Глава
5. ЛИЧНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
5.1. Человек,
индивид, личность
5.2. Социальные
функции и статус личности
5.4. Социальное
окружение личности и удовлетворение основных потребностей.
5.1. Человек, индивид, личность
Окружающая человека социальная среда многолика. Поступки людей, их сотрудничество и конфликты, деятельность государственных учреждений и функционирование экономической системы, произведения искусства, техническое творчество и игры детей, миграция больших групп людей и неповторимость переживаний и поведения индивидуальности - все это составляет особый мир, целостность, свойственную лишь человеку.
Начнем с самого очевидного - человека, как биосоциального существа,
наделенного плотью и сознанием; действующего, понимающего субъекта социальной
действительности.
В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова человек трактуется
как “живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать
орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда”. Ведь социальная
действительность - это взаимодействующие люди. Следует иметь в виду, что сами
по себе станки, за которыми люди трудятся, здания, в которых они работают,
транспорт и жилище - все это не есть социальное (соответственно, технологии, по
которым строятся здания, работают станки и т.д. не представляют
непосредственного интереса для социологии).
Социология исследует проблему человека, прежде всего, с той
целью, чтобы глубже понять социальную реальность, социальные связи и
взаимодействия. Вместе с тем, человек как реальный носитель социальной жизни -
явление внутренне противоречивое, сложное. С одной стороны, человек - высшая
ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы, генетически
связанный с ее другими явлениями, формами жизни. С другой стороны, человек -
активный творец исторического процесса, развития материального производства,
культуры. Он - элемент социальной жизни, субъект взаимодействующий,
осуществляющий свои поступки, ориентируясь на определенные ценности, принятые в
социуме нормы.
Как же связаны эти два начала - природное и социальное, -
насколько они отстоят друг от друга? Может ли социальное быть рассмотрено как
творение человека, производное от человека? То, как мы ответим на эти вопросы,
во многом определяет понимание социальной реальности, ее основ. Или социальное
не имеет ничего общего с природным, представляет собой некую безжизненную,
надстроенную над людьми схему. То или иное решение вопроса о природном и социальном
во многом определяет понимание развития социальной жизни, его источников,
тенденций, трактовки культуры как социального феномена, проблем личности,
индивидуальности.
Раздел гуманитарной или социальной науки, изучающий личность,
вызывает повышенный интерес и внимание. Речь идет о каждом из нас. Человек,
естественно, стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться
в себе, в других, а это непросто, потому что личность, наряду с культурой,
пожалуй, самое емкое, многомерное, трудноуловимое (в то же время самое
"затертое") понятие.
В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова индивидуум трактуется как
отдельный живой организм, особь, человек как отдельная личность в среде других
людей; личность это человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо в
значении: человек как член общества.
В “Философском энциклопедическом словаре” под
личностью
понимается,
во-первых,
человеческий индивид как субъект общественных отношений и сознательной
деятельности,
во-вторых, как
устойчивая система социально - значимых черт, характеризующих индивида как
члена того или иного общества или общности.
Личность - это социальное свойство индивида,
совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в
процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и
делающих его субъектом труда, познания и общения. Индивидуальность - это
характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной личности.
Следовательно:
1)
личность
- это любой человек (не только яркий, исключительный), рассмотренный в его
социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной
жизни;
2)
индивидуальность
присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.
Личность изучается целым комплексом наук. Социология - одна
из решающих, определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна
заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию,
педагогику и т.д. Социология преимущественно концентрируется на одном ракурсе
изучения личности: личность как источник социальной жизни, как ее единственный
реальный носитель и деятель, как элемент социальной жизни.
Личности свойственна автономность, независимость от общества,
способность противопоставить себя обществу. Личность может быть независима,
если умеет властвовать собой, не поддаваться негативным эмоциям, может
проанализировать ситуацию. Самосознание личности - это не просто сознание,
мышление и воля, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание
личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция - это принцип
поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах личности, готовность
к действию. Ценности - это социально одобряемые и разделяемые
большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость,
патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.д.
Проблема "личность и
общество" в социологии выступает в двух основных, относительно
независимых, но тесно связанных аспектах.
