Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  Политическая культура и цивилизацияПолитическое поведение и участиеПолитическое лидерство и элита

Политическое сознание и идеологииПолитические коммуникации и информационная политика

Политика, культура, цивилизация. личность

 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

назад   оглавление  вперед

 

Глава 7.  СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

 

7.1. Социальная стратификация общества и социализация личности. Определение социальной структуры общества

 7.2. Этнодемографическая структура

 7.3. Социально-территориальная структура

 7.4. Профессионально-должностная структура общества

 7.5. Социально-классовая структура общества

 7.6. Социально-политическая структура общества

 7.7. Проблема соответствия политического строя, государственного устройства  уровню развития гражданского общества, производительных сил и производственных отношений

 

7.1. Социальная стратификация общества и социализация личности.  Определение социальной структуры общества

В достаточно широком спектре социальных учений одним из наиболее спорных вопросов являются проблемы расслоения общества, социального равенства и неравенства. В настоящее время в социологии  этот вопрос изучается в рамках теории социальной стратификации (от лат. stratum - слой, fasere -делать). Есть мнение происхождения понятия, заключающееся в том, что оно заимствовано у геологов: оно имеет латинское происхождение (первоначально stratum означало покрывало, постель). В английском языке оно стало пониматься как пласт, формация (в геологии), слой общества (в обществоведении).[1] Наиболее предметно вопрос социальной стратификации  общества рассмотрен в творчестве Сорокина П.А. и в определении классов у Ленина В.И. В процессе своей деятельности они не раз критиковали друг друга. Но так ли велики теоретические различия между ними?

Сравнивая названия и содержание стратификаций[2] по Сорокину П.А. и ленинские признаки классов (рис. 18), можно сделать вывод, что они дают достаточно близкую друг другу классификацию расслоению общества. Но при этом Ленин В.И. хочет изменить существующую социальную реальность, а Сорокин П.А. ее сохранить.

Сорокин П.А. говорит, что сущность стратификации заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества, и это справедливо.

        

Рис. 18. Сравнительная таблица признаков определения классов

 по Ленину В.И.  и стратификаций по Сорокину П.А.

 

Ленин В.И. говорит, что сущность стратификации заключается в том, что классы это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства, и это не справедливо. При этом решающим положением в определении места в конкретном укладе общественного хозяйства является вопрос собственности на средства производства, которые являются основой конкретного способа производства как материальных, так и идеальных благ и ценностей.

Социальная стратификация это процесс формирования устойчивых отношений (связей) между людьми, социальными общностями и группами на основе различий между ними. При этом социальная стратификация (рис. 19), с одной стороны выступает как процесс расслоения общества, его разделение на различные общности людей, то есть производства новых отношений.

Закон возрастания потребностей (удовлетворенная потребность порождает новую), непосредственно влияющий  на  уровень  развития производительных сил, закон взаимосвязи уровня общественного разделения труда и численности населения (народонаселения) создают объективные предпосылки институализации новых видов труда, общественно-полезной деятельности, что в свою очередь ведет к образованию новых социальных групп и общностей, например, на каждом конкретном этапе истории мы можем увидеть постоянное возникновение новых социальных групп и общностей: формирование классов в конкретных общественно-экономических формациях, специализация в промышленном производстве, выделение в относительно самостоятельную сферу науки, образования, летной профессии, космонавтики, инженерного труда и т.п. 

С другой стороны, как процесс воспроизводства более или менее однородных  совокупностей конкретных личностей  (классов, страт или слоев, сословий, групп и т.д., то есть сохранения существующих отношений в обществе. В этом процессе центральное место занимают обучение и воспитание - люди создают, творят себе подобных, например воспитание в семье, обучение в школе, ВУЗе, повышение квалификации по работе, воспитание хороших и изысканных манер и т.п. Не усвоивший этих норм человек не может занять соответствующую ячейку, ступень в общественной иерархии.

 

Рис. 19. Социальная стратификация и социализация личности

 

В основе процесса социальной стратификации, с одной стороны, осуществляется деятельность общества, с другой стороны,  деятельность конкретных личностей, которые в ходе расслоения социализируются сами и оказывают влияние на социализацию других людей. В широком смысле понимания социализация это процесс “превращения” человека в личность. Со стороны общества он выражается в производстве и воспроизводстве конкретных личностей (членов конкретного общества), со стороны человека - в становлении личностью.

