Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Теория государства и праваПроисхождение государстваТипы и формы государстваФункции государства

Сущность и назначение государстваГосударство и гражданское общество

Государство

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО          

                    

назад   оглавление  вперед

 

Глава 4. ОБЩЕСТВО И ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

4.1. Определение общества и некоторые теоретические подходы к  его анализу

 4.2. Основные социальные системы

 4.3. Государство и гражданское общество как социальные системы

 4.4. Цивилизация и культура как социальные системы

 

4.1. Определение общества и некоторые теоретические подходы к его анализу

Что такое общество? Хотя это слово часто используется в повседневной речи (мы говорим об американском французском или японском обществе),   не пытаясь   объяснить,  что   под  этим   подразумевается.  Прежде всего, у него много различных значений: когда мы говорим о "профессиональном обществе", то имеем в виду группу людей, имеющих одинаковую профессию, создающих организацию на основе общих интересов.  Говоря о "высшем обществе" или "обществе завсегдатаев кафе", мы подразумеваем стихийно организованную группу людей, представителей определенного социального слоя, имеющих общие ценности и ведущих схожий образ жизни. Но это понятие приобретает совершенно иное   значение, если мы говорим о "российском обществе", имеющем определенные географические границы, общую законодательную систему, определенное национальное единство.                      

Например, в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова даны следующие определения общества:

это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или другими производственными отношениями, определяющими собой все другие общественные отношения;

это круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересом и т.п.;

добровольное постоянно действующее объединение людей для достижения какой-нибудь цели;

совместное пребывание с кем-нибудь.  

В современной социологии существует точка зрения, определяющая следующие условия, при которых социально-территориальное объединение следует считать обществом:

постоянная территория (например, Россия, Украина, Белоруссия и т.д.) в своих государственных границах;                                                                               

собственное название и собственная история;

существует дольше продолжительности жизни отдельного человека;                   

пополнение общества происходит главным образом за счет деторождения;                 

общая система ценностей (обычаи, традиции, нормы, законы, правила, нравы), называемая культурой;

обладает собственной системой управления.

Другая точка зрения заключается в том, что определяющей характеристикой общества является "самообеспеченность". Самообеспеченное  общество необязательно является производителем товаров и услуг.  Многие общества, включая Японию, Великобританию и Норвегию в большей мере зависят от внешней  торговли. Однако каждое государство должно иметь валюту, необходимую для оплаты импорта. Таким образом, говоря о "самообеспеченном" обществе, имеется в виду сохранение им платежеспособности. Но существуют и не территориальные общества, которые не попадают под это определение, например, религиозные общины.

Различные критерии помогают нам хотя бы приблизительно определить понятия "общество". Следует отметить также, что оно частично совпадает с понятием "культура",  используемым социальными антропологами; и национальное государство, которым пользуются ученые-политологи. Однако "культура" необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о "русской культуре”, хотя не все русские проживают в нашем государстве - Российская Федерация;  в этом случае речь идет об особом образе жизни, например, православной религии, языковой общности, общности обычаев, культуры и т.д. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя варены Меланезии, "разбросанные" по островам Тихого океана, не объединены в политически независимое общество.

С другой стороны, термин "национальное государство" близкий понятию "общество" обязательно предполагает наличие таких элементов, как формальный правительственный аппарат, некое национальное единство. Но в то же время можно  назвать  такие общества,  которые не  являются государствами  - например, кочевые племена на территории Ближнего Востока. Сложность определения сущности понятия "общество" заключается в том, что оно является очень широким. Обществом можно назвать жителей поселка, затерянного в далеком тропическом лесу, и современный Китай с его огромными городами и сотнями миллионов человек населения.

Взяв за основу положения:

материалистического понимания истории, которое исходит из неоспоримых фактов, что основу социальной системы составляют действительные люди, их деятельность, а также условия их жизни как те, которые они находят готовыми в природе, так и те, которые созданы до них предшествующими поколениями и которые они создают сами;

общей теории систем, которая гласит, что каждая система складывается на основе элементов (неделимых далее компонентов), обладает своей структурой и организацией, иерархичностью и разделением функций, постоянно взаимодействует с окружающей средой;

основных принципов описания системы: взаимосвязи системы со средой (определение возможностей существования системы), целостности (определение меры существования системы, ее качественной определенности),  структурности (определение элементов системы и устойчивых связей между ними), управления (определение направления движения системы и характера ее взаимодействия со средой), иерархичности (определение последовательности взаимодействия элементов в направлении движения системы), множественности (мновариантности) описания систем (определение множества вариантов описания системы, не нарушая принципа целостности);

существующую многовариантность описания социальных систем как в социальной философии и социологии, политологии и культурологии.

