АНОНС ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования Политика Европейского союза в сфере образования является одним из главных приоритетов, влияющих на все сферы общественной жизни и определяющих во многом вектор европейской интеграции в целом. В рамках исследования был проведен политикоправовой анализ основных направлений и тенденций, нормативной базы развития сотрудничества в сфере образования в Европейском экономическом сообществе и с ноября 1993 года в Европейском союзе. Изучение политических и нормативных аспектов является актуальным по нескольким причинам. Во-первых, он дает возможность проанализировать эволюцию сотрудничества в образовательной политике в Европейском союзе и ее взаимосвязь с процессами экономической интеграции; определить насколько трансформировалась роль и содержание образовательной политики в ЕС за прошедшее пятидесятилетие. Кроме того, согласно «Дорожной карте» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, Россия и ЕС сформулировали общую цель содействовать интеграции и углублению сотрудничества в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса.
Россия присоединилась к процессу формирования общеевропейского пространства высшего образования в 2003 году на этапе, когда в Европе накоплен практически пятидесятилетний опыт сотрудничества в сфере образования. В этой связи актуальность и практическую значимость представляет анализ основных движущих сил и этапов; выбора принципов и подходов к осуществлению сотрудничества; факторов успеха и основных закономерностей развития образовательного сотрудничества. Представляется, что исследование системы методов и инструментов сотрудничества стран-членов ЕС в сфере образования может быть полезно не только для эффективного участия России в формировании общеевропейского пространства высшего образования, но идля совершенствования механизмов и принципов сотрудничества с ключевыми партнерами России на пространстве Содружества независимых государств.
Актуальность темы исследования определяется еще и тем, что образовательная политика до сих пор занимает периферийное положение в исследованиях интеграционных процессов. Противоречие между ролью образовательной политики в достижении целей строительства ЕС и ее маргинальным положением в исследованиях интеграционных процессов объясняется тем, что образовательная политика относится к компетенции стран-членов ЕЭС.
Степень научной разработанности проблемы. В целом, исследований, посвященных данной проблематике крайне мало, что в значительной степени связано с тем, что образовательная политика ЕС еще находится в стадии становления. Однако среди отечественных исследований существует ряд работ, посвященных сотрудничеству в сфере социальной политики в ЕС, прежде всего, исследования Каргаловой М.В.«Европейская интеграция и строительство единого социального пространства ЕС», «Социальная политика ЕС: Концептуальные аспекты и тенденции развития в 80-90е годы», «Многоликая Европа: пути развития»; работы Борко Ю.А. «Социальная политика и экономическая интеграция: механизмы взаимодействия», «Экономическая интеграция и социальное развитие в условиях капитализма». Вопросы научно-технической политики ЕС рассматриваются в работе Буториной О.В.«Научно-техническая политика ЕС». Однако развитие сотрудничества в сфере образования в Европе не является центральным объектом этих исследований.
В последние годы в России появилось много работ, посвященных опыту, инструментам и документам, заложившим основы формирования общеевропейского пространства высшего образования. Среди наиболее значимых работ, исследования проблем структурной реформы высшего образования Европы В.И. Байденко; работы Чистохвалова В.Н., посвященные инструментам формирования общего пространства высшего образования в Европе; анализ проблематики обеспечения качества, осуществленный Геворкян Е.Н; комплексный анализ процессов, представленный в работах Касевича В.Б.; анализ документов Болонского процесса, подготовленный Лукичевым Г.А. Опыт, накопленный в сфере образовательной политики в ЕС, освещен в значительно меньшей степени.
В зарубежных исследованиях интеграционных процессов вопросы образовательной политики также только в последние годы становятся объектом анализа. Среди немногих работ по данной проблематике необходимо выделить книгу 2004 года Анн Корбет «Университеты и Европа знаний: идеи, институты и политическое предпринимательство в политике ЕС в сфере высшего образования», посвященную европеизации в сфере высшего образования. Предметом исследования является создание и развитие политики в сфере высшего образования в ЕС в период с 1957 по 1987 год. В заключительной главе представлен обзор более поздних событий.
