АНОНС ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Общая характеристика
Актуальность темы исследования
Становление институтов местного самоуправления – один из важнейших компонентов процесса политической трансформации и государственного строительства в постсоветской России (c сер. 1980-х гг. до настоящего времени).
Значимость формирования институтов местного самоуправления в посткоммунистических государствах определяется рядом факторов.
Во-первых, развитие институтов местного самоуправления в контексте посткоммунистической трансформации – это составная часть более широкого процесса политической демократизации, связанного с расширением возможностей для политического участия граждан и деконцентрацией власти.
Во-вторых, институциональные трансформации на уровне местной власти оказывают непосредственное воздействие на всю систему публичного управления, сказываясь на параметрах ее эффективности, устойчивости, оперативности и т.д.
В-третьих, институциональные изменения на муниципальном уровне оказывают непосредственное воздействие на общественный сектор экономики.
В-четвертых, на сегодняшний день поддержка развития местного самоуправления – это одно из международных обязательств РФ, от выполнения которого зависят отношения нашей страны с ее зарубежными партнерами, в частности, Евросоюзом.
Все эти факторы в совокупности предопределяют потребность в тщательном анализе опыта институционального строительства в сфере местного самоуправления в постсоветской России, а также выявления последствий принимаемых институциональных решений.
Эта задача особенно актуализизируется в условиях разворачивающейся с 2003 года в России муниципальной реформы, связанной с внедрением в жизнь положений новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Совокупность всех перечисленных факторов предопределяет актуальность темы данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы
Проблемы институциональной организации местного самоуправления дискутируются в мировой политической науке с конца ХIХ века. Появление трех альтернативных концепций местного самоуправления (общественной, государственной и хозяйственной) было в известном смысле реакцией зарождающейся политической науки на процесс интенсивных реформ в сфере местного управления, которые разворачивались во второй половине ХIХ века во многих странах Европы. Вопрос о «правильной» организации местного управления (самоуправления) ставится в этот период в работах Н.Гербера, Р.Моля, Л.Штейна, Р.Гнейста, Г.Еллинека, Дж. Милля, О.Баррота, А. де Токвиля, А.Васильчикова, А.Градовского, В.Безобразова и др.[1] в связи с теми проблемами, с которыми сталкивались реформаторы.
В дальнейшем развитии исследований в области институциональной организации местного самоуправления можно наблюдать ту же тенденцию: всплеск интереса к этой теме, как правило, был связан с попытками формирования, реформирования или развития институтов местного самоуправления.
Так, в 1950-х – первой половине 1970-х годов значительная часть исследований в области институциональной организации местного самоуправления была направлена на анализ процессов становления этого институционального комплекса в незападных обществах, освободившихся от колониальной зависимости и вступивших на путь государственного строительства и демократизации, а также странах, восстанавливающих и реформирующих государственные и демократические институты после Второй мировой войны. Здесь особо следует отметить работы Г.Алдерфера, С.Нигама, Ч.Адриана, П.Аллума, М.Кассельмана, А.Рахмана, Дж.Голдсмита, Г.Гандерсона и др.[2].
Во второй половине 1970-х – 1990-х годах новая волна исследований появляется в связи с реформами территориального управления в странах Европы (Франция, Италия, Бельгия и др.), направленными на децентрализацию и развитие местного самоуправления. Анализ этих институциональных реформ и их последствий, сравнительный анализ различных моделей институциональной организации местного самоуправления, разработка теоретических моделей, объясняющих закономерности процессов трансформации институтов местного самоуправления и последствия выбора тех или иных вариантов институциональных решений, содержатся в работах Е.Мартин-Харлоффа, Р.Родеса, Ф.Кжелберга, Р.Нанетти, Е.Пейджа, С.Тарроу, О.Оффердала, Р.Патнэма, О.Нортона[3].
В 1990-х годах особую группу исследований составили работы, посвященные развитию институтов местного самоуправления в условиях посткоммунистического политического транзита[4].
В целом можно утверждать, что исследования институциональной организации местного самоуправления были составной частью изучения процессов демократизации и государственного строительства.
В ходе этих исследований сформировалось вполне определенное проблемное поле и язык описания институциональной организации местного самоуправления.
До последней трети ХХ века значимой проблемой было отсутствие целостной и хорошо разработанной научной теории институтов. Ситуация изменилась после внедрения в область политических исследований теории рационального выбора, а затем – появления на основе ее синтеза с другими политологическими моделями (старый институционализм, бихевиорализм, теория политического дискурса и др.) комплексного методологического подхода, известного сегодня как новый институционализм. Теоретический анализ понятия «институт» и его трактовка с точки зрения новой методологической парадигмы была осуществлена в работах Дж.Марча, Й.Олсeна, Д.Норта, Э.Острома, Б. Г.Питерса, П.Хэлла, Р.Тэйлора, Дж. Блом-Хансена, Д.Веймера, Б.Ротстайна, С.Патрушева, П.Панова и др.[5] Моделированию и анализу институциональных эффектов отдельных типов институтов были посвящены труды Дж.Бьюкенена и Г.Таллока, М.Дюверже, Р.Таагеперы, М.Шугарта, Дж.Кэрри и др.[6] Проблемы институциональной динамики изучались в работах Д.Норта, Г.Экштайна, К.Шепсла, Дж.Найта, Э.Острома и др.[7] Применение принципов новой методологии к изучению функционирования региональных и местных органов власти было осуществлено О.Оффердалом, Р.Патнэмом, Э.Остромом, Г.Вайтэйкером, В.Гельманом и др.[8]
Развитие теории и методологии институционального анализа в последние десятилетия позволяет осуществить анализ институциональной организации местного самоуправления на современной методологической основе.
В отечественной политологической литературе в 1990-е – нач. 2000-х гг. были исследованы отдельные аспекты институциональной организации местного самоуправления в современной России.
