Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  2006200720082009

Актуальные вопросы современной политической науки

АВТОРЕФЕРАТЫ   ДИССЕРТАЦИЙ   ДОКТОРА   ПОЛИТИЧЕСКИХ   НАУК           

 

АНОНС        ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ       ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Современные проблемы межкультурного взаимодействия в России – одна из самых напряженных областей исследования, связанная как с государственной безопасностью, так и с собственно динамичностью межкультурных процессов – в данной работе рассматриваются в ракурсе преимущественно межэтнических взаимодействий, осуществляемых институтами и структурами гражданского общества.

Согласно переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживают представители более 150 народов, полиэтничны все субъекты Федерации, где функционируют свыше 300 национально-культурных автономий, в том числе 16 из них являются федеральными и около 100 – региональными. В структурах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, администрациях, правительствах субъектов Российской Федерации действуют на общественных началах экспертные Советы, Комиссии, анализирующие состояние и практику работы в области национальной, миграционной, экологической, социальной и культурной политики, осуществляющие взаимодействие с общественными и религиозными организациями и объединениями, средствами массовой информации.

Политические, экономические и социальные, трансформации РФ конца 90-х привели к обострению межнациональных отношений и возникновению межэтнической напряженности. Утраченная советская идентичность на фоне ослабления влияния прочих идентификаций личности актуализировала национальное самосознание, а в многонациональных регионах способствовала росту настроений сепаратизма. Межэтническая напряженность внутри полиэтничного российского общества проявилась в росте ксенофобии по отношению к ряду этнических групп, в ряде регионов РФ показатели ксенофобии с 1998 года по 2002 год достигли пятикратного увеличения.

Одновременно Россия еще более плотно была включена в глобализационные процессы, что способствовало активизации миграционных потоков и интенсифицировало межкультурный диалог в результате изменения диспозиций этнических групп в РФ. Государство частично отказалось от контроля выражений «национальных особенностей» индивидов и групп, передав регулирующие функции институтам формирующегося гражданского общества - неправительственным организациям (НПО), политическим партиям и движениям и независимым СМИ, в частности, учредив новую форму НПО для реализации культурного самовыражения этнических групп – национально-культурную автономию.

Однако мигрантофобия как частное проявление ксенофобии охватила не только отдельных граждан (по данным социологических опросов, около 40% населения сомневаются, что миграция полезна для экономики, более 60% опасаются ухудшения криминальной обстановки и потери рабочих мест вследствие притока новой рабочей силы). Вместе с неправительственными организациями, деятельность которых направлена на развитие толерантности и снятие социальной напряженности в результате миграции, активизировались неправительственные организации и политические движения, использующие настроения мигрантофобии граждан для решения собственных политических задач, дестабилизируя общество.

В 2001 году Правительством РФ была принята целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», где толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, право быть различным, как условие устойчивой гармонии между различными конфессиями, этическими и другими социальными группами, как готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Значимость межкультурных отношений для общественного развития нашло отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается на роль образования в преодолении «этнонациональной напряженности и социальных конфликтов», в сохранении и развитии русского и родного языков российского самосознания и самоидентичности.

Российские неправительственные организации, реализуя свою просоциальную миссию, активно включены в межкультурные отношения, тем не менее, опыт их практической деятельности в данной области требует рефлексии и оценки эффективности. Кроме того, технологии межкультурного взаимодействия, используемые неправительственными организациями, во многом являются результатом сотрудничества российских и западных НПО, что требует специального анализа характера используемых технологий в контексте проблемы «политического трансферта».

Особая роль в активизации межкультурных отношений неправительственных организаций высшего профессионального образования (негосударственных университетов) принадлежит Болонскому процессу.

Интеграция с европейской системой высшего образования требует от государственных и негосударственных университетов России проектирования программ академической мобильности студентов и преподавателей, содействующих активному перемещению субъектов учебного процесса в рамках учебных программ вузов – партнеров (в том числе и зарубежных партнеров). Игнорирование или недооценивание роли технологий межкультурного взаимодействия в данном контексте обусловливает в той или иной мере социокультурную колонизацию стороны «реципиента», безусловно принимающей ценности более ресурсного и опытного партнера, которым чаще становятся зарубежные университеты.