Особое внимание в исследовании уделяется роли Европейской комиссии и отдельных лидеров, действующих как «политические предприниматели» через Комиссию и Совет министров для продвижения идеи кооперации в сфере высшего образования. Исследование опирается на серию интервью с ключевыми деятелями в этом процессе и его выводы подчеркивают «значение способности (Комиссии – М.В.Л.) выступать в качестве лидера в условиях не институционализированного лидерства. Автор считает, что, учитывая общественную привлекательность идеи «Европы обучения» или «Европы образования», лидеры ЕС могли бы в значительно большей степени капитализировать ее в продвижении интеграционных программ и процессов. Однако, нормативная база развития сотрудничества в сфере образования, инструменты открытого метода кооперации, процессы, происходящие в
рамках Совета Европы, в исследовании А. Корбет не рассматриваются.
Интересная работа британского ученого Яна Баха из университета Шеффилда «Европеизация высшего образования» опубликована в июне 2006 года. Исследователь прогнозирует, что образовательная политика будет играть все возрастающую роль в определении направлений европейской интеграции. Нельзя не согласиться с автором в том, что социализация через образование играет важную роль в формировании идентичности, и контроль над образованием имеет особое значение для легитимности европейских институтов, именно поэтому страны-члены не заинтересованы в передаче компетенций в сфере образования институтам ЕС. Однако для оказания влияния на процессы интеграции и их характер и восприятие в обществе институты ЕС не обязательно нуждаются в формальной передаче компетенций. ЕК, например, имеет значительный опыт использования финансовых, политических и информационных ресурсов для формирования и развития транснациональных сетей, продвигающих интеграционные процессы. В этом смысле программы Сообщества в сфере образования являются важнейшим политическим ресурсом, анализу которого посвящена третья глава диссертации.
В 2006 году опубликовано исследование «1976-2006: Тридцать лет сотрудничества в сфере образования в Европе», проведенное по заказу Европейской Комиссии. В публикации представлен детальный анализ развития сотрудничества в сфере образования. В работе подчеркивается, что европейская интеграция выходит за пределы сферы экономической, валютной и сельскохозяйственной политики, внешней политики и политики безопасности, внутренних дел и юстиции. По мнению авторов, решения Лиссабонского заседания Европейского совета марта 2000 года окончательно сдвинули образование с периферии в центр экономической и социальной стратегии ЕС.
Осмысление процессов формирования европейской политики в сфере образования потребовало опоры на работы основоположников ключевых теоретических направлений политологии: Габриеля Алмонда и Бингхэма Рауэлла «Сравнительная политология: развивающий подход», в которой авторы используют функциональный подход в сравнительной политологии; Дэвида Истона «Подход к анализу политических систем», разработавшего общую модель для анализа политической системы; Карла Дейча «Нервы правительства: модели политической коммуникации и контроля», исследующего государство и международную политику с точки зрения проблем коммуникации и контроля, исходя из теории игр и теории международных коммуникаций; Талькотта Парсонса «Политический аспект социальной структуры и процесса», использующего структурнофункциональный подход в изучении политики, а также междисциплинарные исследования истории капиталистической миросистемы Иммануэля Валлерстайна, прежде всего, работа «После либерализма».
Особое значение для анализа имели исследования российских авторов по проблемам теории и методов в политологии, прежде всего, монография «Политология (проблемы теории)» под редакцией В.А. Гуторова, работа А.А. Мурадяна «Самая благородная наука. Об основных понятиях международной политической теории», монография К.С. Гаджиева «Геополитика». В работе также были использованы исследования зарубежных авторов, в том числе, Рональда Чилкота «Теории сравнительной политологии», Майкла Оукшотта «Рационализм в политике», Мартина Нидлера «Концепции сравнительной политологии».
