Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  2006200720082009

Актуальные вопросы современной политической науки

АВТОРЕФЕРАТЫ   ДИССЕРТАЦИЙ   ДОКТОРА   ПОЛИТИЧЕСКИХ   НАУК           

 

АНОНС        ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ       ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. определяется следующими соображениями:

Во-первых, резкое увеличение количества и частоты локальных конфликтов практически во всех частях Земного шара после окончания «холодной войны» и исчезновения биполярного мира обусловило критическую необходимость поиска новых путей и способов урегулирования и разрешения конфликтов. Среди этих идей концепция превентивной дипломатии в силу ее практически мирного характера имеет наибольшую привлекательность.

Во-вторых, главная особенность превентивной дипломатии, заключающаяся в конфиденциальности процесса ее осуществления и отсутствии при этом паблисити, делает весьма значимым детальный анализ и конкретный разбор уже имевших место образцов реализации концепции превентивной дипломатии. Это делает возможным учет многих факторов, как позитивного свойства, так и негативного характера с целью корректировки, при необходимости, новых планов ее осуществления в разных частях планеты.

В-третьих, центральноазиатский регион, ныне априори воспринимаемый многими политаналитиками и политологами как конфликтогенная зона, действительно изобилует многочисленными очагами латентных конфликтных ситуаций. Если одни из этих потенциальных конфликтов вызваны историческими и политическими условиями возникновения независимых государств Центральной Азии и связанными с ними проблемами социально-экономического и этнотерриториального ряда, то другая часть появилась в результате процессов переходного периода, идущих в регионе после развала Советского Союза. Это, в первую очередь – ренессанс ислама, - и что более важно в плане тщательного анализа – его политизация и радикализация, создавшая в регионе весьма напряженную ситуацию.

Конфликтообразующие разногласия стран региона, касающиеся взаимных претензий по территориальным вопросам, водно-энергетической проблематике и транспортно-коммуникационным проблемам, за период после достижения независимости не только не разрешены, а наоборот,  все больше обостряются. Интеграционные устремления ряда государств остаются ими нереализованными, или торпедируются конкурирующими государствами, в результате чего возникает перспектива дестабилизации региона Пока еще не разрешенные внутренние проблемы соседнего Афганистана, связанные с обеспечением безопасности, борьбы с наркотрафиком  и целый ряд других вопросов социально-экономического характера продолжают оказывать свое негативное влияние на ситуацию в Центральной Азии.

В-четвертых, актуальность темы определяется практически абсолютным отсутствием в постсоветской научной литературе глубоких монографических исследований, посвященных этой теме. Российскому читателю, а также интересующимся этими вопросами исследователям постсоветского пространства практически неизвестны труды, посвященные как анализу составляющих теоретические основы концепции превентивной дипломатии, так и практическим аспектам этой проблемы. Парадокс здесь заключается в том, что советские исследователи и практики из числа внешнеполитических работников были среди первых, предложивших идею превентивной дипломатии. Контрастной выглядит ситуация на Западе, где упомянутой тематике посвящено огромное количество научной литературы. В этом плане изучение западных теоретических разработок по этой теме и возможности ее применения в условиях постсоветских реалий является задачей не только научно-теоретического ряда, но и настоятельно требующей воплощения в жизнь работой практически-прикладного характера.

Предметом исследования диссертации являются теоретические основы концепции превентивной дипломатии, ее историческая эволюция. В круг исследования вошли вопросы практического применения превентивной дипломатии и ее различных составляющих: раннее предупреждение, установление фактов, превентивное развертывание и т.д.. Автор уделяет пристальное внимание конкретным примерам имплементации превентивной стратегии, выделяя их позитивные и негативные итоги,  а также применимость и необходимость реализации превентивной дипломатии в Центральной Азии Отдельную часть составляет анализ потенциала и прогноз результатов возможного применения положений превентивной дипломатии в Центральной Азии, как одной из наиболее конфликтогенных зон постсоветского пространства. В этом плане автор диссертации конкретизирует целый ряд факторов, указывающих на существование потенциала латентных конфликтов в регионе, рассматривая как традиционно имеющие место в Центральной Азии конфликтообразующие элементы, так и вновь проявившиеся в последнее время так называемые вызовы и угрозы «нетрадиционного  ряда», составляющие всю палитру непростой социально-экономической ситуации в регионе,.

