Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  Теория политических процессовПолитическое развитие и модернизацияПолитические конфликты и кризизы

Политические процессы

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

назад   оглавление  вперед

 

8.1. Основные социальные процессы

8.2. Социальная мобильность, понятие маргинальности личности, социальных общностей и групп

8.3. Понятие социального воспроизводства и социальной проблемы

8.4.Социальные показатели и нормативы как инструментарий социального анализа управления общественным воспроизводством.

8.5.Общественное развитие и оптимальный уровень обобществления производства как предмет социологического анализа управления социальным воспроизводством

8.6. Анализ пропорций социального воспроизводства

8.7. Основные формы и направления социального развития

 

8.5.Общественное развитие и оптимальный уровень обобществления производства как предмет социологического анализа управления социальным воспроизводством

В современной литературе отсутствует фундаментальное научное определение, отражающее современный уровень и формы обобществления производства. Это определение должно отражать три момента:

раскрытие сути явления как характеристики процесса воспроизводства;

отражение многообразия форм его проявления;

а также выявление его внутренней противоречивости, выражающуюся в том, что не всякое обобществление (обобществление ради самого себя) способствует прогрессивному развитию общества, а лишь определенный уровень и формы, позволяющие в полной мере использовать всю мощь личной инициативы индивида, производителя и собственника.

Классик социологии Э. Дюркгейм еще в ХIХ веке сформулировал закон углубления общественного разделения труда и тенденции его объединения в кооперацию, то есть обобществления труда. Сейчас нам не требуется доказательств, что один человек не может удовлетворить потребности общества в передвижении авиационным транспортом, это под силу только кооперативному, основанному на солидарности труду многих людей. В развитии общественных систем на основе возрастания роли коллективного труда проявляется тенденция к обобществлению продуктов труда, средств производства и т.д. Углубление разделения труда - суть обобществления производительных сил.

В своем фундаментальном труде “Капитал” К. Маркс определил основной закон, определяющий направление развития современного ему общества - капиталистическое общество движется в направлении обобществлении средств производства. Практически все исторически сложившиеся в мире общественные системы имеют государственную форму своего существования. Государство выступает основным социально - политическим институтом, осуществляющим монопольное регулирование практически всей системы общественных отношений. На основе государственной монополии на регулирование общественных отношений после Великой Октябрьской социалистической революции было построено государство нового типа - Союз Советских Социалистических Республик, в котором процесс обобществления был доведен практически до максимума, абсолюта - все средства производства были национализированы.

Под давлением примера Советской России западные общественно - политические системы были вынуждены ускорить процесс обобществления в своих странах для снятия сложившегося у них социального напряжения. Но у них сложились несколько иные формы. Первая из основных форм обобществления - это государственная монополия с удельным весом права регулирования общественных процессов, более 50% на основе так называемых естественных экономических монополий (то есть тех, которые принадлежат государству). Вторая - это процесс акционирования частных и государственных производств и предприятий. Национализация основных средств производства, монополизация права регулирования общественных отношений государством, акционирование собственности на средства производства и самого производства - суть современных процессов обобществления.

Итак,  по мере общественного прогресса сложилось направление обобществления - возрастание роли государства как регулятора экономических и социальных процессов. Оно обеспечивает необходимую, общественно признанную поддержку как обобществления производительных сил (поощряя, например, низкорентабельные, но социально значимые сферы производства: малый бизнес, социальную инфраструктуру, сельское хозяйство и добывающую промышленность и т.п.), так и в сфере производственных отношений, что в свою очередь проявляется в повышении жизненного уровня трудящихся (например, через введение минимального уровня заработной платы и т.п.), уменьшение дифференциации доходов, организации государственной системы воспитания и образования, социальной защиты и т.д. Выделение государственного регулирования как составляющей процесса обобществления оправдано еще и тем, что, благодаря ему, было сглажено противоречие между трудом и капиталом, казавшееся неразрешимым.

Пройдя ряд ступеней в своем развитии (на примере западных капиталистических стран):

первая - политический защитник класса собственников;

вторая - регулятор отдельных экономических и социальных процессов, отражающих необходимость защиты буржуазии от революций и кризисов (ЗО-е годы);

третья - непосредственный участник процесса воспроизводства, идеолог и воспитатель общегуманистических ценностей (70-8О-е годы) - государство через механизм постоянно усовершенствуемых демократических выборов, через отлаженную систему государственных органов власти и управлениям через действенный механизм общественного контроля превращается в орган национального демократического самоуправления. Но при этом государство все равно сохраняет функцию защиты господствующего класса. Не случайно все мало-мальски организованные политические партии и движения активно борются в политической и всех других видах борьбы за право распоряжаться государственной собственностью, государственной системой перераспределения совокупного общественного  богатства (национального дохода и продукта).

