7.2. Этнодемографическая
структура
7.3. Социально-территориальная
структура
7.4. Профессионально-должностная
структура общества
7.5. Социально-классовая
структура общества
7.6. Социально-политическая
структура общества
7.3.
Социально-территориальная структура
Социально-территориальная структура
определяется по характеристике исторически сложившихся территориальных общностей
людей, характеризующихся общими условиями жизнедеятельности, социокультурными
традициями.
Этнодемографические, профессиональные процессы, фазы
общественного воспроизводства, различные виды социальных взаимодействий осуществляются в географическом
пространстве и потому имеют определенную “территориальную проекцию”. Аналогично обстоит дело с жизнью отдельных
людей: они рождаются, осуществляют какую-то деятельность, умирают, и
“территориальные проекции” их путей в одних случаях сжимаются в “точку”
единственного села и города, в других же, охватывают чуть ли не весь мир.
Повседневная пространственная подвижность людей даже при высокоразвитых средствах сообщения ограничена 50-100, а при слабо развитых - 5-10 км. В то же время людям необходимо постоянно работать, чтобы обеспечивать себя требуемыми жизненными средствами и получать общественные услуги: учить детей, покупать товары, лечиться и т.д. Отсюда необходимость пространственной концентрации жилого фонда, учреждений обслуживания и производственных предприятий в населенных местах (городах, поселках и селах, занимающих не более одного процента общего жизненного пространства общества).
Характер
размещения и типология поселений в тех или иных регионах зависят от физико-географических,
экономических, политических и социальных условий исторического развития. На
ранних его этапах поселения размещались в местах, удобных для обороны, и на
пересечении торговых путей. Позже формирующаяся сеть городов как
промышленно-торговых и транспортных центров превратилась в самостоятельный фактор
концентрации производства и населения. Исследование строения и функционирования
социально-территориальной структуры позволяет осветить специфический социальный
механизм реализации экономических отношений, связанный с взаимодействиями
территориальных общностей.
Элементами социально-территориальной
структуры являются активно взаимодействующие друг с другом
социально-экономические типы территориальных общностей. Границы этих общностей
определяются административным делением территории России между республиками,
областями, краями, городами, сельскими административными районами и
поселениями.
Территориальная общность, во-первых,
представляет собой относительно самостоятельную ячейку территориальной
структуры общества, включающую, во-первых, соответствующую группу населения, во-вторых, используемую этой
группой часть жизненного пространства с ее природными ресурсами,
производственными предприятиями, жилым фондом, социально-бытовой
инфраструктурой. Отличительными чертами
территориальных общностей являются относительная пространственная обособленность,
целостность, проявляющаяся в большем развитии внутренних
социально-экономических связей по сравнению с внешними, “самодостаточность”
производственной и непроизводственной сфер для удовлетворения базисных
потребностей группы, специфика качественного состава населения и условий его
жизнедеятельности[1].
Территориальная группа представляет собой
совокупность людей, объединенных проживанием на одной территории (в одном поселении),
единством территориальных условий жизнедеятельности, сходством пространственных
интересов и поведения. Обычно территориальная группа рассматривается как целостный элемент
территориальной общности.2 Однако
исследование социальной структуры требует
конкретизации этого представления, т.е. разделения территориальных групп на
элементы, существенно различающиеся своим положением, интересами, поведением и
влиянием, оказываемым на развитие общности. Такими элементами являются: а) население
общности, не выполняющее управленческих функций; б) руководители ее производственных
и непроизводственных организаций; в) ответственные работники местных органов
управления.
Содержание и
интенсивность социальных отношений и взаимодействий территориальных общностей
зависит от того, сходны они или различны. Чем более они сходны в социально-экономическом
плане, тем с более близким кругом проблем сталкивается их население.
Взаимодействие между сходными территориальными общностями сводятся к соревнованию,
обмену опытом, взаимопомощи, объединению усилий для решения общих задач.
Различия же в характере и уровне социально-экономического развития стимулируют
такие виды взаимодействий, как обмен результатами деятельности, связи
управления, миграция постоянного населения, трудовая и культурно-бытовая маятниковая
миграция и др. Взаимодействия общностей разного типа играют гораздо большую
роль в развитии общностей разного типа, в развитии общества в целом, чем сжатое
представление социально-территориальной подструктуры как системы взаимодействующих
социально-экономических типов общностей.
