Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  Политическая культура и цивилизацияПолитическое поведение и участиеПолитическое лидерство и элита

Политическое сознание и идеологииПолитические коммуникации и информационная политика

Политика, культура, цивилизация. личность

 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

назад   оглавление  вперед

 

5.1. Человек, индивид, личность

5.2. Социальные функции и статус личности  

5.3. Социализация личности 

5.4. Социальное окружение личности и удовлетворение основных потребностей.

 

5.4. Социальное окружение личности и удовлетворение  основных потребностей

 Говоря о развитии, движении общества К. Маркс в “Экономическо-философских рукописях 1884 г.” отмечал, что “общественный характер присущ всему движению; как само общество производит человека как человека, так и он производит общество. Деятельность и пользование ее плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование. Человеческая сущность природы  существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Только в обществе его природное бытие является для него его человеческим бытием и природа становится для него человеком. Таким образом, общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы[1].

В современной науке понятием личность определяется: человек как член конкретного общества, сущность которой составляют ее социальные качества.  Общество для личности выступает как естественная природа ее существования.

Личность формируется на основе процессов социализации и стратификации. В их основе лежат объективные социальные законы: закон возрастания потребностей (каждая удовлетворенная потребность порождает новую), закон прибавочного рабочего времени.

Человек для того, чтобы удовлетворить свои потребности взаимодействует с другими людьми. Воспроизводя свою общественную жизнь, он тратит часть своего рабочего времени непосредственно на себя, а другую часть на общество, через которое реализует потребности в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач;  потребности в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находится рядом с людьми, быть признанным и понятым ими;  потребности уважения (почитания): стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету; познавательные потребности, стремление много знать, уметь, понимать, исследовать; эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, красоте и т.д.   То есть, превращаясь в личность, человек удовлетворяет комплекс потребностей от физиологических (голод, жажда, половое влечение, состояние здоровья и т.д.) до самоактуализации (стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности).

Взаимодействие с социальной средой человек строит в процессе своей деятельности, его поведение как системы может быть реактивным (полное подчинение окружающей среде), адаптивное (приспособление к окружающей среде), активном (изменение, преобразование окружающей среды). В реальной жизни личность взаимодействует с социальной средой на основе комплексного применения всех основных типов поведения, сообразуясь с ее изменениями, с ее активностью.

Например, любой человек может выбирать друзей самостоятельно, может строго следовать установкам родителей, а может подчиниться активному выбору других; может выбрать профессию, супруга и т.д. сам, может подчиниться выбору родителей, своего окружения и т.д.

Родившись в конкретной семье, человек попадает в конкретное ближайшее социальное окружение: семья, родственники, если же их нет, то его социализацией занимается общество через деятельность конкретных людей (детские дома, приюты и т.д.).  Развиваясь, усваивая ценности конкретной социальной среды, то есть, превращаясь в личность, он начинает формировать, как правило, свое окружение сам: заводит друзей, товарищей, знакомых, создает семью, начинает самостоятельную трудовую деятельность (рис. 12).

Рис. 12. Ближнее социальное окружение личности

 

 Через свое ближнее социальное окружение личность получает дополнительные  выходы на сферы реализации своих потребностей. Нет необходимости кому-либо доказывать, что если у Ваших родителей другом является начальником ГАИ конкретной области, то у Вас не  будут серьезные проблемы во взаимоотношениях с данной структурой, если Ваш друг стал заведующим больницы, то у Вас проблем со здравоохранением не будет (только не надо путать состояние здоровья и состояние здравоохранения) и т.п.

В ближнем окружении личности отношения строятся на основе непосредственных межличностных контактов. В процессе своей жизни личность взаимодействует с обществом в целом через свое ближайшее окружение либо использует “посредников”, то есть реально увидеть взаимодействие можно с представителями конкретных социальных групп, представителями власти на местах и т.п. (Рис. 13).

 

Рис. 13. Опосредованное включение личности в социум

 

Например, покупая товар фирмы “Panasonic” человек непосредственно не контактирует с людьми, произведшими данный товар, и тем более с советом директоров, он вступает в отношение с ними посредством рынка; когда Вас останавливает инспектор ГАИ или Вы обращаетесь в суд, Вы опосредованно вступаете в отношения с государством; когда Вы платите налоги или работаете в течении прибавочного рабочего времени Вы не вступаете в контакт с представителями тех социальных групп, которые пользуются плодам Вашего прибавочного рабочего времени (с инвалидами, несовершеннолетними, сиротами, больными и т.п.) и т.д.

При этом необходимо учитывать то, что мнение людей при опосредованном общении о других его участниках формируется при помощи получения информации о них. Здесь ведущую роль занимают средства массовой информации: достаточно вспомнить, как Вас настраивает на опосредованные контакты реклама. По этому не каждая личность может реально соотнести себя с реально существующей социальной структурой общества.

В формировании человека как личности опосредованное отношение, взаимодействие играет ведущую роль. Статус, который предписан личности по происхождению (по положению родителей), надо еще удержать, достигнув положения родителей, либо превысить его, чтобы можно было занять свою “ячейку” в системе социальной стратификации конкретного общества, то есть личность должна усвоить нормы, ценности, правила поведения и т.д., соответствующие определенным социальным группам,  установить свою принадлежность к определенным классам.

Социальная активность личности обусловлена ее мотивацией, ее потребностями. Потребности  это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные потребности вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.      Процесс стимулирования (как внутреннего - самостимулирования, так и внешнего) отдельной личности или группы, общности людей к деятельности, направленной на достижение конкретной цели называется мотивацией. Она необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Наличие активной жизненной потребности не является единственным необходимым условием мотивации личности на достижение человеком определенной цели. Человек должен надеяться также на то, что выбранный им тип поведения деятельности приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидание можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей, например, ожидают, что окончание колледжа, института, университета, военного училища и т.д. позволит получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, то можно продвинуться по службе.

Основываясь на предположении, что личность направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверена в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели, мотивация является функцией фактора ожидания затраты “труда - результаты”, ожидания - “результаты - вознаграждение”, валентности вознаграждения затратам труда (рис.14). Наиболее эффективная мотивация достигается тогда, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.

 

Рис. 14. Модель мотивации по В. Вруму

        

Получившая широкую поддержку модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера (Рис. 15.) основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия личностями справедливого вознаграждения.

Результативность деятельности личности зависит от приложенных ей усилий, ее характерных особенностей и возможностей, а так же оценки ей своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность порождает удовлетворенность, а не наоборот. Результативный труд, результативная деятельность ведут к удовлетворению.[2]

 

Рис. 15. Модель Портера-Лоулера

 

Таким образом, социальное окружение личности включает в себя ближнее окружение, основанное на непосредственных межличностных контактах, и дальнее окружение, основанное на опосредованных контактах. Социальную сущность личности определяет, в-первую, очередь, дальнее окружение, ибо через него личность соотносится с реально существующей социальной структурой общества. Основу активности личности определяет круг ее потребностей, к удовлетворению которых ведут результативный труд, результативная деятельность.

назад   оглавление  вперед


[1] . Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. 2-е изд. Т. 42. С.118. Название работе было дано институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Данная работа является первоначальным наброском задуманной Марксом  книги “Критика политики и политической экономики. (Там же. С.531, 460.)

[2] . См.: Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело. 1992. С. 376-385.