В исследовании широко использованы труды основоположников отечественной интеграционистики. Это в первую очередь работы ученых ИМЭМО РАН 70-х годов, в которых делаются первые в СССР попытки осмысления западноевропейского интеграционного процесса: Ю.А. Борко, М.М. Максимовой, Ю.В. Шишкова, А.И. Уткина, Н.П.Шмелева.
Анализ совокупности научной литературы и нормативных документов позволил сформировать методологическую основу исследования.
Основная цель данной работы -комплексное исследование нормативных основ, методов и инструментов кооперации стран-членов ЕС в сфере образовательной политики и выявление основных закономерностей развития образовательного сотрудничества и их взаимосвязи с процессом европейской интеграции.
Для достижения цели в рамках исследования были поставлены следующие основные задачи:
1. Проследить эволюцию сотрудничества в сфере образования в ЕЭС (ЕС) в контексте общеевропейских интеграционных процессов, проанализировать политико-правовую базу формирования политики Евросоюза в сфере образования.
2. Выявить основные закономерности, движущие силы и этапы развития образовательного сотрудничества в ЕС и их взаимосвязь с процессами политической и экономической интеграции, определить роль и место сотрудничества в сфере образования в развитии интеграционных процессов в Европе.
3. На основе сравнительного анализа практики сотрудничества в сфере образования в ЕС и работ европейских экспертов оценить эффективность различных инструментов и методов кооперации в сфере образования.
4. Определить характер взаимодействия сотрудничества в сфере образования в ЕС с процессом формирования общеевропейского пространства высшего образования.
5. На основе анализа эмпирической базы сотрудничества в сфере образования и работ исследователей европейской интеграции и публичной политики ЕС, выявить факторы, определяющие успех открытого метода координации в сфере образования и оценить его потенциал как ресурса для развития кооперации в области образования в ЕС и дальнейшего объединения усилий для формирования общего пространства высшего образования в Европе.
Объектом исследования является процесс формирования и развития модели общей политики в сфере образования в ЕС. Предметом исследования являются исторические, политические и нормативные основы сотрудничества в сфере образования государств членов Европейского союза, а также основные методы кооперации в сфере образования в Европе в целом.
Теоретической основой послужили основные теоретические и предметные разработки российских и зарубежных авторов по проблемам развития интеграционных процессов в Европе, формирования региональных систем, вопросам международных отношений и политико-правового развития и трансформации общеевропейского интеграционного процесса.
Методологическая основа диссертации. Сложность объекта и многоплановый характер предмета исследования определили необходимость использования комплексного подхода и междисциплинарных методов, сочетающих элементы исторического исследования и системного политического анализа. В этой связи в работе использовались методы, разработанные в рамках различных интеграционных теорий и направлений исследований в политологии. Особенностью и новизной работы является сочетание традиционных методов исторического исследования международных отношений и политических процессов с политическим и нормативным анализом основ процесса системной трансформации.
Автор широко использовал метод системного политического анализа. Эволюция образовательной политики в ЕС рассматривается в работе как подсистема системы региональных интеграционных процессов.
Метод сравнительного политико-функционального анализа применяется для сопоставления роли, нормативной основы, инструментов и институтов сотрудничества в сфере образования в Европейском союзе с одной стороны, и в рамках Совета Европы, позднее Болонского процесса, с другой.
Институциональный метод использован при анализе развития институциональной архитектуры сотрудничества в сфере образовательной политике в ЕС и Европе.
Метод исторического сравнения позволил связать развитие сотрудничества в сфере образования в ЕС с динамикой интеграционных процессов в экономической и политической сферах и четырьмя этапам модификации взаимосвязи между экономической интеграцией и социальным развитием, выделяемым в истории ЕЭС/ ЕС.
Метод контент – анализа использовался для изучения совокупности договоров ЕС, нормативных источников, официальных документов и заявлений, экспертных оценок и аналитических материалов по проблематике, а также статистических данных.
