Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  2006200720082009

Актуальные вопросы современной политической науки

АВТОРЕФЕРАТЫ   ДИССЕРТАЦИЙ   ДОКТОРА   ПОЛИТИЧЕСКИХ   НАУК           

 

АНОНС      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ      ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ       ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Общая характеристика работы 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Современная Россия представляет собой государство с интенсивно протекающими на всей его территории миграционными и этнополитическими процессами. После распада Советского Союза Россия заняла третье место в мире среди стран (после США и Германии) по количеству приема иммигрантов. И хотя за последующие 16 лет она постепенно уступила это место, фактор внешней миграции по-прежнему оказывает значительное влияние на все ее внутренние процессы. Выступая на встрече глав государств-участников СНГ 22 февраля 2008 г. в Москве, Президент В.В.Путин подчеркнул: «…в миграционной сфере, как в фокусе сходятся самые актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие как становление экономики …, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающейся на принципы самореализации граждан»[1]. Благодаря мигрантам, как правило, имеющим молодую возрастную структуру, в стране замедляется процесс «старения нации». Одновременно с этим, внешняя этническая миграция в ряде регионов России привела в динамическое состояние национальную структуру населения: появилась устойчивая тенденция уменьшения «коренной составляющей» этноструктуры – численности русских, татар, башкир и т.д., и возрастания доли некоренных народов. Для некоторых субъектов Федерации в Южном и Дальневосточном регионах России стал характерен процесс сукцессии – экстремально быстрая смена этнического состава территории в результате миграции. Этническая миграция из стран дальнего и ближнего зарубежья (Китай, Корея, Афганистан, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Туркменистан и др.), пополняя уже существующие диаспоры и создавая новые, заметно воздействует на обстановку в принимающих регионах, вносит существенные коррективы в жизнь регионов и функционирование их инфраструктур, влияет на проводимую государством политику. Иноэтнические мигранты и принимающее их общество оказываются в сложном взаимодействии, выражающем противоречивость интересов сторон, что и вызывает часто конфликты и столкновения на межнациональной почве. Будучи по природе своей полинациональным и многоконфессиональным государственным образованием, Российская Федерация с конца 1980-х гг. была подвержена межнациональным распрям, национально-сепаратистским тенденциям и среди своего коренного населения, но к 2000-му году ситуация в данной сфере стабилизировалась. Однако на смену им пришла напряженность в этнополитических отношениях между иноэтническими переселенцами из сопредельных государств и принимающим населением.

Этнополитические отношения и миграционные процессы во все времена были подвержены существенному взаимовлиянию. На это обстоятельство с давних пор обращали внимание различные исследователи. Но если раньше взаимосвязь и взаимовлияние миграционных процессов и межэтнических, национальных отношений оценивались, прежде всего, как фактор, влияющий на социальное развитие общества, то в современных условиях их можно охарактеризовать как сложные политические процессы, которые непосредственно сказываются на жизни индивидов, групп, социальных слоев, общества в целом. В связи с этим, дальнейшее общественное развитие России во многом зависит от решения национальных проблем и оптимизации миграции представителей различных этнических общностей. Совершенно новые отношения в сферах взаимодействия миграционных и этнических процессов, радикальные преобразования общества требуют адекватного подхода к исследованию миграций наций и народностей, преимущественно, как политического фактора, усложняющего внутригосударственные отношения.

В течение ХХ века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. В современном мире масштаб миграционных процессов настолько велик, что миграция населения превратилась в самостоятельную глобальную проблему, охватившую все страны и континенты. Массовые перемещения людей привнесли в традиционные общественные отношения ряд значительных деструктивных изменений. Прежде всего, это, конечно, касается международной (межгосударственной) миграции и таких ее разновидностей, как нелегальная и вынужденная миграция. И в том, и в другом случае, неуправляемые (или плохо регулируемые) миграционные процессы представляют прямую угрозу национальной безопасности государств, осложняя социальную, криминальную обстановку, и усугубляя межнациональную (межэтническую) напряженность в обществе. Эта напряженность в условиях глобализации перестает быть внутригосударственной проблемой и выходит на международный уровень. На современном этапе развития этнополитической напряженности наблюдается тенденция ее расширения до региональных или даже континентальных кризисов. Примером максимально «глобализированного» конфликта является многолетнее арабо-израильское противостояние, течение которого сказывается не только на внешней политике государств региона, но и на динамике межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений в тех странах, где так или иначе сталкиваются интересы представителей обозначенных этносов и вероисповеданий. Эскалация этнополитической напряженности, в свою очередь, чревата перерастанием в военно-политическую конфронтацию с применением террористических актов и вооруженное столкновение противоборствующих сторон.

На рубеже ХХ – XXI вв. конфликтность превратилась в имманентную характеристику этнополитических отношений, и в этом качестве стала затрагивать государственные интересы большинства стран мира, в том числе и Российской Федерации. А за счет миграционных процессов этнополитическая напряженность начала терять свойство территориальности – при расширении этнополитического конфликта уже весьма затруднительно выделить не только его географические границы, но и выявить очертания конфликтной и околоконфликтной среды: политические, социальные и экономические устремления, межэтнические взаимосвязи, интересы «третьих» лиц и т.п. Отсюда следует насущная необходимость углубленного исследования отечественной политологией ряда проблем, само содержание которых непосредственно связано и с поиском путей решения практических задач, и с приращением научных знаний в этой области.

