Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  Политическая культура и цивилизацияПолитическое поведение и участиеПолитическое лидерство и элита

Политическое сознание и идеологииПолитические коммуникации и информационная политика

Политика, культура, цивилизация. личность

 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

назад   оглавление  вперед

 

5.1. Человек, индивид, личность

5.2. Социальные функции и статус личности  

5.3. Социализация личности 

5.4. Социальное окружение личности и удовлетворение основных потребностей.

 

5.2. Социальные функции и статус личности

Личность, ее поведение, установки и приоритеты, эмоции и выборы определяются рядом факторов: условиями среды, положением в обществе и видом осуществляемой ею деятельности, внутренним своеобразием личности, ее духовного мира. Попробуем разобраться в том, как происходит влияние на поведение отдельного человека.

Как отмечалось выше, связь и взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят друг от друга. Каждый человек исполняет определенные социальные функции, как своеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий в данном социальном взаимодействии в рамках общественного разделения труда: врач - лечит, педагог - преподает, шофер - водит автомобиль, предприниматель - распоряжается и организует производство и т.д.

Употребляя термин "функция", следует иметь в виду, что в социологии о функциях судят не по тому, что человек сам конкретно намеревается делать, какой смысл он вкладывает в свою деятельность, а по тому - какие последствия (для других, для общества в целом) эти действия имеют. При этом если человек не выполняет свою функцию, а еще точнее, выполняет с противоположным знаком, то мы имеем дело с дисфункцией. Педагог, дающий своим питомцам устаревшие и даже ложные знания, не учит, а "калечит".

Конечно, без действий нет последствий. Одно и то же явление (на что обратил внимание Р. Мертон) может вызывать различные последствия, сумма которых определяет совокупный функциональный результат, на основе чего можно говорить о социальной функции данного явления или человека. И, наоборот, к одним и тем же следствиям могут приводить самые различные действия, поступки, что позволяет говорить о функциональных заменителях (эквивалентах, альтернативах). Просвещать могут учителя и телевидение  (они - функциональные эквиваленты). Телевидение может и просвещать, и рекламировать, и передавать политическую информацию, и транслировать спортивные передачи, т.е. совокупно выполнять функцию средства массовой информации.

Функция индивида может осуществляться преднамеренно или непреднамеренно. В случае, когда мы имеем дело со следствием действий, которые совпадают с намерениями, мотивами деятеля, мы говорим о явной функции. Латентная (скрытая) функция - это не планировавшийся, не предполагавшийся, (а может быть и неосознанный) результат действия. 

Каждый человек, выполняя свои функции, становится нужным другим. Функциональная взаимосвязь образует "каркас" общества. Это социальные статусы и роли, функционально связанные благодаря общественному разделению труда. Социальный статус - "водитель", "мать", "президент", "журналист", "мужчина", "спортсмен" и т.д. - это пустые ячейки. Каждая из них заполняется определенным количеством людей, но они постоянно меняются: кто-то умирает, кто-то увольняется и переходит на другую работу. А ячейки остаются. Они необходимы обществу. Без них оно не сможет функционировать. Они полезны ему: врач нужен, чтобы лечить, учитель - чтобы учить и так до бесконечности. Каждая ячейка на своем месте выполняет определенную важную общественную функцию.

Представим себе общество, где один человек выполняет все функции: он и вождь, и военачальник, и лекарь, и дровосек, и портной. Сможет ли такое общество нормально развиваться? Конечно, нет. Каждую функцию "мастер на все руки" будет выполнять кое-как, ему не хватит ни времени, ни умений. В таком обществе отсутствует разделение труда. Разделение труда возникает тогда, когда разные функции закрепляются за разными группами специально подготовленных людей. Это называется специализацией. Современное общество - это общество специалистов, а не дилетантов. Специалистам приходится кооперироваться между собой, они не могут обойтись друг без друга: пекарю нужны сапоги, дом, крепкое здоровье, ему нужно обучать детей, поэтому он обменивает продукты своего труда на товары и услуги сапожника, строителя, врача и учителя. А те, в свою очередь, поступают точно также. Так и формируется функциональная связь статусов и ролей на основе специализации и кооперации труда. А специализация и кооперация труда составляют суть общественного разделения труда.

