7.2. Этнодемографическая
структура
7.3. Социально-территориальная
структура
7.4. Профессионально-должностная
структура общества
7.5. Социально-классовая
структура общества
7.6. Социально-политическая
структура общества
7.2.
Этнодемографическая структура
Этнодемографическая
структура определяется по соотнесению с социальными качествами полов, возраста,
расы, нации, народности. Этнодемографическая структура - это сеть упорядоченных и устойчивых
связей между группами населения, различающимися половозрастным
(демографическим) состоянием[1]
и принадлежностью к определенным этносам (нациям и народностям).
На первый взгляд
этническая и демографическая структуры отражают разные характеристики
населения, но на самом деле они тесно связаны. Это нашло отражение в
формировании особой научной дисциплины - этнической демографии, предметом которой
является связь этнических и демографических. Развитие этнической структуры
многонациональных общностей, к которым относится и советский народ, зависит от
особенностей демографического поведения тех или иных этнических групп. Демографическое
же поведение, в свою очередь, во многом
определяется национальными нравами и обычаями. Поэтому “многие демографические
процессы невозможно понять без привязки демографических данных к определенным
этносам. Имеющиеся материалы по странам и народам мира свидетельствуют о
существенной дифференциации у них почти всех... явлений и аспектов
демографического поведения, связанного с деторождением. Они свидетельствуют
также о большой инерционности этих явлений. Поэтому, хотя общий ход
демографической истории определяется, в конечном счете, изменениями в
способе производства, на конкретный ход демографической
эволюции... во многом влияют явления,
изучаемые этнической демографией”.[2] К числу таких явлений относятся, например,
возраст половой зрелости, обычаи добрачных связей, брачный возраст мужчин и
женщин, господствующее отношение к браку и безбрачию, основные формы брака,
виды и формы семьи, традиционные отношения между супругами, половые табу,
потребность в детях, этнические аспекты заболеваемости, курения, употребления
алкогольных напитков и др. Все это позволяет говорить о единой этнодемографической
структуре человеческого фактора социального воспроизводства. Демографическая
составляющая этой структуры “ответственна”, прежде всего, за биологическое
воспроизводство популяций, а этнокультурная - за социальное воспроизводство
личностей, потенциальных работников, граждан своего общества (государства).
Этнодемографическая
структура представляет такой “срез” общества, в котором люди предстают как
субъекты своего собственного воспроизводства.
В рамках этой структуры население выступает как “совокупность людей,
рассматриваемых только с точки зрения возобновления человеческих поколений”[3].
Структурное представление процесса воспроизводства населения получило название
демографической системы. Разработавший это понятие А.Г.Вишневский определяет ее
как “население вместе со связывающими его демографическими отношениями”[4],
что близко к нашему представлению об этнодемографической структуре. В этой
связи необходимо заметить, что демография в настоящее время является
высокоразвитой наукой, и многие из рассматриваемых ниже вопросов широко
освещены в литературе.
Анализ этнодемографической структуры включает два основных
этапа:
выявление групп населения и
семей, связанных наиболее значимыми демографическими отношениями;
исследование отношений или
социальных взаимодействий этих групп.
Элементами рассматриваемой структуры служат группы,
занимающие разное положение и играющие разную роль в процессах
социально-биологического воспроизводства людей. Признаки, по которым выделяются эти группы
можно условно разделить на два типа.
Первый объединяет качества населения,
неотделимые от конкретных носителей, т.е.
классифицирует группы, как таковые, второй отражает положение групп,
зависящее от социальной среды и конкретных условий жизни.
К важным для
выполнения демографических функций характеристикам людей, как таковым,
относятся: пол, возраст, состояние здоровья, принадлежность к определенной
этнической общности, уровень образования и культуры.
Тот факт, что
все названные признаки рассматриваются с точки зрения влияния на
воспроизводство населения, придает набору определенную целостность. Например,
разделение по полу важно не для всего населения, а лишь для лиц фертильного
(детородного) возраста. Дети, подростки и старики в интересующей нас структуре могут
рассматриваться без этого разделения.
При анализе
возрастной структуры население, как правило, распределяется по пятилетним
интервалам, но применяются и более укрупненные группировки, например, 0-14
лет, 15-59 лет, 60 лет и старше.
Трудоспособное население принято разделять на четыре группы: молодежь 16-29
лет, лица 30-49 лет, люди предпенсионных возрастов (мужчины 50-59 лет, женщины
50-54 лет), работающие пенсионеры (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55
лет).
Состояние
здоровья людей важно как для репродуктивной, так и для экономической
деятельности. Наиболее общая группировка разделяет людей на практически здоровых,
подверженных определенным заболеваниям, хроников без функциональных расстройств,
а также инвалидов I, II и III групп, имеющих функциональные расстройства разной
степени тяжести.