Хронологические рамки исследования  - это период с момента  появления понятия «превентивная дипломатия» в лексиконе ООН, т.е. с 50-х годов прошлого века, и до наших дней, когда оно заняло свое прочное место как в теоретической и практической деятельности Организации Объединенных Наций, так и в исследованиях политологов и аналитиков, посвященных различным аспектам его реализации. В поисках исторических событий, послуживших аналогией для современных образцов превентивной дипломатии, автор углубляется и в более ранние периоды истории.

Основной целью исследования является комплексное рассмотрение вопросов возникновения и эволюции концепции превентивной дипломатии – одной из основных форм деятельности как универсальной системы безопасности Организации Объединенных Наций, так и других субъектов этой деятельности.

Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи:

- комплексно проанализировать процесс формирования теоретических основ концепции превентивной дипломатии, как одной из форм предотвращения конфликтов в деятельности ООН, других международных и региональных организаций, отдельных государств-субъектов этой дипломатии;

- исследовать составные части превентивной дипломатии – раннее предупреждение, установление фактов, меры по установлению доверия, превентивное развертывание, демилитаризованные зоны  и т.д. в динамике;

- определить особенности и взаимосвязь превентивной дипломатии с миротворчеством (peacemaking), поддержанием мира (peacekeeping), миростроительством (peace building) и принуждением к миру (peace-enforcement);

- проанализировать деятельность международных и региональных организаций (ООН, ОБСЕ, АСЕАН, ОАГ, ОАЕ, СНГ и др.), отдельных государств и других субъектов по осуществлению превентивной дипломатии, выявить как общность, так и различия в их подходах;

- оценить рентабельность, рациональность и потенциальные возможности превентивной дипломатии при урегулировании конфликтов, акцентируя внимание на позитивных моментах концепции;

- выявить возможности полномасштабной реализации такого вида предотвращения конфликтов, как превентивная дипломатия (особенно на уже имеющихся примерах превентивного развития и иных форм упомянутой дипломатии) в  Центральной Азии, как региона с достаточно высокой степенью конфликтогенности.

На основе полученных результатов научная новизна исследования, по мнению автора, заключается в следующем:

- впервые в  научной постсоветской литературе проведено комплексное исследование концепции превентивной дипломатии с детальным анализом составляющих ее элементов, отслежено ее эволюционное развитие от идеи, выдвинутой Дагом Хаммаршельдом,  до целостной концепции, представленной Бутросом Гали на рассмотрение Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН;

- детально проанализированы составляющие превентивной дипломатии: раннее предупреждение, меры по укреплению доверия, установление фактов, превентивное развертывание, демилитаризованные зоны и другие элементы, дано описание постепенного расширения концепции появлением новых понятий: превентивного поддержания мира, превентивного развития, превентивных гуманитарных акций, превентивного строительства мира и т.д..;

- изучен процесс институционализации и легитимизации превентивной дипломатии в документах, решениях и деятельности международных и региональных организаций (ООН, ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ, СНГ, АСЕАН и др.), остальных субъектов превентивной дипломатии;

- подробно проанализировано практическое воплощение концепции в политической реальности, изучены отдельные успешные, а также неудачные попытки имплементации принципов превентивной дипломатии в жизнь;

- проведено детальное исследование современной социально-экономической и политической ситуации в регионе  Центральной Азии, дана характеристика путей независимого развития стран региона после распада Советского Союза, подробно описана проблематика, составляющая главные причины разногласий и конфликтных ситуаций между странами, даны примеры превентивного решения ряда сложных вопросов;

- сформулированы прогнозные оценки   ситуации в Центральной Азии, рекомендации и предложения по широкому применению принципов превентивной дипломатии в регионе.

Методологическая основа исследования. В методологическом плане исследование базируется на нескольких подходах. Основным является системный подход, который позволяет рассматривать международные отношения в отдельных регионах как систему, обладающую собственной структурой, взаимодействующую с другими системами и функционирующую в определенной внешней среде.  Особую значимость приобретает в контексте избранной темы понятие конфликт, который остается неотъемлемой характеристикой системы или подсистемы, определяющей возможности ее развития, адаптации к новым условиям. 

