Глава
3. МЕТОДОЛОГИЯ
И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Понятие
социальных технологий
3.2. Социологическое
исследование
3.3. Программа социологического исследования
3.4. Измерение в
социологическом исследовании
3.5. Основные методы
сбора первичной социологической информации в социологическом исследовании
3.6. Обработка
социологической информации
3.7. Значение социологических исследований
3.1. Понятие
социальных технологий
Каждое серьезное дело требует тщательной, глубоко продуманной
подготовки. Это истина, сомнению не подлежащая. И социологические исследования
не составляют здесь исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и
ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо
пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему
освоению методических и практических приемов социологического анализа различных
социальных явлений и процессов предшествует кропотливое овладение методологией
социологического исследования.
Подготовка социологического исследования - это процесс,
насыщенный разными видами работ, разнообразными процедурами и операциями. Надо позаботиться
о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую стратегию,
разработать инструментарий для сбора информации, сформировать рабочую группу,
предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение
исследования. Словом, к этапу собственно социологического исследования можно
приступать, если есть уверенность в том, что весь объем подготовительных работ
выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Понятие “технология”
означает совокупность методов воздействия орудиями труда на физические и иные
свойства предмета труда. Но с развитием научно-технического прогресса это
понятие трансформировалось и расширялось. Если раньше понятие “технологии”
затрагивало только материальное производство, то в настоящее время
первостепенное значение приобрели технологии информационные, а также другие
специфические средства, применяемые в различных областях человеческой
жизнедеятельности. Одним из таких средств являются социальные технологии.
В самом общем значении,
социальная технология - это совокупность методов воздействия на систему
общественных отношений. В более узком понимания под социальной технологией также имеется в виду совокупность методов
изучения и преобразования социальной реальности, как специфическое и
стандартное средство деятельности социолога-практика в сфере управления.
Социальные технологии используются в социальной инженерии и социологической
ветви управленческого консультирования.
Социальная инженерия представляет
собой совокупность подходов прикладной социологии, ориентированной на
целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое
поведение и обеспечивающих контроль за ним. Поясняя это положение, отметим,
что человек, по своей сути, есть естественная биоэнергетическая система, полная
динамических стремлений. Однако жить и действовать ему приходится в условиях
искусственных систем, т.е. созданных людьми для каких-то целей. Поэтому
возникает необходимость определить наиболее оптимальное соотношение между этими
системами, а также максимально приспособить их друг к другу.
Именно эта идея воплотилась в социальной инженерии. Впервые
она проявилась в т.н. “человеческой инженерии” ставившей своей целью
использование научных данных о потребностях, возможностях и недостатках
человеческого организма при конструировании и проектировании машин и машинных
систем. Сегодня специалисты в области
социальной инженерии занимаются главным образом социальными проблемами
производства. Они, как правило, имеют комплексную подготовку по ряду наук,
применяя в своей исследовательской и практической деятельности данные
социологии, социальной психологии, физиологии, психологии, экономики. Наиболее
часто применяются такие методы, как лабораторные и полевые исследования,
наблюдение и моделирование, исследование критических (экстремальных) ситуаций,
эксперимент, теория игр и другие.
Управленческое
консультирование - это разновидность профессиональной деятельности по
совершенствованию управления, центральным звеном которой является экспертная
помощь руководителям в решении управленческих проблем. Управленческое
консультирование начинается, как правило, с диагностики, т.е. выявления
подлинных проблем данной системы, а затем определяются пути их решения.
При этом используются методы консультирования процесса:
работникам управления предлагаются конкретные средства анализа и решения
проблем. Также используется “рефлексивный метод”, когда консультант
демонстрирует руководителю картину его собственной деятельности, побуждая его к
переосмыслению методов и стиля работы. В последние годы все шире используются
социологические и социально-психологические методики. Такие, например, как
групповая работа, деловые игры, социально-психологический тренинг.
Таким образом, социальная
технология - это совокупность методов воздействия на систему общественных
отношений. Это особый социально-исторический феномен, интегрирующий,
синтезирующий цивилизацию и культуру, структуру деятельности и способ
общественной жизни. Социальная технология
- это способ организации и упорядочения целесообразной практической
деятельности, совокупность методов и приемов, направленных на преобразование
социального объекта, достижение заданного результата специфическими
социологическими средствами. Специфика социальной технологии состоит в том,
что она может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных
задач.
Социальные технологии классифицируют по разным основаниям.
Выделяют, в частности, жесткие и гибкие технологии. Наибольший интерес представляет
классификация с позиций их отношения к управленческим решениям. По этому
основанию социальные технологии делятся на два типа: технологии, направленные
на подготовку управленческих решений в рамках социологической проблематики, или
технологии социологической диагностики; технологии, направленные на реализацию
управленческих решений, или социальные технологии реализации.