При отборе теоретического и эмпирического материала использовался метод индукции (от анализа реальной практики к обобщениям политического характера) с элементами дедуктивного метода (проверка выводов практическими наблюдениями), метода сравнительного регионального и исторического анализа и метода прогнозных оценок.
В качестве источников информации и материала для исследования в работе были использованы Договора ЕЭС и ЕС, официальные документы Сообществ, включая, соответствующие Директивы, Регламенты, Резолюции, Решения, Заключения Европейского Совета, протоколы заседаний Совета по образованию и молодежной политике, доклады специальных рабочих групп; официальные аналитические и статистические данные Европейской комиссии и других европейских институтов, в том числе, Европейского центра по развитию профессиональной подготовки, Европейского фонда образования, Информационной сети по образованию в Сообществе ЕВРИДАЙС (Eurydice); а также экспертные оценки независимых институтов.
Кроме того, при анализе источников автор опирался на труды по теории европейской интеграции и управления интеграционными процессами российских исследователей, прежде всего, Арбатовой Н.К., Барановкого В.Г., Борко Ю.А, Буториной О.В., Чубарьяна А.О., Шмелева Ю.В., Энтина Л.М. Анализ также потребовал использования результатов работ зарубежных авторов В. Волласа, К. Дейча, Т. Диза, Д. Динана, Д. Истона, Р. Кеохане, Л. Линдберга, Э. Моравчика, Дж. Петерсона, П. Пиерсона, Дж. Ричардсона, Б. Розамонда, Э. Хааса, С. Хикса, Д. Ховарта, П. Тэйлора, Ф. Шмиттера, и других.
Хронологические рамки исследования включают период от начала 1950-х по 2006 год. В качестве отправной точки исследования рассматриваются следующие исторические события первого этапа: в рамках Совета Европы -подписание в 1953 году Европейской Конвенции об эквивалентности дипломов, дающих право на поступление в университеты; в ЕЭС -Решение Совета от 2 апреля 1963 г.«Общие принципы реализации общей политики в сфере профессионального образования» (63/266/EEC), и решение о создании Консультативного Совета при ЕК.
Научная новизна работы заключается в том, что диссертация представляет собой первое комплексное исследование динамики, методов и инструментов сотрудничества в сфере образовательной политики в Европейском Союзе и их взаимосвязи с общеевропейскими интеграционными процессами. В исследовании впервые проведен анализ всей совокупности нормативных документов по общей образовательной политике и осуществлена систематизация механизмов кооперации. На основании анализа выявлено, что политические процессы, содержащие элементы открытого метода координации, впервые сформулированные на заседании Европейского совета в Лиссабоне как способ обеспечения распространения наилучших практик и достижения наибольшего сближения для реализации основных целей ЕС, развивались в Европейском союзе в сфере образовательной политики в течение достаточно долгого периода. Проведенное исследование позволяет впервые обосновать, что в области образовательного сотрудничества открытый метод координации применяется как основной метод на основе положений Договора об учреждении Европейского сообщества и Заключений Европейского совета. Его основные инструменты действуют и институционализированы в рамках создаваемой со второй половины семидесятых годов системы механизмов и институтов образовательного сотрудничества в ЕС. Впервые в исследовании выявлены факторы, определяющие успех открытого метода координации в сфере образования.
Впервые предметом анализа являются исторические взаимосвязи процессов кооперации в сфере образовательной политики в ЕС и формирования общего пространства высшего образования в Европе.
В исследовании уточняется и систематизируется терминология, связанная с открытым методом координации как когнитивным и нормативным инструментом управления через обучение. Рассматривается типология стратегии обучения участников открытого метода координации – «ограниченное обучение», направленное на достижение целей ЕС без изменения национальной парадигмы предпочтений, и «глубокое обучение», изменяющее парадигму национальных предпочтений в результате участия в общеевропейской стратегии.