Теоретический и политико-правовой анализ институциональной организации местного самоуправления в современной России в значительной мере выстраивался вокруг определения природы самого института местного самоуправления. Часть авторов (Г.Барабашев, Ю.Тихомиров, В.Фадеев) фактически следовала общественной трактовке института местного самоуправления[9]. Впоследствии этот подход нашел свое отражение в определении местного самоуправления как института гражданского общества[10]. Другая группа авторов (М.Баглай, Б.Габричидзе, М.Краснов, А.Слива, В.Чиркин) акцентировала внимание на публично властной природе институтов местного самоуправления[11]. Некоторые авторы (Г.Атаманчук) заняли промежуточную позицию, трактуя местное самоуправление как промежуточный государственно-общественный институт[12].
Политико-правовой анализ государственной и общественной моделей местного самоуправления в контексте реформы местного самоуправления в постсоветской России был осуществлен в работах С.Авакьяна, Л.Болтенковой, В.Васильева, Г.Марченко[13].
Теоретический анализ способствовал более точному и систематичному определению понятийного аппарата анализа институциональной организации местного самоуправления. В особенности здесь следует выделить работы А.Акмаловой[14].
Развитие теоретического анализа института местного самоуправления создало естественные предпосылки для развития сравнительных исследований.
Большинство авторов, решающих такого рода задачу, пытались определить место российской модели местного самоуправления в системе моделей местного самоуправления[15].
Проблемы структурной организации местного самоуправления стали предметом анализа в работах Г.Барабашева, Н.Бондаря, С.Зинченко, А.Кармолицкого, Ю.Козлова, И. Муравьева, В.Фадеева, В.Мирошника[16]. Если первоначально анализ вопросов структуры органов местного самоуправления исследовался преимущественно в политико-правовой плоскости, то в последнее время все больше исследований посвящено эффектам тех или иных моделей и оценке с точки зрения управленческой эффективности. При этом все чаще используются социологические методы анализа[17].
Вопросы разграничения полномочий между субъектами Федерации и местным самоуправлением, а также территориальной организации местного самоуправления рассматривались в работах И.Горфинкеля, В.Скутина и Т.Скутиной, И.Умновой-Конюховой[18]. Попытки типологизации моделей территориальной организации местного самоуправления на основе структурного анализа были предприняты в работах В.Пашенцева, А.Акмаловой, С.Собянина[19]. Сравнительный анализ институциональных эффектов различных моделей территориальной организации местного самоуправления на основе социологических и статистических методов был предпринят в работах Н.Великой[20].
Особенности региональной правовой базы и реализации в региональной практике принципов организации местного самоуправления анализировались в исследованиях С.Авакьяна, Н.Бондаря и М.Чернышева, А. Большакова, Т.Бялкиной, А.Осипова, Е.Пахомова, Е. Шугриной, Ю.Новиковой и Н.Кирилловой, Г.Чернихиной и др[21]. Г. Курляндская исследовала в своих работах особенности региональных моделей институциональной организации местного самоуправления с точки зрения их воздействия на бюджетно-финансовый процесс и распределение финансовых возможностей между уровнями управления[22].
В работах Ж.Тощенко, Г.Цветковой, Т.Цыбикова была предпринята попытка измерения динамики уровня муниципальной автономии социологическими методами[23]. Комплексный анализ проблемы муниципальной автономии был предпринят в работе Д.Тихонова[24].
Проблема обеспечения эффективного взаимодействия уровней управления в условиях их автономии ставится в работах Е. Грищенко, В.Мокрого, С.Собянина, А.Воронкова, И.Мерсияновой[25].
Вопросы бюджетного федерализма, финансово-экономических основ местного самоуправления в постсоветской России изучались в статьях О.Алексеева, С.Трунова, П.Лапшева, Л.Артемьевой, В.Кирпаля, В.Лексина, А.Ситникова, А.Швецова, С.Митрохина, В.Тимошенко и др[26]. Комплексный и теоретически обоснованный анализ российской системы бюджетного федерализма 90-х годов ХХ века, включая муниципальный уровень, представлен в работах зарубежных авторов Р.Берда, Дж. Мартинца-Вазкуеза, Дж. Боекса, E. Дабла-Норрис, С. Вебера[27]и др.
Одна из тем, которая достаточно рано начала разрабатываться в работах российских политологов, – местные выборы и связанные с ними изменения в региональной политике[28]. Так, воздействие различных типов избирательных систем на электоральное поведение на местном уровне стало предметом анализа в работе В.Черникова[29], роль партий и партийных идеологий в формировании институциональной организации местного самоуправления и функционировании институтов местного самоуправления анализируется в работах Г.Цветковой, Ю.Коргунюка[30], институциональная организация и участие населения в территориальном общественном самоуправлении исследуется в статье И.Мерсияновой[31]. Анализ институтов муниципальной службы предпринят в работах С.Собянина и В.Черникова[32].
Генезис современной институциональной организации местного самоуправления нашел отражение в работах Л. Аникина, В.Гельмана, Л.Гильченко, В.Мокрого, С Рыженкова, О.Сенатовой и А.Касимова, Т.Говоренковой, А.Жукова и Д.Савина, С.Самодина, С.Смолия и др[33].
Исторический контекст становления современной институциональной организации местного самоуправления в России исследуется в работах В.Абрамова, А.Дементьева, Н.Емельянова, Л.Лаптевой, А.Шутова[34]
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что к настоящему времени в отечественной и отчасти зарубежной политической науке имеется большое число работ, посвященных различным аспектам институциональной организации местного самоуправления в современной России. В то же время в отечественной политической науке на сегодняшний день мало исследований, которые бы изучали российскую институциональную организацию местного самоуправления в единстве трех аспектов: ее структуры, генезиса и институциональных эффектов. Между тем, только такой подход в свете современной теории политических институтов может претендовать на комплексность. Помимо описания институтов необходимо объяснение того, как существующие институты реально функционируют в контексте существующей политической системы, какие эффекты они оказывают в отношении политического процесса. В условиях же динамичного изменения институтов местного самоуправления, который Россия переживала в течение последних десятилетий, столь же актуальным является и обратный вопрос: как институциональная организация местного самоуправления и ее генезис связаны с политическим процессом и трансформацией политической системы постсоветского общества. Данное исследование направлено на осуществление такого рода комплексного анализа.