[2]
Территориальные группы разделяются на два
типа - поселенческие и региональные. Особенностями поселенческих общностей являются
концентрации населения и условий его жизнедеятельности на сравнительно небольшой
территории и дискретное размещение в географическом пространстве. К
региональному типу общностей относятся сельские районы, автономные округа,
области, края, республики. Общности этого типа непосредственно граничат друг с
другом и в совокупности занимают все жизненное пространство общества.
Существенная
разницы между поселенческими и региональными общностями и их одинаковая
важность для развития общества вызывают необходимость разделения социально-территориальной
структуры (рис.21) на две относительно самостоятельные подструктуры:
поселенческую и региональную. Элементами первой служат социально-экономические
типы поселений, не учитывающие их географического положения, элементами второй
- типы региональных объектов разного уровня (районов, областей, республик),
что, например, отражено в административном делении Российской Федерации.
Рис. 21.
Социально-территориальная структура Российской Федерации
Социально-поселенческая подструктура формируется на основе
следующих типообразующих признаков поселения.[3]
Численность населения, или
людность.
С одной стороны, людность
поселения предопределяет степень пространственной концентрации человеческих
масс, богатство информационной среды, меру формализации социальных контактов,
возможности дружеского и профессионального общения, образования семей и т.д. С
другой стороны , она служит базой определения нормативного уровня развития
социальной инфраструктуры. Чем больше людей живёт в поселении, тем более
широкий круг учреждений обслуживания оно в принципе может иметь и тем выше
может быть их ранг. Так, согласно существовавшим нормам, на строительство
детского сада может претендовать поселение, имеющее не менее 500 жителей,
кинотеатра - не менее 3 тысяч, театра оперы и балета - не менее миллиона жителей.
Социально-демографический состав
поселенческой
группы отражает её сбалансированность по полу и возрасту, способность к
естественному самовоспроизводству (или, напротив, потребность в систематическом
пополнении извне за счёт миграции), семейный состав населения, его структуру по
образованию, квалификации, соотношение лиц разных национальностей и разных
культурных традиций. Качественный состав жителей определяет
социально-психологический климат в поселении, господствующие нормы поведения,
традиции, образ жизни. По этому признаку различаются, например, города разных
масштабов (крупные или малые), неодинаковой специализации (скажем, научные или
шахтёрские). Большие различия наблюдаются и между городом и селом.
Административный статус,
присваеваемый каждому
поселению, разделяет, во-первых, сёла и города, во-вторых, их конкретные типы.
Города разделяются на категории в зависимости от того, каким органам управления
они подчиняются: районным, областным, республиканским, или федеральным.
Административный статус сёл определяется тем, являются ли они центрами районов
или не выполняют функций центральности. От административного статуса зависят
масштабы капитальных вложений в развитие производственной и социально-бытовой
инфрастуктуры поселений, темпы и эффективность их социально-экономического развития.
Например, столицы республик развиваются намного быстрее, чем областные
центры, имеющие аналогичную численность
населения.
Производственный профиль поселений отражает емкость и
профессионально-отраслевую структуру системы рабочих мест в общественном производстве, а также социальную ценность этих мест (уровень оплаты труда, его
условия, тяжесть, возможность получения жилья, мест в детских
учреждениях и т.д.). Этот признак дифференцирует, во-первых,
многофункциональные поселения с высокой емкостью и большим
отраслевым разнообразием рабочих мест
и многоотраслевые поселения,
предъявляющие спрос на труд по ограниченному кругу профессий, во-вторых, отраслевые поселения разного
профиля (сельскохозяйственные,
лесозаготовительные, шахтерские, строительные, научные и т.д.). Обеспеченность
разных поселенческих групп рабочими
местами в общественном производстве различается очень сильно. В крупнейших городах можно в принципе найти
работу по любой специальности, соответственно очень широк круг профессий,
выбираемых здесь молодежью. Напротив, в небольших городах, поселках и на селе
выбор рабочих мест в ряде случаев ограничивается несколькими профессиями. Так в
небольших деревнях, не имеющих регулярных транспортных сообщений с более
крупными центрами, почти все мужчины становятся трактористами, механизаторами
или скотниками, почти все женщины - доярками, телятницами или полевыми
рабочими. Производственная сфера некоторых поселений фиксирована
преимущественно на потреблении мужского труда (например, воинские поселения,
отдельно дислоцированные боевые части, заставы и т.п.), других - на потреблении
женского (например, знаменитые “города невест” на основе ткацкого производства
и т.п.). Наконец есть поселения, производственная сфера которых вообще не
способна обеспечить круглогидичную занятость своего населения, так что
последнее вынуждено либо работать в других населенных пунктах либо “не
работать” совсем, зачастую занимаясь ведением, так называемого, натурального хозяйства.
