Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Политическая система общества Политические партии и партийные систкмыПолитические партии в России

Нормы, санкции и правоотношенияПраво как институт политической системы

Политические институты и организации

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

назад   оглавление  вперед

 

7.1. Социальная стратификация общества и социализация личности. Определение социальной структуры общества

 7.2. Этнодемографическая структура

 7.3. Социально-территориальная структура

 7.4. Профессионально-должностная структура общества

 7.5. Социально-классовая структура общества

 7.6. Социально-политическая структура общества

 7.7. Проблема соответствия политического строя, государственного устройства  уровню развития гражданского общества, производительных сил и производственных отношений

 

7.4. Профессионально-должностная структура общества

Профессионально-должностная структура определяется по месту и роли социальной группы в общественном разделении труда. Закон взаимосвязи общественного разделения  труда от роста народонаселения гласит: разделение труда развивается прямо пропорционально объему и плотности (как материальной, так и моральной) обществ, и если оно прогрессирует непрерывно в процессе социального развития, то потому, что общества становятся постоянно более плотными и, как правило, более объемистыми.[1]

Во все времена было ясно, что между этими двумя категориями существует связь. Конкуренция между двумя личностями, социальными группами тем сильнее, чем более они схожи. Разделение труда есть результат борьбы за существование, но оно представляет ее смягченную развязку. Благодаря ему, соперники не вынуждены истреблять друг друга, но могут вместе сосуществовать. Труд не разделяется между независимыми и уже дифференцированными индивидами или социальными группами, соединяющимися для согласования своих различных потребностей. При этом “коллективная жизнь не возникла из индивидуальной, но, наоборот, последняя возникла из первой. Только при этом условии можно объяснить, как могла сформироваться и вырасти личная индивидуальность социальных единиц, не дезагрегируя общества. Действительно, так как в этом случае она вырабатывается внутри уже существующей социальной среды, то она необходимо носит на себе ее печать: она устанавливает коллективный порядок, с которым она связана: она остается приспособленной к нему, хотя и отделяется от него. Она не имеет ничего антисоциального, так как она - продукт общества”.[2]

Необходимое следствие изменений, происходящих в объеме и плотности обществ - образование цивилизации. Если наука, искусство, экономика развиваются, то в следствии необходимости, для людей нет другого способа жить в новых условиях. С тех пор как число индивидов, социальных групп, между которыми установились социальные отношение, становятся значительнее, они могут сохраниться только в том случае, если больше специализируются, больше работают, сильнее напрягают  свои способности, и из этой общей стимуляции необходимо вытекает более высокая степень культуры. С этой точки зрения цивилизация является не целью, которая двигает народы оказываемым ею на них притяжением, не благом, предвиденным и желаемым заранее, возможно большей частью которого они стараются завладеть, но следствием причины, необходимой равнодействующей данного состояния. Это не полюс, на который ориентируется историческое развитие, и к которому люди стремятся приблизиться, чтобы стать счастливее или лучше, ибо ни счастье, ни нравственность не возрастают непременно с интенсивностью жизни. Они продвигаются потому, что надо двигаться, и быстроту этого движения определяет более или менее сильное давление, оказываемое ими друг не друга соответственно тому, что они более или менее многочисленны.

Разделение труда, будучи явлением производным и вторичным, происходит на поверхности социальной жизни, и это особенно верно относительно экономического разделения труда. А всякие поверхностные явления по самому своему положению доступнее действию внешних причин, даже тогда, когда внутренние причины, от которых они зависят в первую очередь, не изменились. Достаточно какому-либо обстоятельству вызвать у народа более сильную потребность в материальном благосостоянии, как у него разовьется разделение экономического труда без заметного изменения социальной структуры. Дух подражания, контакт с более высокой цивилизацией могут произвести это действие. Это сравнение показывает, что не нужно судить о месте, занимаемом обществом на социальной лестнице, по состоянию его цивилизации, особенно экономической, ибо последняя может быть только подражанием, копией и скрывать социальную структуру низшего вида.

Профессионально-должностная структура это совокупность взаимосвязанных типов социальных групп, различающихся содержанием труда, занятий.

В основу распределения ролей в общественной организации труда можно положить социально-классовую структуру (стратификацию), что предложил  в своем творчестве Сорокин П.А. Каждый класс профессионально выполняет свою деятельность, обладая соответствующими знаниями, навыками и умениями на базе неравномерного распределения прав и обязанностей.

Профессия (лат. professio - объявляю своим делом) - вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Специальность (лат.  specialis - особенный, от species - вид, разновидность) - это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, навыков, умений, необходимых для конкретного вида труда  в рамках той или иной профессии.

