Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  2006200720082009

Актуальные вопросы современной политической науки

АВТОРЕФЕРАТЫ   ДИССЕРТАЦИЙ   ДОКТОРА   ПОЛИТИЧЕСКИХ   НАУК           

 

АНОНС           ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ       ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Общая характеристика работы

 

Актуальность исследования. Масштаб перемен, охвативших мир в конце XX в., поставил в центр научных исследований феномен глобализации. Представляя собой совокупность процессов унификации, становления универсальных структур, связей и отношений, глобализация проявляется в переходе доминирования в политике и экономике к наднациональным учреждениям (ООН, НАТО, «группа G8», структуры «Вашингтонского консенсуса») и транснациональным корпорациям (ТНК), а в культурной сфере - к глобальному распространению однородных стандартов массовой культуры и индивидуализированного образа жизни, замещающим традиционную культуру[1].

Анализ тенденций, связанных с глобализацией, по справедливому замечанию П.А. Цыганкова «…требует сосредоточения внимания на роли социальных норм и институтов, групповых ценностей и идентичностей, культур и традиций, которые не отрицают, но мотивируют интересы сторон, участвующих в международном взаимодействии (курсив авт.)[2]». Сочетание институционального и цивилизационного аспектов глобализации ставит вопрос о генезисе цивилизации, представляющем совокупность социокультурных и технологических факторов. Технологии выполняют функцию надстройки над социокультурным базисом[3], однако в генезисе западной цивилизации эти факторы не только меняются местами, но и вступают в противоречие[4].

Переход в XVI в. мирового лидерства к Великобритании и распространение ее влияния на Северную Америку, обусловившее создание США, как указывал А. Дж. Тойнби, подготовили кристаллизацию двуединого «англосаксонского» «глобального центра»[5]. Соискатель рассматривает его субцивилизационным ядром современной западной цивилизации, образовавшимся на ее островной периферии, которое исторически противопоставлено автохтонному социокультурному центру Запада - Римско-Католической Церкви (РКЦ). Именно это обусловило формирование феномена технологического общества.

Тем самым выявляется противоречивый характер глобализации. Объективный (материальный) ее аспект проявляет себя в растущей, но нейтральной в социально-политическом отношении взаимосвязи и взаимозависимости мира. Субъективный (идеальный) аспект отражается в трансформации глобального лидерства «англосаксонских» держав в политику глобализма, субъектом которой является «глобальный центр». Рядом школ, исследовавших генезис глобализации через призму различных научных теорий и концепций, еще в 1960-е гг. создана теория глобального управления, в рамках которой был сделан вывод о поэтапном превращении «глобального центра» в многоуровневую систему наднациональных и мировых центров власти и управления, осуществляющих определенные функции по отношению к субъектам мировой политики». Современные исследователи рассматривают глобальное управление, а также глобальное сотрудничество элементами и функциями единой системы глобального регулирования[6].

С помощью институционализма как методологического подхода центры глобального управления верифицируются не только как легальные (государственные и международные) институты-учреждения, но и как неправительственные латентные и тайные институты-функции[7]. Неразрывность их деятельности распространяется на оба взаимосвязанных аспекта глобального управления - цивилизационный и геополитический (геоэкономический).

Важным элементом теории глобального управления диссертант рассматривает его периодизацию[8].

Первый период ограничен XVI – началом XIX вв. и обусловлен переходом доминирования в Европе от континентальных государств к островной Великобритании, проявившимся в формировании практики управления европейским равновесием сил и создании крупнейшей колониальной империи. Действия легальных государственных институтов Великобритании в этот период были подкреплены образованием регулярного масонства, принятием им патроната британской монархии (1583 г.) и управляемым распространением его в континентальной Европе. За счет этого было уменьшено, а в ряде случаев замещено влияние тайных институтов Римско-Католической Церкви (РКЦ), прежде всего Ордена иезуитов.

Второй период, продолжавшийся до начала 1920-х гг., связан с эволюцией и разрушением Венской системы, а также кристаллизацией политических идеологий, прежде всего либерализма и марксизма. Особое место в нем отводится формированию «англосаксонского» «глобального центра», появление которого способствовало интеграции легально-институциональной сферы в рамках Версальско-Вашингтонской системы и кристаллизации латентных структур, способствовавших расширению его влияния на значительную часть континентально-европейского Запада. Базовым латентным институтом явилось объединение ведущих британских и американских финансово-промышленных групп, достигнутое по итогам англо-бурской войны (1899-1902 гг.). К этому же периоду относится создание Лиги наций – первого наднационального международного органа, ставившего целью институционализацию управления глобальными политическими процессами. (Разработка американского проекта Устава Лиги наций центром «Inquiry», образованным на базе Американского географического общества[9], положила начало активно применяемой сегодня практике привлечения к стратегическому планированию негосударственных центров, таких как корпорация «RAND»).

Третий период (1917-1991 гг.) связан с конкуренцией трех, а после 1945 г. двух центров глобального влияния, а также с функционированием Лиги наций и заменившей ее ООН. Легальное британо-американское доминирование внутри западной цивилизации, обеспечившее в ходе I и II мировых войн и «холодной войны» ее поэтапную интеграцию, способствовало созданию новых центров латентного участия. Начало данному процессу было положено на рубеже 1920-х гг. формированием системы институтов международных отношений (ИМО) во главе с Королевским ИМО в Лондоне. Созданный на этой основе в США Совет по международным отношениям (СМО) в процессе интеграции Запада был дополнен Бильдербергским клубом и Трехсторонней комиссией, объединившими политические и деловые элиты Северной Америки, Западной Европы и Японии. (В период между I и II мировыми войнами неудачу потерпели попытки переоформить «глобальный центр» как сугубо европейский, компенсировав тем самым неучастие США в Лиге наций[10]).

Современный этап эволюции теории и практики глобального управления, связанный с дальнейшим расширением сети латентных глобально-управленческих структур, по-видимому призван ответить на вопрос о содержании формирующегося миропорядка. Ж. Аттали, Зб. Бжезинский, Дж. Сорос, другие идеологи глобализма неоднократно указывали на необходимость замены демократии господством элиты, формирования наднациональной власти путем сплочения и образования элитарного клуба ведущих государств[11]. Развиваясь в этом русле, управленческое воздействие на политические процессы нередко рассматривается в контексте противопоставления концептов эффективного управления и демократии[12]. Именно этим, по мнению соискателя, обусловливаются создание «группы G5» (с ее последующим расширением до G7 и G8), а также не прекращающиеся попытки реорганизации ООН или замены ее некой новой международной организацией.

В настоящее время получает развитие альтернативная концепция глобального регулирования, выдвинутая Президентом РФ Д.А. Медведевым. Современные тенденции глобализации в ней рассматриваются как подмена прагматических интересов политическими и даже идеологическими соображениями, что обусловливается неэффективностью существующих «глобальных институтов управления», их несоответствием вызовам, стоящим перед человечеством. Главой российского государства было предложено создать новые институты, расположенные вне Запада и способные выполнять глобально-управленческие функции, связанные не с централизованным распределением ресурсов, а с развитием человеческого потенциала. (В российских академических трудах данная проблема рассматривается в контексте перехода от неолиберальной к гуманистически-ноосферной модели глобализации)[13].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена постоянным расширением кризисных тенденций глобализации, одна часть которых отражает ее объективный характер, а другая является продуктом глобализма как политики и идеологии «англосаксонского» «глобального центра». Имеющее место обострение российско-западных противоречий, обусловленное экономической и политической конкуренцией не только на постсоветском пространстве, естественным стержнем которого является Российская Федерация, но и на глобальном уровне, подтверждает особую роль и значение нашей страны как универсального фактора мировой истории и политики.

