Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Политическая система общества Политические партии и партийные систкмыПолитические партии в России

Нормы, санкции и правоотношенияПраво как институт политической системы

Политические институты и организации

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

назад   оглавление  вперед

 

6.1. Социальное действие, социальная связь, социальное взаимодействие

6.2. Социальные институты

6.3. Социальные организации

6.4. Социальный контроль

6.5. Девиантное поведение

 

6.3. Социальные организации

Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- сообщаю стройный вид, устраиваю) - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.

Основное отличие социальной организации от социального института заключается в том, что институциональная форма общественных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами. Не все организованные формы отношений между людьми закрепляются в номах морали или права, например, организации сексуальных меньшинств, сектантские религиозные организации и т.п. так и не нашли общественного признания на основе закрепления в нормах  права или морали.

Наиболее объемный  пример социальной организации это гражданское общество, которое определяется понятием, характеризующим относительную самостоятельность и целостность общественной жизни по отношению к политическим структурам, прежде всего к государству. Гражданское общество включает в себя и так называемую уголовную, мафиозную, коррупционную и т.п. организации, вооруженные бандоформирования, сексуальные меньшинства и т.д. Например, военная организация общества это исторически сложившаяся система деятельности общества, людей по поводу воспроизводства вооруженных структур, например, вооружение населения (народа), вооруженные силы государства, казачество, бандитские формирования и т.п. А положительно оцениваемая с точки зрения морали и права военная организация  рассматривается как организация социального воспроизводства вооруженной защиты государства и общества - деятельность людей, направленная на сохранение благ и ценностей своей социально-политической системы и на разрушение ценностей и благ чужой социально-политической системы, рассматриваемой как враждебной, с применением вооруженной силы и на основе службы в государственных структурах или ополчении (партизаны и т.п.). Но  мы прекрасно знаем, что если наш, то разведчик, если чужой, то шпион; во время Великой Отечественной войны восставшее с оружием в руках население на оккупированных территориях организовывалось в партизанские отряды, которые немецко-фашистские захватчики называли бандитами. Таким образом, термин социальная организация это реально существующие системы упорядоченных общественных отношений, которые характеризуются наличием в них не закрепленных в нормах права и нравственности отношений.

Большинство из нас начинает свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, санитарки; они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет свою структуру. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело и с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. Даже когда человек умирает, организация не оставляет его. Им занимается похоронное бюро. Организации - это группы людей, составляющие часть общества, ориентированные на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко формализованной структуры.

Коммерческие фирмы, правительственные органы, профсоюзы и колледжи - организации, для них характерны строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, выражающимися в иерархии власти.

Обсуждая организации или административные структуры, Макс Вебер придавал  особое значение стремлению к рационализации современного общества. Вебер изучал роль этого процесса в преобразовании разных сфер общества, включая искусство, религию, политику, экономику и систему уголовного права. При этом происходит отказ от стихийных, личностных, традиционных способов деятельности. Она становилась более систематизированной - организованной, согласно правилам, установленным на основе рациональною анализа.

Для понимания указанного различия сравним традиционные отношения между хозяином и слугой с отношениями между предпринимателем и человеком, работающим по найму на современном промышленном предприятии. Между хозяином и слугой складываются отношения, основанные на взаимном доверии; более того, хозяина и слугу соединяет целый ряд неписаных соглашений, передаваемых из поколения в поколение в течение веков. Отношения же между предпринимателем и сотрудником, работающим по найму, в современных условиях определяет обезличенный договор, часто при посредничестве нескольких начальников среднего уровня (например, мастера, инспектора и т.д.); при этом служебные обязанности четко регламентированы. Вебер считал формирование организаций (управленческого аппарата) главным аспектом процесса рационализации. Для описания характерных особенностей организаций он использовал ее идеальный тип или модель. Модель никогда точно не соответствует специфической ситуации реального мира. Однако, она может служить для обобщения социальных явлений.