Разработка комплексных подходов к регулированию миграции населения в Российской Федерации также невозможна без проведения глубокого изучения природы, основ, закономерностей развития современной миграции и ее связи со структурой и динамикой этнополитических отношений. Поэтому научные исследования в этом направлении актуальны сейчас как никогда. Кроме того, резко повышается важность политического прогнозирования миграционной ситуации, и, следовательно, возрастает ответственность политологов перед обществом за эти прогнозы. Если заблаговременно предвидеть складывание конфликтной ситуации между иммигрантской когортой и принимающим населением на той или иной территории, можно изменить направления или характер миграционных потоков, тем самым предотвратить возникновение конфликта и все его тяжелые последствия.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. Первые высказывания о массовых миграциях населения относятся к эпохе античности. Геродот Галикарнасский, Страбон, Гай Юлий Цезарь, Птолемей, Тацит в своих исторических и страноведческих трактатах касались некоторых аспектов переселения и заселения народов на различные территории. В Средние Века вопрос передвижения племен и народов рассматривался, преимущественно, в контексте описательной географии. В Новое время зародилась теория мальтузианства, объясняющая миграционные процессы чрезмерным давлением «избыточного» населения на производительные силы в одних районах (странах) по сравнению с меньшей «перенаселенностью» других районов (стран). В XIX веке впервые появились самостоятельные теории миграции населения. Была выдвинута научная гипотеза о законах миграции (Е.Равенштейн). Представители антропогеографической школы (прежде всего, Ф. Ратцель и его последователи) считали, что характер и направления миграций населения изначально предопределены географическими факторами: ландшафтом, климатом и т.д. Социальная среда в расчет вообще не бралась. При исследовании миграции населения все внимание было обращено на изучение только тех сторон жизни населения, которые находят свое выражение в ландшафте, в характерных деталях приспособления жизни людей к местным природным условиям. Под таким же углом зрения подходили к пониманию природы миграции и некоторые российские исследователи (В.О. Ключевский, В.П. Семенов-Тянь-Шанский; а несколько позднее – и Л.И. Мечников).

В исследованиях миграционных процессов, проводимых российскими учеными во второй половине XIX века, предпочтение отдавалось изучению природы, динамики и структуры внутренних перемещений населения, имевших форму колонизации. А.А. Кауфман, Н.М. Ядринцев, А.А. Исаев, А.В.Пешехонов и др. изучали процесс переселения крестьян из европейской части страны в Сибирь, на Дальний Восток, в Казахстан и Среднюю Азию. А.И.Воейков на основе анализа данных первой Всероссийской переписи населения 1897 года сделал региональный обзор сельского расселения Европейской России и Западной Сибири. В своем очерке «Распределение населения Земли в зависимости от природных условий и деятельности человека» А.И. Воейков рассмотрел общие закономерности распределения населения, особенности колонизации, переселений, естественного движения населения, и пришел к заключению, что решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека природа, сколько сам человек.

Таким образом, к началу первой мировой войны миграция населения одними учеными воспринималась как производная характеристика географического пространства, другими – как результат сознательной деятельности самого человека. Схематично первый научный подход можно отобразить следующим образом: «географическая среда ® миграция населения». Эта формула означает, что миграция населения изначально предопределена различными географическими факторами и их изменениями: плотностью населения, наличием либо отсутствием природных ресурсов, климатом и т.п. Подобной трактовке природы миграционных процессов жестко противостояли учения К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей, в том числе В.И. Ленина. Они видели сущность миграции населения в социально-экономических противоречиях человеческого общества, в реализации классовой борьбы. В.И. Ленин открыто обвинял представителей антропогеографии в антиисторизме, подмене социально-экономической основы миграции населения биологическими, географическими, психологическими, демографическими и другими факторами.

После первой мировой войны на Западе антропогеографический подход к пониманию природы и сущности миграции населения начал претерпевать трансформацию. Если раньше миграционные процессы напрямую объяснялись географической средой, то на протяжении ХХ века сущность миграции населения стала пониматься как синтез географических, психологических и социально-экономических факторов. При этом использовался либо бихевиористский подход, либо экзистенциалистская трактовка. В первом случае полагалось, что побуждения людей мигрировать зависят от субъективных представлений о соотношениях в пространстве промышленных центров, коммуникаций, военных конфликтов и мирных отношений, районов с высокоразвитой экономикой и социальной сферой, правовых режимов для иммигрантов. Первичный импульс миграции, при бихевиористском подходе, рассматривается как «стимул - реакция», т.е. миграция населения есть не что иное, как ответная реакция на ухудшение условий жизнедеятельности населения. Во втором случае полагалось, что миграционные действия людей зависят главным образом от переживаний и эмоций, в числе которых есть «чувство территории». Характер «чувства территории» обусловлен природными факторами местности, где проживают будущие мигранты. Именно «чувство территории», считают экзистенциалисты, оказывает решающее воздействие на миграционное поведение населения. Оба этих варианта можно интерпретировать как замену антропогеографической формулы «географическая среда ® миграция населения» на формулу «географическая среда ® человек ® миграция населения».