Уровень
образования и культуры людей на первый взгляд несколько выпадает из
характеристик этнодемографических групп. Однако в исследованиях процессов социального
воспроизводства приобретение
образования и усвоение культуры можно рассматривать как особый вид
демографического воспроизводства людей.
В пользу этого говорят следующие аргументы.
Во-первых, уровень
образования и культуры является
важнейшей, качественной характеристикой эффективности воспроизводства населения, отражающей его “интенсивный”
аспект. В условиях научно-технической
революции, ускоряющегося технического и социального прогресса эта сторона
воспроизводства людей приобретает все возрастающее значение.
Во-вторых, продолжительность
обучения и особенно качество званий, получаемых молодым поколением, существенно зависят от типов семей, их
многодетности или малодетности, очередности рождения детей, состояния их
физического и психического здоровья и других демографических факторов.
В-третьих, социальные и
культурные нормы, усваиваемые молодежью, зависят не столько от процесса
формального обучения, сколько от воспитания в семье, навыков и привычек,
впитываемых “с молоком матери”.
В демосоциологических
исследованиях чаще всего выделяют группы лиц с образованием ниже начального
(0-3 класса), начальным (4-6 классов), неполным средним (7-9 классов), средним
общим (10-11 классов), средним специальным (среднее ПТУ, техникум), неполным
высшим и высшим. Поскольку эта классификация основана на формальном признаке
прохождения разных форм обучения, она недостаточно правильно отражает реальный
уровень знаний и культуры людей. Но более точное представление об этом уровне
может быть получено только путем специальных обследований.
Второй тип
характеристик отражает особенности положения этнодемографических групп,
существенно влияющие на их участие в репродуктивной деятельности и демографическое
поведение в целом. Сюда можно отнести: брачное состояние, наличие и возраст
детей, демографический тип семьи, занятость в общественном производстве, личном
и домашнем хозяйстве, жилищные условия, среднедушевой доход и др.
Под брачным
состоянием понимается “положение лица по отношению к институту брака, определяемое
в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны”[5].
По этому признаку различают лиц, не состоящих в браке. Первая группа делится на
никогда не состоявших в браке, вдовых и разведенных; вторая - на состоящих в
законном или юридически не оформленном, в первом или повторном браке.
Семейное
состояние, в отличие от брачного,
“показывает, входит ли человек в семью, и какое место занимает среди
других ее членов. Различают две крупные категории семейного состояния - члены
семей и лица, не принадлежащие к семьям. Первая категория разделяется на
субкатегории, соответствующие месту
индивида в структуре семьи, - супруги, дети, родители супругов, прародители и
другие родственники... Вторую категорию составляют одинокие, среди которых
выделяют... собственно одиноких и живущих отдельно от семьи”[6].
Занятость в
общественном производстве особенно важна при описании положения состоящих в
браке женщин фертильного возраста, так как она оказывает существенное влияние
на их репродуктивное поведение и здоровье рождающихся детей. Наиболее важно
разделение женщин, полностью занятых в общественном производстве, занятых в нем
частично или не занятых совсем.
К числу
существенно влияющих на демографическое поведение фактов относят комплекс
жилищных условий и материальное благосостояние семей (обеспеченность жилой
площадью на члена семьи), соотношение количества членов семьи с числом комнат,
степень благоустройства жилья, уровень среднедушевого дохода, размер накопленного
имущества и др.). Влиянию этих факторов на рождаемость населения посвящено
большое число исследований.2
Сложившаяся к настоящему времени точка зрения заключается в том, что на
рождаемость противоположно влияет рост материального благосостояния и культуры
населения. Благосостояние, взятое изолированно, стимулирует рождаемость, но
повышение культуры одновременно сдерживает этот рост. Увеличение доходов само
по себе создает предпосылки для роста
рождаемости, но растущий культурный уровень повышает ответственность родителей,
увеличивает их стремление дать лучшие условия жизни детям. Согласно мнению
ученых, достаточно или недостаточно развитая для нормальной жизнедеятельности
семьи социальная среда служит хотя и не единственным, но важным фактором,
регулирующим демографические процессы.
Разделение
этнодемографических характеристик на описывающие самих людей или же их
положение в принципе довольно условно. Пол, возраст, национальность, состояние здоровья, с одной стороны,
являются не отторгаемыми свойствами человека, с другой - определяют специфику его демографического и социального
положения. Достаточно напомнить о все еще сохраняющемся социальном неравенстве
мужчин и женщин, работающего населения и пенсионеров, трудоспособных и
инвалидов. Не менее значимой в современных условиях является и национальная
принадлежность людей, причем влияние этого признака на их положение, интересы и
поведение в последнее время растет. Свидетельством этого служат хотя бы
обостряющиеся межнациональные конфликты.
Отсутствие ясной и значимой грани между разными группами признаков
делает целесообразной типологизацию членов общества по всей совокупности этнодемографических
свойств.
