Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Политическая система общества Политические партии и партийные систкмыПолитические партии в России

Нормы, санкции и правоотношенияПраво как институт политической системы

Политические институты и организации

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

назад   оглавление  вперед

 

Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

6.1. Социальное действие, социальная связь, социальное взаимодействие

6.2. Социальные институты

6.3. Социальные организации

6.4. Социальный контроль

6.5. Девиантное поведение

 

6.1.Социальное действие, социальная связь, социальное взаимодействие

Прежде чем рассмотреть социальные институты и социальные организации, необходимо напомнить, что все социальные системы сложились исторически в процессе объединения людей на основе конкретного способа производства, общих черт условий жизни, жизнедеятельности, отличающих их от других людей, которые взаимосвязаны с производственными отношениями. Производственными отношениями в обществе считать только отношения людей в процессе производства материальных благ было бы ошибкой. В обществе существует отлаженные, нормированные и постоянно идущие и непрекращающиеся процессы

Таким образом, производственные отношения  бывают: экономические - производства благ; социальные - производства связей между людьми, социальными общностями; политические - производства управления, регулирования общественными отношениями; духовные - производства ценностей и обеспечения преемственности в развитии.

          Общественные отношения в своем становлении и развитии проходят стадии производства, организации, институализации, а затем воспроизводства  в новом качестве (см. рис. 8).

        Социальное действие. Социальная деятельность это способ существования людей, общества, проявляющийся в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей среды, условий жизни, как тех, которые они находят готовыми в природе, так и тех которые создаются ими сами.

Если взглянуть на нашу жизнь сверху, как бы с высоты птичьего полета перед нами откроется картина, напоминающая муравейник: одни куда-то спешат, другие трудятся, третьи ждут, стоят в очереди и т.д. Все что-то делают, суетятся, постоянно входят в различные контакты, связи  и т.д. Что же является тем исходным элементом, своеобразным, далее неделимым атомом этой живой социальной реальности? Социальное действие. В нем, как в зародыше содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, характерные для социальной действительности. Неслучайно выдающиеся классики социологии -  М. Вебер и Т. Парсонс, не смотря на различия в подходах, уделили первоочередное внимание в своих социологических доктринах именно действию (М. Вебер  - социальному действию, Т. Парсонс - единичному действию).

Социальное действие (включая невмешательство) может быть ориентировано, согласно М. Веберу, на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или защитой от грядущей опасности в будущем. Другие могут быть отдельными лицами, знакомыми или совершенно незнакомыми людьми.

Согласно М. Веберу социальное действие имеет две особенности:

оно рационально, осознанно;

оно ориентировано на поведение других людей.

Человеческое действие побуждаемо определенной потребностью человека, которая приобретает форму идеальной цели. Здесь - внутренний импульс действия, его энергетический источник. Неудовлетворенность, выступающая в различных формах (голод, моральный дискомфорт, творческое беспокойство, тревога и т.д.) - свидетельство противоречия между тем, что необходимо человеку, и тем, чем он обладает, имеет в наличии в данной конкретной среде. Неудовлетворенность побуждает к целенаправленному действию. Цель - это ожидаемый результат, в котором потребность должна найти свое разрешение. В результате действия цель достигается, наступает момент равновесия деятеля, его потребностей и внешней среды.

Используя идеи Т. Парсонса, разведем:

а) "деятеля" с его потребностями, целями;

б) "ситуацию" как совокупность конкретных условий, обстоятельств среды, в которой действует деятель;

в) ориентацию "деятеля" на "ситуацию", благодаря которой вырабатывается конкретный план реализации потребности, цели.

"Деятель" (будь то индивид или группа людей) выделяет в конкретной ситуации различные объекты по их значимости для достижения цели, различает полезные или вредные для себя элементы ситуации, определяет: что требует первоочередного внимания, а что может быть рассмотрено как второстепенное, анализирует, что произойдет, если начать процесс достижения цели сразу или отложить его на определенный срок и т.д.

Все эти "взвешивания" вариантов, шансов характерны для любого человеческого действия. Но мы имеем дело с социальным действием в  том случае, когда "деятель", ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает: будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя поведет, с учетом этого, какой вариант действий следует избрать.

Не всякое человеческое действие - действие социальное. Ибо достижение не всякой цели предполагает ориентацию на других людей.