Сотрудничество государственных и негосударственных университетов с зарубежными партнерами в рамках Болонского процесса кроме образовательных аспектов, имеют также аспекты политические и экономические, связанные с укреплением позиций РФ на мировой арене. При этом экстремистская активность некоторых радикальных националистических группировок («деструктивной части» структур гражданского общества), направленная на студентов-иностранцев, неблагоприятно отражается на процессе межкультурного взаимодействия, международного сотрудничества, затрудняет образовательную интеграцию российских высших учебных заведений.

Таким образом, актуальность диссертации определяется:

динамичностью этнокультурных процессов современного российского общества, включенного в процессы глобализации и обладающего как трудовой, так и образовательной миграциями, а также потребностью со стороны гражданского общества в управлении и оптимизации межкультурных взаимодействий;

высоким уровнем ксенофобии поликультурного российского общества в условиях современной социально-экономической ситуации и необходимостью влияния на снижение ксенофобии и развитие толерантности;

недостаточной рефлексией неправительственными акторами в процессе межкультурного взаимодействия собственных ценностей и позиций, что актуализирует возможность культурной колонизации.

Саморегулирующая система гражданского общества стихийно или более осознанно вырабатывает механизмы влияния на развитие межкультурных отношений, отбирает наиболее эффективные технологии межкультурного взаимодействия. В данном исследовании производится интеграция и систематизация наличествующего знания в области межкультурного взаимодействия, прослеживаются закономерности в использовании тех или иных технологий, представляется концепция, в рамках которой возможно дальнейшее экспериментирование и моделирование технологий межкультурного взаимодействия.

Степень научной разработанности темы. Изучению различных аспектов становления гражданского общества в России и решению в рамках гражданского общества этнокультурных проблем посвящен ряд исследований.

История становления и развитие идеи гражданского общества анализируется в работах Дж. Алмонда, А. Арато, С. Верба, К.С. Гаджиева, А.А. Галкина, Э. Гелнера, В.А. Гуторова, Г.Г. Дилигенского, И.К. Калинина, Дж. Колемана, Дж. Кеана, И.И. Кравченко, Ю.А. Красина, И.Б. Левина, Р. Патнэм, С.П. Перегудов, А. Селигмана, П. Саймонса, В.П. Ступишина, А. Фергюссон, У.Б. Холл, В.Г. Хорос, Г. Христенсона, Ф. Шмиттера и др.

Особенности становления гражданского общества в России рассматривают Н.Е. Белова, Б.Е. Винер, Т.Е. Ворожейкина, Г.Г. Дилигенский А.В. Дука, А.Б. Зубов, Т.Ю. Иванова А.В. Кружков М.И Либоракина, К.О. Магомедов, И.В. Мерсиянова, З.В. Пономарева, Л.М. Романенко, С.Л. Серебряков, В.Г. Смольков, А.Ю. Сунгуров, А.С. Федотов, С. Фиш, А.Д. Хлопин, К.Г. Холодковский, В.Н. Якимец и др.

Один из наиболее актуальных аспектов, отраженных в исследованиях И.В. Багаева, Е. В. Белокуровой, А.Г. Володина, Т.Е. Ворожейкиной, М.В. Ильина, Б.И. Коваль, О.А. Колобова, Е.В. Исраелян, К.О. Магомедова, Л.С. Мамут, М.М. Мчедловой, О.Н. Савиновой, Н.А. Скобелиной, В.И. Федосова, А.И. Соловьева, В.П. Ступишина, Д. М. Фельдман и др. - взаимодействие власти и гражданского общества.

В работах А.Г. Айвазовой, Е.И. Глушенковой, Е.А. Здравомысловой, Т. Принсена, Н.Л. Пушкаревой, А.А. Темкиной, О.А. Хазбулатовой, Е.В. Хилькевич Е.В., М. Фигнер, Н.А. Шведовой и др. подробно анализируются различные направления деятельности структур гражданского общества – экологических, женских, правозащитных НПО. Вопросы управления неправительственными организациями представлены в исследованиях В.Н. Нефедова, Н.В.Ходыревой, В.Н. Якимец и др.

«Политическое измерение» гражданского общества нашло отражение в трудах Ш. Авинери, И.В. Андроновой, И.В. Багаева, Г.А. Бейсембаевой, А.Г. Володина, Е.И. Глушенковой, С.П. Перегудова, А.Ю. Сунгуров, И.В. Ушакова, Н.А. Шведовой и др.