Слово "статус" пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце Х1Х века английский историк Г. Д.С. Мейн придал ему социологическое значение. Статус - социальное положение человека в обществе. Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. "Водитель" - профессия; "работник наемного труда, имеющий средний доход" - экономический параметр; "член демократической партии" - политическая характеристика; "мужчина в возрасте 40 лет" - демографический показатель (к ним же относится и национальность). Все эти характеристики описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных позиций.

Каждая позиция (или ячейка) имеет ряд существующих прав и обязанностей. Благодаря им, получается функциональная взаимосвязь ячеек. Мы знаем обязанности отца по отношению к сыну и сына по отношению к отцу; офицера - по отношению к солдату, и наоборот. Они зафиксированы в инструкции либо закреплены обычаем.

Права и обязанности - это, в первую очередь, элементы общественного разделения труда. Оно подразделяется на несколько видов:

половозрастное разделение труда,

профессиональное,

политическое и

экономическое.

Соответственно видам общественного разделения труда образуются виды социальной структуры (с теми же названиями). Таким образом, общественное разделение труда, как и социальная структура - это обобщенные характеристики.

Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе и допустить по отношению к другим людям. Обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают  его предсказуемым. В то же время права и обязанности взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Они могут существовать порознь, но тогда социальная структура деформируется. Так, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе они более симметричны. Таким образом, от того, как соотносятся права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества.   

Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Сапожник обязан в срок и качественно сдать свою работу заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан - лишиться контракта, выплатить неустойку, могут пострадать его имидж и репутация, либо его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Таковы формы проявления ответственности. Они многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени. Место индивида в системе общественного разделения труда, которая "пронизывает" все общество описывает статус.

Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а позиция директора - в связи с позицией министра образования, департамента образования и т.д. Статус учителя, как и любой другой статус, определен относительно всей системы образования.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Например, господин или товарищ  Н. - мужчина, человек средних лет, преподаватель, кандидат наук, ученый, секретарь научного совета, заведующий кафедрой, член профсоюза, член республиканской партии, православный, избиратель, муж, отец, дядя и т.д. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном). Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

В этом наборе статусов всегда найдется ключевой. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют. Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказывался статус домохозяйки, а для мужчины и прежде, и теперь - статус, связанный с основным местам работы или занятием: "директор коммерческого банка", "научный сотрудник", "полицейский", "рабочий на промышленном предприятии" и т.д. Главным является тот статус, который определяет образ жизни, круг знакомых, манеру поведения и т. п. Для научной интеллигенции главным критерием часто оказывается не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менеджеров - должность или иерархический ранг.

Необходимо различать два вида статуса - личный и групповой. Групповой статус - это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель конкретной социальной группы (профессиональной, классовой, национальной и т.д.). Когда-то негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому негру - талантлив он или нет, добродетельный человек или злодей - относились пренебрежительно. Личные качества отступали на задний план, национальные - на передний. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример: предрассудки по отношению к женщинам. Бытует мнение, что с руководящей работой она справится хуже мужчины только потому, что она - женщина.

Личный статус - положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что групповой статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, т.е. неформальный авторитет.

Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально - групповые предрассудки. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ним, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к нему с подозрением или осторожностью. Через некоторое время, когда наш герой продемонстрировал свои деловые и личные качества, окружающие меняют свое отношение к нему. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно стал высоким личным.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка и т.п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, и нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Кроме рассмотренных видов статуса существуют и другие. Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина - прирожденный статус, характеризующий пол. Русский - прирожденный статус, определяющий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако недавно выяснилось, что пол и цвет кожи можно изменить при помощи хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Хирургическое вмешательство понадобилось потому, что две разновидности пола пришли в противоречие. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол - мужской или женский - следует в таких случаях считать прирожденным? Однозначный ответ до сих пор не найден.

В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди меняют. Когда родители - лица разной национальности, трудно определить какой национальности должны быть дети. Нередко они сами решают, что записывать в паспорте.

Уехав навсегда в другую страну, особенно в молодом или детском возрасте, русские эмигранты (тем более их дети) нередко забывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения. Они уже мало чем отличались от коренных жителей этой страны. Биологическая национальность вытеснялась социально приобретенной.

Возраст - биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности, каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых - заботу о детях и стариках.