Так, ученый - естествоиспытатель стремится реализовать научно - познавательную цель. Он знает научно - познавательную ситуацию, то есть то, что уже известно об изучаемом феномене, а что еще является предметом споров, дискуссий. Исходя из этого, он вырабатывает план решения научной задачи, выдвигая гипотезу, пути ее доказательств. Здесь мы, как и во всех случаях, когда идет речь только о взаимоотношениях (в данном случае познавательных) человека с природой, не имеем социальных действий. Конечно, способность человека ставить научную цель, решать ее является продуктом социального развития. Поиск ученого базируется на научном фундаменте, созданном предшествующими поколениями, и не только ученых. Каждая формула, технология - это есть социальный продукт. И в этом смысле, исследуя природу, ученый смотрит на нее глазами всего общества, и прежде всего сообщества ученых, взятого в историческом протяжении. Но в данный, конкретный момент, в ходе решения познавательной задачи, сам поиск ученого не есть социальное действие.

Другое дело, что в процессе решения познавательной задачи у него возникает потребность в создании наиболее благоприятных условий для этого: получить признание коллег, преодолеть возможные препятствия со стороны других. Вот здесь-то мы имеем дело уже с наукой как системой взаимодействия людей. Соответственно, действия ученого по упреждению возможных препятствий со стороны других, обеспечению признания своего достижения в сообществе ученых - это уже социальные действия.

Таким образом, человеческое действие тогда приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, эта ориентация может осуществляться как на конкретное лицо, так и на группу знакомых, незнакомых (например, поведение в автобусе); на сообщество, членом которого он является (например, коллектив, нация) или на все общество; может иметь в виду как прошлое (например, месть), так и настоящее или ожидаемое будущее (например, упреждающие действия).

Означает ли сказанное, что всякое столкновение людей есть социальное действие? Нет, не всегда. Представим житейскую ситуацию, как бы зафиксированную на кадрах кинопленки. Кадр первый: прохожего обрызгала машина; кадр второй: прохожий в сердцах (или вслух) отругал водителя за то, что он испортил его новый плащ. Кадр третий: водитель, увидев, что он (неумышленно) сделал, останавливает машину, выходит из нее, намереваясь извиниться перед прохожим. Кадр четвертый: между прохожим и водителем состоялся небольшой обмен любезностями. Кадр первый - в действии водителя нет социального действия (если он сделал это неумышленно). Кадр второй - прохожий совершил социальное действие. Кадр третий - водитель совершил социальное действие. Кадр четвертый - и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт. И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М. Вебер. Внезапно пошел дождь, все прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне казалось, что прохожие сговорились или открыли зонты по команде.

Потребности как источник социального развития и мотивацию можно рассматривать как смыслообразующеее начало деятельности. Ориентация на других возникает как важнейшее средство, условие удовлетворения потребностей "деятеля", реализации его жизненных целей. Трудность (а для современного человека невозможность) удовлетворения своих потребностей без взаимодействия с другими людьми фактически принуждает "деятеля" к учету интересов других, возможной их реакции на его действия. Иначе - хаос, который вреден всем. Ориентация на других, выполнение обязательств - своеобразная плата, которую "деятель" должен платить за спокойные, надежные цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.

Социальная связь. Вряд ли кто будет оспаривать утверждение: "Человек тысячами невидимых нитей связан с другими людьми, обществом". Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социальных отношений каждый из нас ощущает, что одни для него более значимы, другие - менее. Сбои, проблемы, конфликты в одной системе отношений могут отразиться на всей жизни, а в другой - могут остаться не более, чем неприятным эпизодом. Различаются ли связи между собой? Если различаются, то как? Что позволяет отдельным связям играть в нашей жизни решающую роль? Попробуем разобраться.

Субъекты (идет ли речь об индивиде, группе или общности) вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Эта зависимость возникает в процессе удовлетворения их потребностей, реализации их жизненных целей и установок. Если попытаться сказать о зависимости просто и ясно, то можно выразить этот первичный элемент социальных взаимоотношений следующим образом: "Я завишу от него в тех случаях, когда конкретные предметы, ценности, условия, которые требуются мне, находятся в его распоряжении". Причем речь может идти как о материальных ценностях, так и о моральных (например, желание получить признание, одобрение, поддержку) и т.д.

Зависимость может быть элементарной, прямой (от своего товарища, брата, коллеги). Зависимость может быть сложной, опосредованной. К числу последней нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества, нравов. Имеет место зависимость между различными общностями людей (зависимость между работниками умственного труда и работниками физического труда) и т.д.

 Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Именно предпосылки, но не более. Поясним на примере. В разных концах нашей страны работают два завода. Один из них выпускает продукцию, которая не может найти сбыта, и, естественно, терпит убытки и т;д. Другому очень нужна продукция этого завода для выпуска своей продукции, он готов за нее заплатить, но не может найти поставщика. Зависимость этих двух заводов друг от друга налицо. Но существует ли между ними связь? Нет, связь еще не налажена. А вот если они сумеют войти в прямой (или опосредованный - через посредников, биржу) контакт друг с другом, можно будет говорить о связи.

Следовательно, социальная связь - это совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места и времени, во имя достижения конкретных целей.