Появился новый ракурс исследования – влияние миграционных процессов на стабильность социально-экономической, демографической и (в меньшей степени) политической обстановки принимающих государств. Анализ производился в трех направлениях – в историческом: Андрэ Сиегфрид, Жерар Нуарьель, Жорж Пьер, Кордеиро Альбано, Дюбэ Франсуа, Милза Пьер, Местери Эзедин, Патрик Вейла, Ив Лекин[2]; в контексте социально-этнической адаптации иммигрантов: Ларок Пьер, Олив Франсуа, Коста-Ласку Жаклин, Эмили Тэмин, А. Жазули, Азен Зерауи[3]; в юридическом аспекте проблемы: Андреани Альфонс, Ориоль Поль, Абу Селим[4] и другие. Вместе с тем, стремление соотнести миграцию населения с национальной безопасностью западноевропейских государств (прежде всего, Германии и Франции) присуще и более ранним исследованиям, посвященным социальным последствиям крупных войн в Европе и масштабных экономических перемен.

В Советском Союзе официально считалось, что миграция населения при социализме носит преимущественно или даже исключительно плановый характер. Поэтому исследовалась лишь роль миграции в социально-экономическом развитии регионов[5]. Те же работы, в которых изучались проблемы международной миграции рабочей силы[6], базировались на постулатах марксизма-ленинизма о классовой борьбе в человеческом обществе[7]. Параллельно с этим, господствовал тезис об исторической ответственности эксплуататоров, империалистов и других «темных сил» за нагнетание напряженности в политических отношениях[8]. То есть, никакой взаимосвязи миграции и этнополитической напряженности советскими учеными не отмечалось. В качестве важнейших методологических проблем исследования миграции населения в СССР были определены, во-первых, соотношение стихийного и сознательного в процессе миграции, и, во-вторых, соотношение социально - экономической необходимости и свободы выбора в миграционном поведении людей[9].

На рубеже 1980 – 90-х годов появилось большое количество переводных статей и трудов западных исследователей миграции населения. Они позволили познакомиться с разработанным западной наукой методологическим инструментарием в данной области. И на основе синтеза накопленного в советский период опыта и мировой миграциологии начался новый этап изучения миграции населения отечественной наукой. В начале появились исследования природы, характерных особенностей, современных видов и форм миграционных перемещений, предпосылок их возникновения (Н. Дубинина, Т.Ю. Шулепникова, О.С. Чудиновских, Н.В. Ушакова, О.В. Староверов, Л.Л.Рыбаковский, В.М. Моисеенко, Н.Н. Кретов, Ю.Ф. Бугаков, Н.П.Космарская, Ж.А. Зайончковская, Т.Д. Иванова, О.Д. Воробьева, О.Скоробогатько, Г.С. Витковская, Г.С. Вечкалов). Затем  - исследования социально-экономических последствий вынужденной и нелегальной иммиграции (А.И. Алексеев, Л.Б. Карачурина, С.Ю. Барсукова, Г.С.Витковская, Н.В. Петров, О. Скоробогатько, Н. Мкртчан, Е. Мишина, А.Д. Назаров, С.В.Соболева, Е.А. Мельник, О.Д. Захарова, В.В. Миндогулов, Л.Л.Рыбаковский, Е.С. Красинец, Е.В. Тюрюканова, Е.С. Кубишин, С.Е.Метелев). Большое количество российских работ в 1990-ые гг. было посвящено общему анализу миграционной ситуации в Российской Федерации[10]. Имели место разработки и концептуальных основ миграционного процесса. Например, представитель Саратовской школы  Т.В. Черевичко в своей работе «Миграция населения: методология и современные методы исследования» рассмотрела природу, форму и содержание миграции населения в рамках теории риска[11].

О влиянии крупномасштабных миграционных потоков на политическую, этнокультурную и религиозную атмосферу отдельных регионов России заговорили во второй половине 90-х годов ХХ века, когда со всех новых независимых государств СНГ хлынули в Россию волны этнических беженцев, нелегальных и трудовых мигрантов. При этом механизм влияния миграционных процессов на стабильность и напряженность обстановки какого-либо района или территории стал рассматриваться в России под двумя углами зрения: историческим (в ретроспективе) и политологическим[12]. Еще одним направлением исследования в данной области можно считать анализ процесса регулирования (управления) миграции населения, т.е. по сути – анализ миграционной политики в России[13]. Но в данном случае существовала серьезная недооценка иммиграционной опасности для России, и, следовательно, рекомендуемые в данных работах средства контроля и регулирования миграционными процессами имеют целый ряд уязвимых мест с точки зрения национальной безопасности России.