Рассмотрев
важнейшие признаки населения, на основе которых выделяются элементы
этнодемографической структуры, необходимо представить теперь эту структуру как
целое с выделением ее вертикальных уровней и формирующихся на каждом уровне
групп. При этом нужно понимать, что реальная этнодемографическая структура общества
во много раз сложнее любой схемы и при решении разных задач исходные представления
об этой структуре закономерно должны быть разными. Не ставя задачи формирования
одновариантного представления об этнодемографической структуре общества,
попробуем выработать такое представление о ней, которое хорошо “стыковалось” бы
с остальными структурами человеческого фактора социального воспроизводства, то
есть, что работало бы на решение общей задачи.
Верхний или,
наоборот, общий уровень рассматриваемой структуры, по-видимому, образуют группы
этносов (наций, народов и народностей),
существенно различающиеся культурными нормами, ценностными ориентациями,
традициями в демографической сфере, а соответственно и типами демографического
поведения населения. Можно выделить три макроэтнические общности, каждая из
которых объединяет народы и народности, сходные в демографическом отношении.
Эти общности находятся на разных стадиях естественного движения населения, различаемых главным образом по
динамике и уровню рождаемости. Например, на территории бывшего СССР к районам с
наиболее высоким уровнем рождаемости относятся все государства Средней Азии. На
следующей стадии демографического перехода находятся такие государства как Армения,
Азербайджан, Молдавия, Казахстан - в них отмечается переход от многодетной
семьи, характерный для первой стадии демографического перехода, к среднедетной
при относительно заметном снижении рождаемости. Третья стадия демографического
перехода характерна для России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы,
Грузии - здесь закончился переход к малодетной семье, установилась, как
выражаются демографы, ориентация на двух- и однодетную семью.[7]
Население каждой
из микроэтнических зон описывается двумя собственно демографическими
подструктурами: индивидуальной и семейной. Первая типологизирует отдельных лиц
с учетом их пола, возраста, образования, здоровья, семейного состояния и т.д.;
вторая же классифицирует семьи с учетом числа совместно проживающих поколений,
полноты или неполноты основных супружеских пар, фаз жизненного цикла семей,
числа детей и т.п.
Верхний уровень
индивидуальной подструктуры можно представить как систему взаимосвязанных
половозрастных групп, различающихся ролями в естественном воспроизводстве
населения, а соответственно и в общественном производстве. В качестве таких
групп можно, к примеру, рассматривать: детей и подростков до 15 лет; молодежь
16-29 лет (с разделением на мужчин и женщин); население старшего фертильного возраста
(женщин 30-39 лет и мужчин 30-44 лет); население старшего трудоспособного
возраста (женщин 40-54 лет и мужчин 45-59 лет); население старше
трудоспособного возраста. Разумеется это лишь один из вариантов укрупненного
представления половозрастной структуры населения. В исследовательской и
статистической практике встречается много подобных вариантов, но при всех
имеющихся различиях большинство исследователей стремится к использованию
сравнительно ограниченного набора групп.
Второй уровень
составляет группы лиц, различающиеся семейным, в том числе брачным, состоянием.
Для представителей каждой из групп, выделенных на первом уровне, набор таких
состояний достаточно ограничен. Так, дети и подростки не могут состоять в
браке, быть родителями и т.д. Набор их семейных состояний ограничивается
принадлежностью к полной или неполной семье, наличием или отсутствием родителей,
проживанием с родственниками или же в детских домах. Для лиц 16-59 лет важны
признаки брачного состояния и наличия
совместно живущих с ними детей, для пенсионеров - наличия или отсутствия
семьи, проживания самостоятельно или в доме престарелых.
Третий уровень
подструктуры можно представить группами населения, во-первых, с разным
состоянием здоровья, во-вторых, с разным образованием и культурой. С точки
зрения здоровья надо, прежде всего, выделить группу инвалидов, не способных к
трудовой деятельности и живущих на пособия государства. Что касается уровня образования
(общего и специального), то он дифференцирует в первую очередь лиц трудоспособного
возраста, составляющих в то же время основную массу родителей. Поскольку
уровень образования от поколения к поколению растет, а в пределах поколения
сближается, для каждой возрастной группы можно ограничиться 3-4 интервалами образования.
Применение
описанного подхода дает достаточно обозримую этнодемографическую структуру,
характеризующую количество населения, его сбалансированность по полу и
возрасту, семейный состав, психофизическое и социальное качество, репродуктивный
потенциал.
Эта подструктура
отражает конечные результаты демографического развития, непосредственно
влияющие на состояние общественной жизни. Однако она не раскрывает
социально-демографического механизма воспроизводства населения, важного для
прогнозирования этого процесса на будущее. Главным элементов этого механизма служит
семья, то есть “основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных
общностью быта и взаимной ответственностью... Через семью сменяются поколения
людей, в ней... происходит первичная социализация и воспитания детей вплоть до
достижения ими гражданской зрелости, а также в значительной части реализуется
обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества”[8].