Вводится в практику анализа концепция «сближения», и на основе эмпирических и аналитических данных развития образовательного сотрудничества Сообщества впервые формулируется вывод о существовании сближения на уровне дискурса и о достижении когнитивного сближения относительно фундаментальных принципов и ценностей, нашедшего отражение в Программе по реализации целей развития в сфере образования и профессиональной подготовки в Европе «Образование и подготовка 2010».
Теоретическая значимость диссертации определяется системным вкладом в развитие научных дисциплин исторического и политологического блока. Результаты работы дополняют отечественные исследования европейской интеграции в части сотрудничества в сфере образовательной политики. Теоретическое значение имеет разрешение противоречия между ролью образовательной политики в осуществлении целей строительства ЕС и ее маргинальным положением в исследованиях интеграционных процессов.
Результаты данного исследования могут использоваться для выработки ряда основных положений международной образовательной политики России, направленной на обеспечение конкурентоспособности российской системы высшего образования в Европе.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы при выработке государственной политики и системы конкретных мер и механизмов, направленных на успешное и эффективное участие России в формировании общего пространства высшего образования в Европе, реализацию целей создания общего пространства образования России и ЕС на основе учета национального, культурного и социально-экономического своеобразия участников процесса. В свою очередь, эффективное сотрудничество России и ЕС в сфере образования может внести существенный вклад в достижение цели создания открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС.
Результаты работы могут также быть полезны для совершенствования нормативной базы и механизмов сотрудничества с ключевыми партнерами России на пространстве Содружества независимых государств.
Систематизированные данные по нормативной базе сотрудничества в сфере образовательной политики в ЕС и результаты анализа системы инструментов открытого метода координации могут быть использованы в в теории и практике международных отношений.
Основные положения, выносимые на защиту
1. После второй мировой войны государства-участники объединительных процессов, охвативших в конце 40-х годов страны Западной Европы, осознали, что цель создания социально-экономически процветающего и безопасного сообщества не может быть реализована без объединения усилий для сотрудничества в сфере образования. Осуществление такого сотрудничества становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках различных организаций для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности. Выбор направлений и механизмов организации образовательного сотрудничества определяется приоритетами организации.
В рамках ЕЭС цель формирования общего рынка, в том числе, общего рынка труда, обеспечения профессиональной мобильности, определяет необходимость создания системы взаимного признания профессиональных квалификаций, является движущей силой развития сотрудничества в сфере профессионального образования и разработки соответствующей нормативной и методологической базы. В Совете Европы для обеспечения цели достижения большего единства между участниками, реализации идеалов и принципов, основанных на общем наследии; достижения лучшего взаимопонимания между народами Европы, формируется нормативная и методологическая база академической мобильности, взаимного признания периодов обучения и академических квалификаций.
Между этими направлениями развития нет противоречий, они развиваются, взаимно обогащая, воспринимая методы и инструменты друг друга. Кроме того, будучи основаны на общих ценностях, эти направления могут сближаться, пересекаться и даже объединяться для реализации общих задач. Так, в рамках Болонского процесса объединили усилия страны-члены ЕС и Совета Европы.
Реализация объединением государств целей экономической интеграции сопровождается более высокой динамикой процессов сближения образовательных систем стран-членов.
2. Динамика развития сотрудничества в сфере образования в ЕЭС тесно связана с динамикой интеграционных процессов в экономической и политической сферах и конгруэнтна четырем этапам модификации взаимосвязи между экономической интеграцией и социальным развитием, выделяемым в истории ЕЭС. В текущем периоде следует выделить два этапа:
• принятие Лиссабонской стратегии и среднесрочный период ее реализации, разработка и принятие Программы «Образование и подготовка 2010» (2000-2005);
• завершение первого цикла Программы «Образование и подготовка 2010» и углубление сотрудничества в сфере образования, совершенствование механизмов открытого метода координации, формирование критериев и индикаторов мониторинга реализации программы, признание образования sine qua non достижения целей Лиссабонской стратегии (2005 – 2010).