Итак, обобщая сказанное, можно предложить следующее определение. Обобществление - это важнейшая характеристика общественного прогресса, характеризующая объективные процессы как в производительных силах вследствие углубления общественного разделения труда и совершенствования организации производства, так и в производственных отношениях, выражающихся в постепенном и обоснованном вытеснении системы, ядром которой было распределение общественного продукта на базе частной собственности на средства производства, системой, ориентированной на "равенство индивидов перед возможностями самореализации (такая трактовка "справедливого" распределения является наиболее распространенной), в том числе и через достижение высоких личных доходов.

Указание на связь обобществления с общественным прогрессом представляется особенно важной и актуальной для любого периода времени и страны. Только проецируя влияние обобществления на рост эффективности общественного производствам , национального дохода и повышение благосостояния можно говорить о росте "обобществления на деле". Опыт нашей страны показал миру ситуацию, когда уровень обобществления не соответствовал уровню развития производительных сил и производственных отношений. Низкая техническая оснащенность процессов принятия управленческих решений, отсутствие демократических выборов и действенного общественного контроля за деятельностью органов власти и т.д. привели к подмене государственной собственности бюрократической, а общественное распределение свели к малоэффективной уравниловке трудящихся в сочетании с высочайшими привилегиями и доходами “власть имущих”.

Одновременно нельзя согласиться с курсом на повсеместную приватизацию и разгосударствление, которое имеет место сейчас. Страна устремилась к стихийному рынку со всеми последствиями первоначального накопления капитала, от которого весь цивилизованный мир давно отказался.

Итак, эффективность общественного воспроизводства обеспечивается не просто обобществлением, а оптимальным уровнем его и выбором соответствующих форм проявления. Во всех странах степень обобществления производства растет в период войн и кризисов. В нормальных условиях частное предпринимательство как наиболее действенный стимул восстанавливает свою роль. Преимущества рынка, реализующего все достоинства последнего, убедительно доказаны в работах Хайека, Фридмена и других западных исследователей. Это подтверждается и практикой хозяйствования.

Соотношение частного предпринимательства и обобществленного производства должно соответствовать оптимальному уровню, который не может не отражать национальных и временных особенностей функционирования системы воспроизводства. Факторы, их определяющие, можно свести в четыре группы: экономические, социальные, политические, идеологические (духовные). Не претендуя на исчерпывающую полноту, остановимся на некоторых из них.

К экономическим факторами влияющим на величину оптимального уровня обобществления производствам можно отнести, например структуру национальной экономики (отраслевую, по типам предприятий, по соотношению в ней рыночных и плановых секторов), исторически сложившийся размер государственного сектора и другие. Так, преобладание легкой промышленности и сферы услуг тормозит процесс обобществления. Эти сферы характеризуются очевидным преимуществом частного предпринимательства. Наоборот, наличие крупных предприятий, способствует большему распространению плановых рычагов, ориентирует экономику на стратегическое управление, а не потворствование сиюминутным рыночным интересам.

Другим из названных факторов является доля государственных предприятий. Она традиционно высока в таких странах как Италия, Великобритания, Австрия и Германия. Одновременно в Швеции, Японии - государственная доля незначительна в производительной, но высока в банковской сфере. Опыт управления государственными предприятиями в странах первой группы позволил разработать оптимальный механизм и формы контроля, сочетающий относительную экономическую самостоятельность и централизованное регулирование, например, через систему холдингов. К социально - экономическим факторам можно отнести традиционно рассматриваемый как нормальный либо отражающий развитость экономики уровень благосостояния населения; систему государственного или общественного регулирования воспроизводства и другие. Так, допустимость относительно низкого уровня жизни отдельных слоев общества в Японии дает возможность обобщать меньшую долю национального дохода. Одновременно в Швеции высокий уровень жизни населения заставляет при сохранении демократической направленности деятельности государства собирать чрезвычайно высокие налоги.

Все страны имеют не только различный уровень, но и свою систему налогообложения. Например, особенность налоговой системы в Германии заключается в том, что основная масса их распределяется не на федеральном уровне, а землями, что предполагает снижение уровня обобществления национального дохода.

Особенную значимость как наименее исследованные имеют социальные факторы. К ним можно отнести, например, степень доверия населения к правительству. Наиболее "законопослушными" являются французы, англичане, немцы, где законодательная система существует веками и найдены формы оптимального сочетания индивидуальной свободы и ее государственного ограничения. Другим социальным фактором является специфика национального менталитета. Индивидуализм или коллективизм, предпринимательство или склонность к справедливому распределению по труду - эти факторы не могут не отразиться на оптимальном уровне обобществления. Нельзя не отметить и фактор религиозности населения. Доля верующих вообще и структура их распределения по религиям также имеют существенное влияние. Любая религия (кроме протестантизма) способствует готовности к подчинению индивидуальных устремлений общественным, ориентирует население на сильную государственную власть и централизованное управление. Важные социальные факторы - и степень политизации населения, структура и традиционная система партий и движений, уровень демократизации общества и т.д.

 

назад   оглавление  вперед