9.1. Национальные
интересы России
9.2.
Местное самоуправление как основной институт гражданского
общества в России
9.3. Современное развитие институтов гражданского общества
9.4. Государство и межсекторное взаимодействие
9.3.
Современное развитие институтов гражданского общества
Становление гражданского демократического общества невозможно без развития общественного сектора - обширной сети неправительственных, некоммерческих объединений самой различной направленности: ветеранских и молодежных, экономических и творческих, профессиональных союзов и клубов по интересам. Насилию со стороны узкокорыстных группировок экономического, политического и даже криминального толка может противостоять только самоорганизованное общество. Сегодня Россия на распутье. Нам предстоит сделать выбор – по какому пути следует идти дальше: по корпоративно-авторитарному или по гражданско-правовому? Как противостоять тем, кого устраивает первый путь? Ответ однозначен - создавать институты самоорганизации граждан, представляющих интересы самых разных групп населения. Расширять местное самоуправление и права общественных организаций.
В России всегда были завышенные требования к
власти, из чего следовало, что власть в России - источник всех бед. Среди
большинства наших сограждан во все времена бытовало мнение, что на власть
влиять бесполезно. "От меня ничего не зависит, и я не желаю ни в чем
участвовать, потому что все равно "они" - обманут". Отсюда -
безразличие, апатия, цинизм. А с другой стороны, убежденность, что власть
обязана для меня что-то сделать. Отсюда - тоска по "железной руке",
по человеку, который придет и все устроит. Сегодня нужна совершенно
другая идеология отношений между государством и гражданами. Гражданам
необходимо помочь осознать, что за них, без их участия никто ничего не сделает.
Их могут только обмануть. Нужно воспитание гражданского духа, чтобы у людей
появилось чувство уважения к себе, к своей стране, к своему прошлому и
будущему, к своим детям, наконец.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют право на объединение на некоммерческой основе, с целью получения социальных услуг, развития самоорганизации социальных систем. Современное российское законодательство определяет основной формой реализации права граждан на объединение некоммерческие организации, которые могут создаваться в форме общественных, благотворительных организаций, некоммерческих партнерств, автономных организаций и учреждений. Деятельность общественных и благотворительных организаций регулируются своими федеральными законами. Среди общественных объединений особый статус имеют религиозные объединения, политические партии, профессиональные союзы, молодежные и детские организации (рис.29).
Рис. 29. Реализация права
граждан на объединение
Процесс формирования общественных объединений в России, ставших сегодня неотъемлемой составляющей политической и общественной жизни, позволяет говорить о зарождении в стране основ гражданского общества. Органы государственной власти и общественность признают возможность перспективного сотрудничества в плане привлечения общественных организаций, представляющих социально значимые проекты и программы при решении стоящих перед регионом задач. Масштабы этих задач, требуют создания таких механизмов взаимодействия, которые позволят некоммерческим организациям и органам власти наладить взаимополезные и равноправные партнерские отношения.
Таким образом, в решении ключевых
задач формирования гражданского общества и важнейших социальных проблем все
более значительную роль будут играть негосударственные некоммерческие
организации, которые образуют так называемый Третий сектор. В дальнейшем, во
избежание терминологической путаницы, мы будем использовать термин
независимые некоммерческие
организации для
обозначения организаций, составляющих Третий сектор.
Почему Третий сектор? Все дело в том, что в странах, где признается частная собственность и существует или формируется рыночная экономика, все множество юридических лиц принято подразделять на три сектора.
Первый сектор объединяет государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Второй сектор - частные коммерческие организации, то есть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности.
Третий сектор - частные некоммерческие организации. Первым отличительным признаком этих организация является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль среди своих участников. Второй отличительный признак - имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности.
Нередко эти три сектора называют соответственно государственным, коммерческим и некоммерческим (рис. 30). Использование этих названий, разумеется, вполне допустимо, но они имеют более условный характер. Следует иметь в виду, что российское законодательство делит все множество юридических лиц на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации. Среди тех и других могут быть государственные, муниципальные и частные. То есть, множество коммерческих организаций шире, чем Второй сектор, а множество некоммерческих организации - соответственно шире, чем Третий сектор.
Рис. 30. Три основных
сектора гражданского общества
Некоммерческие организации могут существовать в разных организационно-правовых формах. Это может быть потребительский кооператив, общественная или религиозная организация (объединение), фонд, учреждение, автономная некоммерческая организация и другие. В свою очередь учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. Государственные и муниципальные учреждения относятся к первому из выделенных выше секторов. А вот частные учреждения, то есть учреждения, имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности, а принадлежит гражданам или юридическим лицам, и другие формы некоммерческих организаций составляют Третий сектор.
К причинам, мешающим развитию "третьего сектора" можно отнести следующие:
несовершенство нормативной базы, регулирующей взаимодействие органов государственной власти и общественных объединений;
отсутствие механизма сотрудничества трех секторов общества, системы в организации финансовой помощи, льготного налогообложения. Неразвиты традиции благотворительности, отсутствие среднего класса, как финансовой базы деятельности независимых некоммерческих организаций;
недостаточная информированность о программах развития, механизма их формирования, месте общественных объединений в их реализации;
слабая информированность населения о деятельности общественных организаций;
недостаточный профессионализм в деятельности общественных объединений;
недостаточность необходимой организационной и методической помощи со стороны органов власти.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" предусматривает возможность поддержки независимых некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. Такая поддержка и сотрудничество отвечают коренным интересам обеих сторон.