Принятие в 2003 г. новой редакции Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» радикально изменило институциональную организацию местного самоуправления в нашей стране, что делает выводы более ранних по времени работ не вполне адекватными актуальному состоянию объекта исследования.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является институциональная организация местного самоуправления в России в постсоветский период (с кон. 1980-х годов до настоящего времени), понимаемая как специфический для российского общества внутренне согласованный многоуровневый комплекс институтов, регулирующий взаимодействие индивидуальных и коллективных акторов по вопросам местного самоуправления, возникающий и динамически изменяющийся в постсоветской период под влиянием процессов институционального строительства в данной сфере.
Предметом исследования являются процессы взаимодействия между институциональной организацией местного самоуправления и политической системой российского общества, находящейся в процессе посткоммунистической политической трансформации. Это политические процессы, обуславливающие динамику институциональной организации местного самоуправления в постсоветский период, и политические эффекты институциональной организации местного самоуправления.
Цели и задачи диссертационного исследования
Цель данного диссертационного исследования заключается в определении основных тенденций становления, развития и функционирования институциональной организации местного самоуправления как части политической системы постсоветской России.
Для реализации данной цели автором были поставлены следующие задачи:
– выявить основные теоретические модели и принципы анализа институтов, принятые в современной политологии, и на этой основе сформулировать методологические предпосылки исследования;
– через призму принятых методологических предпосылок раскрыть содержание ключевых понятий исследования;
– определить основные измерения институциональной организации местного самоуправления;
– выявить теоретические предпосылки анализа процессов институционального строительства и институциональных эффектов;
– выявить основные тенденции в изучении институциональной организации местного самоуправления в зарубежной и отечественной политической науке;
– определить международный и исторический контекст становления современной институциональной организации местного самоуправления в России;
– выявить основные этапы становления институциональной организации местного самоуправления в постсоветской России как составной части общенационального и региональных политических процессов;
– выявить основные факторы, оказавшие воздействие на формирование и развитие институциональной организации местного самоуправления в современной России, в том числе определив роль и значение культурно-идеологических факторов в этом процессе;
– определить тип, основные элементы и структуру современной институциональной организации местного самоуправления в России;
– выявить политические эффекты институциональной организации местного самоуправления;
– определить основные тенденции в современном развитии институциональной организации местного самоуправления в России и механизмы, их обуславливающие;
– сформулировать на основании проведенного исследования практические рекомендации для федеральных и региональных органов государственной власти по совершенствованию институциональной организации местного самоуправления в современной России.
Рабочая гипотеза исследования
Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что современная институциональная организация местного самоуправления – это результат навязанного перехода в области местного самоуправления, осуществляемого федеральными и отчасти региональными политическими элитами в условиях посткоммунистической трансформации, и реакции на него со стороны самих политических элит и российского общества.
Логика институционального строительства в рамках модели «импорт институтов – реакция на него» должна в целом соответствовать той, которая описывается применительно к ситуации радикальных институциональных трансформаций в работах сторонников неоинституционального подхода: «радикальная институциональная инновация – конфликт новых формальных и старых неформальных политических институтов – рост трансакционных издержек – снижение эффективности функционирования институтов – частичная институциональная «контрреформация»». Результатом такого процесса становится смешанная институциональная организация, сочетающая в себе традиционные и инновационные черты.
Важную роль в динамике институциональной организации должны играть эффекты, снижающие вероятность использования политическими акторами, кооперативных и скоординированных стратегий. Институциональная «контрреформация» может быть реакцией доминирующего политического актора (или коалиции акторов) на такого рода эффекты.
Методологические основания исследования
Объект, предмет и цель диссертации обусловили применение неоинституциональной методологии, сравнительного анализа, системного и исторического методов.
Наиболее важное значение в исследовании имеет неоинституциональный подход. В качестве базовой версии при этом используются принципы неоинституционализма рационального выбора, дополненные культурно-исторической теорией деятельности. В рамках данного подхода предполагается, что поведение политических акторов может быть описано моделью ограниченной рациональности, в рамках которой институты и политическая культура выполняют роль факторов, ограничивающих рациональный выбор.
Современное неоинституциональное исследование предполагает четыре основных этапа: 1) определение поведенческих постулатов (на основании чего политический актор действует); 2) описание институтов; 3) моделирование поведения акторов с учетом выдвинутых поведенческих постулатов и описанного институционального окружения; 4) сравнение выдвинутых предположений с эмпирическими данными.
Нами был использован сравнительный метод при определении: а) типа институциональной организации местного самоуправления в постсоветской России на разных этапах ее развития; б) степени ее сходства–различия с зарубежными моделями; в) степени ее преемственности по отношению к историческим предшественникам (советской и дореволюционной моделям).
Данный метод также был использован на этапе анализа эмпирических данных для проверки гипотез, касающихся институциональных эффектов альтернативных региональных моделей институциональной организации местного самоуправления.
Важное значение в раскрытии темы диссертации имеет системный подход. В рамках этого подхода институциональная организация местного самоуправления предстает как целостная система, в единстве всех ее связей и отношений, а также как подсистема институциональной организации публичной власти и политической системы постсоветской России.
Исторический подход был одним из ключевых методологических оснований исследования. Этот подход использовался при анализе процессов институциональной динамики организации местного самоуправления в постсоветской России и для анализа воздействия на нее предшествующих паттернов институциональной организации (советского и дореволюционного). Для построения объяснительной модели институциональной динамики использовались некоторые инструменты теории игр.
Кроме того, на стадии эмпирического исследования применялись такие конкретные методы сбора и анализа информации, как анализ документов, вторичный анализ данных (в том числе методом исследовательского и практического синтеза), опрос экспертов, статистический анализ данных.