Особенности семьи предопределяют не
только численность, но и качество новых поколений людей, связанное с условиями
и длительностью получения образования, а также с передачей социальных норм и
ценностей от старших членов семьи к младшим в процессе воспитания. Следовательно, подструктура
семей представляет собой не менее важный аспект этнодемографической структуры
человеческого фактора экономики, чем подструктура отдельных лиц.
Как нам
представляется, верхний уровень рассматриваемой структуры образуют группы
семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла (досемейные одиночки,
молодые брачные пары без детей, брачные пары с детьми, пожилые брачные пары без
детей, пожилые одиночки, сложные семьи)1. На следующем уровне
названные группы семей разделяются на полные и неполные, а также мало-, средне-
и многодетные. Дальнейшая конкретизация структуры достигается разделением ранее
выделенных групп семей на социально благополучные (трезвые, трудовые,
устойчивые, дружные) и неблагополучные (пьющие, живущие на нетрудовые доходы,
распадающиеся, конфликтные).
На рисунке 20
дано общее представление об этнодемографической структуре человеческого
фактора. Каждая из формирующих эту структуру человеческого фактора подструктур
строится на собственном независимом основании, так что соединить эти
подструктуры в целостном представлении на первый взгляд трудно.
Однако демографические типы семей определяются
демографическими типами составляющих их индивидов. Например, наличие в семье
нескольких лиц моложе 15 лет означает, что семья многодетна. Совместное
проживание детей, взрослых и стариков характерно для трехпоколенной семьи,
отсутствие взрослого мужчины или взрослой женщины - для неполной семьи и т.п.
Рис. 20. Гипотетическое
строение этнодемографической
структуры общества
Вместе с тем
семейное состояние является важной характеристикой индивидов. Например, мужчина
25-29 лет может быть сыном, живущим в родительской семье, одиноким холостяком
или главой семьи, отцом нескольких детей, и семейное состояние будет
существенно отражаться не только на его дальнейшем демографическом, но и на его
экономическом поведении.
Семьи,
находящиеся на разных этапах жизненного цикла, как правило, различаются
половозрастным составом своих членов; соотношение полных и неполных, бездетных,
мало- и многодетных семей коррелирует с распределением индивидов по семейному и брачному состоянию.
Наконец,
материальная и жилищная обеспеченность
семей в известной мере связана с состоянием здоровья и уровнем образования
взрослых членов, а социальное неблагополучие
семей, равно как и плохое состояние здоровых родителей, в значительной
мере определяется приверженностью к
алкоголю, наличием наследственных заболеваний и пр.
Таким образом, в
действительности мы имеем дело с внутренне целостным и согласованным набором
характеристик населения, отражающим разные аспекты одного и того же явления.
С учетом
сказанного можно выделить две главные функции,
выполняемые этнодемографической структурой:
расширенное воспроизводство
населения, выступающего субъектом всех
видов и форм общественной деятельности общества, улучшение его биологических и социальных
качеств путем укрепления здоровья, повышения уровня образования и культуры,
совершенствования норм поведения;
расширенное
воспроизводство трудового потенциала
общества (способности населения к труду) путем физического, трудового и
нравственного воспитания, общего и специального обучения, активной социализации
новых трудовых поколений, продления трудовой жизни работающих и периода дееспособности
пенсионеров, создания условий для оптимального сочетания женщинами функций
материнства с трудом в общественном производстве.
[1]. Под демографическим состоянием в научной литературе понимается “состояние человека, имеющее значение для смены поколений людей, изменения численности и структуры населения, супружеских пар и семей” (см.: Волков А.Г. Состояние демографическое // Демографический энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия, 1985. С. 424).
[2]. Козлов В.И. Этническая демография//Демографический энциклопедический словарь. С. 542-543.
[3] Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. М.: Финансы и статистика, 1982. С.8.
[4] Там же. С. 9.
[5]. Герасимова И.А. Брачное состояние//Демографический энциклопедический словарь. С.46.
[6]. Волков М.Г. Семейное состояние//Там же. С.393.
2. См., например: Вопросы демографии. Киев: Статистика, 1968; Урланис Б.Ц. Проблемы динамики населения СССР.- М.: Наука, 1974; Шлидман Ш.И., Эвидриньи П.П. Изучение рождаемости. - М.: Статистика, 1973; Демографический анализ рождаемости. - М.: Статистика, 1974.
[7]. См.: Хорев Б. Население страны: Географические и демографические аспекты. - М.: Знание, 1986. С.12.
[8]. Волков А.Г., Мацковский М.С. Семья//Демографический энциклопедический словарь. С.395.