Можно дать следующую характеристику обществу как социальной системы. В самом широком смысле слова “Философский энциклопедический словарь” понимает общество как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Основные (неделимые) элементы общества это люди, личность, индивид, которые активно взаимодействуют со средой, преобразуя естественную природу, создают искусственную среду своего обитания. Общество это самоуправляющаяся система. Структура общества складывается на основе их деятельности, которая характеризуется образованием упорядоченных, устойчивых связей, приводящих к образованию различных объединений людей. Упорядоченные связи определяют социальные организации, а устойчивые связи, закрепляемые в нормах морали (обычаи, традиции), в государственном праве (законы), - социальные институты. Исторически складывающиеся связи на основе различий между людьми приводят к социальному неравенству, которое определяет иерархичность - последовательность удовлетворения потребностей людей и их объединений в обществе. Человек как биологическое существо может существовать без общества, но личность как член конкретного общества - без последнего нет. Целостность общественной системы определяется единством существования личности и общества, личного и общественного, единством существования людей, общества и окружающей их среды. Многовариантность описания общества заключается в рассмотрении его как объединения людей, как кооперации различных типов, видов и форм деятельности, как исторически сложившейся системы отношений, как совокупности потребностей людей и последовательности их удовлетворения и т.д. (рис. 7).

Рис. 7. Основные сферы общественной деятельности в соответствии с их

предназначением в общественной организации труда

 

Классификация обществ может быть составлена, например, на основе господствующих в нем религий (например, мусульманское, христианское общество и т.д.), языка (франкоязычное, англоязычное, русскоязычное и т.д. общество). Дж. Ленски и Г. Ленски классифицировали общество в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявляли и другие их черты.

Общества, живущие хотой и собирательством. Большинство таких обществ, например, бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; в обществе охотников и собирателей растений каждый знает кому что полагается. Политической структуры в этом обществе практически  не существует, во главе  его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сформировались.

Садоводческие общества. Впервые возникли на Ближнем Востоке примерно четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы, в настоящее время сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются  металлические и оружие, но не используется плуги. Как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; работники используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется: иногда общества состоят из  многих кланов, отличающихся сложными взаимоотношениями,  включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

Аграрные общества. Впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало, прежде всего, усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем  требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочной сельскохозяйственной продукции явилось предпосылкой возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы, и расширилась торговля. Начали формироваться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее, родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни: крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

Промышленные общества. Возникли в современную эпоху в конце ХYIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например, в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем - атомной энергии. Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сформировались высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

Исследователи макросоциологического уровня (т.е. на уровне крупных объединений людей или на уровне более абстрактного понимания социальных систем), как правило, придерживаются принципов одной из трех основных конкурирующих теорий: формационной теории, теории функционализма и теории конфликтов.              

Точка зрения функционализма  на общество и общественную структуру была впервые сформулирована в Х1Х в. Гербертом  Спенсером. Он  сравнивал общества с живыми организмами, подобными человеческому  телу.  В  нашем  организме каждый орган - сердце, мозг, желудок и т.д. - выполняет специфическую функцию для поддержания жизни. Его различные органы, связанные между собой внутри нашего организма, образуют взаимозависимую систему. Если один орган прекращает функционировать  или действует недостаточно хорошо, организм не может функционировать нормально и может полностью  выйти из строя. Сторонник функционализма рассматривает общества как организмы, состоящие из ряда сфер: военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д. Каждая сфера общества  выполняет свою функцию, и чем больше различия между этими функциями, тем труднее одной сфере жизнедеятельности заменить другую.

Спенсер заложил основы функционализма, великий  французский социолог Эмиль Дюркгейм великолепно развил их. Дюркгейм рассуждал так: если общество образовано из множества различных сфер и каждая из них оказывает влияние на функционирование всей системы, то общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Теория  Дюркгейма объясняет все общественные явления, в том числе и отклонение от норм, хотя на первый взгляд кажется, что оно не выполняет какой-либо общественной функции. Дюркгейм считал, что отклонение от социально одобряемых целей и ценностей общества имеет определенное позитивное  значение. Например, убийство дает людям возможность вновь подтвердить правила, запрещающие преступление, и, наказав убийцу, они выражают свое согласие с этими правилами.

Современные функционалисты  выступают последователями Спенсера и Дюркгейма. Их основной подход состоит в определении сфер общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое образует картину общества как единое целое. Следующие пять пунктов образуют теоретические рамки современного функционализма:

Общество - это система частей (сфер), объединенных в единое целое;       

Общественные  системы  сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют  такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд;

Дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или все-таки укореняются в обществе. Например, радикалы  и хиппи  60-х годов  внесли много перемен в общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин  и женщин. Однако сегодня, спустя время, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями и даже биржевыми маклерами;

Изменения, как правило, носят постепенный, а не революционный характер;

Социальная интеграция или ощущение, что общество является "крепкой тканью, сотканной из различных нитей", формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей, например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев. Эта   система ценностей - самый надежный "фундамент" общественной системы.                                                                       

Теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений  Карла  Маркса,  который  считал,  что классовый  конфликт находится в самой основе общества. Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.