Изучение того, каким образом
устроена социальная жизнь. Как общество в целом соотносится с потребностями
личности; насколько общество должно и может выражать ее интересы или оно
независимо от нее, подчиняется только собственной логике развития. Это один из
основных вопросов социологии как науки. Личность, так или иначе, организует
свои изобретения, творения (в социальной сфере) как явления, в конечном счете,
производные от ее собственных потребностей. Вместе с тем является независимой,
обладает собственной логикой развития.
Проблемы "личность и
общество": как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме,
насколько она способна проявить свою независимость, или общество может
достаточно жестко программировать ценности, их иерархию, жизненный путь
личности, ее взлеты и падения.
Конечно, есть вопросы, на которые социология не смогла еще
дать достаточно убедительного ответа. Но очевидно, что именно социология на
место общих нравоучительнык и умозрительных предположений о человеке, личности,
ее призвании, о смысле ее бытия и т.д. попыталась поставить исследование
личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта.
Однако есть проблемы, которые пока с трудом поддаются
социологическому анализу. В своем стремлении заострить внимание преимущественно
на устойчивых, типичных проявлениях личности, социология нередко
стандартизирует ее. В последние годы все явственнее обнаруживает себя то
обстоятельство, что в рамках социологии не получили столь же убедительного
ответа проблемы автономии и неповторимости, уникальности конкретной личности.
Этим занимаются другие науки, например, психология. Главные трудности
заключаются в подходе, избранном в свое время социологией, где проблемы
автономии и индивидуальности возникали как случайные, несущественные, а может
быть даже как помехи, но не как изначальные и решающие моменты.
Взаимодействие личности и социальной среды, согласно позиции, разделяемой нами, в общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.
В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего
существования, в той мере и личность зависит от внешних условий, обстоятельств
своей жизни. Взаимоотношения личности и социальной среды можно выразить
посредством формулы: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личностью
из предложенного обществом или обществом конкретную личность из многих).
Автономия, а, следовательно, и ответственность личности, проявляется в процессе
восприятия и осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых
обществом (т.к. каждый человек эти
требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими
представлениями о должном, благе, ценном).
Только схематически мы можем отвлечься от того, что каждая личность
автономна и индивидуальна, остановиться на проблеме автономности личности, ее
собственного "Я". Личность нельзя понять, если не рассмотреть многие
другие важные вопросы социологической теории личности (основные механизмы
социализации индивида, его воспитания, проблемы отклоняющегося поведения и
др.).
В системе социальных взаимодействий человек представлен как
активное начало, так как наряду с отражением действительности в его сознании и
поведении проявляется некоторое отношение к ней. Каждый человек имеет
социальную ориентацию и установки. В установке проявляются как природные
основания, так и привнесенные культурой, так как познавательная деятельность
содержит и физиологические потребности, и социальные требования.
Социальная установка - это целостное психическое явление, в
котором действительность отражается в соответствии с потребностями индивида,
вследствие чего активность человека носит целесообразный характер. Например, в
нашем обществе у большинства людей еще не имеющих семьи, существует установка
на вступление в брак и рождение детей, очень многие люди имеют установку на
получение высшего образования и т.п.
Ценностные
ориентации - это гибкая форма включения, (учитывающая индивидуальные интересы и
потребности человека) общественных ценностей в механизм деятельности поведения
личности. В ориентациях реализуются представления человека о смысле и ценности
человеческой жизни. Будучи объективно - субъективными по происхождению,
ценности всегда интерпретируются в свете конкретных интересов общества, части
общества, или личности. Есть люди, для которых основная ценностная ориентация -
это достижение материального благосостояния. Для других такой ориентацией
является стремление обеспечить себе престиж в глазах окружающих, для третьих -
семейное счастье и т.д.
Таким образом, человек в социальных науках рассматривается как биосоциальное существо, как единство биологического и социального. В качестве индивидуума определяется человек как единичная биологическая особь, а также человек как единичная личность, включенная в систему конкретных общественных отношений. Под личность понимается конкретный индивидуум (человек) как единство биологического и социального, но через призму социального, то есть человек как член конкретного общества.