В силу каких причин государство и органы местного самоуправления заинтересованы
во взаимодействии с третьим сектором?
Во-первых, большинство государственных некоммерческих организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе. Существование третьего сектора прежде всего тем и обусловлено, что наиболее активные члены общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих перед ним проблем, не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые государством на всех граждан, но и делая нечто «сверх обязанностей», добровольно. В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий (рис. 31).
Рис. 31. Взаимодействие основных секторов
гражданского общества
Во-вторых, в ряде случаев третий сектор действует успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения. Это убедительно показывают исследования, проводившиеся во многих странах. В результате государству нередко оказывается выгоднее передавать средства независимым некоммерческим организациям, разумеется, в обмен на четкие, конкретные и контролируемые обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные организации самому.
Так, в США в 80-е годы в третий
сектор направлялось более трети всех расходов на социально-культурные нужды, в
том числе более половины всех федеральных расходов на социальное
вспомоществование, культуру, науку и гуманитарные цели. Конкретный анализ
показывает, что выгоды бюджетного финансирования независимых некоммерческих организаций
особенно велики, когда налицо хотя бы одно из следующих двух условий: имеется
возможность привлечь к работе добровольцев и решаемая задача не совсем
стандартна, требуется нешаблонный подход к конкретной категории получателей
услуг, глубокая индивидуализация деятельности.
Итак, сотрудничество
государства и органов местного самоуправления с организациями третьего сектора
способно служить важным фактором повышения эффективности использования средств,
в особенности выделяемых на социальные нужды.
В-третьих, само по себе укрепление
демократического государства и развитие местного самоуправления решающим
образом зависит от формирования современного гражданского общества. Речь идет о
разнообразных формах цивилизованного взаимодействия граждан, их добровольного
участия в общественных делах. В роли «несущих конструкций» гражданского
общества выступают именно организации третьего сектора. Чем теснее и
плодотворнее контакты государства с этим сектором, тем лучше взаимопонимание
власти и общества и тем менее вероятно их взаимное отчуждение.
Закономерно, что в "Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" в числе первоочередных мер было названо "определение порядка взаимодействия в области социальной политики между органами власти, общественными и коммерческими организациями".
В то же время третий сектор нуждается в моральной и материальной поддержке со стороны государства и органов местного самоуправления. Достаточно типичный пример: добровольцы готовы объединить усилия и средства для помощи какой-либо категории нуждающихся, но им трудно оплачивать аренду необходимого для работы помещения по ставкам, установленным для коммерческих организаций, и платить налоги. Предоставление им льгот способно обеспечить достижение цели, на которую в противном случае пришлось бы затратить больше средств из регионального или городского бюджета.
Не менее важна заинтересованность организаций третьего сектора в действенном контроле со стороны государственных и муниципальных органов. Такой контроль гарантирует отсутствие злоупотреблений, которые препятствуют выполнению функций, взятых на себя некоммерческими организациями, и снижают их престиж.
Деятельность большинства некоммерческих, в том числе общественных и благотворительных, организаций нацелена на решение насущных проблем конкретного населенного пункта или региона в целом. Немалый вклад в решение этих проблем вносят также региональные и местные отделения общественных организаций, действующих в масштабе всей Российской Федерации. Опыт показывает, что третий сектор успешнее развивается там, где представительные и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления ориентируют и стимулируют некоммерческие организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность.
В нынешних условиях назрела объективная необходимость в совершенствовании системы взаимоотношений «власть области – общественный сектор – коммерческий сектор», формировании новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов, выработке механизмов такого сотрудничества (рис 32). Полагаем, что пришло время подумать нам вместе над выработкой концепции программы общественного развития, которая бы предусматривала:
определение концептуальных основ, принципов, политики исполнительных органов власти, на которых строится взаимодействие с общественными объединениями;
совершенствование существующих и разработка новых форм социального партнерства, взаимного сотрудничества органов власти и негосударственных объединений граждан;
выработку эффективных механизмов поддержки органами власти деятельности общественных объединений в реализации ими социально значимых программ;
создание институтов взаимодействия (инфраструктуры) органов власти и общественных объединений.
Рис. 32. Положительные стороны социального заказа
Реализация такой программы могла бы способствовать демократизации власти, становлению и упрочению институтов гражданского общества, расширению их участия в управлении, развитию сознания и самосознания граждан, повышению их гражданской активности и ответственности за решение социально-экономических задач.
Однако общественным организациям необходимо еще в этом отношении многому учиться. Надо уметь осознавать насущные общественные потребности, уметь предложить реальные проекты по решению этих проблем, оформить их в хороший бизнес-план и т.д. То есть необходимо учиться.
Историк Иван Ильин как-то сказал: “Россия - не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку и мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно!» Да, нам будет трудно. И только объединив усилия, мы сможем доказать всему миру, что значит русский дух и сила. Я убежден: XXI век - за Россией. Но потрясать планету будут не революции и восстания, а наши достижения”.