В 2000 году группа российских ученых (А.И. Алексеев, Г.С. Витковская, А.Г. Вишневский, В.Г. Гельбрас, В.И. Ларин, С.А. Панарин, Л.С. Перепелкин, Г.А. Пядухов, В.Б. Супян, А.Н. Тимофеев, И.Г. Ушкалов) опубликовала первую в нашей стране работу, представляющую собой достаточно глубокое исследование миграции населения с точки зрения обеспечения государственной безопасности России[14]. Несомненным достоинством данной работы является основательная проработка теоретической базы и понятийного аппарата исследования. Авторы всесторонне рассматривают понятия «миграция» и «безопасность», проводят сопоставление этих терминов. Обобщают зарубежный (прежде всего, американский) опыт концептуального подхода к миграции и безопасности, дополняют его отечественными разработками в данной сфере. Сопоставляя два этих понятия, исследователи приходят к выводу, что безопасность (трактуемая как состояние защищенности от различного рода угроз) по отношению к миграции населения имеет двойственную структуру. Во-первых, существует безопасность местного населения (принимающего общества) от иммигрирующего населения; во-вторых, - безопасность самих иммигрантов (переселенцев) от возможных угроз со стороны принимающего населения. Более глубокий теоретический анализ в этом направлении свидетельствует, что при разных обстоятельствах могут доминировать либо угрозы, исходящие от местного населения по отношению к пришельцам, либо угрозы, исходящие от переселенцев по отношению к принимающей среде. И дается экспертное заключение, что для современной России степень угроз со стороны внешних мигрантов значительно превышает опасность, исходящую со стороны граждан и общественно-политических институтов Российской Федерации. Данные выводы подкрепляются множеством социологических опросов, проведенных в центральных областях России, в Сибири и на Дальнем Востоке. В указанной коллективной монографии анализируется степень культурологической, социально-экономической, криминальной и демографической опасности внешней миграции для России, отдельно рассматривается угроза китайской миграции, но политический и этнополитический аспект проблемы авторы обходят стороной.

Данная работа указала новое актуальное направление исследования. И вслед за ней появилась монография «Миграция и национальная безопасность» (под редакцией В.А. Ионцева)[15], в которой было значительно усилено внимание к вопросам физического выживания и оптимального развития государства в сложной миграционной обстановке. Проблемы российской иммиграции с позиции конфликтологии впервые были рассмотрены в трудах А.В. Дмитриева, Н.С. Слепцова, В.Н. Петрова и Г.А. Пядухова[16]. Обосновывая угрозы национальной безопасности России со стороны внешней миграции, данные авторы делали акцент, преимущественно, на этносоциальные и этноэкономические конфликты, возникающие в российских регионах массового заселения этнических иммигрантов. Что, опять-таки, дает однобокое видение проблемы.

Отдельного внимания заслуживает монография А. Сваранца «Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе» [17], вышедшая в свет в 2002 г. В ней рассматривается деятельность современной Турции по дестабилизации внутриполитической обстановки в Российской Федерации: нагнетание этнополитической напряженности, генерирование этносоциальных конфликтов, поддержка и формирование национально-сепаратистских (в том числе и диверсионно-террористических) движений на территории Северного Кавказа и Поволжья, с активным использованием миграционных потоков тюркоязычного населения в качестве одного из инструментов дестабилизации. Такая направленность политики Турции вызвана, по мнению автора, ее территориальными устремлениями на север, в основе которых лежит идеология пантюркизма (создания «государства Великого Турана», включающего в себя все евроазиатские территории с тюркоязычным населением).

Актуальность проблемы миграционных и этнополитических процессов для современной России нашла свое отражение и в многочисленных диссертационных исследованиях. Причем, если этнополитическая сфера общества исследуется только в диссертациях по политическим наукам[18], то миграция населения активно изучается как в политическом[19], так и в правовом, экономическом, историческом, социологическом и других аспектах. Отличительной чертой практически всех диссертаций по данной проблематике является стремление авторов сопоставить миграционные процессы с национальными интересами государства[20].

Проведенный анализ литературы свидетельствует, что миграцию населения (в тех формах и масштабах, в которых она проявляет себя в настоящее время) российские исследователи отнесли к категории объективных угроз национальной безопасности нашей страны совсем недавно. Но до конца этот факт еще не осмыслен, подтверждением чему является огромное количество работ по доказательству самого существования этой проблемы. С большой долей вероятности можно утверждать, что это – результат игнорирования политической сферы общества. Те же работы, где вскрываются социально-политические последствия этнической иммиграции, посвящены поверхностному рассмотрению этого явления. Нигде не вскрыт глубинный механизм взаимосвязи современных миграционных потоков с этнополитической средой принимающего общества, позволивший бы разработать оптимальные средства мирного разрешения этнополитических конфликтов. Решению данной проблемы и посвящена настоящая диссертационная работа.

ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИИ состоит в исследовании механизма воздействия миграционных потоков населения на состояние этнополитических отношений, эскалацию напряженности и на процесс формирования системы иммиграционной безопасности.  Достижению поставленной цели подчинены следующие НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Проанализировать миграцию населения как политический феномен, установить его основные характеристики и условия существования;

  2. Обосновать взаимосвязь (взаимовлияние) миграционной системы и системы этнополитических отношений;

  3. Оценить современную миграционную обстановку на территории Российской Федерации;

  4. Показать политические последствия иммиграции для принимающего российского общества;

  5. Раскрыть сущность миграции населения как катализатора этнополитических конфликтов;

  6. Выявить роль органов государственной власти и общественно-политических организаций в процессе регулирования миграции населения;

7.    Установить факторы угрозы национальной безопасности России со стороны этнической иммиграции и выработать практические рекомендации по нейтрализации этих угроз.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является миграция населения как фактор дестабилизации этнополитических отношений в Российской Федерации.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются закономерности  развития миграционных процессов на территории России и их воздействия на динамику этнополитических отношений.