Социальная связь может быть

прямой и опосредованной,

односторонней или многосторонней.

Например, хозяйственные связи между соседними заводами скорее всего будут носить опосредованный характер, где главным регулятором выступят деньги, хозяйственные законы и т.д. А связи соседей будут прямыми.

Также связи могут быть устойчивыми или неустойчивыми.

Например, с соседом по купе вы будете вести себя иначе, чем с соседом по дому, с которым жили и еще долго будете жить бок о бок. Проявится и другая степень обязательности, ответственности, да и уровень искренности ("можно прихвастнуть" и т.д.). Лет десять назад наша медицина была совершенно бесплатной, но при этом пациент не имел возможности выбирать врача. А карьера и зарплата врача не зависела от того, как он лечил пациентов. Это односторонняя связь: больной зависит от врача, а врач не зависит от больного.

Есть и еще одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на характер взаимосвязи: имеет ли связь формальный или неформальный характер.

Например, неформальная связь ученых, как правило, не признает субординации - здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли. Формальная связь, т.е. связь, устанавливаемая в рамках научного учреждения, кафедры - иная. Хотя по сравнению с взаимоотношениями в военном учреждении здесь связи между руководителем и подчиненным более "либеральные", но и в этом случае существует приказ, субординация и т.д.

В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. По мере развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большее значение в жизни индивида играют опосредованные связи. При этом зависимость и связь между людьми не исчезает, но увеличивается количество посредников, ступеней, "узлов", через которые она должна пройти. Импульс связи, образно говоря, "пробираясь" по этим ступеням, теряет специфические, индивидуальные особенности, превращается в некий утративший индивидуальность сгусток социальной энергии. Подобная деиндивидуализация и создает иллюзию того, что эта энергия кем-то "спущена сверху", что вся сеть социальных отношений существует независимо от воли и желаний людей. Социальные отношения - это взаимосвязи между людьми и их объединениями, их совместная деятельность по поводу воспроизводства жизни общества и общественной жизни человека, по поводу удовлетворения своих потребностей.

Прекращение связи может произойти по нескольким причинам:

1. Изменение или утрата предмета связи. Например, у работников одного из оборонных предприятий были налажены четкие, хорошо отрегулированные связи с потребителями - государственными организациями. Наличие этих связей придавало уверенность, стабильность заводу, его коллективу и т.д. С наступлением конверсии положение резко изменилось. Заказчик отказался от закупок. Предмет зависимости исчез, прекратилась и связь, на которую ориентировался завод, которая в буквальном смысле долгие годы "кормила" его. Коллектив предприятия, естественно, хочет сохранить эту связь, воздействует на руководство и т.д.

2.  Другой  вариант  прекращения связи:  предмет связи  сохранился, но один (или оба) из участников связи не согласен с принципами ее регулирования. Например, один из партнеров хочет выбрать себе другого партнера, взаимоотношения с которым ему принесут лучшие результаты. Старые партнеры или попытаются найти взаимоприемлемый вариант регулирования отношений, или расторгнут связь.

3. Бывают случаи, когда субъекты связи не удовлетворены тем, как она регулируется, но в то же время не могут "разойтись", ибо предмет связи оказывается неделимым. Неделимость предмета связи может проявляться в различных формах. Прежде всего речь идет о неделимости в буквальном смысле слова. Например, это касается притязаний нескольких сторон на одну территорию, что делает такого рода проблемы трудноразрешимыми. Это касается также притязаний нескольких политических группировок на власть. В этом случае мы имеем дело с особым видом связи - конкурентной связью, которая регулируется на основе общих правил политической и другой конкуренции. Конкуренция между данными субъектами существует постоянно, пока остаются в силе их притязания на власть, предмет конкуренции.

Неделимым может быть авторитет (в семье, коллективе), дети (в семье), кошелек покупателя (конкуренция в экономической сфере). Неделимость могут обрести и явления в целом делимые, но "неразделимые" по причине несговорчивости, неразумности субъектов (например, дача, квартира).

Социальное взаимодействие. Придя на работу, мы снимаем пальто, головной убор и идем в гардероб, где гардеробщица забирает нашу одежду и выдает нам номерок. При этом мы можем обменяться с ней любезностями, поговорить о погоде и т.д. Состоялся социальный контакт. Мы ежедневно вступаем в огромное количество социальных контактов: у прохожего узнаем, как пройти по такому-то адресу, покупаем у киоскера газету и т.д. Контакты могут быть единичными (контакт с прохожим) и регулярными (с гардеробщицей). В них вы можете выступать как частное лицо или как представитель коллектива с представителем какого-то учреждения и т.д. При всем многообразии у всех социальных контактов есть общие черты. В ходе контакта связь между людьми имеет поверхностный, достаточно мимолетный характер. Партнер по контакту, как правило, может быть легко заменен (не эта гардеробщица - так другая вас обслужит). За этими внешними чертами проглядывается главная особенность социальных контактов: в них отсутствует система сопряженных действий партнеров по отношению друг к другу. Это единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Ожидание, ориентация на другого, у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный конкретный контакт. При всем многообразии и бесчисленном множестве контактов, в которые мы ежедневно вступаем, они не составляют основу нашей социальной жизни.