Источниковая база исследования
Основными источниками данного диссертационного исследования являются:
– труды теоретиков неоинституционального подхода в политологии и представителей культурно-исторической теории деятельности;
– работы зарубежных и отечественных исследователей институциональной организации местного самоуправления (особое значение имеют работы последних 30 лет);
– эмпирические исследования местного самоуправления в постсоветской России, осуществленные отечественными и зарубежными исследователями, в том числе опросы общественного мнения по вопросам местного самоуправления;
– нормативно-правовые акты в сфере местного самоуправления, принятые в постсоветский период в России;
– опубликованные в научной и публицистической литературе, а также электронных источниках оценки российских экспертов в области местного самоуправления (исследователей и практиков);
– данные российской государственной статистики (социально-экономической и электоральной);
– результаты собственных эмпирических исследований автора данной диссертации.
Положения, выносимые на защиту
Институциональная организация местного самоуправления понимается как специфический для данного общества, внутренне согласованный комплекс институтов (формальных и неформальных правил и соглашений), регулирующих взаимодействие индивидуальных и коллективных акторов по вопросам местного самоуправления.
Институциональная организация обладает многоуровневой структурой, основанной на принципах институциональной иерархии и многоуровневой организационной топологии, а также специфическим ориентационным паттерном.
Муниципальный уровень институциональной организации включает в себя структуру органов местного самоуправления, муниципальную избирательную систему, институты прямой демократии, муниципальную службу, комплекс правил и соглашений, регулирующих взаимодействие органов местного самоуправления с местными политическими организациями и группами интересов, территориальную организацию муниципалитета.
Надмуниципальный уровень включает в себя конституционный статус местного самоуправления и систему гарантии его прав, территориальную организацию местного самоуправления, систему распределения обязательств и полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления, институты обеспечения участия муниципалитетов в принятии решений на общенациональном уровне или уровне субъектов федерации, институты муниципальной ответственности перед государством, централизованного надзора и вмешательства, институты межмуниципальной кооперации, систему межбюджетных отношений.
Ориентационный паттерн институциональной организации местного самоуправления представляет собой совокупность когнитивных схем, содержащих базовые онтологические и нормативные представления о ней и выступает, как ее политико-культурное ядро на элитном и массовом уровне осуществления политики.
В современной российской институциональной организации местного самоуправления сочетаются отдельные черты либерально-автономного англосаксонского, государственного континентального и советского паттернов, то есть она имеет смешанный характер. В последние пять лет очевидной является тенденция к усилению системообразующей роли государственного паттерна.
Смешанный характер современной российской институциональной организации местного самоуправления может быть объяснен как результат ее противоречивого исторического развития в постсоветский период.
Можно выделить четыре периода институционального строительства в сфере местного самоуправления: 1) период постепенной эволюции советской институциональной организации в направлении демократизации и автономизации местных органов власти (1988–1993 гг.), 2) период радикальной институциональной трансформации (т.н. «муниципальной революции»), ориентированной на либерально-автономную модель институциональной организации (1993–1995 гг.); 3) период попыток внедрения либерально-автономной модели в условиях общего увеличения степени децентрализации политической системы (1995–2003 гг.); 4) период частичной контрреформации (2003 г. – настоящее время), связанный с формированием унифицированной модели, более близкой к континентальному и отчасти советскому паттернам.
Ключевую роль в течение всего периода институционального строительства играли решения и действия акторов надмуниципального уровня. Макрополитический контекст влиял на поведение ключевых акторов в области муниципального строительства через: 1) уровень общей институциональной и политической неопределенности; 2) собственно государственную политику в области местного самоуправления; 3) доминирующие идеологические предпочтения в отношении паттернов местного самоуправления.
Международный контекст процессов институционального строительства составляли процессы взаимодействия РФ с зарубежными странами и международными организациями, а также (на политико-культурном уровне) паттерны институциональной организации местного самоуправления и их разновидности, принятые в ведущих зарубежных странах. Исторический контекст составляли ориентационные паттерны, реализованные в отечественной истории.
Совокупность ориентационных паттернов, находящихся в международном и историческом контекстах, создавала систему идеологических координат, в которой самоопределялись федеральные и региональные политические акторы, участвовавшие в процессах институционального строительства. Наличие такой системы координат позволяло им снижать неопределенность в процессе принятия институциональных решений, открывая потенциально доступный спектр институциональных альтернатив, выбор среди которых осуществлялся в соответствии с их политическими предпочтениями.
Поведение акторов в условиях неопределенности и высокой политической конкуренции в постсоветских обществах лучше описываются дистрибутивными теориями институциональных изменений. Напротив, консолидация политической системы или власти в руках доминирующего актора позволяет ему руководствоваться в процессе институционального строительства долгосрочными перспективами, описываемыми в категориях общественной эффективности институтов.
Динамика институциональной организации местного самоуправления в постсоветский период демонстрирует также собственную логику, в рамках которой незапланированные эффекты, принятых ранее институциональных решений оказываются фактором, влияющим на дельнейшие институциональные решения доминирующих игроков и коалиций. Анализ внутренней логики изменений в отношении институциональной организации местного самоуправления в постсоветской России в целом подтверждает гипотезу об инкрементности институциональных изменений Норта – Экштайна.
В процессе исследования были получены эмпирические доказательства следующих важных эффектов институциональной организации местного самоуправления:
– модели институциональной организации, порождающие крупные автономные муниципалитеты, создают предпосылки для более эффективной управленческой деятельности муниципальных администраций, чем модели институциональной организации, создающие большое количество мелких муниципальных образований;
– главы муниципальных образований в рамках модели институциональной организации, порождающей небольшое число крупных автономных муниципалитетов, представляют собой более сплоченную и влиятельную группу интересов, чем главы муниципалитетов в моделях, порождающей большое число мелких муниципальных образований.
– модель с небольшим количеством крупных муниципалитетов в целом способствует формированию более автономных в финансовом отношении органов местного самоуправления, чем ее противоположность.