Противоречия внутри системы, между ее отдельными элементами, а также противоречия между системой и средой собственно и являются источником создания новых связей и элементов.  Важнейшим свойством системы также является ее безопасность, включающая в себя воздействие на нее внешней среды и ее сопротивляемость в отношении такого воздействия, а также  внутреннюю безопасность, характеризующую целостность системы. В приложении к избранной теме  такой подход дал возможность  рассмотреть превентивную дипломатию как средство воздействия внешней среды на   конфликтные ситуации  в  отдельных регионах, которые в свою очередь стали результатом нарушения внутреннего баланса политических сил на фоне или в условиях  изменений внешней среды.   В данном случае в рамках системного подхода наиболее адекватным понятием  является управление системой, предполагающее воздействие на нее  с целью изменения  ее свойств. Там, где превентивная дипломатия смогла добиться предотвращения кризиса или резкого снижения уровня напряженности, система приобрела большую устойчивость.

Диссертант  счел возможным использовать в методологическом плане и концепцию многофакторного равновесия, которая была предложена российским ученым  Воскресенским А.Д., и которая представляет собой, по свидетельству автора, более специализированный вариант системно-теоретического  реализма. Ценность такого подхода определяется тем, что он является «методологической попыткой  «уложить»  общесистемные формулировки  в рамки качественно-аналитической схемы для анализа  на «среднем уровне» и на средне-срочные перспективы, в котором рассматриваются как экзогенные (внешние), так и эндогенные (внутренне присущие) детерминанты «объекта» анализа…».  

Очевидно, что в применении к избранной теме такой подход  обеспечил более глубокий  анализ сложившейся модели взаимодействия внешних и внутренних сил в контексте превентивной дипломатии, поскольку дал возможность учесть в наборе факторов, влияющих на такое взаимодействие,  самобытность культурного наследия, традиции и прочее.  

Учитывая, что целостная концепция превентивной дипломатии была сформулирована в начале 90-х гг., когда в связи с нарастанием тенденций к глобализации были по-новому поставлены вопросы государственного  суверенитета, большое методологическое значение имели различные теоретические интерпретации глобализации и связанных с ней процессов в современных международных отношениях.

При анализе становления концепции превентивной дипломатии  и ее  практического применения автор руководствовался методом историзма, который позволил поместить проблему в менявшийся исторический контекст, объяснить причины ее появления, ее эволюцию, использование отдельными субъектами и примеры имплементации. В целом превентивная дипломатия не просто явилась инструментом влияния на конфликтные ситуации в эпоху «холодной войны» и после ее завершения, но отразила поиск различными международными организациями средств гармонизации международных отношений, недопущения перерастания существующих конфликтов в разрушительные военно-политические кризисы и войны. Исторический подход позволил объяснить причины удач и политических  провалов при ее практическом  применении в конкретной обстановке.   

Метод сравнительного анализа был широко использован при сопоставлении примеров реализации принципов превентивной дипломатии различными международными игроками. Он также дал возможность проследить общее и особенное в конфликтах в Центральной Азии, ставшей новым международно-политическим регионом после распада СССР. Именно здесь структурные изменения системы были наиболее глубоки,  возникли новые линии  напряжения, но именно здесь был накоплен опыт превентивного решения ряда проблем.

Избранные диссертантом методологические подходы помогли ему глубже разобраться в специфических вопросах, касающихся различных сторон теории и практики превентивной дипломатии, выявить степень рациональности использования упомянутой концепции при разрешении различных конфликтных ситуаций в мире, а также сформулировать конкретные рекомендации для ее использования в специфических условиях Центральной Азии.

Степень научной разработанности проблемы. Контрастно отличающаяся ситуация в западной и российской научной мысли (включая и практически всю научную литературу постсоветского пространства) в области изучения и освещения проблем превентивной дипломатии была одним из главных факторов, стимулирующих проведение настоящего исследования. За исключением эпизодических и разрозненных статей по этой теме, практически других исследований за последние 30-40 лет в советской и российской научной печати наблюдать не приходилось.

 При изобилии трудов западных авторов по проблематике превентивной дипломатии отсутствие каких-либо монографических работ по этой теме в русскоязычной научной литературе делает этот пробел слишком заметным. В настоящей диссертации делается попытка восполнить этот пробел.