3. На всех этапах развития для данной сферы сотрудничества неизменным остается принцип субсидиарности. Как инструмент интеграционной политики, на практике подход, предусматривающий создание общей законодательной рамки на основе согласия относительно приоритетов, целей, и принципов, и оставляющей пространство для выработки деталей и воплощения на национальном уровне, является наиболее эффективным для сотрудничества в сфере образования.
Одновременно, несмотря на сохраняющийся межгосударственный характер кооперации, происходит поступательное расширение и углубление сферы сотрудничества, а также усиление наднационального измерения и роли европейских институтов. В значительной степени движущим механизмом этих процессов является Европейская комиссия.
4. В ткани нормативной основы сотрудничества сочетаются как инструменты «мягкого» права, например, рекомендации, заключения, резолюции; так и «жесткого» права, например, директивы, регулирующие взаимное признание профессиональных квалификаций. Положения о социальной политике Договора об учреждении Европейского экономического сообщества не включали образовательную политику в перечень основных направлений деятельности, но заложили возможность осуществления общей политики в сфере профессиональной подготовки, которая и была реализована. Сотрудничество в сфере образования развивалось на основе директив и решений Совета с учетом различного рода рекомендаций, заключений, резолюций Совета по образованию и документов Комиссии.
Инструменты «мягкого» права включают также программы поддержки и развития мобильности; меры, направленные на развитие лингвистического разнообразия; программы, направленные на обмен инновационными технологиями и повышение качества образования, их внутренние регламенты и процедуры, механизмы реализации и инструменты координации.
Развитие сотрудничества представляет собой процесс, в котором наблюдается поступательное уплотнение нормативной и инструментальной основы; совершенствование и усложнение институциональной архитектуры; нарастание качества и увеличение ресурсов.
5. Программы ЕС в сфере образования являются важнейшим политическим ресурсом оказания влияния на процессы интеграции, их характер и восприятие в обществе. Образование играет важную роль в формировании идентичности, и контроль над образованием имеет особое значение для легитимности европейских институтов. Для выполнения роли локомотива процесса развития, расширения и углубления сотрудничества в сфере образования, институты ЕС не обязательно нуждаются в формальной передаче компетенций. ЕК накопила огромный опыт использования финансовых, политических и информационных ресурсов для формирования и развития транснациональных сетей, продвигающих интеграционные процессы, инициируя, продвигая, поддерживая проекты и программы, обеспечивая публичность их результатов, а также усиление наднационального измерения и роли европейских институтов. Программы поддержки мобильности студентов, преподавателей, граждан, проходящих подготовку, учителей и преподавателей направлены на реализацию права свободы передвижения граждан как одной из фундаментальных свобод, защищаемых Договором об учреждении ЕС. Программы развития мобильности требуют скоординированной политики стран-членов ЕС и действий на уровне Сообщества по преодолению языковых и культурных барьеров, а также барьеров, связанных с взаимным признанием степеней и профессиональных квалификаций.
Программы ЕС обеспечивают реализацию цели усиления европейского измерения в образовании. Программы также являются важным инструментом интеграции присоединяющихся стран и инструментом повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства образования.
6. Углубление сотрудничества в сфере образования сопровождается введением новых рабочих процедур взаимодействия в Совете, основная цель которых - обеспечить большую последовательность, эффективность, усилить политическое воздействие сотрудничества в сфере образования и подготовки на другие сферы интеграции; усилить синергию между кооперацией в сфере образования и другими смежными сферами.
7. Важными факторами успеха сотрудничества являются:
• Наличие наднационального института (ЕК), в компетенцию которого входит осуществление поддерживающих, координирующих и дополняющих политику государств-членов действий;
• эффективная распределенная институциональная архитектура, включающая органы многоуровневой координации, структуры, обеспечивающие информационные потоки и методическую поддержку, мониторинг, надежную статистическую базу;
• достаточный опыт сотрудничества, обеспечивающий высокий уровень
доверия участников; • адекватные ресурсы, выделяемые для осуществления программ сотрудничества, как на национальном, так и наднациональном уровнях.
