4.1. Определение
общества и некоторые теоретические подходы к
его анализу
4.2. Основные
социальные системы
4.3. Государство и гражданское
общество как социальные системы
4.4. Цивилизация и
культура как социальные системы
4.4. Цивилизация и культура
как социальные системы
Термин "культура" латинского происхождения и
первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под
культурой понимались все изменения в природе, происходящие под воздействием
человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.
В дальнейшем термин "культура" получил обобщенное значение, и им
стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает
как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой,
естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в
себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход
к культуре.
Каждое конкретное сообщество (государство,
народность и т. д.) создает на протяжении
многих веков свою собственную гигантскую культуру, которая сопровождает человека
на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе
возникает множество культур. Перед
социологами встает проблема: как определить, существует ли что-то общее в
человеческой культуре. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил
более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию,
символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай делать
подарки, спорт, украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они
удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные
потребности.
Если мы представим культуру в виде сложной системы,
создававшейся веками, то обязательно найдутся исходные клеточки. Эти базисные
единицы культуры мы будем называть элементами культуры. Они бывают трех видов
(рис. 9.) - материальные и нематериальные и отдельно можно выделить физическую
(телесную культуру).
Рис. 9. Основные элементы культуры
Ценности - это
социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что
такое добро, справедливость, любовь, дружба. Ценности не подвергаются сомнению
и служат эталоном, идеалом для всех людей, они имеют исключительно положительное значение для
существования и развития людей. Если
верность в дружбе или в супружестве является ценностью, то нарушение ее
считается предательством. Без ценностей не обходится ни одно общество. А люди
могут выбирать - признавать или нет те или иные ценности. Для одних главная
ценность - деньги, для других - моральная безупречность. Для описания того,
какие ценности важны для людей,
социологи придумали термин "ценностные ориентации". Они описывают
индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы
поведения.
Обычаи - это традиционно
устоявшееся поведение. Гостеприимство, празднование нового года,
уважение к старшим и многое другое бережется народом как коллективная ценность.
Обычаи - это одобряемые обществом массовые образцы действия, которые следует
выполнять.
Традиции - все то, что
унаследовано от предшественников. Это - образцы поведения, ценности,
вкусы, взгляды. Они относятся к
культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим
началом. Ходить голым по улице, бить женщину, оскорблять старших считается
безнравственным. А в Спарте сбрасывать слабого новорожденного ребенка в
пропасть считалось вполне нормальным явлением. Что именно считать нравственным
- зависит от общей культуры данного общества.
Законы - это нормы поведения,
оформленные парламентскими или правительственными документами, т.е.
подкрепленные политическим авторитетом государства. Посредством
законов общество защищает самые важные и почитаемые ценности: жизнь человека,
его достоинство, права, собственность.
В социологии очень часто под культурой понимают систему
общих для людей ценностей, представлений о жизни, объединенных одинаковым
образом жизни. Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование,
имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных
на создание, усвоение, сохранение, передачу и распространение предметов, идей,
ценностных представлений и т.д., обеспечивающих взаимопонимание людей в
различных социальных ситуациях (рис.
10.). Объектом социологического исследования является конкретное распределение
существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи
объектов культуры.
Рис. 10. Культура и цивилизация
Конкретное общество в своем существовании, основанное на
совокупности конкретных благ и ценностей, определяющих направление его
развития, в социологии называется цивилизацией. Цивилизация имеет еще одно
значение - наиболее полное совпадение норм и правил государства с нормами и
правилами гражданского общества, обеспечивающими свободное развитие личности.
Это значение цивилизации называем цивилизованным государством.
[1]
Для того, что бы рассмотреть культуру конкретно существующей или существовавшей цивилизации (рис 11),
во-первых, необходимо
определить субъекты
социокультурных отношений: это личность как человек, владеющий
нормами и ценностями цивилизации и общество как совокупность взаимодействующих
личностей с их социокультурными отношениями.
Во-вторых, определить
основные составляющие культуры ее субъектов: субъективную культуру как
совокупность значений норм, ценностей, которыми владеют взаимодействующие
индивиды, и объективную культуру как совокупность носителей, которые
объективируют и раскрывают эти значения.
В-третьих, определить
систему социокультурных отношений - отношений между конкретными людьми,
социальными общностями, опосредованных наличной культурой, в которой необходимо
выделить:
ценностные
отношения: эстетическая, мировоззренческая, идеологическая и т.д. культура;
ценностно-распределительные
отношения: политическая, юридическая, правовая и т.д. культура;
отношения
потребления благ и ценностей: гражданская, этическая и т.д. культура;
отношения
производства и обращения благ и ценностей: экономическая, производственная,
трудовая и т.д. культура.
Рис. 11. Цивилизация,
общество, культура
Общество, цивилизация и культура это понятия, которые ни
одно друг без друга существовать не может.
Основными социальными функциями культуры в обществе, цивилизации
являются:
Образовательная и воспитательная функция культуры.
Именно культура формирует человека. Индивид становится членом общества по мере социализации, то есть освоения знаний
языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа и всего
человечества.
Интегративная функция культуры. Освоение культуры создает
у людей - членов того или иного общества чувство общности, принадлежности к
одной нации, народу, религии, группе и т. д. Культура сплачивает людей,
интегрирует их, обеспечивает
целостность общества.
Но,
сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их
другим, разъединяет более широкие общества и общности. Внутри этих более широких
обществ и общностей могут возникать конфликты. Таким образом, культура может (и
нередко выполняет) дезинтегрирующую функцию.
Регулирующая функция культуры. В процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит к определенным санкциям, которые установлены сообществом и поддерживаются общественным мнением и различными формами институционального принуждения.