– институты прямой демократии в целом, видимо, лучше функционируют в моделях институциональной организации, порождающих большое количество мелких муниципальных образований, хотя этот фактор институциональной организации не является решающим в достижении эффекта участия;
– многоуровневые автономные модели могут функционировать без серьезных конфликтов между уровнями местного самоуправления либо в случае, когда они опираются на политическую традицию, либо если существуют персональные или институциональные инструменты обеспечения межуровневой кооперации и координации.
Научная новизна исследования
1. Впервые предпринята попытка системного анализа институциональной организации местного самоуправления в постсоветской России как динамически изменяющегося институционального комплекса, находящегося в процессе постоянного взаимодействия с трансформирующейся политической системой России.
2. Исследование осуществлено на базе синтеза неоинституционального подхода рационального выбора и культурно-исторической теории деятельности, что позволило интегрировать идеологические и политико-культурные факторы в институциональный анализ, осуществленный с позиции предпосылок теории рационального выбора.
3. Системно раскрыто понятие институциональной организации местного самоуправления, в том числе систематизированы переменные для сравнений различных моделей институциональной организации местного самоуправления по выявленным измерениям.
4. Осуществлен систематический сравнительный анализ: 1) состояний институциональной организации местного самоуправления в различных исторических фазах ее развития; 2) современной институциональной организации местного самоуправления в России и институциональной организации местной власти в советский и досоветский период российской истории; 3) современной институциональной организации местного самоуправления в России и других национальных моделей местного самоуправления.
5. Выявлены основные тенденции в развитии институциональной организации местного самоуправления в постсоветский период.
6. Через призму анализа институциональной организации местного самоуправления в постсоветской России осуществлена проверка гипотезы исторического институционализма относительно закономерностей институциональной динамики в случае радикального изменения в дизайне социально-политических институтов.
7. Были систематизированы эффекты институциональной организации местного самоуправления.
8. Построена графическая модель «игр» между центральной властью и местными властями, объясняющая с принятых методологических позиций выявленные циклические тенденции «централизации – децентрализации» в процессе строительства институциональной организации местного самоуправления.
Теоретическая и практическая значимость диссертации
Материалы и выводы диссертации вносят вклад в развитие неоинституционального подхода в рамках политической науки. Теоретическая значимость исследования связана 1) с синтезом неоинституционализма рационального выбора и культурно-исторической теории деятельности, который позволят интегрировать культурные и идеологические факторы в данную версию неоинституционального подхода; 2) с разработкой концепта институциональной организации; 3) с разработкой политико-экономической модели взаимодействия между центральными и субнациональными органами власти по вопросам уровня автономии последних в условиях посткоммунистического перехода; 4) с проверкой на материалах диссертации гипотезы об инкрементной динамике институциональных изменений.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его выводы стали основой для разработки практических рекомендаций в области политики строительства институтов местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях. В частности, сформулированы предложения, касающиеся интеграции институтов государственной и муниципальной службы, предпочтительных моделей структуры органов местного самоуправления, изменений в избирательном законодательстве на местном уровне, конкретизации системы межбюджетных отношений. Кроме того, выводы диссертационного исследования могут быть использованы для прогнозирования последствий, предпринимаемых федеральными и региональными органами власти изменений в области институциональной организации местного самоуправления.
Апробация диссертации
Положения диссертации были освещены автором на многочисленных научных конференциях, в т.ч. международной научной конференции «Российские ворота в глобальный мир» (Москва, март 2007 г.), международной научной конференции «Муниципальные и региональные процессы в условиях глобализации и европеизации» (Рязань, февраль 2006), всероссийской научной конференции «Университетская политология России в национальном и европейском контекстах» (Москва, декабрь 2004), III Всероссийском конгрессе по политической регионологии (Нижегородская область, Б.Болдино, сентябрь, 2004 г.), Первой Всероссийской научно-практической конференции грантополучателей программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» «Потенциал социо-гуманитарных наук и проблем развития современного российского общества». (Москва, декабрь 2002 г.), II Всероссийском конгрессе политологов «Россия: политические вызовы ХХI века» (апрель, 2000) и др.
Монография автора «Территориальная организация местного самоуправления в регионах России: генезис и институциональные эффекты», подготовленная в процессе работы над данным диссертационным исследованием, была признана одной из трех лучших научных и учебно-методических работ 2004 года по итогам конкурса Российской ассоциации политической науки.
Материалы исследования по теме диссертации широко используются автором при чтении лекционных курсов по истории и теории местного самоуправления, системе государственного и муниципального управления в РФ.
Структура диссертации
Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Диссертация, выполненная на 472 страницах, состоит из введения, основной части, включающей пять глав (восемнадцать параграфов), заключения, списка источников и литературы (454 источника).
[1] Gerber N. Arsen Naturrecht. Berlin, 1871; Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства. Вып. 1. СПб., 1871; Штейн Л. Учение об управлении и правоуправлении. Пер с нем. СПб, 1874; Гнейст Р. История государственных учреждений Англии / Пер. с нем. С.А.Венгерова. М.: Типография В.Ф. Рихтер, 1885; Он же. Правовое государство и административные суды Германии/ Пер. с нем. Ф.С.Фустова, под ред. М.И.Свешникова. СПб: Типография В.Безобразова и Ко, 1896; Еллинек Г. Общее учение о государстве, право современного государства/ Пер. с нем. 2-е изд. СПб, 1908; Милль Дж. Представительное правление. СПб: Популярная научная библиотека, 1907; Barot O. De la centralization et de ses effets. Paris. 1870; Токвиль А. Демократия в Америке/ Пер. с франц. М.: Прогресс – Литера, 1994; Васильчиковъ А. О самоуправлениiи. Сравнительный обзоръ русскихъ и иностранныхъ земскихъ и общественныхъ учрежденiй. В 3-х тт. Т.1. СПб.: Типографiя Г.Мюллера, 1869; Т.2. СПб.: Типографiя Э.Праца, 1870; Т.3. СПб.: Типографiя Э.Праца, 1871; Градовскiй А.Д. Начала русскаго государственнаго права. Часть III. Органы мђстнаго управленiя // Градовскiй А.Д. Собранiе сочиненiй. Изданiе второе. Т. 9. СПб: Типографiя М.М.Стасюлевича, 1908; Безобразовъ В.П. Государство и общество. Управленiе, самоуправленiе и судебная власть. СПб: Типографiя В.Безобразова и Ко, 1882; Он же. Земскiя учрежденiя и самоуправленiе. М.: Издание Катковъ и Ко, 1874.