После наступления определенного возраста сын короля наследует от отца корону. Король - приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являются прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее говорить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном статусе.

Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: "сын", "дочь", "сестра", "брат", "племянник", "дядя", "тетя", "бабушка", "дедушка", "кузен" и некоторые другие, выражающие кровное родство (попытайтесь завершить список). Кроме них существуют некровные родственники, т.н. законные родственники. После женитьбы все кровные родственники жены становятся кровными родственниками мужа. У него появляется теща, тесть и т.д. Стать законным родственником можно посредством брака. Приобрести статус кровного родственника можно также посредством усыновления. Статусы падчерицы и пасынка (хотя их называют дочерью и сыном), статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его; иначе говоря, если усыновление происходит без согласия ребенка.

Подведем итоги. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. Прирожденным является биологически унаследованный статус. Приписываемым статусом является социально приобретаемый, но очень часто он одинаков по названию с прирожденным статусом. Так, "сын" может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Для того, чтобы не возникало путаницы, социологи договорились называть и тот, и другой типы статуса одним словом - приписываемый статус. Таким образом, приписываемым (или аскриптивным) является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и (или) которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек  получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как "школьник", "покупатель" и т.п.

Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. "Аспирант” - статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином, почетным гражданином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям, иногда специально не добиваясь этого звания.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно - исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная перестройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.

Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После Октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина. В начале 90-х годов на предприятиях и в учреждениях были ликвидированы парткомы, тысячи людей вышли из рядов коммунистической партии.

Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Допустим, в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально - экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. 0 каком статусе здесь идет речь? Достигаемым назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения. Он стал инвалидом в результате стечения обстоятельств, которые были вне его контроля.

Рассмотрим другой пример. Звание академика сначала является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, так как считается пожизненным, хотя и ненаследуемым. Пожизненным является звание олимпийского чемпиона, а вот звание чемпиона мира могут "отобрать" те, кто показал лучшие результаты на новых мировых чемпионатах. Это - переходящее звание.

Описанные выше случаи можно отнести к смешанным статусам. Человек, получивший степень доктора наук, не может передать ее своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит продвигаться по научной стезе. Коллеги отца будут покровительствовать юноше, он приобретает приписываемый статус сына доктора наук. То же самое можно сказать о детях миллионеров, влиятельных политических деятелей, выдающихся спортсменов, артистов, кинозвезд.

Смешанным статусом называется сочетание достигаемого или предписанного статуса с положением в обществе, которое занимает индивид вопреки собственному желанию, своему выбору или если на занятие той или иной должности накладываются социально - демографические ограничения, в результате которых занимаемое положение перестает выступать в качестве достигаемого статуса.

Как мы установили, каждый из нас причастен ко множеству групп - больших и малых - и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является - высоким, средним или низким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди коллекционеров марок, но коллеги по работе считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети даже посматривают на него свысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низкий. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, к которым он относится.

Несовпадение статусов - это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Поэтому несовпадение возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую - в другой;

когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Господин Н. является коллекционером, бухгалтером и семьянином - наглядный пример расхождения (или несовпадения) статусов. Господин М. - случай более сложный. Он - талантливый инженер, но ничем выдающимся в этом качестве себя не проявил. Профессиональный статус у него средний - таков престиж инженерного труда в обществе. У начальства он пользуется также не очень большим уважением: оно ценит его "талант, но считает безынициативным. Коллеги называют его "своим парнем" за компанейский характер, высоко оценивают его профессиональные качества, но когда речь заходит о служебном росте, не хотят видеть его своим начальником. В семье жена и дети любят его как мужа и отца, но не могут гордиться его профессиональными достижениями и в разговоре со знакомыми обходят эту тему. У господина М. "вырисовывается сложный узор" несовпадения статусов.

Итак, мы привели примеры первой формы несовпадения статусов. Она проявляется в поведении носителя статуса и ожиданиях окружающих. Так, от банкира никто не ждет, что он станет просить милостыню или разъезжать на подножке трамвая, от спортсмена - что он будет курить или выпивать. Когда подобное происходит обнаруживается расхождение статуса и соответствующего ему ролевого поведения. Окружающие начинают сомневаться, истинные ли это банкир и спортсмен. Статус и роль пришли в противоречие. Примеры второй формы несовпадения статусов также достаточно многочисленны. Министр не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Полицейский не может быть мафиозо. Обязанности члена незаконной группировки не совпадают с должностными обязанностями защитника закона.    