Вебер выделил семь основных, характерных черт идеального типа организации:

Разделение труда, обусловленное определенными правилами или законами. Так, например, в современной коммерческой фирме есть описание обязанностей директора, управляющего делами, продавцов и т.д.;

Порядок подчиненности представляет собой иерархию выше- и нижестоящих должностных лиц, которые, в свою очередь, являются начальниками других сотрудников. В современных коммерческих фирмах существует система вертикальной зависимости ("сверху вниз"); совет директоров, руководители предприятий, руководители среднего уровня и нижестоящие начальники, осуществляющие контроль за деятельностью рядовых служащих;

Офис (канцелярия или бюро) - основа организации, где находятся документы и журналы, где регистрируются и сохраняются сведения о деятельиости учреждения;

Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации. Требования к рядовому делопроизводителю сравнительно просты, но некоторые программы подготовки руководящих работников достаточно сложны;

Штатные сотрудники, отдающие свою энергию деятельности организации, для них это главное занятие;

Правила, достаточно общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы. Их нетрудно усвоить и выполнять. Зачастую они весьма подробны; например, на некоторых предприятиях время и продолжительность перерывов, когда работники могут выпить кофе, строго регламентированы;

Лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленным правилам. Это необязательно означает преданность только руководителю организации или любому другому ее сотруднику.

Все это делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. В свою очередь, предсказуемость и координация - основные факторы, способствующие повышению эффективности и производительности труда. С их помощью можно понять, когда работники намерены создавать лишь видимость работы или хотят прекратить ее, какие механизмы они собираются при этом использовать и т.д., хотя сочетание перечисленных выше элементов придает довольно обезличенный характер конечным результатам деятельности, для организаций это в большинстве случаев предпочтительнее, чем дезорганизация, неповиновение, неэффективность. Таким образом, для социальных организаций характерно строгое разделение обязанностей на основе формирования правил социальных взаимодействий направленных на их закрепление в нормах права и морали, формирование “аппарата” управления.

        

Рис. 17. Основные социальные организации

К основным социальным организациям можно отнести (рис 17):

Гражданское общество как относительную самостоятельность и целостность общественной жизни по отношению к политическим структурам, прежде всего к государству;

Объединения людей на основе наличной культуры, церковь, религиозные объединения, искусство, литературу, науку, фольклор и т.п. как организации отбора, хранения и передачи ценностей и образцов существования и развития общества и личности;

Общественное разделение труда, производство, рынок, распределение, обмен и т.д. как экономические организации общества;

Обучение, воспитание, родильный дом, детский сад, школа и т.д. как организации социального воспроизводства;

Партийная система, выборы, власть, оппозиция, политическая партия, государственная администрация, силовые структуры  и т.д. как социально - политические организации, участвующие в регулировании общественных отношений, то есть в воспроизводстве системы управления.

Рассмотрим на примере типов политической власти различные примеры социальной организации на основе государственных устройств.

Тоталитарные государства. Руководители тоталитарного государства стремятся держать страну под своим контролем. Тоталитарные режимы бывают разные. Но все они имеют общие черты.

1. Широко используя идеологию тоталитарного общества, они стремятся объяснить каждый аспект жизни. Общественные цели, одобряемые образцы поведения, даже враги характеризуются в упрощенной, иногда искаженной форме. Идеология должна приспосабливаться к социальным переменам, но государства с тоталитарным режимом стремятся сохранить господство одной идеологии.   

2. Однопартийные системы. Тоталитарные государства представляют собой однопартийные системы, возглавляемые диктатором или несколькими руководителями. Правящая партия считается единственной законной партией в стране, монополизирующей власть. Она проникает во все сферы жизни  и полностью управляет обществом, от нее исходят власть, престиж, деньги.

3. Террор. Применяется для поддержания государственной власти. Пытки и допросы могут использоваться против внутренних и внешних врагов режима.

4. Контроль средств массовой информации. Тоталитарные государства осуществляют контроль над средствами массовой информации, поэтому оппозиционеры вынуждены уйти в подполье. Народным массам предлагается лишь официальная точка зрения на определенные события и поощряется поведение, угодное режиму.

5. Контроль над запасами оружия. Тоталитарные государства монополизируют изготовление, распространение и применение оружия.

б. Контроль над экономикой. Под контролем находятся все отрасли экономики. Это может означать наличие государственных экономических планов, дающих задания каждому промышленному и сельскохозяйственному предприятию.

Таким образом, тоталитарные системы стирают грань между сферами общественного и личного и подрывают личную инициативу. Кроме того, государство стремится полностью подчинить себе граждан и добиться их преданности, подавляя и контролируя все другие общественные институты. Опираясь на партию и средства массовой информации, режим оказывает влияние на семейную жизнь, жизнь молодежи, образование, трудовую деятельность и общественную жизнь. В тоталитарном обществе почти отсутствуют свобода, не всегда соблюдаются права человека или возможность выражать свое мнение.

Авторитарные государства. В авторитарных государствах власть переходит в руки монарха или диктатора, которые правят, используя силу. Диктаторские режимы в Латинской Америке, режим Франко в Испании - пример авторитаризма ХХ в. Лидеры стремятся добиться преданности своих подданных, подразумевается верность конкретному человеку, а не определенным целям и даже государству.