[2] Alderfer H. F. Local Government in Developing Countries. NY, Toronto, L: McGraw-Hill Book Company, 1964; Nigam S.R. Local Government (England, France, USA, USSR and India). New Delhi: S.Chand & Co (Pvt) LTD, 1975; Adrian Ch.R. State and Local Government. 3-rd ed. NY: McGraw-Hill, 1972; Allum P. Politics and Society in Postwar Naples. L.: Cambridge University Press, 1973; Kesselman M. The Ambiguous Consensus. NY: Knopf, 1967; Rahman A.T.R. Rural Institutions in India, Pakistan // Comparative Local Politics. A Systems-Function Approach. / ed. by J. Goldsmith and C. Gunderson. Boston: Holbrook Press, Inc., 1973 P. 150-167; Goldsmith J., Gunderson G. Introduction to Comparative Local Politics // Comparative Local Politics. A Systems-Function Approach. / ed. by J. Goldsmith and C. Gunderson. Boston: Holbrook Press, Inc., 1973. P. 1-18.
[3] Martin Harloff E. The Structure of Local Government in Europe. Hague: International Union of Local Authorities, 1987; Rhodes R. A. W. Control and Power in Central-Local government Relations. Alder-Shot: Grower, 1981; Kjellberg F. Local Government and The Welfare State: Reorganization in Scandinavia // The dynamics of institutional change / Ed. by F. Kjellberg. London: Verso, 1988. P. 67-101; Nanetty R.Y. Growth and Territorial Policies: The Italian Model of Social Capitalism. L.: Frances Pinter, 1988; Page E.C. Localism and Centralism in Europe. The Political and Legal Bases of Local Self-Government. Oxford: Oxford University Press, 1991; Tarrow S. Between Center and Periphery: Grassroots Politicians in Italy and France. New Haven, Conn.: Yale Uneversity Press, 1977; Оффердал О. Местное самоуправление в Скандинавии: достижения и перспективы // Политические исследования, 1999, № 50 (2). С. 155-167; Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М.: Ad Marginem, 1996; Negrier E. The Chenging Role of Franch Local Government // West Europenian Politics. 22(4), Okt. 1999. P. 120-140; Local Government in Europe. Trends and Developments / ed. by R.Batley, R.Stoker. Hampshire, London: Macmillan, 1991; Norton O. International Handbook of Local Government. A Comparative Analysis of Democracies. Aldershot: Edward Elgar, 1994.
[4] Decentralization of the Socialist State / ed. by Bird R. M., Ebel R. D., Wallich Ch. I. Washington, DC: World Bank, 1995; Dunn J., Wetzel D. Decentralization in Former Socialist Economics // Paper presented to National Tax Association, October 1999. Toronto, 1999.
[5] March J., Olsen J. The New Institutionalism: Organizational Factors in Political Life // American Political Science Review. 1984. Vol. 78. № 3. P. 735-738; Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Москва: Начала, 1997; Ostrom E. Institutional Rational Choice: An Assessment of the Institutional Analysis and Development Framework // Theories of Policy Process / Ed. by P.Sabatier. Boulder: Westview Press, 1999. P. 35-55; Питерс Б.Г. Политические институты: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р.Гудина, Х.Г. Клингемана. Москва: Вече, 1999. С. 218-232; Hall P.A., Taylor R.C.R. Political science and the four new institutionalism // Political Studies. 1996. Forthcoming; Blom-Hansen J.A. “New Institutional” Perspective on Policy Networks // Public Administration. 1997. Vol. 75. P. 669-693; Grafford S.E.S., Ostrom E. The Grammar of Institutions // American Political Science Review. 1995. Vol. 89. P. 582-600; Ротстайн Б. Политические институты, общие проблемы // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р.Гудина, Х.-Г. Клингемана. Москва:Вече, 1999. С. 149-180; Панов П.В. Теории политических институтов: Учеб. пособие для вузов / П.В.Панов. Пермь, 2004; Патрушев С.В. Институционализм в политической науке: Этапы, течения, идеи, проблемы // Забежная политология в ХХ столетии. Сб. научных трудов (Политическая наука). 2001. № 2. С. 5-30
[6] Taagapera R., Shugart M. Seats and Votes: The Effects and Determinants of Electoral Systems. New Haven: Yale University Press. 1989; Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии // Бьюкенен Дж. Сочинения. Москва: Таурус Альфа, 1997. С.52-304; Дюверже М. Политические партии. М.: Академ-пресс, 2002; Шугарт М., Кээри Дж. Президенские системы // Современная сравнительная политология. Хрестоматия / Под ред. Г.В.Голосова, М.:МОНФ, 1998. С.293-332
[7] Норт. Д. Ук. соч., Шепсл К. Изучение институтов: Некоторые уроки подхода рационального выбора (реферат) // Рациональный выбор в политике и управлении / Под ред. Л.В.Сморгунова. СПб., 1998. С.; Knight J. Institutions and Social Conflict. NY: Cambridge University Press, 1992; Eckstein H. A Culturalist Theory of Political Change // The American Political Science Review. Vol. 82. Issue 3 (Sep. 1988). P. 789-804; Ostrom E. Governing the Commons: the Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
[8] Оффердал О. Ук. соч., Патнэм Р. Ук. соч., Ostrom E., Whitaker G. Does Local Community Control of Police Make a Difference? Some Preliminary Findings // American Journal of Political Science. 1973. Vol. 17. No 1. P. 48-76; Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е., Борисова Н. Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России, 1991-2001. М., СПб: Европейский университет в Санкт-Петербурге, Летний сад, 2002.
[9] Фадеев В.И. Муниципальное право России. М.: Юрист, 1994; Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996; Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.