Уровень социального развития
поселений выражается, прежде
всего, в обеспеченности важнейшими элементами социально-бытовой инфраструктуры,
в качестве общественного обслуживания населения. В качестве основных характеристик
этого уровня можно выделить следующие группы: обеспеченность населения жильем;
обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами;
развитость бытового и социально-культурного обслуживания населения; развитость
системы образования.
Местоположение поселений по отношению к транспортным
коммуникациям и общественно-политическим центрам. Область реальной
деятельности большинства современных людей не ограничивается рамками своего
поселения (даже если это многомиллионный город). Люди ездят на работу, в
учебные заведения, с целью совершения покупок, получения медицинских услуг и
т.д. Между тем пространственный арсенал транспортной доступности за
определенное время (например, за один час, десять часов или сутки) для
поселенческих структур весьма различен. Если из Москвы за 10-12 часов можно
добраться до Владивостока, то из районного города или села другой области на
это потребуется на много больше времени. Соответственно дифференцируются и
возможности удовлетворения потребностей населения за пределами собственных
населенных мест.
Комплекс экологических условий
-
климатические условия, степень загрязнения воздуха и земли вредными химическими
веществами, уровень радиации, качество питьевой воды, наличие зон отдыха на
берегах морей, озер и рек, вблизи лесов и т.п. Совокупность этих условий
непосредственно отражается на здоровье, продолжительности жизни,
трудоспособности и т.п. соответствующих групп населения.
Особенности социальной политики местных органов власти. Хотя положения этой
политики в основном определяются высшими эшелонами власти, то есть носят общероссийский
характер, конкретная реализация их на местах не одинакова.
Социально-территориальные группы участвуют в реализации
таких отношений, как размещение производительных сил, территориальное разделение
труда и обмен результатами деятельности, территориальная кооперация труда,
размещение отраслей непроизводственной сферы, распределение потребительских
товаров и социально-культурных услуг, территориальное перераспределение
национального дохода и т.п. С учетом вышесказанного можно выделить три основные функции,
выполняемые социально-территориальной системой.
Первая заключается в создании
территориальных условий для эффективного использования производственных
ресурсов - месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственных
земель, рабочей силы населения и т.п.
Второй функцией является обеспечение
нормальных пространственных условий жизнедеятельности - создание
рабочих мест, развитие жилого фонда, социально-бытовой инфраструктуры, снабжение
продовольствием и потребительскими промышленными товарами и т.п.
Третья функция выражается в социальном
контроле жизненного пространства общества, а также в хозяйственном
освоении территорий, не имеющих постоянного населения (тайга, степи и т.д.). В
настоящее время наблюдается тенденция к большему “стягиванию” населения к
транспортным магистралям и в зоны влияния крупных городов, что с точки зрения
рассматриваемой функции следует оценивать отрицательно.
У территориальных групп есть три
основных способа удовлетворения своих интересов:
Первый заключается в
инициативе местных органов власти и учете ими просьб и требований населения;
Второй - самостоятельном
(индивидуальном или коллективном) удовлетворении назревших потребностей на
основе инициативного поведения населения (с разрешения властей или независимо
от них и даже вопреки их позиции);
Третий способ поведения
заключается в изменении места жительства, то есть в миграции. Убедившись в том,
что в рамках данной территориальной общности удовлетворить свои интересы
нельзя, люди переезжают из сел в города, из малых городов в крупные, из
северных и восточных районов в центральные и т.д.
Большая общественная значимость социально-территориальной подструктуры обуславливает необходимость управления ее развитием, что предполагает знание социального механизма этого процесса.
[1] Подробнее см.: Заславская Т.И. Теоретические вопросы исследования социально-территориальной структуры советского общества // Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. С. 215-217.
2 Согласно мнению некоторых ученых, понятия территориальной общности и территориальной группы синонимичны, хотя эта позиция мало распространена (см.: Ткаченко А.А. Территориальная общность в системе понятий географии населения//Изв. АН СССРШ. Сергия геогр.1982. N 4. С.94-97).
[2] Социально-территориальная структура города и села: (Опыт типологического анализа)/ Под ред. Т.И.Заславской и Е.Е.Горяченко; ИЭ и ОПП СО АН СССР. Новосибирск, 1982.
[3] См.: Развитие сельских поселений:(Лингвистический метод типологического анализа социальных объектов) Под редакцией Т.И. Заславской и И.Б.Мучника.М.:Статистика,1977.Гл.4.С.74-92.