Поскольку данная диссертация является одной из первых, посвященных концептуальному осмыслению проблем глобального управления, особую актуальность приобретают: классификация субъектов и объектов глобального управления, а также свойственных ему вертикально-иерархических и горизонтально-сетевых связей, осуществленная в привязке к основным направлениям глобального управления; выявление методов глобально-управленческого воздействия на государственные, международные, неправительственные институты; поиск системных альтернатив, связанных с коррекцией или пересмотром сложившейся системы субъектно-объектных связей и отношений. Актуальность исследования также заключена в развитии соискателем теории глобального управления путем выдвижения и обоснования концепции глобальных проектов.

Одна из важных задач диссертации – показать несостоятельность абсолютизации объективного или субъективного факторов в глобальном управлении. Доказывается, что тем самым либо отрицается как роль, так и само существование латентных и тайных институтов, либо сама проблема сводится к конспирологической теории «всемирного заговора», что выводит ее за рамки научного подхода.

Степень разработанности темы. Составляющие основу глобального управления представления о доминировании взаимозависимости мира над отдельными идентичностями связаны с эпохами Реформации и Просвещения. Теоретическое осмысление проблемы глобального управления современной наукой связано с «каноническими» парадигмами теории международных отношений - либеральным идеализмом, политическим реализмом, марксизмом-ленинизмом. Рассматривая главными акторами международных отношений соответственно единое мировое сообщество, суверенные государства и социальные группы (классы), эти парадигмы отражают как стремление к целенаправленному воздействию на глобальные процессы, так и фундаментальную научную критику конкретных моделей такого воздействия[14].

Либерально-идеалистическая парадигма проявила себя группой концепций, объединенных теорией модернизации, рассматривающей всемирно-исторический процесс как эволюцию «традиционных» обществ в «рациональные» (современные), обусловленную универсальными параметрами прогресса – техническими и технологическими[15]. Парадигма политического реализма рассматривает воздействие на глобальные процессы через призму взаимоотношений государств-субъектов, контролирующих поведение и манипулирующих государствами-объектами и другими международными акторами[16]. В рамках трансформированной в неомарксизм марксистско-ленинской парадигмы произошла кристаллизация теорий зависимого развития и миросистемной. Ими утверждается, что экономическая взаимосвязь мира осуществляется путем взаимодействия «глобального центра» и «глобальной периферии», в основе которого лежит неэквивалетный обмен, превращенный в механизм перераспределения ресурсов «периферии» в пользу «центра»[17].

Сравнительный анализ теорий и концепций, образующих «канонические» парадигмы и их современные направления - неолиберализм, неореализм и неомарксизм, позволяет сформулировать ряд разделяемых ими взглядов: о нахождении международного сообщества в процессе перехода от сообщества государств к сообществу людей (мировому сообществу) и от международного порядка к мировому; об универсальности мотивации субъектов, определяющих внутреннюю политику государств и об укреплении взаимной обусловленности государств и мирового сообщества; об уменьшении взаимосвязи индивида с государством и нацией – ввиду рассредоточения его идентичности между ними и двумя другими относительно самостоятельными сферами – транснациональными и социокультурными (цивилизационными) сетями. В рамках этих взглядов идеи И. Канта о «вечном мире» трактуются в контексте формирования универсального (наднационального, надгосударственного) миропорядка[18]; ставится вопрос о путях повышения эффективности глобальных институтов[19]. Это связывается либо с целенаправленным продвижением соответствующих концепций и формированием мирового общественного мнения, либо со «всеохватывающей катастрофой», представленной результатом деятельности правительств, разрушающей бюрократические системы крупнейших государств, которые получают альтернативу в виде более привлекательной транснациональной модели[20]. (Исторический опыт позволяет рассматривать аналогами такой предполагаемой катастрофы «великие» революции, европейские и мировые войны). Таким образом, глобальное управление рассматривается как процесс, который:

- формируется в рамках определенного типа политической культуры - «либерализма в «широком» понимании, объединяющего основные идеологии современного Запада – от консерватизма до социал-демократии»[21];

- основывается на закрепленной данной установкой конфигурации партийного спектра, отсекая не входящие в него политические силы, представляемые не только внесистемными, но и маргинальными;

- институализирует информационную, политическую и финансово-экономическую сферы;

- контролирует и регулирует (управляет), а по возможности и планирует разнообразные конфликты, вплоть до межцивилизационных;

- формирует опоясывающую систему горизонтальных связей, образующих, как указывает ряд исследователей, «сетевое» общество; реализация каждого из конкурирующих в нем «сетевых» проектов формирует собственную иерархию управляющих узлов и центров[22].

В отличие от указанных трех парадигм, связывающих глобальное управление с объективной эволюцией мировых процессов, традиционализм, который соискатель считает четвертой, хотя и официально непризнанной парадигмой, оперирует взаимодействием цивилизаций как культурно-исторических типов, рассматривая глобальное управление функцией «англосаксонского» «глобального центра» западной цивилизации.

В литературе, отражающей комплекс проблем, связанных с глобальным управлением, выделяется несколько групп.

Первая группа включает философские и общетеоретические труды, раскрывающие роль и значение преобразовательного и познавательного мировоззренческих подходов для методологии глобального управления, основателями которой можно считать Г.В.Ф. Гегеля, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга[23].

Преобразовательный подход представлен рационализмом и прагматизмом мыслителей Реформации и Возрождения (И. Бентам, Ф. Бэкон, Х. Вольф, Р. Декарт, Ж. Кальвин, Г.В. Лейбниц, М. Лютер, Т. Мор, Ф. Петрарка, Г. Пирс, Ф. Рабле, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза и др.). Сформированный в его рамках материалистический подход получил развитие в позитивизме Е. Дюринга, О. Конта, Э. Маха, Дж. Ст. Милля, Г. Спенсера, Л. Фейербаха, Д. Юма и других ученых. Соединившись с гипертрофированным представлением о роли этики (М. Вебер) и политики (И. Кант, Н. Макиавелли), преобразовательный подход сформировал фундамент представлений о всеобщей унификации человечества, углубленных трудами Т. Гоббса, Ч. Дарвина, Дж. Локка, Т.Р. Мальтуса, К. Маркса и Ф. Энгельса, Ф. Ницше, Г. Уэллса, З. Фрейда, Т. Хаксли, теоретиков анархизма и т.д.[24] В современной литературе преобразовательный подход представлен как реалистами, апеллирующими к незавершенности глобализации (П. Вулфовиц, Г. Киссинджер, С.П. Хантингтон), так и идеалистами, рассматривающими становление однополярного мира необратимым и практически завершенным процессом (Ж. Деррида, Зб. Бжезинский, П. Кеннеди, Р.О. Кохэн, А.Н. Мандельштам, Дж. Най-мл., К. Омае, Дж. Редвуд, П. де Сенарклянс, Т. Фридман, Ф. Фукуяма и др.)[25].