Ведущее значение имеет социальное взаимодействие - систематические, достаточно регулярные  социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Другими словами, речь идет об обмене действиями, точнее даже системами действий, которые взаимно сопряжены. Именно эти моменты: сопряженность систем действий обоих партнеров по отношению друг к другу; возобновляемость и не только действий, но и их координации; устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера - отличают социальное взаимодействие от единичной контактной связи - соучастия, делают его главным предметом социологического анализа.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обратную реакцию индивидов.

Яркий пример взаимодействия - учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, подбирает методический материал  в соответствии с учетом интересов обучаемых. Он мысленно прогнозирует их реакцию: вызовут ли у них интерес те или иные вопросы, примеры; анализируется и то, насколько предложенный материал позволит глубже освоить изучаемую тему и т.д. В ходе занятия учащиеся воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подготовки, насколько логично, убедительно, доходчиво подается материал. Одним интересно, они увлеченно работают; другим - неинтересно, но они не хотят осложнений и тоже записывают, работают, третьим также неинтересно, но они не считают нужным это скрывать. Готовясь к новой встрече с учащимися, преподаватель корректирует программу своих действий с учетом результатов предыдущего занятия, углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет для себя, какой стиль взаимоотношений желательно избрать - стоит ли усилить контроль за дисциплиной или следует вызвать интерес, связав изучаемый материал с профилем специальности обучаемых.

В приведенном примере присутствует основной элемент, характерная черта социального взаимодействия: имеет место (по крайней мере, требуется) глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установлена связь. Как всякая связь, так и взаимодействие может быть прямым (как в вышеприведенном примере) и опосредованным. 

По всем предметам, значимым для удовлетворения своих потребностей, человек входит в глубокое, сопряженное взаимодействие с другими людьми, с обществом в целом. И труд, и образование, и здравоохранение, и то многое без чего мы не можем жить, базируются на скоординированных, взаимообязывающих, надежных и устойчивых связях, взаимодействиях. Происходит глубокое, образно говоря, социальное взаимопроникновение, которым личность в своих же интересах не может пренебречь, от которого она не может уклониться. Пытаясь найти поддержку у других, желая, чтобы эта поддержка была устойчивой, надежной личность берет на себя определенные обязательства.

Межличностные взаимодействия - это своего рода система поступков, при помощи которых люди влияют друг на друга. На этом уровне мы можем увидеть субъектов взаимодействий (людей), их действия по отношению к друг другу (акты взаимодействия) и проводников взаимодействий (язык, письменность, музыка, средства массовой информации). Символы (их можно отнести к духовным аспектам взаимодействий), которые с одной стороны, создают понятный для данного объединения людей язык общения, с другой - формируют некоторые общепризнанные идеи в виде лозунгов, идеалов, атрибутов власти. Символы передают общие эмоции, информацию или ощущение. При виде флага и герба своей страны у людей возникает представление о родине, обществе, государстве. Групповые взаимодействия представляют более высокий уровень. Ректор вуза взаимодействует со студентами чаще всего опосредованно. Деятельность ректора по отработке стратегии развития вуза, совершенствованию учебной деятельности, подбору ведущих кадров вуза и т.д. через сложную сеть социальных связей и зависимостей воздействует на студентов, сказывается на их подготовке, на конкурентоспособности студентов - выпускников вуза, престиже института среди абитуриентов.

Для взаимодействий групп и общностей характерно то, что в них могут вступать люди, непосредственно не соприкасающиеся друг с другом, не имеющие друг по отношению к другу никаких субъективно осознаваемых мотивов. Однако при взаимодействии групп мы можем выделить субъектов взаимодействий, которые будут представлять не отдельных индивидов, а группы (студенты, преподаватели). Их действия по отношению  друг к другу  (преподавание, обучение). Проводников и символы взаимодействий.

Взаимодействие на уровне общностей всегда опосредовано, так как субъекты взаимодействий (например, национальные общности) могут не находиться в непосредственном контакте и не иметь четких представлений друг о друге. На этом уровне трудно фиксировать акты взаимодействий, если речь не идет о формальных структурах, заключать политические, экономические договоры. На этом уровне отношений действуют другие законы. Они представлены в форме морали, правовых установок. Они делают отношения нормированными.

 

назад   оглавление  вперед