного развития общества. Разговор должен идти с точки зрения
оптимальности соблюдения пропорций общественного развития, на основе объективно
действующих социальных законов, действие которых по выводам К.
Маркса, нельзя не отменить декретами, не ускорить развитие, и тем более не
перескочить через них. Можно только сократить и смягчить муки родов нового
общества.[2]
Но при этом, по мнению Ф. Энгельса, вряд ли господствующий
класс отдаст свои богатства “без бунта в защиту рабства”. Это возможно путем
социальной революции или примера. В истории человечества есть пример России, в
которой в 1917 году свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция.
Великая во всемирном масштабе потому, что она показала всему миру пример: если
не осуществлять в обществе нормального перераспределения общественного достояния,
то возможен вариант общественного развития, характеризующийся полным
обобществлением средств производства. Наиболее полно воплотилось
перераспределение в наиболее развитых капиталистических странах, где действуют
антимонопольные комитеты, ограничивающие концентрацию средств производства в
частных руках, где действует система равной жертвы при налогообложении и т.п.
То есть, по мнению П.Сорокина в его теории конвергенции, капитализм взял на
вооружение лучшие качества социалистической системы в области государственного
регулирования общественных отношений, а социализм должен был взять лучшие
качества капиталистической системы.
[1] Основными потому, что возможны различные сочетания сил в обществе на конкретных этапах его развития, например:
1) Если интересы, возможности субъектов хозяйствования и государства объединяются (Fсх+Fг), то получаем государственно-монополистический капитализм (так же можно сказать и государственно-монополистический феодализм, и государственно-монополистический рабовладельческий строй), при котором развитие гражданского общества определяются экономическими субъектами регулирования общественных отношений. При этом варианте достаточно велико влияние субъективного фактора, который может совпасть с действием объективных социальных законов, а может и нет, то есть вероятность сохранения нормальных пропорций общественного развития мала.
2) Если интересы, возможности гражданского общества (субъектов потребления) и государства объединяются (Fсп+Fг), то получаем социалистическое (коммунистическое) общественно-политическое государственное устройство в котором целью является осуществление принципа: “от каждого по способностям - каждому по потребностям”. При этом варианте так же достаточно велико влияние субъективного фактора, который может совпасть с действием объективных социальных законов, а может и нет, то есть вероятность сохранения нормальных пропорций общественного развития также мала.
При этом, что при капитализме, что при социализме, феодализме и т.п. возможны различные формы демократии, диктатур, олигархий, охлократий и т.п.
[2] См.: К. Маркс. Капитал. - М.: Политиздат, 1988. - Т.1. С. 10.