Познавательный подход, связанный с византийской философией (патриарх Фотий, Кирилл и Мефодий, св. И. Дамаскин), проявился в экзистенциализме (С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). В отечественной философии он, с одной стороны, заложил фундамент сближения духовного и светского начал (Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, С.С. Уваров, Г.П. Федотов, С.Л. Франк, А.С. Хомяков, А.С. Шишков и др.), а, с другой, подвергся секуляризации, сформировав западнические концепции (П.В. Анненков, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.В. Петрашевский, Г.В. Плеханов, М.М. Сперанский, П.Н. Ткачев, П.Я. Чаадаев, Н.Г. Чернышевский, Б.Н. Чичерин и др.). Н.А. Бердяев, другие «веховцы», а также Н.О. Лосский указывали на его трансформацию, способствовавшую распространению в России материалистического мировоззрения и нигилизма, послуживших прологом к революционным потрясениям начала XX в.[26]

Противоречивость взаимодействия преобразовательного и познавательного подходов находит отражение в исторической и современной философской и научной литературе. С одной стороны, такими мыслителями как Ф.М. Достоевский, Н.К. и Е.И. Рерихи, С.М. и В.С. Соловьевы, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров предпринимались попытки адаптации различных ценностных систем на основе «всечеловечности»[27]. С другой стороны, С.Г. Кара-Мурза, К.Н. Леонтьев, А.С. Панарин, К.П. Победоносцев, М.П. Погодин, Л.А. Тихомиров, Ф.И. Тютчев неизменно рассматривали такой подход унификацией, представляющей инструмент подрыва основ российской государственности[28].

Преломляясь в современности, совокупность указанных идей сформировала представления об интеграции вертикально-иерархического и горизонтально-сетевого аспектов глобализации. Как считают А.Д. Богатуров, С.Ю. Глазьев, М.Г. Делягин, М. Кастельс, С.Е. Кургинян, С.А. Марков и др., на данной основе сложилась некая глобальная система принятия политических решений[29].

Научная литература, отнесенная ко второй группе, представляет собой совокупность исследований ряда проблем, которые соискателем обобщаются в принципах, а также методах глобального управления.

Принцип прогресса рассматривается в работах А. де Бенуа, Э. Бернштейна, А.М. ван дер Брука, Н.И. Бухарина, Дж. К. Гэлбрейта, К. Каутского, К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Ж. Парвулеско, У.У. Ростоу, П. Самуэльсона, А. Дж. Тойнби и др.[30] Рассматриваемый с разных сторон принцип глобализма отмечается Ф. Броделем, И. Валлерстайном, А.Г. Франком, другими создателями миросистемной теории, Б. Расселом и Г. Уэллсом, а также А. Печчеи, А. Кингом, Э. Ласло, Б. Шнайдером и остальными идеологами Римского клуба, Г.В. Вернадским, П.Н. Савицким, Н.С. Трубецким, Н.В. Устряловым, Л.П. Карсавиным, Л.Н. Гумилевым и другими мыслителями евразийского направления, В.М. Лейбиным[31]. Принцип порядка, исследуемый в неразрывности его связей с хаосом, подробно изучен теоретиками синергетической науки - А.С. Бауэром, Н.Н. Моисеевым, А.П. Назаретяном, И. Пригожиным и И. Стенгерсом, Г. Хакеном, М. Эйгеном и др.[32] Современные исследования хаотической самоорганизации распространяются на политические системы (С. Батчиков, В.П. Буданов, Г. Малинецкий, В.Г. Федотова), дополняясь поисками путей практического управления этими процессами (С. Манн)[33].

Различные стороны метода кризисного управления исследуются К. Боулдингом, Д. Давидом, В.В. Журкиным, С.Е. Кургиняном, М.М. Лебедевой, Е.М. Примаковым, А.И. Уткиным, М.А. Хрусталевым, Л.Ф. Шевцовой, Т. Шеллингом и др.[34]; метод революции подробно освещен Э. Берком, Г.А. Завалько, М. Лединым, В.И. Лениным, К.Н. Леонтьевым, Ю.И. Семеновым, Л.Д. Троцким, Ф.И. Тютчевым, П. Штомпкой, идеологами Римского клуба и др.[35]; метод войны - К. фон дер Гольцом, К. фон. Клаузевицом, В.И. Лениным, Э. Людендорфом, Т. Шеллингом и др.[36]

Третью группу составляют труды историков и политологов, анализирующих проблемы глобальной унификации или затрагивающих их в соответствующих исследованиях – Е.П. Бажанова, Л.И. Зубока и Н.Н. Яковлева, Э.А. Иваняна, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Ж. Ле Гоффа, Л.М. Спирина, В.Н. Татищева, Р. Уорта, А.Д. Шутова и др.[37]

Особое место в этом ряду отводится воспоминаниям государственных и политических деятелей различных исторических эпох и государств, деятельность которых либо способствовала глобальной унификации, либо препятствовала ей: К. Аденауэра, Ш. де Голля, М.С. Горбачева, В. Вильсона, А.Ф. Керенского, У. Клинтона, В.И. Ленина, П.Н. Милюкова, Р. Рейгана, Ф.Д. Рузвельта, И.В. Сталина, П.А. Столыпина, У. Черчилля, Г. Шредера и др. К данной группе следует отнести и исторические мемуары и воспоминания участников тех или иных исторических событий.

В четвертую группу входят труды, формирующие и анализирующие как религиозные (Дж. Э. Коллинз, Т. Пейн, Т. Толанд и др., так и секулярные духовно-этические (Ф.М. Вольтер, Т. Джефферсон, Ж.-М. Кондорсэ, Б. Франклин) основы глобального управления[38]. В связи с этим особое значение приобретают отечественные и зарубежные труды по истории Церкви (Г.И. Авцинова, В.В. Болотов, А.Л. Дворкин, В.В. Кареева, А.В. Карташев, М.Я. Острогорский, С. Рансиман), а также близких к тайным обществам А. Гизе, Н.П. Киселева, С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова и критиков тайной и латентной деятельности - А.Х. Бенкендорфа, Г.В. Вернадского, В.А. Савченко, Э. Саттона, А.И. Серкова, О.Ф. Соловьева, Р. Эпперсона и др.[39]

Пятая группа представлена мнением части аналитического и экспертного сообщества, занимающегося данной проблематикой, представленного рядом институтов и центров, а также связанных с глобальным управлением международных неправительственных исследовательских структур.

Объектом исследования является глобальное управление как процесс, сочетающий объективные факторы глобального развития с субъективным контролирующим и управляющим воздействием на них со стороны «англосаксонского» «глобального центра», формирующим его вектор и основные направления, динамику трансформации субъектно-объектных связей и отношений.

Предмет исследования – структура и институты глобального управления, их эволюция и противоречия, проявляющиеся в результатах конкуренции глобальных проектов и формируемых ими «магистральных» проектных преемственностей. Кроме того, рассматриваются специфические методы деятельности участвующих в глобальном управлении легальных, латентных и тайных институтов и структур.

Исследовательская гипотеза заключается в предположении об управляемости глобальными политическими процессами со стороны иерархии легальных, латентных и тайных государственных, международных и неправительственных институтов, объединяющих политические и деловые элиты государств западной цивилизации вокруг «англосаксонского» «глобального центра». Перманентное расширение сферы его контроля и управления осуществляется через верхушки незападных элит, участвующих в разрушении собственных автохтонных систем ценностей и их замещении распространяемой «глобальным центром» унифицированной ценностной системы, маскируемой под «общечеловеческую». Считая данный процесс угрозой не только Российской Федерации, но и всему незападному миру, диссертант расширяет исследовательскую гипотезу за счет системных альтернатив, рассматриваемых в качестве прогноза.

