3.1. Понятие
социальных технологий
3.2. Социологическое
исследование
3.3. Программа социологического исследования
3.4. Измерение в
социологическом исследовании
3.5. Основные методы
сбора первичной социологической информации в социологическом исследовании
3.6. Обработка
социологической информации
3.7. Значение социологических исследований
3.5. Основные методы социологического
исследования
3.5.5. Эксперимент
в социологии
3.5.4. Методы социометрии
Огромное число социологических задач связано с изучением процессов,
происходящих в малых группах (например, бригады, небольшие участки, малые
предприятия различных форм собственности). Далее - процессы налаживания
взаимоотношения в семье или объединении неполных семей, участвующих в общем
бизнесе. В рамках социологии малых групп традиционно изучаются явления,
события, характерные для жизнедеятельности постоянных и временных учебных
коллективов: класс в школе, студенческая группа, слушатели курсов, лица,
объединенные по интересам в различных кружках и т.д. Если говорить о
внепроизводственных социальных образованьях, при исследовании которых могут
успешно применяться логика, процедуры, методы познания механизмов создания и
функционирования малых групп, то отметим общественные движения, неформальные
группы. Правда, в отдельных ситуациях они объединяют под своими знаменами
большое количество людей. Однако в центре или центрах подобных движений стоят
относительно небольшие группы, которые в значительной мере определяют лицо
всего объединения, разрабатывают всю стратегию его поведения.
При изучении малых групп используются различные
социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы
социометрии. Социометрия
- метод сочетания опросной методики и алгоритмов специальной обработки
первичных измерений, который сводится к исчислению разнообразных персональных и
групповых индексов. Основная заслуга
в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности
измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации
принадлежит американскому социопсихологу Джекобу
Морено.
В соответствии с социометрической методикой всем членам
изучаемой группы задается один или два вопроса. Например: “С кем из членов
вашей группы Вы посоветовались бы по интимному вопросу?”. При этом предлагается
сделать один или несколько выборов в порядке предпочтения. Затем исследователем
фиксируется структура межличностных отношений и строятся социограммы. В
зависимости от целей исследования может быть измерена и сплоченность группы.
Для этого определяется индекс сплоченности по формуле:
где
åXij - общая сумма взаимных выборов, сделанных
членами группы;
åXijmax -
максимально возможное число взаимных выборов, которое вычисляется по
формуле:
где n - число членов в изучаемой группе.
се начинается с выбора, создания социометрического критерия, то есть
вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с
целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения
между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор
критериев становится задачей, требующей при своем решении и знания общих
законов функционирования малых групп и понимания, учета конкретных особенностей
поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения.
Критерий
должен быть индикатором взаимоотношений.
Социометрический критерий,
будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении по форме должен
удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических
анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.
Он должен:
нацеливать субъекта выбрать
либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной
деятельности;
не допускать ограничений на
то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы,
границы которой субъекту обязательно известны;
быть понятным всем членам
группы и интересным, если не всем, то большинству;
содержать конкретику,
особенно понятную, близкую для членов группы;
включать в себя предложения
по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы
проступало их эмоционально-психологическое отношение;
убеждать человека в
практической направленности опроса, в возможности участия в создании,
реорганизации группы.
Различия в слабых и сильных социометрических критериях
покажем на одном примере. Критерий: “Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?” -
относится к “слабому” типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнуто проективен.
В усиленной форме критерий имеет вид: “Ломайте, теперь мы сами являемся
хозяевами нашего предприятия. Кого бы Вы в этой новой ситуации выбрали первым
бригадиром?”. Здесь каждый респондент начинает четче, определеннее
рассматривать окружающих с точки зрения возможности возглавить бригаду,
работающую в новых экономических условиях.
Социометрические критерии
разделяются на два основных класса:
коммуникативные
- критерии общения
(“социометрические тесты”) и
гностические - познавательные критерии (“тесты
социальной перцепции или социального восприятия”).
Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто - отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.
Критерии подразделяются на
официальные и
неофициальные. Первые -
замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы,
производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые -
приоткрывают перед исследователем “вход” в сферу неформальных отношений.
Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: “Кого из
членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?”,
коммуникативного неофициального - “С кем из Ваших коллег Вы поделились бы
личными переживаниями по поводу разлада в семье?”. Гностическими вариантами
этих критериев выступают суждения: “Кто из членов Вашей бригады выбрал бы Вас в
качестве бригадира?” (гностический официальный критерий), “Кто из Ваших коллег
поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в
семье?” (гностический неофициальный критерий). В наших примерах критерии
сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение
системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии,
фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отверженцу.
Часто используют дихотомический
критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в
малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического
критерия: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве
бригадира?” (положительная часть критерия), “Кого из членов Вашей бригады Вы не
хотели бы видеть в качестве бригадира?” (отрицательная часть критерия).
Укажем еще одну разновидность социометрических вопросов:
критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих
отношений к членам группы. Например, “Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели
совместно создать малую предпринимательскую группу (в первую очередь, во вторую
очередь, в третью очередь)” и т. д.
Легко понять, что на основе одного социометрического
критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе.
С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести
различные “шумы” в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и
вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов
выработала следующие рекомендации:
чем меньше организованы
взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев,
особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;
число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.