Практическая значимость исследования. В условиях ускоренного развития глобализационных процессов, усиления взаимозависимости и укрепления взаимодействия различных частей мирового сообщества проблематика прогнозирования, управления, урегулирования и разрешения конфликтов становится императивом времени. Среди этих действий предупреждающая стратегия предотвращения конфликтов или реализация принципов превентивной дипломатии приобретает громадное значение.

Диссертация может стать основой для разработки программы, содержащей стратегию имплементации превентивных мер. Центральноазиатский регион с его огромным конфликтогенным потенциалом может стать  первой крупной целью такой программы, направленной  на постепенную элиминацию противоречий, угроз и опасностей. Шаг за шагом должна быть создана атмосфера взаимного доверия между странами региона, убраны барьеры, мешающие ускоренному и устойчивому развитию  человеческого и иного потенциала, поощрена атмосфера взаимодействия, взаимовыручки, подлинного сотрудничества.

 Выводы и подходы автора к проблеме превентивной дипломатии могут быть использованы в прикладном плане действующими политиками в Центральной Азии. Содержащиеся в диссертационном исследовании выводы и рекомендации могут быть особенно полезны как для ведомств и практических организаций, действующих в рамках страны или региона,  так и для организаций, непосредственно занимающихся проблемами поддержания международного мира.

Материалы диссертации могут быть рекомендованы в качестве основы для разработки  курса лекций для студентов и аспирантов, изучающих  международные отношения  в государствах СНГ, при подготовке кадров дипломатов и сотрудников неправительственных организаций и различных миссий.

Источниковая база. Поскольку идея превентивной дипломатии впервые прозвучала в стенах ООН, а позднее  в целостном виде была концептуально изложена в получившем широкую известность докладе Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали «Повестка дня для мира», главной источниковой  базой для настоящего исследования послужили официальные документы и материалы Организации Объединенных Наций, включая резолюции Генеральной Ассамблеи, протоколы заседаний Совета Безопасности, заявления, выступления и доклады Генерального секретаря.

Целая группа резолюций Генеральной Ассамблеи и документов Совета Безопасности ООН позволили раскрыть значение сбора и установления фактов при реализации превентивной дипломатии.

Кроме того, привлекались документы международных организаций. Так, в качестве источников были использованы официальные данные миссий Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда, ПРООН и ряда других учреждений, которые  констатируют не только появление новых угроз и опасностей «нетрадиционного ряда» в Центральной Азии, являющейся специальным предметом анализа в диссертации,  но и фиксируют в большинстве случаев повышение температуры социальной напряженности в регионе. Диссертант  использовал документы и материалы  текущего архива Министерства иностранных дел Республики Таджикистан.

В качестве источников автором были также привлечены мемуары, речи, выступления и интервью  практиков превентивной дипломатии – генеральных секретарей ООН – Дага Хаммаршельда, Переса де Куэльяра, Бутроса Бутроса Гали, Кофи Аннана, заместителей Генсека – Ясуси Акаси, Маррака Гулдинга, Диего Кордовеса, Яна Элиассона, Владимира Петровского, Шаши Тарура, генеральных секретарей ОБСЕ Вильгельма Хойнка, Яна Кубиша, Генерального секретаря Организации Африканского единства Салима Ахмада Салима,  Верховного Комиссара ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств Макса ван дер Стула.

Справочная литература. Автор широко пользовался различными справочными изданиями, выпускаемыми ООН и ее специализированными учреждениями, имея ввиду,  что Организация всегда считалась главным субъектом превентивной дипломатии. Привлекались также ресурсы Интернета.

Научная литература. Тематика исследования предопределила, прежде всего, углубленное изучение и использование автором общей конфликтологической научной литературы, посвященной путям управления, разрешения и урегулирования различных конфликтов во многих частях нашей планеты. Ценные концептуальные разработки и важный информативный материал имелись в фундаментальных трудах, научных исследованиях  и статьях Сорокина К.Э., Белокреницкого В., Наумкина В.В., Звягельской И.Д., Примакова Е.М., Медведко Л.И., Васильева А.М., Глуховой А.В., Лебедевой М.М. и других. При этом конфликтологические диссертационные исследования Вострикова С.Д., Малышевой Д.Б., Фельдмана Д.Н., Громыко-Пирадова А.А. сыграли важную ориентирующую роль.