Методологической основой диссертационного исследования является совокупность приемов, средств и процедур, разработанных политической и международно-политической наукой: аналитических (контент-анализ, ивент-анализ, наблюдение и исследование документальной базы, событийных данных и процессов принятия решений); сравнительных; обобщающих и прогностических - системного подхода, моделирования, а также обусловленного ими построения сценариев. Полученные результаты выявляют общее и особенное в методах, применяемых при исследовании легальных, латентных и тайных форм институционального участия. Повышая достоверность прогноза за счет увеличения количества учитываемых факторов, они вносят определенный вклад в совершенствование методологии исследования глобальных политических процессов.

Целью исследования является выявление характера, особенностей и результатов субъективного воздействия легальных, латентных и тайных институтов на объективные тенденции мирового развития, внешнюю и внутреннюю политику государств, их союзов, международных и неправительственных организаций. Это предполагает решение следующих задач:

- развитие теории глобального управления как крупной и самостоятельной научной проблемы; его верификацию как одной из институциональных форм глобализации;

- раскрытие принципов управляющего воздействия на политические процессы и его конечной цели - строительства «Нового мирового порядка»;

- определение форм и методов глобального управления;

- идентификацию объединения политических и деловых элит «глобального центра» как глобальной (мировой) элиты; выявление ее структуры, характера и результатов воздействия на субъектно-объектные связи и отношения, а также их динамику;

- рассмотрение основных аспектов глобального управления;

- доказательство особой роли и места России как одного из двух главных (наряду с Западом) субъектов глобального развития и одновременно объекта многовековой экспансии западной цивилизации, особенно в Новейший исторический период;

- прогностическая оценка перспектив сохранения и укрепления современной Российской Федерацией роли и места одного из мировых лидеров.

Научная новизна и основные результаты исследования. В ходе работы диссертанту удалось уточнить и развить, а также сформулировать некоторые новые положения разработанной во второй половине XX в. научной теории глобального управления. Впервые исследование транспарентных (легальных) и нетранспарентных (латентных и тайных) форм воздействия на глобальные процессы осуществлено комплексно, что позволило доказать их взаимосвязь и взаимную обусловленность, а также зависимость от «англосаксонского» «глобального центра» и контролируемых им государственных, международных и неправительственных институтов и организаций.

Соискателем разработана концепция глобальных проектов. Рассматривая всемирно-исторический процесс с точки зрения межцивилизационной проектной конкуренции, она дополняет и конкретизирует существующие представления о субъектах и объектах глобального управления, а также уточняет цели и задачи дальнейших исследований. Кроме того:

- установлена субъектность осуществляющих глобальное управление институтов - государственных, международных, неправительственных;

- выявлены формы и методы глобального управления;

- определены его основные аспекты, увязывающие внешнее и внутреннее воздействие на его объекты с порядком и особенностями их вовлечения «англосаксонским» «глобальным центром»;

- раскрыта структура глобального управления как совокупности вертикально-иерархических и горизонтально-сетевых связей, отношений и институтов;

- на основе типологии глобальных проектов разработан научный аппарат соответствующей концепции, включающий ряд новых категорий: проектные трансформации, «магистральные» проектные преемственности и т.д.;

- определены сферы проектной конкуренции, признаки глобальных проектов и стадии их эволюции.

Важнейшим результатом исследования диссертант считает формирование теоретически обоснованных и практически подтвержденных представлений о необходимости выдвижения Российской Федерацией системной проектной альтернативы западному проекту «Новый мировой порядок».

Источниковую базу составляют исторические и современные документы, составляющие основу упомянутых международных систем. В нее также включены официальные документы ведущих государств-субъектов мировой политики, членов «группы G7», Трехсторонней комиссии, а также установочные документы регулярных и нерегулярных тайных обществ, дающие представления об их целях и задачах, организации и внутреннем регламенте[40].

Первостепенными по важности источниками рассматриваются уставы международных и региональных организаций – Лиги наций, ООН, НАТО, Европейского союза и т.д., многосторонние и двусторонние международные  договоры и соглашения, другие документы внешней политики[41].

Важнейшее место отводится документам, формирующим идеологическую и ценностную основы западной проектной экспансии[42]. Рассмотренные в увязке с источниками, формулирующими планы западных государств и их союзов в отношении Российской империи, СССР и Российской Федерации, а также с рядом рассекреченных материалов советских и российских спецслужб, они формируют полноценное представление об ее целях и задачах[43].

Как самостоятельные источники рассматриваются документы конференций ООН по устойчивому развитию, а также международных организаций, преобразовавших увязку экологической проблематики с определенным социально-политическим укладом в поэтапный процесс трансформации существующего международного порядка. Перечень этих источников охватывает широкий спектр - от выработки идеологии глобальной унификации (доклады и документы Римского и Будапештского клубов, форумов «Мировой политики» и «Состояние мира», Социалистического интернационала и функционирующих в его структуре комитетов и комиссий) до планирования и осуществления соответствующих организационных мероприятий (например, Инициативы «Хартии Земли»)[44].

К источникам автор также относит труды и выступления весьма ограниченного круга лиц, участвующих одновременно в деятельности СМО, Бильдербергского клуба, Трехсторонней комиссии[45], а также открытые документы и материалы этих структур, связанных с ними неправительственных (НПО) и научно-исследовательских организаций[46]. (Большая часть информации об их деятельности является закрытой; поэтому соответствующие материалы, размещаемые в печатных и электронных СМИ, не могут считаться источниками[47]).

Важным и ценным источником соискатель считает материалы конференций союзников по антигитлеровской коалиции, включая переписку Председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании в период Великой Отечественной войны, а также изданный под редакцией А.И. Уткина архив полковника Э.М. Хауза, документы и материалы кануна II мировой войны из архива МИД Германии, другие архивы, документы Римского клуба и т.д.[48]

Актуальность проектной активизации современной Российской Федерации включает в число источников Конституцию РФ, официальные документы - Концепцию национальной безопасности РФ, Концепцию внешней политики РФ, а также программные выступления Председателя Правительства РФ В.В. Путина, решения Совета безопасности РФ[49].