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют общие научные принципы и методы познания, широко используемые в изучении социально-политических процессов, а также научные подходы, связанные с особенностями избранной проблемы[21]. Многоплановость содержания миграционных процессов и этнополитической напряженности, неоднозначность их толкования и интерпретации влечет за собой разнообразие подходов при решении вышеобозначенных научных задач.

Диссертационное исследование целиком базируется на цивилизационном подходе к определению природы и сущности миграции этнических общностей и межнациональных, этнополитических отношений в обществе. В рамках цивилизационного подхода основными методами исследования являются: системный, системно-функциональный, сравнительный (компаративный) и сравнительно-исторический метод. Системный подход позволяет рассматривать миграцию и этнополитический конфликт как составные части общественных отношений. Системно-функциональный метод дает целостное восприятие этнополитической напряженности как результата действия внешней миграции населения. В рамках компаративного подхода осуществляется анализ геополитических интересов различных субъектов этнополитических отношений, выявление общих черт и особенностей; а также сравнительный анализ политических последствий иммиграции в России, США и Западной Европе. Сравнительно-исторический метод позволяет отследить общие закономерности воздействия этнической миграции на принимающее население в разные исторические эпохи, сопоставить процессы их протекания. Помимо вышеперечисленных подходов, с учетом всей специфики исследуемого явления, разработан специальный структурно-генетический подход к анализу миграции населения, позволяющий представить последнюю в качестве канала положительной обратной связи между этнополитическими конфликтами.

Теоретической основой диссертации послужили учения об этнополитических, межнациональных отношениях, локальных цивилизациях, политических конфликтах и миграции национально-этнических общностей. В работе использованы теоретические положения, идеи и гипотезы российских и зарубежных политологов, учёных-конфликтологов и геополитиков, в том числе концепции Ф. Ратцеля, Т. Мальтуса и С. Хантингтона, нетривиальным образом определяющие сущность и природу территориальной и политической экспансии народов. Помимо этого, теоретическую базу составили труды  Т.В.Черевичко, А.А. Вилкова, Г.Н. Зокирова, В.А. Ионцева, А.А. Мкртчяна, С.А. Панкратова, Ж.А. Зайончковской, Г.С.Витковской, О.Д. Воробьевой, Л.Л.Рыбаковского, В.В. Грищенко, С.К.Бондыревой, Д.В. Колесова, М.В.Савва, А.И. Уткина, Г.И.Марченко, Дж. Ротшильда, Т.С. Сулимовой, Г.У. Солдатовой, С.Д.Кавтарадзе и др. Применение совокупности названных методов и теоретической базы позволило сохранить логику исследования и решить поставленные научные задачи.

ИСТОЧНИКИ. Диссертация написана на репрезентативном и разнообразном материале. Его базис составили статистические данные о миграционных перемещениях людей второй половины ХХ и первого пятилетия XXI века, отражающие количественные и качественные стороны этого явления. Были использованы результаты Всесоюзных (1959 – 1989 гг.) и Всероссийской (2002 г.) переписей населения; статистические данные миграционной службы Российской Федерации (в составе Министерства по делам национальностей и миграционной политики и в составе МВД); данные службы миграции Соединенных Штатов Америки, Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев, комитета Евросоюза по проблемам беженцев. К анализу были привлечены сведения из демографических справочников, опубликованные результаты многочисленных социологических исследований, проводившихся в России, Западной Европе и США в конце ХХ – начале XXI века. Использовались информационные, научные и аналитические материалы (в электронной версии) Лаборатории анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ, Института социально-политических исследований РАН и Института этнологии и антропологии РАН.

Вместе с тем существует проблема объективного характера, связанная с формированием, сбором и интерпретацией в Российской Федерации миграционной статистики. Проблема миграционной статистики заключается в недоучете значительных совокупностей мигрантов, особенно в регионах, притягивающих население. Несовершенство существующей ныне в России системы учета мигрантов сильно ограничивает возможность получения необходимой нам информации для анализа причинно-следственных и функциональных связей между миграционными процессами и социально-политическими явлениями. Данная оговорка свидетельствует об определенной степени погрешности результатов исследования, базирующихся на официальной миграционной статистике. Погрешность возрастает при анализе нелегальной миграции, так как все данные о ней носят исключительно оценочный характер.