Маркс считал, что классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса классовый конфликт является движущей силой истории.

В нашем столетии было предложено несколько различных вариантов теории конфликта. Одной из наиболее значительных современных теорий является концепция немецкого социолога Ральфа Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе - это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению  Дарендорфа главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть и теми - кто ее не имеет.              

Дарендорф сформулировал следующие основные положения теории конфликта:

Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление;

Общественная структура основана на власти одних групп людей  над другими, например, предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.;

У каждой группы есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет;  интересы членов разных групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между бизнесменами, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения защиты окружающей среды, которые борются за ее сохранение.

Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, это может выражаться в форме профсоюзных движений политического лобби и т.д.

Классовый конфликт обостряется, если:

почти вся  власть сосредоточена в руках нескольких людей, остальные практически лишены  ее; 

те,  кто  лишен  власти  не  имеют  возможности  ее  получить; 

люди могут свободно организовывать политические группы.

Напомнив высказывание К.Маркса о том,  что, познав действие объективного закона развития своей социальной системы, мы не можем отменить его действие, но мы можем смягчить муки родов нового общества, можно сказать, что идея возможности регулирования социальных конфликтов в современной социологии нашла свое выражение в теории среднего класса, которая соединяет в себе возможность объединения различных подходов к анализу развития общества.

Один из ее основных тезисов гласит, что в обществе должно быть не более 10% бедных и не более 10% богатых, а остальные составляют средний класс, то есть должна регулироваться распределительная система в обществе. Если мы обратимся к статистике, то увидим, что 10% это критическая точка 100% распределения, в которой явление начинает оказывать существенное влияние на функционирование социальной системы в целом по количественному критерию. Бедный полюс общественного распределения недоволен существующей системой и стремится к ее изменению, богатый -  к ее сохранению. Но при этом если количество бедных становится больше критической точки, то увеличивается вероятность социальных конфликтов, которые приводят к забастовкам и даже к революциям, то есть может произойти насильственное перераспределение общественного богатства. Таким образом, если будет увеличиваться доля богатых людей, то развитие системы идет в направлении застоя с увеличением доли бедных людей, что в конечном счете может привести к социальным конфликтам. Дабы обеспечить нормальное поступательное развитие общества необходимо осуществлять регулирование распределения общественного богатства, дабы эмпирическое, реально существующее статистическое распределение имело минимальное отклонение от теоретически нормального. Основным социально-политическим институтом, осуществляющим это регулирование в настоящий момент времени является государство, которое сосредотачивает в своих руках основную долю общественного богатства, так называемые естественные монополии. История ХХ века наглядно демонстрирует примеры максимально полного сосредоточения собственности в обществе (СССР, страны социализма, где практически вся собственность была сосредоточена в руках государства) и примеры распределения собственности в соответствии с нормальным законом  статистического распределения (страны западной демократии, в которых действуют антимонопольные комитеты и законы, например, США, Япония и т.д., законы равной жертвы при налогообложении, например Швеция). Но это стало возможным на основе определения тенденции в развитии капиталистических стран к государственному монополизму (работа В.И. Ульянова (Ленина) “Империализм как высшая стадия капитализма”) и на основе примера, который показала всему миру Россия в 1917 году, когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Крайности капиталистической системы и социалистической были осознаны человечеством на рубеже 50-60 гг. ХХ века, когда разрушилась колониальная система, когда встала проблема регулирования рыночных отношений и т.д. В это время у П.А. Сорокина вышла в свет его работа “Взаимная конвергенция Соединенных Штатов Америки и СССР к смешанному социокультурному типу”. Нормальное развитие капиталистической системы невозможно без регулирования рыночных отношений государством, без увеличения объема государственной собственности, а нормальное развитие социалистической системы невозможно при полном огосударствлении собственности общества. Последующее время наглядно продемонстрировало практичность и правильность этих выводов для развития человеческого сообщества на рубеже ХХ-ХХI вв.

Тип общества может и должен в первую очередь определяться способом производства,  т.е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, средства производства,  которыми оно владеет. В связи с этим различаются, например:

рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества, которые различаются на основе отношения людей к средствам производства и в первую очередь отношений собственности. В данном подходе первостепенное значение приобретает тенденция обобществления средств производства в развитии общественных систем;

индустриальное, постиндустриальное, информационное общества и т.д., которые различаются на основе применения научно-технических достижений, их применения в практике людей, применения новых технологий. В данном подходе первостепенное значение приобретает научно-технический прогресс, который не может идти без все возрастающего значения кооперативного, коллективного труда, о чем еще говорил Э. Дюркгейм в XIX в. 

Итак, общество - это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления  благ и ценностей.

 

назад   оглавление  вперед