Особое внимание уделяется ряду тематических энциклопедических справочников[50], авторские коллективы которых состоят в основном из ученых, представляющих как академическую, так и вузовскую науку, советские энциклопедические источники, отдельные статьи из размещенного в Интернете энциклопедического словаря Ф. Брокгауза и И.А. Ефремова, различные Интернет-энциклопедии. Кроме того, внимание уделяется специальным исследованиям, которыми в данной сфере занимаются Дипломатическая академия, МГИМО(У) МИД РФ и Российская внешнеполитическая ассоциация (Д.Н. Песков, О.Н. Барабанов), ИСКАН (школа академика РАН Г.А. Арбатова), Институт Европы РАН  и Совет по внешней и обороной политике РФ (школа академиков РАН В.В. Журкина, Н.П. Шмелева, развиваемая Ал. А. Громыко, С.А. Карагановым и др.), ИМЭМО РАН (школа академика РАН Е.М. Примакова), Институт философии РАН (школа академика РАН В.С. Степина), РГСУ (академик РАН В.И. Жуков), МГУ (В.М. Коллонтай), Институт русских исследований Московского Гуманитарного Университета (С. Батчиков) и др.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1) Сам факт глобального управления - не только как реальный фактор международной политики, оказывающий существенное воздействие на внутреннюю политику Российской Федерации и других государств, но и неотъемлемая функция «англосаксонского» «глобального центра»;

2) Сущность и принципы глобального управления, отражающие эволюцию мировоззрения и взглядов на мироустройство как на процесс унификации, обусловленный последовательным диалектическим отрицанием предыдущего исторического и политического опыта;

3) Взаимосвязь лидерства «англосаксонского» «глобального центра» с секуляризацией, обусловившей трансформацию социокультурного фундамента западной цивилизации путем последовательного замещения религии идеологией, которое способствовало приобретению технологическими факторами доминирующего влияния над социокультурными;

4) Строительство «Нового мирового порядка» как конечная цель осуществляемой модели глобального управления; его основные признаки;

5) Формы глобального управления – легальная, латентная и тайная, их взаимосвязь с либерально-социалистическим спектром западных двухпартийных систем, а также его методы - кризисное управление, революция, война;

6) Неразрывность цивилизационного и геополитического аспектов глобального управления, обеспечивающего в рамках указанных форм и методов максимально эффективное достижение его целей и задач в интересах «англосаксонского» «глобального центра»;

7) Генезис глобальной (мировой) элиты как продукта интеграции британской и континентально-европейских аристократий с политическими и деловыми элитами «глобального центра» и других западных и незападных государств;

8) Концепция глобальных проектов как элемент научной теории глобального управления, формирование которой обусловлено эволюцией локальных цивилизаций; объяснение всемирно-исторического процесса с позиций конкуренции глобальных проектов, последовательность трансформации которых образует «магистральные» проектные преемственности;

9) Типология глобальных проектов и их характеристики:

- сферы проектной конкуренции: экономика, идеология, демография;

- проектные признаки: идеальная и материальная базы, обусловливаемые взаимодействием социокультурных и технологических факторов;

- стадии эволюции: идеальная, проектная, кризисная;

10) Естественность и закономерность противостояния Запада и России, обусловленная их доминированием по продолжительности «магистральных» проектных преемственностей и непрерывностью конкуренции на протяжении всей второй половины II тысячелетия н.э.;

11) Видение коммунизма как внецивилизационного глобального проекта, имеющего западное происхождение, но претерпевшего в условиях России и Китая трансформацию, позволившую адаптировать его к идеальным базам автохтонных «магистральных» проектных преемственностей. Неразрывность и органичность его взаимосвязи как с предыдущими глобальными проектами российской преемственности (Московской Руси и Российской империи), так и с современностью.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование и выводы, полученные на его основе, углубляя теорию глобального управления, раскрывая ее малоизученные стороны, могут содействовать совершенствованию реализации Концепций национальной безопасности и внешней политики РФ, а также учитываться при формировании внутренней политики. Результаты исследования могут также использоваться при формировании законодательной, нормативной и правовой базы РФ, а также в учебном процессе при разработке соответствующих циклов лекций, учебных пособий и т.д.

Апробация результатов исследования. Концептуальные идеи, положения и выводы диссертации нашли отражение в ряде монографий, вышедших в 2005-2008 гг., раскрывающих методологию глобального управления и подходы к его исследованию. С их помощью был осуществлен ряд аналитических разработок и публикаций по проблематике исследования, включая тематический цикл статей, посвященный внешним и внутренним аспектам интеграции постсоветского пространства (2006 г.), а также выступления автора в ходе обмена мнениями на конференциях, состоявшихся в последние годы. Методологические разработки также были использованы в «Теоретических основах программы Российского общенародного движения» - политическом документе, составившем идеологическую основу предвыборной платформы избирательного блока «Русское дело» в кампании 1999 г. по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, графические приложения и список основных источников и литературы.


 

[1] См. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды. В 3-х т. // М., 2001-2002; Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. В 3-х т. // М., 2007, Т. I, С. 415-496, Т. II, С. 7-211; Коллонтай В.М. Пределы глобализации. // Мазур И.И., Чумаков А.Н. – ред., сост. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. // М.,-СПб.,-Нью-Йорк, 2006, С. 168-169; Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. // М., 2003; Crozier M.J., Huntington S.P., Watanuki J. The Crisis of Democracy. Report on the Governability to the Trilateral Comission. // N.-Y., 1975, P. 30 и др.

[2] Цыганков П.А. – ред. Теория международных отношений. // М., 2006, С. 159.

[3] См. Завалько Г.А. Понятие «революция» в философии и общественных науках. Проблемы. Идеи. Концепции. // М., 2005; Литвиненко В.А. Оптимизация технологического прогресса. Пределы невозможного. // М., 2004; Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. // М., 1999; Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. // М., 1999, С. 83 и др.

[4] См. Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. // М., 2002; Степин В.С. Типы цивилизационного развития. // Мазур И.И., Чумаков А.Н. – ред., сост. Указ. Соч., С. 985-988; Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2-х т. // М., 1993; Дайзард У. Наступление информационного века. // Новая технократическая волна на Западе. Сб. статей. // М., 1986 и др.

[5] См. Киссинджер Г. Дипломатия. // М., 1997, С. 198; Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Сб. // М.,-СПб., 1996, С. 56; Хауз Э.М. Письмо президенту США В. Вильсону (22 апреля 1917 г.). // Уткин А.И. – ред. Архив полковника Хауза. В 2-х т. // М., 2004, Т. 2, С. 28-29 и др.

[6] См. Барабанов О.Н. Глобальное управление как тема для научного анализа. // Песков Д.Н. – ред. Антиглобализм и глобальное управление. Доклады, дискуссии, международные исследования. Доклады, дикуссии, справочные материалы. Сб. // М., 2006, С. 12-31; Бовин А.Е. Мировое сообщество и мировое правительство. // Известия, 1988, 1 февраля; Загладин Н.В. Новый мировой беспорядок и внешняя политика России. // Мировая экономика и международные отношения, 2000, №1; Линд У. Глобализация ускорит распад государств. // http:// www.rosbalt.ru/2005/05/27/210531.html; Рачков-Апраксин В.П. Глобальное управление. // Мазур И.И., Чумаков А.Н. – ред., сост. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. // М.,-СПб.,-Нью-Йорк, 2006, С. 219; Смутс М.-К. Международные организации и неравноправие государств. // Международный журнал социальных наук, 1995, ноябрь; Уткин А.И. Новый мировой порядок. // М., 2006, С. 165; Хрусталев М.А. Эволюция системы международных отношений и особенности ее современного этапа. // Космополис. Альманах, 1999; Эрман Ж. Индивидуализм и системный подход в анализе международной политики. // Жирар М. – рук. авт. колл. Индивиды в международной политике. // М., 1996 и др.

[7] См. Аверьянов Ю.И. – ред. Политология. Энциклопедический словарь. // М., 1993, С. 122; Вебер А.Б. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные сценарии. //  Тимофеев Т.Т. – ред. Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски. // М., 2002, С. 287-289; Оганисьян Ю.С. Глобализм и новые угрозы цивилизации. // Там же, С. 353.