Изучение криминогенно-террористического аспекта международной этнической миграции основывалось на анализе официальных данных Интерпола, Международной полицейской Ассоциации (IPA), УБОП и УБЭП МВД России, Государственного департамента США, опубликованных в прессе, размещенных в Интернете (использовались как российские, так и иностранные сайты) и озвученных в докладах и интервью представителями перечисленных организаций, министерств и ведомств. Рассмотрение политико-правового режима регулирования миграционных отношений базировалось на законодательных актах Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, Постановлениях и Распоряжениях Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, на ведомственных нормативно-правовых актах, международных соглашениях и конвенциях. Были привлечены к анализу Концепция национальной безопасности России, Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации и проект Концепции миграционной политики Российской Федерации в регионах Северного Кавказа.

Источниками настоящей диссертации также явились материалы международных и общероссийских научных (научно-практических) конференций, труды государственных и политических деятелей, научные статьи, монографии, диссертационные работы. К категории источников относятся и текущие политические события, отраженные в информационных сообщениях различных телеканалов, радиоканалов, новостных лентах информационных агентств и в периодической печати (особо выделим Парламентскую газету, Российскую газету, Коммерсантъ, Труд, Известия).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в следующем:

1.    Разработан и применен к анализу миграционных потоков структурно-генетический подход;

2.    Структурирован механизм формирования и реализации геополитических интересов мигрантов в иноэтнической среде принимающего общества;

3.    Выявлен принцип положительной обратной связи вынужденной миграции населения и этнополитических конфликтов;

4.    Выявлены основные виды противоречий в отношениях между этническими мигрантами и коренным населением, определена их структура и динамика, построена теоретическая модель их генезиса;

5.    Выделена и концептуально обоснована структура современной этнополитической напряженности, при которой массовые миграционные потоки людей переводят внутригосударственные межэтнические конфликты на международный уровень развития;

6.    Раскрыты политические свойства и функции внешней этнической миграции, показано их доминирование в современных условиях;

7.    Сделана попытка увязать этнические особенности миграционных перемещений с социально-политическими и экономическими свойствами пространства перемещения;

8.    Раскрыт механизм воздействия внешней этнической миграции на эскалацию этнополитической напряженности с позиции теории локальных цивилизаций;

9.    Научно обосновано размежевание структуры регулирования миграционными процессами в России на механизмы политического управления и механизмы технического регулирования иммиграции населения;

10. Разработан ряд политических мер по нейтрализации и снижению степени угроз национальной безопасности России со стороны основных факторов поражения внешней этнической миграции.

Полученные результаты позволили существенно продвинуться в понимании рассматриваемой проблемы.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1.    Воздействие внешней этнической миграции на состояние современных этнополитических отношений является следствием наличия у современной миграции культурологического и криминогенного факторов поражения. При этом криминогенный фактор намного слабее влияет на дестабилизацию этнополитической обстановки, чем культурологический.

2.    Представление этнополитической напряженности как результата столкновения осознанных потребностей этносов, наций и локальных цивилизаций в новом географическом и политическом пространстве раскрывает геополитическую природу конфликтов между переселенцами и принимающим населением.

3.    Эскалация напряженности этнополитических отношений в российском обществе, вызываемая внешней этнической миграцией, обусловливается существованием в современном мире глобальных противоречий локальных цивилизаций и противостояния «Север» - «Юг», в процессе обострения которых иммиграция выступает в качестве катализатора.

4.    Политическую основу напряженности отношений между иммигрировавшим и принявшим этносами всегда создают территориальные противоречия. В данном случае этнотерриториальные противоречия преобладают над всеми прочими.

5.    В современных условиях ужесточения антитеррористической борьбы и объединения усилий ведущих мировых держав в этом направлении нелегальная миграция представляет собой не только эффективный способ распространения политического терроризма, но и, в отдельных случаях, становится основной формой его жизнедеятельности.

6.    Современное российское общество представляет собой очень благоприятную среду для проникновения и закрепления в ней представителей иного этнокультурного сообщества.

7.    К национальным интересам Российской Федерации на сегодняшний день одновременно относится и увеличение потока внешней миграции на ее территорию, и пресечение складывания этнополитической напряженности в российском обществе. Предупреждение этнополитической напряженности сводится к решению двух задач: формированию эффективной системы иммиграционной безопасности государства и изменению государственного подхода к национальной (этнической) политике.

8.    Противодействие проникновению на российскую территорию террористических и политико-экстремистских этнических групп и их преступной деятельности должно основываться, во-первых, на установлении специального политико-правового режима для определенной категории иностранцев (граждан ряда обозначенных государств); во-вторых, на разрешительном порядке перемещения этой категории иммигрантов по территории России.

9.    Для ослабления этнополитической напряженности в российском обществе иммиграционная политика должна быть нацелена на интеграцию всех иммигрантов в этнокультурное, социально-политическое пространство России, перевод их политической активности в культурно-просветительское русло.

10. Учет миграционного фактора в проводимой государством национальной (этнической) политике ставит необходимым условием обеспечения безопасности России отказ от национально-территориального принципа административного деления государства и переход на территориальное деление.