При авторитарных режимах политические партии и идеология играют определенную роль, но они осуществляют контроль в меньшей мере, чем в обществах с тоталитарным режимом. Для подавления диссидентов или для критики средства массовой информации могут подвергаться цензуре, наряду с применением вооруженных сил может использоваться террор. Однако эти режимы значительно слабее, чем тоталитарные. Они в большей мере применяют традиционные способы управления. Стараясь силой сохранить свою политическую власть, они вряд ли способны осуществить значительные социальные перемены. Кроме того, здесь меньше пытаются вторгаться в личную жизнь своих подданных, поэтому при авторитарных формах правления четче очерчена граница между общественной и личной жизнью, чем в тоталитарных государствах.

Демократические государства. Буквально демократия - "власть народа", но в крупных и сложно организованных обществах правление всего народа невозможно. А точнее, лица, обладающие всеми гражданскими правами, имели место в древних и средневековых демократиях, где важнейшие решения принимались народным собранием, в котором имели право участвовать все граждане. Например, афинская демократия,  новгородское вече, запорожская сечь. Во всех этих обществах, как численность населения, так и территории, были очень невелики, и возможно было собрать всех граждан, где они совместно обсуждали все вопросы и принимали решение. Причем решение принимались не только путем подсчета голосов, но иногда и по силе крика, как, например, на новгородском вече. Однако в больших обществах проведение такого голосования по всем политическим вопросам технически невозможно, хотя в наиболее важных случаях оно иногда все-таки проводится посредством референдума. Поэтому современная демократия стала ассоциироваться, главным образом, с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям, которые подлежат переизбранию. Представительная демократия существует в таких странах, как Индия, Франция, США, Канада и др. Этим демократическим государствам присущи следующие черты.

1. Индивидуализм. Вера в значимость личности - основной принцип демократического сознания. Он стал основой законодательных систем, утверждая равенство всех людей перед законами общества.

2. Конституционная форма правления. Что касается прав человека или Конституции, то демократические формы правления основаны на совокупности законов и законодательных традиций, которым подчиняется человек, правительство и общество. На основе конституции формируется основное законодательство страны, определяются главные принципы распределения и ограничения политической власти. Конституция устанавливает полномочия правительства. Кроме того, они определяют методы управления общественной жизнью. Далее конституция обычно устанавливает принципы разделения полномочий между различными ветвями власти, членами правительства таким образам, чтобы обязанности власти были ограничены и четко установлены.

         3. Общее согласие тех, кто управляет. Главная черта демократических обществ состоит в том, что взрослое население само выбирает своих правителей и представителей на периодически проводимых выборах. Эти выборы способствуют подотчетности тех, кто стоит у власти и ограничивают срок их полномочий.

4. Лояльная оппозиция. Подразумевается, что политический механизм включает двухпартийную или многопартийную системы. В соответствии с демократическими ценностями оппозиция не означает нелояльность, граждане должны иметь право высказывать свое мнение. Поэтому демократические правительства не контролируют средства массовой информации и редко прибегают к вооруженной силе для подавления политической оппозиции.

Демократические общества формируются на различной экономической основе. Их правительства выполняют множество ролей - от управления государством "всеобщего благополучия" (например, в США) до реализации социалистической программы (например, в Швеции). Демократические институты существуют не только в процветающих странах, например, они существуют и в Индии. Но процветание и развитие промышленности благоприятствует созданию демократического правительства.

Применительно к обществу и его социальным организациям также необходимо отметить такое немаловажное понятие как социальное время. Социальное время - это время, "привязываемое" к значимым событиям в жизни общества (до революции, до перестройки). Оно в меньшей степени зависит от продолжительности периода, но в большем зависит от его социально значимых событий. Пример: "Когда я был студентом. Когда ты искал работу. Это было в годы ее первого замужества". Особенность социального времени состоит в том, что человек очень хорошо помнит важные события своей жизни: женитьбу, развод, службу в армии, учебу в институте, поступление на работу и т.д., он их помнит лучше, чем даты этих событий: "Когда ты получила квартиру? Незадолго до замужества". Социальное для общества в целом связывается, например, со способом производства материальных благ - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое; с прогрессивными преобразованиями в основных сферах общественной жизни - индустриальное, информационное и т.д. Социальные институты и организации существуют в конкретно -  историческом социальном времени.

 

назад   оглавление  вперед