Характеристики профессий и должностей отражены в принятых определениях. Так, профессию чаще всего определяют как вид трудовой деятельности, появление которого обусловлено общественным разделением труда. Должность в литературе понимается как организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое (положение) отражает обязанности, права и ответственность. Должность часто определяют, сопоставляя ее со “специальностью”. Должность как понятие, прежде всего, предопределяет границы компетенции работника, т.е. круг его обязанностей, прав и ответственности, тогда как специальность характеризует род трудовой деятельности, требующей определенных знаний и трудовых навыков[3]. В этих определениях фиксируется принадлежность должности к той или иной управленческой цепочке”. Например, должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть еще участковый или палатный врач. Наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность по отношению к ним, определяя границы власти и компетентности. Аналогичная ситуация складывается, например, для главного инженера, права и ответственность которого задаются наличием цеховых инженеров, мастеров и (или) начальников участков.

Хотя профессия и должность определяются по-разному, их социальная природа близка: и та и другая отражают род занятий работника, вписанный и в профессиональное разделение труда и в иерархию власти. Профессиональная сторона занятия отражает предметно определенный вид трудовой деятельности (лечение больных, приготовление пищи), а должностная сторона - место в той или иной управленческой цепочке. На близость должности и профессии (специальности) указывают и нормативные документы: “Наименование должности того или иного работника должно отображать характер выполняемой им работы независимо от... подразделения, в котором он работает (например, инженер по технике безопасности, ветеринарный врач, диктор и т.д.)”[4]

Таким образом, характеристики профессий (должностей) отражают содержание деятельности, диктуемое местом работников в системе разделения труда и в иерархии управления данным видом деятельности.

Ключ к пониманию общественных функций профессионально-должностной подструктуры дают социально-экономические отношения, которые реализуются через профессионально-должностные группы. Таковы, например, отношения общественного разделения труда, оперативного управления производством, подготовки квалификационной рабочей силы, ее распределения и перераспределения.  Именно реализация этих отношений обеспечивает выполнение функций профессионально-должностной подструктуры.

Главными функциями этой подструктуры являются следующие:

специализация общественного труда, т.е. его разделение между профессиональными группами работников, обладающими соответствующими знаниями и навыками. В ходе своей трудовой деятельности эти группы, во-первых, воспроизводят систему разделения труда, во-вторых, изменяют, совершенствуют ее;

кооперация (интеграция) труда профессиональных групп;

обеспечение соответствия профессионально-должностных характеристик работников требованиям рабочих мест. В случае их несоответствия должно обеспечиваться такое перераспределение рабочей силы, с помощью которого достигается требуемый баланс. От качества выполнения этой функции зависит, с одной стороны, степень омертвления основных производственных фондов,  а с другой - уровень использования трудовых ресурсов общества;

обеспечение рационального соотношения между численностью руководителей и рядовых работников, занятых  в общественном хозяйстве. Для обеспечения эффективного управления экономикой требуется, чтобы соотношение между управленческим персоналом и рабочими находилось в фиксированных границах.

Под занятием понимают род деятельности, должность или выполняемую работу. Различая основные, побочные и сезонные занятия, основными называют те, которые приносят  главные средства существования длительное время, Как правило, занятие отдельного лица совпадает с его профессией и должностью, но иногда имеет место и несовпадение. Из определения видно, что в принципе занятие - это наиболее общая характеристика, охватывающая все виды трудовой активности, служащие источниками получения средств существования: и труд  в общественном производстве, и индивидуально-трудовую деятельность. Но, говоря о профессионально-должностной структуре, мы будем иметь в виду  лишь занятость в общественном производстве, во-первых, потому что индивидуально-трудовая деятельность часто осуществляется семьями, является частью семейного хозяйства (а с ним связан другой круг социально-экономических проблем), во-вторых, потому что статистикой учитываются лишь профессии и должности общественного производства, связанные с развитием общественного разделения труда, которое конкретизируется в том или ином наборе профессий и должностей общественного производства, можно выделить основные элементы профессионально-должностной структуры общества.

Для того чтобы выявить типы работников, совокупность которых образует профессионально-должностную  структуру человеческого фактора экономики, необходимо уточнить понятия “рабочее место”,  характеризующее профессиональный аспект труда, и “должностное место”, отражающее положение того или иного работника в структуре управления экономикой.

На рис.22 показана взаимосвязь должностного и профессионального аспектов труда, каждый из которых представлен своими характеристиками, отражающими его специфику.