8. В сфере образования сформировались некоторые элементы метода сотрудничества, впоследствии получившего название открытого метода координации (ОМК). Инструменты Программ Сообщества вводят в практику и закрепляют такие механизмы координации как совместное установление целей, определение индикаторов реализации, мониторинг и сопоставление результатов реализации. Основные инструменты ОМК: систематическое распространение знания и опыта; убеждение на основе практики и диалога с коллегами; производство нового знания, включая формирование общего дискурса, сопоставимой статистики, общих индикаторов; повторение и стратегическое использование политических связок -действуют и институционализированы в сфере образовательного сотрудничества ЕС. Аналогичным образом эти механизмы работают и в рамках Болонского процесса.
Динамика развития образовательного сотрудничества, особенно в последнее десятилетие, показывает, что процесс взаимного обучения и влияния через обучение на уровне Сообщества, действительно, происходит. Наблюдается сближение сообщества на уровне дискурса, сформирован общий язык коммуникации, выработано общее понимание основных механизмов и инструментов. Можно говорить, что достигнуто когнитивное сближение относительно фундаментальных принципов и ценностей, что нашло отражение в Программе по реализации целей развития в сфере образования и профессиональной подготовке в Европе.
Эмпирические данные позволяют дополнить три направления обучения, выделяемые в рамках открытого метода координации – взаимное обучение на уровне Сообщества (на высшем уровне); обучение, направленное с уровня ЕС на национальный и местный уровни (обучение сверху вниз); обучение, направленное с уровня институтов, социальных партнеров, местных органов власти и регионов, наверх на уровень Сообщества (обучение снизу вверх) горизонтальным направлением обучения на нижнем уровне. Программы Сообщества, направленные на поддержку и развитие образовательного сотрудничества, стимулировали процессы взаимного обучения институтов образования и их ассоциаций и объединений в ЕС.
Успех открытого метода координации в сфере образования определяют три фактора. В рамках горизонтальной координации в академической среде на третьем уровне ОМК не является политизированным процессом. Его участники, в отличие от политических деятелей, в силу своей природы более склонны к поиску истины. Интенсивность процесса обучения между уровнями в сфере образования, особенно в сфере профессионального и высшего образования, связана с особым характером данной сферы сотрудничества.
9. Характер взаимодействия между процессами, осуществляющимися в сфере образовательного сотрудничества в ЕС, и процессом формирования общего пространства высшего образования в Европе меняется, трансформируясь от параллельного движения к обеспечению комплиментарности и последовательности инициатив по мере усиления понимания общности целей и необходимости синергии инициатив. Инструменты формирования общего пространства высшего образования в Европе – система перезачета кредитов, трехуровневая система степеней, введение в практику документов, обеспечивающих сопоставимость и признание дипломов и квалификаций, компетентностный подход, продвижение европейского измерения – восприняты из практики сотрудничества ЕС. Цели – обеспечение мобильности, качества и конкурентоспособности – являются общими. Механизм координации и мониторинга в Болонском процессе опирается на принципы и механизмы открытого метода координации, распространенного в данной сфере за пределы ЕС, что дает возможность гибкого согласования и корректировки подходов с учетом национального своеобразия систем высшего образования в странах-участницах Болонского процесса. Противоречие между тем влиянием, которое оказали процессы, развивавшиеся в сфере образовательного сотрудничества в ЕС на формирование Болонского процесса, включая методы кооперации и инструменты достижения целей, и несколько отстраненным отношением к нему со стороны стран-членов ЕС, не соответствующие традиции, практике и принципу координации с международными организациями (ОЭСР, Совет Европы, ЮНЕСКО), последовательно реализуемым ЕС, объясняется тем, что, с одной стороны, Болонский процесс воспринимался странами-членами и институтами ЕС как часть собственной, более широкой, повестки дня в сфере образования. С другой стороны, процесс был позиционирован как не ограниченный рамками ЕС. Неопределенность его идентичности, масштаба, состава участников, характера влияния и перегруженность собственными программами и задачами, объясняют отсутствие Болонского процесса в повестке дня министров образования ЕС в течение первых лет его развития.