[10] Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления. М.: Мэйн, 1998.
[11] Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол» в Институте государства и права РАН) // Государство и право, 1997. № 5. С. 24-45; Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1996; Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М.: Акад. правовой ун-т при Ин-те гос-ва и права РАН, 1993.
[12] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юридическая литература, 1997.
[13] Авакьян С. Из двух Законопроектов предпочтительнее депутатский // Российская Федерация. 1995. № 5. С. 18-20; Он же. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового Закона // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1996. №2. С. 3-33;.Болтенкова Л.Ф. Почему Совет Федерации отклонил Закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»? // Регионология. 1995. № 3. С. 19-31; .Васильев В. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. 1993. № 11. С. 14-19; Он же. Местное самоуправление: Учебное и научно-практическое пособие. М.: Юринформцентр, 1999;.Марченко Г.В. Государственная власть и местное самоуправление // Россия и современный мир. 1995. №4. С. 84-86.
[14] Акмалова А.А. Модели местного самоуправления. М.: Прометей, 2001; Она же. Особенности самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт правового регулирования. М.: Прометей, 2002.
[15] Акмалова А.А. Особенности самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт правового регулирования. М.: Прометей, 2002.; Либоракина М.И. Зарубежный опыт организации местного самоуправления // Полития. 2003. № 4 (31). С. 225-237; Постовой Н.В. Муниципальное право России. М.: Юриспруденция, 2000. ; Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика / Ин-т гос-ва и права РАН. М.: Форум: ИНФРА-М, 1998.
[16] Барабашев Г.В. Ук. соч.; Бондарь Н.С., Зинченко С.А. Городской Совет и администрация: Проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. 1993. №3. С. 86-96; Кармолицкий А.А. К вопросу о местной администрации как органе управления // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1993. №3. С. 23-30; Козлов Ю.М. Исполнительная власть: муниципальный уровень // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1993. №2. С. 14-22; Муравьев И.В. Глава администрации – должность выборная // Российская Федерация. 1995. №10. С. 36-37; Фадеев В. Ук. соч.; Мирошник В. Избирать или назначать? // Российская Федерация сегодня. 2007. №3. С. 53-55.
[17] Дорожкин Ю.Н. Реформа местной власти // Социологические исследования, 1997. № 8. С. 9-20; Антипьев А.Г., Захаров Н.Н., Шишигин А.В. Местное самоуправление – социально-политический институт гражданского общества. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 1999.
[18] Горфинкель И. Проблема разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления: опыт свердловской области // Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право / Под ред. С. Рыженкова. М.: МОНФ, 1998. С. 38-45; Скутин В.А., Скутина Т.П. Основные принципы внутриобластного административно-территориального устройства // Региональная экономика и региональная политика. Екатеринбург, 1994; Умнова-Конюхова И.А. О конституционно-правовой основе разделения государственной власти между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением // Центр – регионы – местное самоуправление / Под ред. Г.М. Люхтерхандт-Михалевой и С.И.Рыженкова. М., СПб.: ИГПИ; Летний сад, 2001. С. 29-46.
[19] Пашенцев В. Организация местного самоуправления в российских регионах: цифры и типы //Реформа местного самоуправления в региональном измерении. По материалам из 21 региона Российской Федерации/ Под ред. С. Рыженкова, Н. Винника. М: МОНФ, 1999. С. 44-57;.Акмалова А.А. Модели местного самоуправления. М.: Прометей, 2001; Собянин С.С. Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Полития. 2003. № 4 (31). С. 24-47.
[20] Великая Н.М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 45-49
[21] Авакьян С. Законодательство в центре и на местах: перекрестки без тупиков // Российская Федерация. 1996. № 20. С. 15-17; Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. Ростов-на-Дону, 1996; Большаков А.Г. Становление института местного самоуправления как составная часть реформы российской государственности (на примере республики Татарстан) // Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты / Под ред. М.Афанасьева. М.: МОНФ, 1999. С. 146-166; Бялкина Т.М. Законодательство области о местном самоуправлении. Воронеж, 1996; Ее же. Стратегия законодательства области о местном самоуправлении // Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. Тихомирова Ю.А. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1996; Осипов А.Г. Особенности законодательного регулирования местного самоуправления в местах компактного проживания национальных меньшинств и народов, ведущих племенной и полуплеменной образ жизни // Местное самоуправление: теория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В.Я.Гельмана. М.: Фонд Ф.Науманна, 1996. С. 89-95; Пахомов Е. Вопросы законодательства Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении // Государство и право. 1996. № 4. С. 24-26; Шугрина Е., Новикова Ю., Кириллова Н. Аналитический обзор законодательства субъектов Российской Федерации Сибирского и дальневосточного регионов о выборах в органы местного самоуправления. Новосибирск, 1996; Чернихина Г. Реальное самоуправление. Идеи и опыт Волгоградской и Воронежской областей // Местное самоуправление: теория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В.Я.Гельмана. М.: Фонд Ф.Науманна, 2-е изд. 1997. С. 147-159.
[22] Kurlyandskaya G. Budgetary Pluralism of Russian Local Authorities. Local Government Institute Discussion Papers, No. 17// Intergovernmental Fiscal Relation and Local Fiscal Management course. June 29-Julu 6, 2003. Budapest: The Central European University. Electronic edition.
[23] Тощенко Ж.Т., Цыбиков Т.Г. Развитие демократии и становление местного самоуправления в России // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 31-39; Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Изменились ли проблемы местного самоуправления за последние 10 лет? // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 78-87.
[24] Тихонов Д.А. Местное самоуправление и муниципальная автономия в современной России. М.: Современные тетради, 2004.
[25] Грищенко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2001; Мокрый В.С. Новая редакция федерального закона: разработка и обсуждение // Полития. 2003. № 4 (31). С. 10-23; Собянин С. Ук. соч.; Воронков А.А. Основные тенденции в развитии отношений государственной власти и местного самоуправления (взгляд из региона) // Власть. 2007. №9. С. 19-24; Мерсиянова И. Государственная власть и местное самоуправление: прямые и обратные связи // Власть. 2007. №1. С.3-15.