Рис. 22. Взаимосвязь должностного и профессионального аспектов труда

 

Остановимся сначала на характеристиках профессиональной стороны труда:

предметное содержание труда на занимаемом месте - это совокупность конкретных операций с тем или иным объектом (предметом труда) с целью получения соответствующего результата - продукции;

степень интеллектуальности труда - это его насыщенность действиями, операциями, носящими преимущественно умственный характер, требующими анализа или синтеза данных, мысленного экспериментирования. Эта характеристика отражает соотношение операций, требующих затрат физического труда и интеллекта;

квалификационный уровень труда - это уровень мастерства, фиксируемый тем или иным способом. Считается, что квалификация определяется разрядом, к которому данная работа отнесена тарифно-квалификационным справочником. Но квалификационную характеристику имеют и работы, которые не подлежат такой оценке (например, квалификация учителя, врача).  Поэтому здесь требуются другие, более широкие показатели:

требуемое для выполнения работы образование - объем и содержание формальной подготовки в вузе, техникуме, школе, которые необходимы для деятельности по данной профессии;

степень материально-технической оснащенности труда - какие средства производства (по объемным  характеристикам и составу) используют работники той или иной профессии.

С помощью этих характеристик можно выделить следующие группы работников, различающиеся профессиональными особенностями труда:

по содержанию деятельности на занимаемом месте:

занятые в сфере материального производства; занятые в сфере политики; занятые в сфере науки и др.;

по степени интеллектуальности:

умственного труда; физического труда ;умственно-физического труда

по квалификационному уровню труда:

высококвалифицированного труда; труда средней квалификации; труда низкой квалификации; неквалифицированного труда;

По образованию:

с высшим образованием; со средним специальным образованием; с полным средним;

с неполным средним образованием; с начальным;

по уровню технической вооруженности:

занятые автоматизированным трудом; занятые наладкой и ремонтом оборудования; занятые ручным трудом при машинах и механизмах; занятые ручным трудом.

Должностной аспект труда характеризуется:

степенью самостоятельности, предоставленной работникам областью свободы, в рамках которой они могут принимать соответствующие занимаемой должности решения;

соотношением  руководящих и исполнительских функций - эта черта труда конкретизирует введенный В.И.Лениным признак класса - роль в общественной организации труда. Связь между ней и должностью естественна, ибо соотношение функций руководства и подчинения прямо зависит от места, которое работник занимает в должностной иерархии. В целом, чем выше это место, тем меньше в структуре деятельности работника доля исполнительских функций. Различается и их содержание: на более низких ступенях должностной иерархии преобладают оперативно-тактические виды деятельности, на более высоких - стратегические;

объемом хозяйственной власти - возможностью для работников влиять на ход производства и принятие  хозяйственных решений. Объем хозяйственной власти отражает “ареал влияния” в экономике, которым пользуется тот или иной работник, а также ранг решений, которые он может принимать в отношении других.

Комплексная характеристика, которая отражает место конкретной группы в общей иерархии профессионально-должностных групп называется профессионально - должностным (социально - экономическим) положением (статусом).

Ключ к пониманию общественных функций профессионально - должностной подструктуры дают социально - экономические отношения, которые реализуются через профессионально должностные группы. Таковы, например, отношения общественного разделения труда, оперативного управления производством, подготовки квалифицированной рабочей силы, ее распределения и перераспределения. Именно реализация этих отношений обеспечивает выполнение функций профессионально - должностной подструктуры, главными из которых являются:

специализация общественного разделения труда, то есть его разделение между профессиональными группами работников, обладающими соответствующими знаниями, навыками, умениями. В ходе  трудовой деятельности эти группы, во-первых, воспроизводят систему разделения труда, во-вторых, изменяют, совершенствуют ее;

кооперация (интеграция) труда профессиональных групп;

обеспечение соответствия профессионально - должностных характеристик работников требованиям рабочих мест; В случае их несоответствия должно обеспечиваться такое перераспределение рабочей силы,   с помощью которого достигается требуемый баланс;

обеспечение рационального соотношения между численностью руководителей и рядовых работников, занятых в общественном хозяйстве. Для обеспечения эффективного управления производственными отношениями, экономикой требуется, чтобы соотношение между управленческим персоналом и рабочими находилось в фиксированных (оптимальных) границах.

 

назад   оглавление  вперед

[1] . Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии/ Пер. с фр. - м.: Наука. 1990. С.244.

[2] . Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии/ Пер. с фр. - м.: Наука. 1990. С.261.

[3] . Ответственность в управлении. М.: Наука, 1985. С. 147.

[4] . Там же.