При исследовании основных направлений превентивной дипломатии широко использовались положения известных работ С.Хантингтона, З.Бзежинского и Г.Киссинджера.

Существующие другие небольшие труды, в основном – статьи в  различных средствах массовой информации, сборниках и специализированных журналах, хотя и в какой то мере заполняют образовавшийся вакуум, однако не дают цельной картины действенности концепции в динамике.

Отмеченное положение, сложившееся в научной литературе с изучением превентивной дипломатии, предопределило тот факт, что  главное внимание при выполнении настоящей диссертационной работы автор уделил работам западных ученых.

Основными материалами, представляющими собой детальное и конкретное рассмотрение различных сторон превентивной дипломатии, являлись труды известных специалистов этого направления политологии М.Лунда, У.Зартмана, К.Пек, Р.Хилл, М.Куроды, Б.Рубина, С.Вайзмана, Т.Вейсса и других.

Отдельные труды были весьма полезны при исследовании составных компонентов превентивной дипломатии. Произведения Г.Бейера, Ю.Дедрина, Х.Фейн, Т.Гурра, Л.Гольденкера, М.Куроды, Д.Нахейма, С.Чина и Д.Смита, К.Рупесингха, Г.Рамчарана были посвящены раннему предупреждению, как одному из главных инструментов и методов превентивной дипломатии.

Труды и исследования А.Ачарии, А.Чайес, Д.Фитцмориса, Ф.Гаера, С.Гутто, М.Хефни, Д.Хантингтона, А.Османа, Х-Й.Петерса, С.Салима, М.Зуккони сыграли важную роль в освещении локальных особенностей применения превентивной дипломатии, подтверждающие общие правила.

Материалы различных семинаров и  симпозиумов, организованных ООН и другими международными организациями и  посвященных всевозможным аспектам превентивной дипломатии, также оказались весьма полезными при проведении настоящего исследования. Порой неординарные выводы, сделанные на этих мероприятиях, позволили автору сверить палитру мнений и точек зрения для более точного и детального анализа концепции превентивной дипломатии.

Здесь же, в плане анализа деятельности НПО как одних из главных субъектов ПД оказались весьма полезными труды Г.Аали, М.Андерсона, Д.Коккел, Р.Грина, К.Хэкэта, С.Мэлона, Н.Макфарлейна, К.Руперсингха, Н.Суто, И.Сандора и других.

Как уже отмечалось,  Центральная Азия анализируется в диссертации как наиболее вероятная точка приложения усилий по реализации превентивных технологий. Это обстоятельство вызвано превращением данного региона в объект пристального внимания мирового сообщества, не только в результате конкурентной борьбы крупных держав за обладание богатыми природными ресурсами, но и проявлениями целого ряда латентных конфликтов, существовавших многие годы, элиминация которых представляется неотложной задачей.

Научные труды, посвященные упомянутой проблематике, затрагивают главные вопросы обеспечения мира и стабильности в регионе. Работы  Акимбекова С.М., Ахмедова Бажанова Е.П., , Базарова А., Ботобекова У., Боришполец К.П.,  Задохина А.Г., Зайферта А.К., Йонсона Л., Крайкемайер А., Малашенко А., Ниязи А., Олимовой С., Олимова М., Рахматуллаева Э., Сарсембекова Т.Т.,  Шутова А.Д.,  Зайферта А.К., Йонсона Л., Крайкемайер А., Малашенко А., Ниязи А., Олимовой С., Олимова М., Рахматуллаева Э., Сарсембекова Т.Т., Кожакова  А.Е. и других раскрывают различные стороны жизни региона и дают динамику ее развития, выделяя разногласия и противоречия, мешающие  реальной интеграции и устойчивому развитию. Хотя в упомянутых и других трудах есть ссылки на необходимость предотвращения наиболее острых противоречий, однако целостной системы превентивных мер, обеспечивающих разрешение конфликтных ситуаций не предложено.

Обзор и анализ научной литературы показывает, что обозначенная в диссертации тема в российских и   в целом в постсоветских исследованиях все еще остается практически не разработанной, отсутствуют  комплексные обобщающие труды, охватывающие все аспекты концепции превентивной дипломатии, историю ее появления и перспектив ее развития, особенно в регионе Центральной Азии.