[8] См. Павленко В.Б. Глобальное управление: генезис, периодизация, структуры. // М., 2006.

[9] См. Уткин А.И. – ред. Архив полковника Хауза. В 2-х т. // М., 2004, Т. 2, С. 105-109.

[10] Из архива МИД Германии. Документы и материалы кануна Второй мировой войны (ноябрь 1937-1938 гг.). В 2-х т. // М., 1948, Т. I, С. 15, 55, 349.

[11] См. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. // http://www.patriotica.ru/enemy/attali_porog_/html; Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. // М., 2002; Неклесса А.И. Мир индиго, или сполохи постглобализации. // http://www.interlos.ru/subject/kartta_bud/1930-mir-indigo-ili-spolokhi-postcivilizacii.html; Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. // М., 1999.

[12] См. Discussion of Study during Plenary Meeting of the Trilateral Comission. Kioto, 1975, May 31. // Crozier M.J., Huntington S.P., Watanuki J. The Crisis of Democracy. Report on the Governability to the Trilateral Comission. // N.-Y., 1975, P. 173-175.

[13] См. Медведев Д.А. Выступление на XII Петербургском экономическом форуме (7 июня 2008 г.). // http://www.kremlin.ru; Шмелев Н.П., Тимофеев Т.Т., Федоров В.П. – редакц. коллегия. Россия в многообразии цивилизаций. Доклад ИЕ РАН. В 3-х ч. // М., 2008, Ч. I, С. 75, 85.

[14] См. Бажанов Е.П. О тенденциях международных отношений на пороге XXI столетия. // М., 1999; Цыганков П.А. – ред. Теория международных отношений. // М., 2006, С. 105-116.

[15] См. Арбатов Г.А. – ред. Современные США. Энциклопедический справочник. // М., 1988, С. 486-487, 490-491, 505; Розенау Дж. Н. Мировая политика в движении. Теория изменений и преемственности. Реферат. // М., 1992; Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. // М., 2002 и др.

[16] См. Киссинджер Г. Реалисты против идеалистов. // The International Gerald Tribune, 2005, 13 мая (Опубликовано на сайте ИноСМИ.ru); Моргентау Г. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир. // Социально-политический журнал, 1997, №26 и др.

[17] См. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. В 3-х т. // М., 1992, Т. 3, С. 561; Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное видение мирового сообщества. // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. // М., 1998; Франк А.Г. Формационные подходы и мифологемы способов производства. // Восток, 1992, №3 и др.

[18] См. Манифест Рассела – Эйнштейна. // Семигин Г.Ю. – ред. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. // М., 1997, Т. V, С. 436-438; Осипов Г.В. Парадигма Нового мирового порядка и Россия. // М., 1999; Степин В.С. Проблемы цивилизационного развития и глобальные процессы. // Тимофеев Т.Т. – ред. Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски. // М., 2002, С. 247-265; Уэллс Г. Яд, именуемый историей. // Собр. Соч. в 15-ти т. // М., 1964, Т. 15, С. 405-425;

[19] См. Салмин А.М. Дезинтеграция биполярного мира и перспективы нового мирового порядка. // Полис, 1993, №4; Шахназаров Г.Х. Мировое сообщество управляемо. // Известия, 1988, 15 января; Эрхарт Б., Чайлдерс Э. Мир нуждается в руководстве: завтрашний день ООН. // Мировая экономика и международные отношения, 1990, №10-11 и др.

[20] См. Барабанов О.Н. Глобальное управление как тема для научного анализа. // Песков Д.Н. – ред. Антиглобализм и глобальное управление. Доклады, дискуссии, справочные материалы. Сб. // М., 2006, С. 12-31.

[21] Аверьянов Ю.И. – ред. Политология. Энциклопедический словарь. // М., 1993, С. 154.

[22] См. Богатуров А.Д. Самооборона транснациональных сетей. // Независимая газета, 2003, 2 июля; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. // М., 2000; Марков С.А. Глобализация политических институтов. // Мазур И.И., Чумаков А.Н. – ред., сост. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. // М.,-СПб.,-Нью-Йорк, 2006, С. 183-184 и др.

[23] См. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. // М., 1978; Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. – ред. Философский энциклопедический словарь. // М., 2006, С. 517-518; Саттон Э. Как Орден организует войны и революции. // М., 1995; Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. // Семигин Г.Ю. – ред. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. // М., 1997, Т. I, С. 602-614.

[24] См. Аверьянов Ю.И. – ред. Политология. Энциклопедический словарь. // М., 1993, С. 228; Бентам И. Принципы законодательства. // Семигин Г.Ю. – ред. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. // М., 1997, Т. I, С. 556-563; Бэкон Ф. Новый органон. // М., 1938; Декарт Р. Сочинения. // М., 1998; Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. // М., 1936; Кант И. Соч., Т. 4, ч. 1. // М., 1965, С. 260; Конт О. Основы позитивной философии. // Семигин Г.Ю. – ред. Указ. Соч., Т. I, С. 700-705; Локк Дж. Соч. В 3-х т. // М., 1988; Макиавелли Н. Государь. // М., 2000, С. 5-79; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. // Трактаты. // М., 1969, С. 151-213 и др.

[25] См. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. // М., 2002; Борко Ю.А. Свет и тени европейской интеграции. // Россия в глобальной политике, 2007, №1, январь-февраль; Киссинджер Г. Дипломатия. // М., 1997; Он же. Что нам делать с новой Россией? // Коммерсант, 2001, 15 августа; Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. // М., 1957; Фукуяма Ф. Конец истории? // http://www.vusnet.ru/forum и др.

[26] См. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. // М., 1990, С. 18, 76-77, 120; Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции, 1908. // Свердловск, 1990; Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн. // Л., 1990, Кн. 2-я, С. 41-51 и др.

[27] См. Бердяев Н.А. Достоевский в русской революции. // Духи русской революции. // Из глубины. Сб. статей о русской революции. // Исаев И.А. – ред. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. // М., 1992, С. 76-93; Рерих Н.К. Учение Живой Этики. // СПб., 1993; Соловьев В.С. Русская идея. // Исаев И.А. – ред. Указ. Соч., С. 185-204; Соловьев С.М. Наблюдения над исторической жизнью народов. Сб. // М., 2003 и др.

[28] См. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. // М., 2007; Леонтьев К.Н. Национальная политика как орудие всемирной революции (письма к О.И. Фуделю). // Цветущая сложность. Сб. трудов. // М., 1992, С. 182-220; Панарин А.С. Реванш истории. Российская стратегическая инициатива в XXI веке. // М., 2005; Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. // Володихин Д., Алексеев С., Бенедиктов К., Иртенева И. Традиция и русская цивилизация. // М., 2006, С. 260-283; Тихомиров Л.А. Социальные миражи современности. // Там же, С. 200-259; Тютчев Ф.И. Россия и Германия. // Россия и Запад. Сб. // М., 2007, С. 28-41 и др.

[29] См. Делягин М.Г. Основы внешней политики России. Матрица интересов. // М., 2007, С. 18-21, 29-32; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. // М., 2000; Кургинян С.Е. Балканизация как стержень и лейтмотив новой глобальной политики. Доклад, ч. 11, заключение. // Школа целостного анализа, №15. // М., 2006, апрель, С. 38-44; Марков С.А. Глобализация политических институтов. // Мазур И.И., Чумаков А.Н. – ред., сост. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. // М.,-СПб.,-Нью-Йорк, 2006, С. 183-184 и др.