 Социальный статус характеризуется совокупностью положений, занимаемых конкретным индивидом в обществе, которые определяются следующими основными элементами: права, обязанности и ответственность, власть и влияние, которые в свою очередь определяют исполнение индивидом той или иной социальной роли.

Эти элементы характеризуют группы:

предписанных элементов (как врожденные так и наследуемые) - половозрастная и этническая роли в демографической системе общества; наследуемое место по отношению к средствам производства в общественном разделении труда, в общественной иерархии, в способе производства и получения доли общественного богатства и и т.п.;

достигаемых элементов - профессионально - должностная роль в общественном разделении труда, определяемая местом в системе общественного производства; место в общественной иерархии, определяемое отношением к средствам производства, способом получения  и размером доли общественного богатства.

Статусные элементы в значительной мере определяются социокультурной ролью индивида. Они могут выступать как одобряемыми нормами морали (нравственности) и права, так  и не одобряемыми.

Как мы убедились, статус - основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры статусы - “пустые” ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Одну и ту же работу можно выполнить по-разному. На свете нет даже двух одинаковых бюрократов, хотя мы считаем, что все они "на одно лицо". То, как человек, занимающий определенное положение, использует свои права и выполняет предписанные обязанности, относится уже не к структуре, а к культуре, так как речь идет о поведении личности. Постепенно мы перешли от структуры к культуре, от статуса - к роли. Элементом структуры выступает только статус, а роль относится к культуре. Роль - это динамический, т.е. поведенческий аспект статуса.

Поскольку роль мы рассматривали до сих пор как элемент структуры, то можно предположить, что статус можно рассматривать в качестве элемента культуры. Иногда так и делают. Тогда статус как культурный феномен обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше привилегий. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, т.е. психологического отождествления себя со своим статусом. Все это - элементы статуса.

Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту (или ранг) с точки зрения доступных ему власти, дохода,  образования и престижа в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат своим положением. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью или просто ролью.

От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые "не вяжутся" с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполнение данного статуса. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим правила исполнения роли они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников  либо тех, кто стоит  за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют к этой роли. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается, это может выражаться в форме неодобрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах.

Когда нам становится известно, что такой-то является студентом, мы  достаточно быстро рисуем его социальный портрет. Вероятно это человек, достаточно образованный, достаточно культурный, обладающий широким кругозором. Для него характерен определенный тип взаимоотношений с преподавателями, поведения в быту, которое, по нашим надеждам, отличает его в лучшую сторону от сверстников, не являющихся студентами.

Рассматривая социальные роли, необходимо соотнести их с ценностями, нормами поведения, мотивами и т.д. Важно подчеркнуть, что статусная роль как механизм взаимодействия личности и общества (социальная роль)- это совокупность действий, которые производит человек для реализации им определенной позиции. А также можно сказать, что это - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.

Вместе с тем, в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. И не более того. Не следует широко толковать социальную роль, делать ее всеобъемлющей, личностной характеристикой. К тому же широта закрепленных за статусом ролевых ожиданий - признак чрезмерной унификации людей. Следует иметь в виду, что в зависимости от функции, к которой "привязана" социальная роль акцент может делаться в одном случае - на одних социальных, нравственных, психологических качествах, в другом случае - на других.

Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально - профессиональных ролевых образцах. Учитель, к примеру, должен быть интеллигентным человеком, для него должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность процессов воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то здесь часто возникают различия и, причем, достаточно серьезные. Это связано как с особенностями каждой культуры, так и конкретно с тем, насколько высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус в некоторых странах всегда стоял высоко и его социальная роль это выражает. В других странах учитель - неудачник, интеллигент - чернорабочий. Социальная роль ребенка как члена семьи в странах, где развиты либеральные ценности, будет усматриваться в одном, в странах, где в регулировании отношений в семье между поколениями доминируют патриархальные ценности - в другом.

Социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества позволяет во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить научно - логическими способами механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям.

 

назад   оглавление  вперед