Рассмотрение внешней этнической миграции населения в качестве одного из основных факторов эскалации этнополитической напряженности (в современных сложившихся условиях) имеет важное ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ и ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.  В теоретическом плане дается новая интерпретация миграционных процессов, переводящих исподволь зреющих межэтнических, межконфессиональных, социально-этнических противоречий внутри полинациональных государств на качественно новый уровень – политический. Раскрывается геополитическая сущность внешней этнической миграции и показывается механизм ее пространственной экспансии. Такой подход к проблеме миграции населения задает новое направление в ее исследовании, стимулирует совершенствование методологического аппарата и разработку новых концепций. Предпосылки, причины и мотивация миграции предстают в абсолютно ином виде, что дает веские основания для поиска нетривиальных путей решения задач по управлению миграционными процессами.

Понимание миграции населения как дестабилизирующего фактора этнополитических отношений способствует формированию нового политического курса государства, адекватного новым угрозам его национальной безопасности. Осознание всей сложности проблемы стимулирует отдельно взятые страны консолидировать свои усилия по противодействию массовой неконтролируемой иммиграции на их территории.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в работе Совета Безопасности Российской Федерации и органов государственной власти на федеральном и региональном уровне. Они также могут использоваться при разработке новой Концепции миграционной политики и Концепции национальной безопасности России (или при доработке старых концепций), при совершенствовании единой системы иммиграционного контроля Российской Федерации. Концептуальные и фактологические материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при разработке дисциплин «Политическая конфликтология» (темы: «Причины и особенности политических конфликтов», «Внутриполитические кризисы и конфликты», «Развитие политического конфликта и кризиса», «Прогнозирование и предупреждение политических конфликтов»), «Этнополитология» (темы: «Межэтнические конфликты», «Этнотерриториальные конфликты», «Этноконфессиональные факторы политического процесса») и «Политическая регионалистика» (темы: «Регионалистика и территориальные движения современности», «Подсистемы региональной политики») для специальности 020200 «Политология».

АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ проводилась на различных международных, всероссийских, межрегиональных и местных научных и научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, в том числе: на III Международной научно-практической конференции «Россия в мировом сообществе цивилизаций: история и современность», состоявшейся в ноябре 2007 (г. Пенза); на Международном научно-практическом семинаре «Трансграничное сотрудничество в Восточной Азии», проходившем 9 – 10 октября 2006 г. в Пхеньяне (КНДР); на Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение культурного наследия в системе национальной безопасности России», состоявшейся 30 марта 2006 (г. Саратов); на Международной научно-практической конференции «Толерантность и межэтнические отношения в России», состоявшейся 19 – 21 апреля 2004 (г.Саратов) и др. Основные положения диссертации нашли отражение в трех научных монографиях и тридцати шести статьях. На основе концептуальных выводов исследования разработан курс лекций по дисциплине «Геополитика» для студентов-политологов и проводились лекционные и семинарские занятия в Саратовском государственном университете им. Н.Г.Чернышевского. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и политологии Гуманитарного факультета Саратовского государственного социально-экономического университета и рекомендована к защите.

СТРУКТУРА РАБОТЫ соответствует поставленным задачам и отражает особенности методологии исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, каждая из которых разбита на три параграфа, заключения, списка используемых источников и литературы.


 

[1] http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/22/1902_type63377type63378type82634_160741.shtml

[2] Siegfried A. La France et les problẽmes de l’immigration et de l’ẽmigration. Paris, 1946; Noiriel Gerard. Le Creuset francais. Histoire de L’immigration XIX – XX eme siẽcle. Paris, 1970; George Pierre. Les migrations internationales. Paris, 1976; Cordeiro Albano. L’immigration. Paris, 1984; Dubet Francois. Immigration, qu’en savons-nous? Paris, 1989; Mestiri Ezzedine. L’immigration. Paris, 1990; Weil Patrick. La France et ses etrangers. Paris, 1991; Lequin Yves. Histoire des ẽtrangers et de l’immigration en France. Paris, 1992.

[3] Laroque Pierre et Ollive Francois. Le problẽme de l’ẽmigration des travailleurs nor-africains en France, rapport du Haut Comitẽ mẽditerra nẽet d’Afrique du Nord. Paris, 1938; Costa-Lascoux Jacqueline et Temine Emilie. Les Algẽriens Temine Emilie. Les Algẽriens en France, genẽse et devenir d’une migration. Paris, 1985; Jazouli A. L’action collective des jeunes Maghrẽbins de France. Paris, 1986; Ahsẽne Zehraoui. Les Algẽriens, de la migration ã l’installation. Paris, 1990.

[4] Andreani Alphonse. La condition des ẽtrangers en France et la lẽgislation sur la nationalitẽ francaise. Paris, 1907; Oriol Paul. Les immigres: metẽques ou citoyens? Paris, 1985; Abou Sélim. Cultures et droits de I’homme. Paris, 1992.

[5] См.: Топилин А.В. Территориальное перераспределение трудовых ресурсов в СССР. М, 1975; Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. М., 1973; Миграция сельского населения. М., 1970; Хорев Б.С., Моисеенко В.М. Сдвиги в размещении населения СССР. М., 1978 и др.

[6] См.: Плетнев Э.П. Международная миграция рабочей силы в капиталистической системе мирового хозяйства. М., 1962; Покшишевский В.В. География населения зарубежных стран. М., 1971; Богина Ш.А. Иммигрантское население США. Ленинград, 1976.