[30] См. Бернштейн Э. Исторический материализм. // СПб., 1901; Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. // М.,-Пг., 1924; Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. // М., 1969; Каутский К. Материалистическое понимание истории, Т. 2. // М.,-Л., 1931; Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. Вып. I. // Полн. Собр. Соч., Т. 1, С. 127-203; Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. // Цветущая сложность. Сб. трудов. // М., 1992, С. 67-126; Маркс К. Манифест Коммунистической партии. // М., 1974; Парвулеско Ж. Путин и евразийская империя. // СПб., 2006; Тойнби А. Дж. Постижение истории. // М., 2006, С. 99-101; Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 2-х т. // М., 1952, Т. II, С. 83-145 и др.

[31] См. Валлерстайн И. После либерализма. // М., 2003; Гвишиани Д.М. – ред. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. // М., 1997, С. 70-87, 91-95, 114-116, 319-332; Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. // Семигин Г.Ю. – ред. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. // М., 1997, Т. IV, С. 677-689; Кригер И.Б. Философия Герберта Уэллса (канд. дисс.). // М., 2005; Рассел Б. Власть. Социальный анализ. // Семигин Г.Ю. – ред. Указ. Соч., Т. II, С. 159-174; Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. // М., 1982; Савицкий П.Н. Континент Евразия. // М., 1997; Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Сб. трудов. // М., 2007; Устрялов Н.В. Национал-большевизм. Сб. трудов. // М., 2003 и др.

[32] См. Моисеев Н.Н. Мировое сообщество и судьба России. // М., 1997; Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. // М., 2004; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. // М., 1986 и др.

[33] См. Батчиков С. Глобализация: управляемый хаос. // http://www.apn.ru/publications/article19369.htm; Буданов В.П. Социальный хаос: сценарии происхождения, адаптации, управления. // http://www.intelros.ru/2007/02/26/vladimir_budanov_socialnyjj_khaos_scenarii_proiskhozhdenija_adaprtacii_upravlenija.html; Малинецкий Г. Сложность, нестабильность и судьба России. // http://www.intelros.ru/2007/01/24/georgijj_malineckijj_slozhnost_nestabilnost_i_sudba_rossii_doklad_predstavlennyjj_na_zasedanii_kluba_krasnaja_ploshhad_31_maja_2006_g.html; Федотова В.Г. Управляемый хаос. // http://www.intelros.ru/2007/02/13/valentina_fedotova_upravljaemyjj_khaos.html; Манн С. Реакция на хаос. // http://www.intelros.ru/2007/02/26/stiv_mann_reakcija_na_khaos.html.

[34] См. Антюхина-Московченко В.И., Злобин А.А., Хрусталев М.А. Основы теории международных отношений. // М., 1988; Богатуров А.Д., Плешаков К.В. Динамика международной стабильности. // Мировая экономика и международные отношения, 1991, №2; Гарт Л. Стратегия непрямых действий. // М., 1957; Доронина Н.И. Международный конфликт. // М., 1981; Журкин В.В., Примаков Е.М. – ред. Международные конфликты. // М., 1972; Коллинз Дж. М. Большая стратегия. Принципы и практика. // М., 1975; Кургинян С.Е. Картотека. Размышления о дискуссии, развернувшейся в связи с 60-летием Израиля. // Завтра, 2008, № 22, 28 мая; Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. // М., 1997; Уткин А.И. – ред. Архив полковника Хауза. В 2-х т. // М., 2004; Фельдман Д.М. Политология конфликта, 1998; Шевцова Л.Ф. Россия боится всемирного разговора. // Новая газета, 2006, №7, 2-5 февраля, С. 6-7; Шеллинг Т. Стратегия конфликта. // М., 2007 и др.

[35] См. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. // М., 1993; Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. // СПб., 1995, С. 34-36; Семенов Ю.И. Россия и что с ней случилось в двадцатом веке. // Русский этнограф, 1993, Вып. 20, С. 5-105; Троцкий Л.Д. Преданная революция. // М., 1991; Тютчев Ф.И. Россия и революция. // Россия и Запад. Сб. трудов. // М., 2007, С. 53-62; Штомпка П. Социология социальных изменений. // М., 1996; Ledeen M.A. Freedom Betrayed: How America Led a Global Democratic Revolution, Won the Cold War, and Walked Away. // American Enterprise Institute for Public Policy Research Press, 1996.

[36] См. Кревельд М. ван. Трансформация войны. // М., 2005, С. 77-87; Ленин В.И. Военная программа пролетарской революции. // Полн. Собр. Соч., Т. 30, С. 131-143; Он же. Социалистическое Отечество в опасности! // Там же, Т. 35, С. 357-358.

[37] См. Бажанов Е.П. Эволюция российской внешней политики (1991-1999). // М., 1999; Зубок Л.И., Яковлев Н.Н. Новейшая история США. // М., 1972; Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. // М., 1976; Карамзин Н.М. История государства российского. // М., 2005; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 2-х кн. // М., 2003; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. // Екатеринбург, 2005; Спирин Л.М. Россия, 1917 год. Из истории борьбы политических партий. // М., 1987; Татищев В.Н. История российская. В 3-х т. // М., 2005; Уорт Р. Антанта и русская революция. Россия в переломный момент истории. // М., 2006; Шутов А.Д. Россия в жерновах истории. // М., 2008 и др.

[38] См. Алисова Л.Н. Томас Пейн. // Семигин Г.Ю. – ред. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. // М., 1997, Т. I, С. 486; Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. – ред. Философский энциклопедический словарь. // М., 2006, С. 126-127; Джефферсон Т. Декларация представителей США, собравшихся на общий конгресс. // Семигин Г.Ю. – ред. Указ. Соч., Т. II, С. 528-532; Франклин Б. Избранные произведения. // М., 1956 и др.

[39] См. Авцинова Г.И. Особенности западного и восточного христианства и их влияние на политические процессы. // Социально-политический журнал, 1996, № 4; Бенкендорф А.Х. Записка о тайных обществах в России. // Семигин Г.Ю. – ред. Указ. Соч., Т. III, С. 656-659; Болотов В.В. Курс лекций по истории древней Церкви. В 4-х т. // М., 1994; Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Изд. 3-е. // СПб., 2001; Гизе А. Вольные каменщики. // М., 2006; Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. // Нижний Новгород, 2003; Кареева В.В. История Средних веков. // М., 1999; Карташев А.В. Вселенские Соборы. // М., 2006; Киселев Н.П. Из истории русского розенкрейцерства. // СПб., 2005; Мельгунов С.П., Сидоров Н.П. – ред. Масонство в его прошлом и настоящем. В 2-х кн. // М., 1990 (репринтн. изд. 1914 г.), Кн. 1-я, С. 36-60; Саттон Э. Трехсторонняя комиссия над Америкой. // М., 2002; Серков А.И. История русского масонства XIX века. // СПб., 2000 и др.

