7.2. Этнодемографическая
структура
7.3. Социально-территориальная
структура
7.4. Профессионально-должностная
структура общества
7.5. Социально-классовая
структура общества
7.6. Социально-политическая
структура общества
7.6. Социально-политическая структура общества
Социально-политическая структура определяется по способу получения и размеру
доли общественного богатства или совокупного общественного продукта, то
есть центральный вопрос - вопрос
власти, вопрос перераспределения совокупного общественного продукта, вопрос
регулирования общественных отношений.
Закон определяющей роли производственных
отношений в развитии общественных систем
гласит, что для того, чтобы что-то потреблять, что-то распределять или обменивать, надо
что-то произвести или воспроизвести; закон неравномерности распределения благ и ценностей
- от каждого по способностям - каждому по его труду; закон общественной организации труда (взаимосвязи
общественного разделения и объединения труда) - с углублением общественного
разделения труда возрастает значение коллективного труда, происходит
объединение специализировавшихся форм труда, для удовлетворения возрастающих
потребностей личности и общества.
Опираясь на эти законы, в качестве основных
социальных сил в составе обществ с государственным устройством можно выделить
(рис.24) экономические силы (основные субъекты хозяйствования -
производственные классы, профессионально занимающиеся организацией производства
и его управлением, коммерческие классы, осуществляющие движение товара к
потребителям), потребительные силы (основной субъект потребления - гражданское
общество), управляющие силы (основной субъект управления общественными
процессами - государство, а в нем классы, осуществляющие распределение
совокупного общественного продукта).
Субъекты
хозяйствования свое взаимодействие с гражданским обществом строят на основе
купли рабочей силы и продажи произведенного товара. Прямые отношения между ними
посредством рынка регулируются общественными (например, общество потребителей)
и профессиональными организациями (профсоюзами).
Гражданское общество обычно выделяется в
социальных системах в целях отличия государства от общества, разделения военной
сферы жизни общества и гражданской. Оно определяет социально-временное
пространство функционирования конкретно существующего общественно-политического
образования. Гражданское общество является основным потребителем благ и
ценностей, произведенных на основе конкретной общественной организации труда.
В обществах с государственным устройством для того, чтобы
получить право осуществления основных функций регулирования, управления
общественными процессами и явлениями с помощью аппарата и сил конкретного
государства, внутри гражданского общества, субъектов хозяйствования происходит
концентрация (объединение) сил в общественно-политические движения, партии,
которые ведут политическую борьбу, то есть борьбу за власть.
Центральное место в
социально-политической системе общества принадлежит государству, которое осуществляет
основные функции регулирования на основе концентрации власти. Оно является в
обществе крупнейшим субъектом хозяйствования, потребления и регулирования. Основными
механизмами регулирования общественных отношений являются:
экономический (через выделение кредитов, владение монополией на выпуск определенных
видов товаров и услуг, монополией на выпуск и нормирование обращения денежного
эквивалента и т.д.),
потребительный (через уменьшение или увеличения меры потребления государством товаров,
рабочей силы и т.д.),
нормативный (через владение монополией на осуществление законодательства, на
нормирование отношений),
силовой (монополия государства на создание и применение вооруженных сил,
милиции, полиции и т.д.).
Существование, функционирование и развитие
социально-политической структуры общества основано на реальном процессе
воспроизводства властных отношений, обусловленных общностными и личными
потребностями и интересами. По этому выделяются следующие основные направления
в политической деятельности:
внешняя и внутренняя
политика;
общегосударственная и
территориальная политика;
экономическая политика (если
с учетом воспроизводства населения, то социально-экономическая), социальная
политика, правовая политика, культурная политика (если с учетом воспроизводства
людей, то социокультурная политика);
силовая политика (мирная и
военная) и т.д., то есть касаемо всех сторон существования общества и т.п.
Состояние общества, характеризующееся относительным согласием
основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного
развития, называется политической стабильностью.
Состояние стабильности общества достигается на основе
объективно действующих социальных законов, на соблюдении пропорций между
основными экономическими, социальными, политическими силами, на соблюдении
баланса основных потребностей и интересов. Одно из центральных мест в
обеспечении стабильности общества занимает социальное производство (наряду с
экономическим производством), выступающее основой социальной политики, имеющей
своей целью воспроизводство жизни общества и общественной жизни человека.
Таким образом, основная функция социально - политической структуры это регулирование общественных отношений во всех сферах общественной жизни. Основной социально - политический институт нормирования, регулирования и разрешения социальных конфликтов - государство, социально - экономической основой которого выступают так называемые естественные экономические монополии.