[26] Алексеев О.Б., Трунов С.А., Лапшев П.И. О состоянии межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях // Центр – регионы – местное самоуправление / Под ред. Г.М. Люхтерхандт-Михалевой и С.И.Рыженкова. М., СПб.: ИГПИ; Летний сад, 2001. С. 88-105; Артемьева Л. Но средства – вперед // Ваш выбор. 1995. № 2. С.29-30; Кирпаль В.А. Вопросы формирования местного бюджета и муниципальной собственности на примере Ростовской области // Местное самоуправление: теория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В.Я.Гельмана. М.: Фонд Ф.Науманна, 1996. С. 122-132; Лексин В.Н., Ситников А.И., Швецов А.Н. Как децентрализовать бюджетно-налоговую систему Федерации и ее субъектов // Российский экономический журнал. 1993. № 3. С. 29-34; Митрохин С. Нормативно-правовая база местных финансов // Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право / Под ред. С.Рыженкова. М.: МОНФ, 1998. С. 113-119; Тимошенко В.П. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в России // Институциональные аспекты регионализма в общеевропейском контексте. Материалы II бельгийско-российского научного семинара. Екатеринбург, 1-9 июля 1996 г. Екатеринбург, 1996. С. 139-147.
[27] Bird R.M. A Perspective of Fiscal Federalism in Russia // Intergovernmental Fiscal Relation and Local Fiscal Management course. June 29-Julu 6, 2003. Budapest: The Central European University. Electronic edition; Martinez-Vazquez J., Boex J. Fiscal Decentralization in Russian Federation: Main Trends and Issues. Washington: EDI/World Bank, 2000; Dabla-Norris E., Weber S. Regional Disparities and Transfer Policies in Russia. Paper for International Monetary Found. WP/01/199. Washington: IMP, 2001.
[28] Авдонин В. С. Реформа местного самоуправления в Рязанской области // Политический мониторинг ИГПИ. 1998. № 11 (82); Рогожин А. Местное самоуправление в Волгограде: год после выборов // Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право / Под ред. С.Рыженкова. М.: МОНФ, 1998. С. 62-76; Семенов И. Выборы в органы местного самоуправления в Саратовской области // Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право / Под ред. С.Рыженкова. М.: МОНФ, 1998. С. 77-88; Голуб Ю., Динес В., Коннычев Д. Формирование представительных органов местного самоуправления в Саратовской области // Власть. 1997. № 8. С. 33-37; Николаев А.Н. Специфика избирательных кампаний в местные органы власти и местного самоуправления: на региональном и субрегиональном уровне // Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты / Под ред. М.Афанасьева. М.: МОНФ, 1999. С. 167-185; Ход кампании по выборам органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ (Волгоградская, Кемеровская, Мурманская, Псковская, Рязанская области). Регионы России: информационно-аналитические обзоры. М.: РОПЦ, 1996.
[29] Черников В.А. Депутат должен быть свободным или … освобожденным? // Полития. 2003. № 4 (31). С. 175-182.
[30] Цветкова Г.А. Особенности партийной жизни на местном уровне // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 39-44; Коргунюк Ю.Г. Политические партии России и проблемы местного самоуправления. // Полития. 2003. № 4 (31). С. 146-174.
[31] Мерсиянова И.В. Местное самоуправление лицом к населению // Полития. 2003. № 4 (31). С. 212-224.
[32] Собянин С. Ук. соч.; Черников В.А. Ук. соч.
[33] Аникин Л.С. Становление местного самоуправления в РФ. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997; Гельман В. Федеральная политика и местное самоуправление в России: идеологии, интересы и практика // Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право / Под ред. С.Рыженкова. М.: МОНФ, 1998. С. 12-26; Он же. Вокруг реформы органов местного самоуправления: политические интересы и законодательный процесс // Местное самоуправление: теория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В.Я.Гельмана. М.: Фонд Ф.Науманна, 1996. С. 48-58; Гильченко Л. Новый этап реформы местного самоуправления // Власть. 1997. № 3. С. 18-22; Мокрый В.С. Новая редакция федерального закона: разработка и обсуждение // Полития. 2003. № 4 (31). С. 10-23; Рыженков С. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в реформе системы местного самоуправления (1994–97 гг.) // Местное самоуправление: теория и практика / Сост. и ред. Г. Люхтерхндт. 2-е изм. и доп. изд. М.: Фонд Фридриха Науманна, 1997. С. 73-129; Сенатова О., Касимов А. Кризис политической системы и поражение идей российского федерализма // Очерки российской политики / Под ред. В. Гельмана. М.: ИГПИ, 1994. С. 34-41; Говоренкова Т.М., Жуков А.И.,Савин Д.А. Новый этап развития местного самоуправления – наступит ли момент истины // Полития. 2003. № 4 (31). С. 64-72; . Самодин С.В. Основные тенденции и противоречия реформы местного самоуправления в России // Власть. 2007. №7. С. 9-11; Смолий С.И. Новая модель самоуправления в России: история становления // Вестник РУДН. 2005. № 8. С. 114-123.
[34] Абрамов В. Ф. Земская идея в России и современное местное самоуправление // Третье звено государственного строительства России. Подготовка и реализация Федерального Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации / Под ред. К. Мацузато. Саппоро, 1998. С. 87-108; Дементьев А. Местное самоуправление в России: исторические параллели // Местное самоуправление в современной России: Политика, практика, право / Под ред. С.Рыженкова. М.: МОНФ, 1998. С. 27-32; Емельянов Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития. М., Тула: ТИГИМУС, 1997; Лаптева Л.Е. Центр – регионы – места в России: очерк взаимоотношений в исторической ретроспективе // Центр – регионы – местное самоуправление / Под ред. Г.М. Люхтерхандт-Михалевой и С.И.Рыженкова. М., СПб.: ИГПИ; Летний сад, 2001. С. 10-28; Лаптева Л.Е., Шутов А.Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. М.: Изд-во РАГС, 1999.