10. С достаточно высокой степенью достоверности можно прогнозировать усиление влияния образовательной политики в определении направления интеграционных процессов в ЕС. При сохранении межгосударственного характера сотрудничества сохранится тенденция к расширению сфер и углублению кооперации, усилению роли европейских институтов. Предложение по Интегрированной программе в рамках бюджетной перспективы 2007-2013 года позволяет прогнозировать увеличение финансирования, дальнейшее развитие инструментов открытого метода координации и институциональной архитектуры сотрудничества. Кроме того, со значительной степенью уверенности можно предсказать усиление координации с процессом формирования общеевропейского пространства высшего образования.
11. Успешное и эффективное участие России в формировании общего пространства высшего образования в Европе, реализация целей создания общего пространства образования России и ЕС, обеспечение конкурентоспособности российской системы высшего образования в Европе потребует времени и системных усилий по созданию благоприятной среды на основе учета национального, культурного и социально-экономического своеобразия, поскольку только нормы, конгруэнтные ожиданиям и практике контекста их применения, воспринимаются как легитимные и стимулирующие исполнение. Необходимо внедрение всего спектра инструментов сотрудничества, в том числе инструментов мониторинга, национальных программ поддержки мобильности, укрепление сети национальных информационных и координационных структур, их интеграция в европейскую сеть для обеспечения информационной и методической поддержки межуниверситетского сотрудничества и академической мобильности, а также адекватного представления о российской системе высшего образования в Европе. Все это в свою очередь предполагает выделение адекватной задачам ресурсной поддержки.
Сотрудничество России и ЕС в сфере образования должно содействовать достижению цели формирования открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС; одновременно необходимым условием успеха сотрудничества в сфере образования является его тесная связь с процессами формирования общего экономического пространства.
Апробация работы и внедрение результатов в практику. Результаты исследования были использованы при подготовке статей и монографии, в рамках проектов Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию Российской Федерации и Национального фонда подготовки кадров.
Основные проекты, в рамках которых была проведена апробация результатов исследования:
Анализ проблем и перспектив интеграции российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2004 г.
Анализ эффективности моделей управления в высшем образовании. Национальный фонд подготовки кадров, финансирование в рамках ИПРО (Всемирный банк), 2004 г.
Сравнительный анализ равенства образовательных возможностей и доступности в образовании в России и странах ОЭСР. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2004 г.
Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Национальный фонд подготовки кадров по заказу Федерального агентства по образованию Российской Федерации, 2005 г.
Сетевое взаимодействие вузов по реализации Болонского процесса на основе ИКТ. Национальный фонд подготовки кадров по заказу Федерального агентства по образованию Российской Федерации, 2005 г.
Анализ систем по обеспечению качества совместных образовательных программ. Национальный фонд подготовки кадров по заказу Федерального агентства по образованию Российской Федерации, 2005 г.
Научно-методическое обеспечение сотрудничества Российской Федерации в сфере образования в рамках «Группы восьми». Министерство образования Российской Федерации, 2005 г.
Разработка организационных и финансовых схем поддержки академической мобильности как эффективного механизма распространения лучшего опыта в области преподавания социально-экономических дисциплин. Национальный фонд подготовки кадров по заказу Федерального агентства по образованию Российской Федерации, 2005 г.
Основные положения и выводы нашли отражение в серии публикаций по развитию интеграционных процессов образовании в Европе в журнале «Высшее образование сегодня», «Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика» и других изданиях. Общий объем публикаций составил свыше 60 авторских листов без учета монографии.
Работа прошла обсуждение и рекомендована к защите кафедрой политических наук факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов 7 апреля 2006 года Протокол № 9.