Социализация (в понимании как деятельность конкретных людей) заключается в усвоении человеком ценностей (норм, установок, социокультурных образцов и т.д.) присущих конкретному обществу; (в понимании как деятельность общества) это процесс формирования из человека (как биосоциального существа), обладающего свойством сознания, личности (человека как члена конкретного общества.

Определение социальной структуры общества. Социальная структура общества складывается на основе процессов социальной стратификации и социализации личности, то есть в ее основе лежат отличия (отличительные социальные качества) личностей, составляющих классы, страты (слои), социальные общности, группы. Например, выделяя в обществе мужчин и женщин, в социальном плане рассматриваются не физиологические особенности, а социальные качества в соответствии с которыми индивид соотносится с данной социальной общностью, то есть как он усвоил те нормы, ценности, социокультурные образцы, манеры поведения, исполняет в соответствии с ними социальные роли и т.п., присущие мужскому или женскому населению. Говоря о социально-территориальной структуре, в социальном плане рассматриваются не климатические и т.п. особенности, а особенности социокультурного плана, особенности распределения социальных ролей, особенности традиций общественного разделения труда и т.д. в конкретном регионе, области, стране.

Социальная структура, как правило, рассматривается как совокупность общностей людей, которые характеризуются общими условиями жизнедеятельности, общностью воспроизводства отношений между собой, относительной стабильностью социальных отношений. Это исторически сложившаяся на основе различий между людьми, устойчивая система общественных отношений (равенства-неравентства).

Ее основными подсистемами выступают:

этнодемографическая структура (по соотнесению с социальными качествами полов, возраста, расы, нации, народности, их социокультурными нормами, образцами, традициями и т.п.);

социально-территориальная структура (по характеристике исторически сложившихся территориальных общностей людей, характеризующихся общими условиями жизнедеятельности, социокультурными традициями);

профессионально-должностная структура (по месту и роли в общественном разделении труда);

социально-классовая структура (по месту в конкретном укладе общественного хозяйства, где в основе находится отношения к средствам производства);

социально-политическая структура (по способу получения и размеру доли общественного богатства или совокупного общественного продукта, то есть  центральный вопрос - вопрос власти, перераспределения общественного богатства, регулирования общественных отношений).

В процессе исторического развития общественных систем принципы формирования социальной стратификации изменялись, меняя, соответственно, и социальную структуру общества. Выделяются четыре основных исторических типа социальной стратификации:

Самый жесткий тип стратификации это рабство. В нем раб как человек является собственностью другого человека. Эта “форма собственности” закреплялась пожизненно. Более “мягкий” тип это касты. Принадлежность к касте закреплялась, как правило, религиозно, а не экономически или политически. Касты основывались на пожизненном прикреплении человека к одной профессии и передавались по наследству. Сословия это юридическое закрепление положения человека в обществе. При этом уже нет собственности на человека. Переход из низшего в высшие сословия возможен при исключительных обстоятельствах, еще при жизни. Так, например, купцы, относящиеся не к высшему сословию, покупали дворянские титулы и переходили в высшие сословия, закрепляя принадлежность к сословию правом наследования. Переход к классам был связан с повышением открытости общественных систем, так называемому открытому обществу. Принадлежность к классу ни как не оформляется, возможен переход из одного класса в другой. Своеобразными “лифтами” служат деньги, собственность на средства производства, образование, государственная служба и т.п. Доход, престиж и власть становятся основными определителями социально - экономического положения личности, социальной группы в обществе.

Было бы ошибочным считать, что все перечисленные выше типа стратификации отрицают друг друга полностью. В современном классовом обществе существуют и рабовладельческие, кастовые, сословные отношения или так называемые их пережитки. Как, например, назвать отношения собственности в существующих публичных домах, когда у человека нет ни каких прав, его перепродают из заведения в заведение? Как, например, назвать отношения, ограничивающие права крестьянина в СССР в период 30-50 гг., когда они не имели паспортов, то есть не обладали полнотой гражданских прав? Еще мы можем констатировать, что сохранились и сословные отношения, например, в Англии, да и  в нашей стране набирает силу “дворянское движение”.

 

назад   оглавление  вперед

[1].  Радпев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие.- М.: Наука, 1995. С. 25.

[2] . Ленин В.И. Великий почин./ Пон.собр.соч.: Т. 39. С. 15;  Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество. - М.: Политиздат, 1992. С. 302-373.