[40] См. Архив документов о деятельности «группы G8». // http:www.library.utoronto.ca/g7; Венский Конгресс (сентябрь 1814, июнь 1815 г.). // Цыганков П.А. – ред. Теория международных отношений. // М., 2006, С. 532; Версальский договор (28 июня 1918 г.). // Там же, С. 532-533; Версальский договор. Сб. документов. // М., 1925; Вестфальский договор (6 августа и 8 сентября 1648 г.). // Цыганков П.А. – ред. (прил. 1), Указ. Соч., С. 533; Всемирное масонство: основные цели и принципы. // http://www.freemasonry.ru/goals.html; Конституция «Великого Востока Франции». // Цит. по Иванов В. Масоны говорят… // http://zaistinu.infobox.ru/old/nwo/mason1.shtml?print; Конституция Великой Ложи России. // http://www.freemasonry.ru/const.html; Никитин А.Л. – сост. Орден российских тамплиеров. (Документы 1922-1944 гг., легенды тамплиеров, литература ордена). В 3-х т. // М., 2003; Общий (Генеральный) Регламент Великой Ложи России. // http://www.freemasonry.ru/GenReg20070730.html; Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945 г.). // Цыганков П.А. – ред. Указ. Соч., С. 534; Уткин А.И. – ред. Архив полковника Хауза. В 2-х т. // М., 2004, Т. 2, С. 197-714; Crozier M.J., Huntington S.P., Watanuki J. The Crisis of Democracy. Report on the Governability to the Trilateral Comission. // N.-Y., 1975; Lyne R., Talbott S., Watanabe K. The Engaging with Russia. The Next Phaze. A Report to the Trilateral Comission. // Washington, Paris, Tokyo, 2006 и др.

[41] См. Единый Европейский акт. // Семигин Г.Ю. – ред. Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. // М., 1997, Т. V, С. 592-594; Маастрихтский договор (7 февраля 1992 г.). // Цыганков П.А. – ред. Указ. Соч. (прил. 1). // М., 2006, С. 533-534; Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. // NATO Press Service, Moscow, 27.05.97, Release №268; Устав Лиги наций. // Семигин Г.Ю. – ред. Указ. Соч., Т. V, С. 253-262; Устав ООН. // Там же, С. 343-375 и др.

[42] См. Атлантическая хартия. // Семигин Г.Ю. – ред. Указ. Соч., Т. V, С. 332-333; Бехманн Г. Концепция устойчивого развития. // Мазур И.И., Чумаков А.Н. – ред., сост. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. // М.,-СПб.,-Нью-Йорк, 2006, С. 916-918; Всеобщая декларация прав человека. // Семигин Г.Ю. – ред. Указ. Соч., Т. V, С. 416-421; Заключительный Акт Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 30 июля – 1 августа 1975 г. // Там же, С. 540-577; Парижская хартия для новой Европы. // Там же, С. 616-618; Пакт Бриана-Келлога (27 августа 1928 г.). // Там же, С. 275-276; «Четырнадцать принципов» условий мира, изложенных президентом США В. Вильсоном в послании Конгрессу США 8 января 1918 г. // Там же, С. 217-218.

[43] См. Вахания В.В. – сост. Личная секретная служба И.В. Сталина. Сб. документов. // М., 2004; Приложение. Официальный американский комментарий к «Четырнадцати пунктам» президента В. Вильсона. // Уткин А.И. – ред. Архив полковника Хауза. В 2-х т. // М., 2004, Т. 2, С. 468-480; Широнин В. КГБ-ЦРУ. Секретные пружины перестройки. // М., 1997 и др.

[44] См. Айяла Л. Социал-демократия для России. // Взгляд, 2005, 22 марта. // http://www.vz.ru/politics/2006/3/22/27003.html; Всемирный саммит по устойчивому развитию. Йоханнесбург, 2002 г. // Мазур И.И., Чумаков А.Н. – ред., сост. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. // М.,-СПб.,-Нью-Йорк, 2006, С. 135-136; Доклады Римскому клубу. // Там же, С. 298-299; Гвишиани Д.М. – ред. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. // М., 1997; Конференция ООН по устойчивому развитию. Рио-де-Жанейро, 1992 г. // Мазур И.И., Чумаков А.Н. – ред., сост. Указ. Соч., С. 782-783; Организационная структура Хартии Земли. // www.earthcharter.ru/zorg.htm; Хартия Земли (текст). // http://www.earthcharter.ru/zchart.htm и др.

[45] См. Бжезинский Зб. Геополитические приоритеты России ясны при взгляде на карту. Интервью. // НГ-сценарии (приложение к «Независимой газете»), 2006, 27 июня; Выступление президента США Клинтона на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 27 сентября 1993 г. // Ключевые выступления по вопросам внешней политики США. Сентябрь 1993 г. Посольство США в Москве. // М., 1993; Даллес Дж. Ф. Война или мир. // М., 1959; Киссинджер Г. Всемирные ценности, конкретная политика. // The National Interest, 2006, 6 июня (Опубликовано на сайте ИноСМИ.ru); Клинтон У. Моя жизнь. // М., 2005; Макнамара Р. Путем ошибок – к катастрофе. Опыт выживания в первом веке ядерной эры. // М., 1988; Рокфеллер Д. Федерализм и свободный мировой порядок. Публичная лекция в Гарвардском университете, 1962 г. // См. http://lib.ru/PLATONOWO/america.txt_Piece40.07; Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. // М., 2003 и др.

[46] См. Делягин М.Г. – ред. Мировой кризис. Общая теория глобализации. // М., 2003; Тренин Д.Н. – ред. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век. // М., 2000; Lyne R., Talbott S., Watanabe K. Engaging with Russia. The Next Phase. A Report to Trilateral Comission. // Washington-Paris-Tokio, 2006 и др.

[47] См. Бильдербергский клуб (контент-анализ ИноСМИ). // http://forum.rjevka.ru/viewtopic.php?t=243; Записки Бильдербергского клуба. // http://www.radioislam.org/russ/bilderberg.html; Знакомьтесь: Трехсторонняя комиссия. // http://www.russia-talk.com/trilateral.htm; Зиновьев А.А. Закулиса. // Российская Федерация сегодня, 2000, №18; Кукловоды Америки. // http://www.russia-talk.com/cfr.htm; Мифы вокруг Бильдербергской конференции. // http://6-07.newspo.ru/news/culture/57216.html; Совет по международным отношениям. // http://barron-reeck.chat.ru/dugin/dugin049/htm и др.

[48] См. Громыко А.А. – сост. Переписка Председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 2-х т. // М., 1957; Из архива МИД Германии. Документы и материалы кануна Второй мировой войны. В 2-х т. // М., 1948; Санакоев Ш.П., Цыбулевский Б.Л. – ред. Тегеран. Ялта. Потсдам. Сб. документов. 3-е изд. // М., 1971; Уткин А.И. – ред. Архив полковника Хауза. В 2-х т. // М., 2004 и др.

[49] См. Конституция РФ, ст. 80, п. 3, ст. 82, п. 1, ст. 83. // http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm; Концепция национальной безопасности РФ. // http://dvabop.narod.ru/docum/knb/knb.htm; Концепция внешней политики РФ. // Российская газета, 2000, 11 июля.

[50] См. Аверьянов Ю.И. – ред. Политология. Энциклопедический словарь. // М., 1993. – 432 с.; Арбатов Г.А. – ред. Современные США. Энциклопедический справочник. // М., 1988. – 542 с.; Дубенюк Н. – отв. ред. Всеобщая история религий мира. // М., 2007. - 736 с.; Мазур И.И., Чумаков А.Н. – ред., сост. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. // М.,-СПб.,-Нью-Йорк, 2006. - 1160 с. и др.