[7] См.: Марксистско-ленинская теория народонаселения. М., 1971. С. 148; Маркс К. Капитал. Т.1 Гл. 23, 25; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 8; Ленин В.И. Капитализм и иммиграция рабочих. Пол. собр. соч. 5 изд. Т. 24.

[8] Советская официальная точка зрения была следующая: «На империализме, и только на империализме – ответственность за войны и конфликты нашего века…». Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986. С. 100.

[9] См.: Лармин О.В. Некоторые методологические проблемы изучения миграции населения // Миграционная подвижность населения в СССР. М., 1974. С. 6 – 22.

[10] См.: Горбунов Н. Миграция: плюсы и минусы // Человек и труд. 1995. N 11. С. 36-37; Вечканов Г.С., Рульков О.А. Миграционное движение населения Российской Федерации // Социально-экономические проблемы миграционного и естественного движения населения Российской Федерации. СПб., 1993. С. 7-30; Демографическая и миграционная ситуация в России: Сравнительный анализ. М., 1994; Иванова Т. Иммиграция в Россию из-за пределов бывшего СССР. М., 1997; Костин Р.А., Лухнов А.Ю. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе // Регион: Политика. Экономика. Социология. 1999, N 3. С. 29-33; Красинец Е., Баринова Н. Особенности миграционных процессов в России // Экономист. 1994, N 5. С. 79-85; Миграционные процессы после распада СССР. М., 1994; Орлова И.Б. Современная миграционная ситуация в России // Социально-политический журнал. 1993, N 7. С. 9-14; Рахманинова М., Варшавская Н. О миграционной ситуации в России // Вопросы статистики. 1998, N 10. С. 78-81; Регент Т.М. Миграция в современной России // Материалы Международной научно-практической конференции «Демографическое развитие и занятость в условиях переходной экономики». М., 1997. С. 9-20; Шараф Т.С. Миграционная ситуация в России и ее влияние на рынок труда // Трансформация системы воспроизводства рабочей силы в условиях реформирования российской экономики. Саратов, 1997. С. 72-77.

[11] См.: Черевичко Т.В. Миграция населения: методология и современные методы исследования. Саратов: изд-во СГУ, 1999 – 96 стр.

[12] См.: Овчинников С.А., Овчинников И.С. Влияние миграционных процессов в Поволжье в 1941–45 годах на стабильность обстановки и деятельность государственных структур. (На материалах Куйбышевской, Саратовской и Сталинградской областей). Саратов, 1998; Зайончковская Ж. Исторические корни миграционной ситуации в Средней Азии // Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы. М., 1996; Борзунова Т.И., Макарова Л.В., Морозова Г.Ф. Республики России: этническая миграция и ее последствия. М., 1997; и др.

[13] См.: Гаврилова И. Миграционная политика в России // Россия и мусульманский мир. М., 1995. N 8. С. 31-35; Попов А.Н., Суворова Н.Н., Попова Е.А. Программно-целевое управление миграционными процессами: сущность и рациональность: Научный доклад. М., 1998; Регент Т. Проблемы миграционной политики России на современном этапе // Экономическая наука современной России. М., 1998. N 3. С. 96-107; и др.

[14] См.: Миграция и безопасность в России. М., 2000.

[15] Миграция и национальная безопасность. М., 2003.

[16] См.: Дмитриев А.В., Слепцов Н.С. Конфликты миграции. М., 2004; Петров В.Н. Миграция населения и этнические мигранты в современной России. Краснодар, 2004; Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Этнические группы мигрантов и конфликты в анклавных рынках труда // Социс. 2005, № 8. С. 90 – 99.

[17] См.: Сваранц А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе. М., 2002.

[18] Савва М.В. Этнический статус: анализ социально-политического феномена. Дис. … докт. полит. наук. М., 1999; Лабунец М.И. Политический экстремизм: этнонациональная регионализация. Дис. … канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2002; Фадеичева М.А. Этнополитические концепции этнонациональных общностей и индивидов (теоретико-методологический анализ). Дис. … доктора полит. наук. Екатеринбург, 2004.

[19] Гольдин Г.Г. Миграция населения: проблемы политико-правового регулирования. Дис. … докт. полит. наук. М., 2001; Горшколепова И.В. Политические факторы миграционных процессов: взаимодействие органов государственной власти и мигрантских организаций. Дис. … канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2002; Пантелеев В.В. Иммиграционная безопасность региона в системе национальной безопасности России. Дис. … канд. полит. наук. Саратов, 2005.

[20]Вьюнов Ю.И. Влияние миграционных процессов на преступность в Южном федеральном округе. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001; Доржиева Т.Г. Трудовая иммиграция в приграничных регионах России и ее социально-экономические последствия. Дис. … канд. эконом. наук. М., 2003. Назаров А.Д. Проблемы миграции населения: Исторические предпосылки, тенденции, социальные последствия (1985-1995 гг.) Дис. ... док. ист. наук. М., 1995; Овсиенко О.И. Регулирование миграции населения на уровне региона // Дис. … канд. социолог. наук. Саратов, 2001.

[21] Теоретико-методологические принципы проведения диссертационного исследования подробно изложены в первой главе настоящей работы.