5.1. Человек,
индивид, личность
5.2. Социальные
функции и статус личности
5.4. Социальное
окружение личности и удовлетворение основных потребностей.
5.3.
Социализация личности
Ежедневная
трудовая деятельность и острые политические события, статья в газете, реплика, брошенная
в городском транспорте, личный пример лидера страны, общение с товарищами,
дискуссия в "курилке", критика со стороны руководителя и задушевная
неторопливая беседа с отцом, неодобрительный взгляд попутчика и интересная
книга - все это влияет на человека, формирует его внутренний мир, направляет
поведение. Причем, одно и то же обстоятельство, событие на одного человека
может оказать глубокое воздействие, на другого же - вообще не окажет никакого
влияния, он даже не обратит на него внимания. Пройдя через аналогичные
жизненные испытания, люди отличаются своими взглядами на мир, убеждениями: во
имя чего жить и как жить. Формирование личности - процесс очень сложный, в нем
участвует такое множество факторов, что создание какой-либо единой модели,
способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне
затруднительно.
Социология стремится лишь наметить основные направления, по
которым можно вести анализ социализации - процесса формирования социальных качеств,
свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится
дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация - достаточно широкий процесс, она
включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с
природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов
социального поведения.
Рассматривая проблемы личности, мы фактически уже приступили
к анализу, осмыслению процесса обретения личностью социальных свойств и
качеств. Напомним, были выделены две составляющие процесса развития личности, ее духовного мира.
С одной стороны,
социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты,
образцы ролевого поведения, предлагающие (предписывающие) личности определенный
тип поведения, подкрепленные различными формами социального контроля.
С другой стороны,
- автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность
собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска,
выбора и осуществления социальных ролей.
Социализация - процесс, играющий огромную роль, как в жизни
общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько
личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения,
наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности,
задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты и
падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство обреченности,
достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя
"чужаком", "неудачником" - вот лишь некоторые свидетельства
эффективной (или неэффективной) социализации той или иной личности.
Для общества успех процесса социализации является
своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять
место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт,
умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость
общественной жизни. Неполадки в системе социализации не только
порождают конфликты поколений, но и ведут к дезорганизации социальной жизни, к
распаду общества, утрате его культуры, целостности.
Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется
тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий
должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность,
открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств
социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования
представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и
ответственности, уважению к себе и к другим. Это проявляется всюду как в
реальных жизненных ситуациях, в процессе трудовой деятельности, так и в
процессе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем,
подобная модель социализации предполагает органическое единство свободы и
строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась.
Чтобы представить сам процесс социализации личности более наглядно, надо начать
с исходного момента. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного,
а с другой, - система социальных связей, институтов, культура социума, ее
ценности, нормы поведения и т.д.
У новорожденного есть все биологические предпосылки для того,
чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни
одним социальным свойством человек не обладает от рождения. Социальный опыт,
ценности, чувство совести и чести - генетически не кодируются и не передаются.
Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие
социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, в какой среде
будет развиваться данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в личность не
превращается. Наука накопила
множество примеров, рассказывающих о судьбах детей (например, Маугли),
оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм
индивида развивался, но даже элементарных социальных свойств (речь, мышление,
не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал.
Это одна сторона связи биологического организма и социальной
среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается
этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения
его социальных требований, ожиданий, ценностей. В
науке принято выделять три главных уровня морального
сознания личности:
“Доморальному” уровню
соответствуют следующие стадии:
а) ребенок слушается, чтобы
избежать наказания;
б) ребенок руководствуется
эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то
конкретные блага и поощрения).
“Конвенциальному” уровню
соответствуют стадии:
а) модель “хорошего”
ребенка, движимого желанием одобрения со стороны других и стыд перед их
осуждением;
б) установка на поддержание
установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).
Уровню “автономной морали”
соответствуют стадии:
а) подросток осознает относительность, условность
нравственных правил и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к
принципу полезности;
б) “релятивизм” предыдущей
стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства.
Лишь после этого
в) формируются устойчивые
моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью,
безотносительно к внешним обстоятельствам и разумным соображениям.
Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной
связи между уровнем морального сознания человека, с одной стороны, его
возрастом и интеллектом, - с другой. Число детей, стоящих на “доморальном”
уровне с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других
или на соблюдение формальных правил (конвенциальная мораль). В юности
начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило,
сильно отстает от развития абстрактного мышления; последнее идет гораздо
быстрее морального созревания.
По существу речь идет о поэтапном формировании собственного
“Я” личности. В основе этого процесса - переход от духовного мира детства,
опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого
поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека,
развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления.
Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться в
повышенной критичности в сочетании с застенчивостью, искренности и подчеркнутой
самоуверенности, стремление к обсуждению вечных “философских” вопросов, то есть
в противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через
высокую критичность личность пытается понять мир, себя, доподлинно убедиться в
справедливости внушаемых ей ценностей, идей.
Следует учесть, что нередко люди в своем развитии “застывают”
на подступах к автономной морали. На это влияет как их интеллектуальный уровень, так и среда, в которой они
обитают. Там где личность подчинена внешним требованиям, где индивид не имеет
возможности в достаточной мере проявить самостоятельность, инициативу, где
каждый его шаг контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления,
говоря языком М. Вебера, традиционных действий и мотивов формирования
“человека-винтика”, приученного жить “как все”, “как положено”.
Итак, становление личности в детские, юношеские, молодые годы
- это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и
социальные факторы. Не следует думать, что процесс социализации распространяет
свое влияние лишь на этот период жизни человека, охватывает исключительно этап
преобразования биологического организма в дееспособную личность. Безусловно, в
юные годы “закладывается фундамент” всего духовного развития личности. Этим и
объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает
индивиду первые и самые яркие уроки, где формируется его духовный мир. Вместе с
тем, вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной
в детские и юношеские годы. При всей своей значимости, эта основа содержит
преимущественно чувственно - эмоциональный компонент, сугубо личностные
качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь,
включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих
социальных институтах, личность активно формирует, например, свои политические
приверженности, осознает, как жить, во имя чего жить. И еще неизвестно, станет
ли совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью, приобретет ли
активный индивид качества смелого политика и т.д.
Процесс обретения,
уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств, по сути, не знает
возрастных границ, хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные
в молодости, сохраняются. Во-первых, меняются социальные роли, которые
выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют след на
внутреннем мире личности, требуют исполнения новых функций, оправдания ролевых
ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие
30-50-летних людей. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый
опыт. А также изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество как
целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной
внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок,
жизненных ориентиров личности. Подтверждение тому - сложные процессы,
происходящие в духовной жизни всех поколений наших соотечественников сегодня.
Социализация не только дает нам возможность общаться друг с другом
посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение
общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как
люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества,
прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
Задача социализации - подготовить индивида к выполнению социальных ролей.
Дети - единственная категория, изначально не исполняющая социальных ролей. Им
незнакомо то, что составляет суть этих ролей, - круг прав и обязанностей. Они
не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина. Они
не знают, что такое социальная ответственность. Дети обычно недостаточно
представляют себе, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им
рассказывали.
Теоретические и очень приблизительные знания о
социальных ролях не позволяют
заключить, что дети овладели ими или усвоили их. Они играют, но не ведут себя в
соответствии с требованиями социальной роли. У детей происходит в основном
только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки
- в дочки-матери.
Итак, два мира - детский и взрослый - различаются с точки
зрения социализации. Они находятся на разных полюсах этого процесса. Главное
различие - степень овладения социальными ролями. Но в жизни есть люди, которые
в полном объеме так и не усвоили предназначенные социальные роли, что порождает
личностные социальные конфликты.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения
заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней
помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами
социализации. Человек выступает основным объектом, т.е. тот, кого надо
“включить” в разнообразную систему общественных отношений, и субъектом, т.е.
тот, кто активно усваивает нормы и ценности современного ему общества, социализации. Агенты социализации - люди и учреждения,
ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
К ним относят: агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер,
бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, нянь, друзей семьи, сверстников,
учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; первичная социализация
включает семью, родственников и друзей; агентов вторичной социализации -
представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции,
церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и
т.д.
Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную,
постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного
окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная -
относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий
учреждений и институтов. Роль первичной социализации важна на ранних этапах
жизни, а вторичной - на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто
связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную - те,
кто связан формально - деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и
учеником нет доверительных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а
вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли
вторичного социализатора. Агенты вторичной социализации влияют в узком
направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие -
средства существования, церковь - духовное общение и т.п. Напротив, агенты
первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций:
отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя,
учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм.
Социализация - это процесс непрерывный. Нравственное развитие того или
иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации
никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется
в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом
возрасте. Существуют следующие различия между
социализацией детей и взрослых.
Социализация взрослых
выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как
детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
Взрослые могут оценивать
нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже
пророки иногда были вынуждены говорить неправду, а вот дети верят, что
существует некий сказочный мальчик, который всегда говорит правду.
Социализация взрослых часто
предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество
оттенков серого цвета. Социализация в детстве строится на полном повиновении
взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться
к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и
т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих
использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее
плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не
разрешается обсуждать действия отца и матери.
Социализация взрослых
направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками;
социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например,
на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов,
детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.