Для диссертационного исследования особое значение имеют труды, объектом рассмотрения которых становится этнокультурный контекст гражданского общества в России (Р.Г. Абдулатипова, В.В. Амелина, И.В. Андроновой, А.Н. Аринина, Ю.В. Арутюнян, У.Ю. Асуханова, Э.А. Баграмова, Ю.А. Балашова, Б.Л. Белякова, А.М. Борисова, А.Д. Богатурова, В.М.Воронкова, М.М. Гаджимурзаева, М.Н. Губогло, А.Ф. Дашдамирова, С.Р. Дерябиной, Л.М. Дробижевой, К.Ф. Завершинского, А.Г. Здравомыслова, В.Ю. Зорина, А.Н. Каблова, К.В. Калинина, М.И. Ким, Т.Ю. Ким, А.А. Корнилова, В. В. Коротеевой, Н.Н. Левченко, В.С. Малахова, В.А. Михайлова, Н.Н. Мухаметшиной, А.Г. Осипова, Э.А. Паина, С.А. Питсрякова, В.Д. Попкова, Т.В. Полоскова, В.В. Савельева, С.В. Соколовского, Г.У. Солдатовой, В.А. Тишкова, Г.А. Туник, В.Я. Уразаева, В.Р. Филиппова, Р.С. Хакимова, В.Д. Шапиро, О.Ф. Штралера, В.Д. Цыренова и др.).

Кроме того, анализ межкультурных отношений российских неправительственных организаций на международном уровне в контексте альянсов, коалиций и других форм международных неправительственных организаций (МНПО) опирался на работы Д.Г. Балуева, А.Д. Богатурова, Т. Вейса, Л. Горденкера, М.М. Лебедевой, А.Н.Михеева, Р. Обрайена, Т. Принсена, M. Фингера, и др.

Аспекты, связанные с технологиями, используемыми для управления различными процессами в гражданском обществе отражены в работах Н.В. Абросимовой, Г.А. Бейсембаевой, О.А. Колобова, А.Ю. Мельвиля, А.Л.Нездюрова, О.Н. Савиновой, Е.П. Савруцкой, М.И. Рыхтика и др.; технологии межкультурного взаимодействия в той или иной форме затронуты в исследованиях И.Р.Батырина, А.Д. Богатурова, Е.П.Савруцкой, В.Р. Филиппова, О.Ф.Штралера и др.

Анализ исследований демонстрирует, что концепция гражданского общества в целом нашла свое отражение в философских, политологических и социологических в работах, однако ряд важнейших специальных тем, в том числе и проблема технологий межкультурного взаимодействия в гражданском обществе, разработаны «в чернее», в самом общем представлении, что не отражает потребности социальной практики российского общества.

Таким образом, в качестве объекта исследования выступает процесс межкультурного взаимодействия в российском гражданском обществе.

Предмет – способы и формы активности, используемые неправительственными организациями, представляющими гражданское общество, включенными в межкультурное взаимодействие.

Цель исследования – комплексный политологический анализ использования технологий межкультурного взаимодействия в гражданском обществе России, разработка и теоретико-методологическое обоснование концепции технологий межкультурного взаимодействия неправительственных организаций.

Вышеназванная цель реализуется посредством поэтапного решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач. К ним относятся:

·            анализ методологических оснований теории гражданского общества и выяснение эвристического потенциала применения существующих концептуальных построений для изучения особенностей становления гражданского общества в России;

идентификация различных уровней и аспектов межкультурных отношений в российском гражданском обществе;

интерпретация ведущих социальных феноменов межкультурного взаимодействия и ценностей гражданского общества;

обоснование роли ведущего структурного компонента гражданского общества - неправительственных организаций - в изучении межкультурных отношений;

анализ концепции мультикультурализма как теоретической основы изучения технологий межкультурного взаимодействия в российском гражданском обществе;

разработка исследовательских подходов в изучении технологий межкультурного взаимодействия в российском гражданском обществе;

апробация модели «трех форм дискурса» мультикультурализма на основе материалов деятельности российских неправительственных организаций;

классификация технологий межкультурного взаимодействия, используемых различными неправительственными организациями РФ;

выявление тенденций в использовании определенных технологий на различных уровнях межкультурного взаимодействия неправительственных организаций;

анализ результатов интеграции гендерных и этнокультурных аспектов деятельности российских НПО;

 обоснование значимости осознанной практики межкультурных взаимодействий российских НПО в контексте процессов глобализации;

анализ и интерпретация возможностей системы технологий межкультурного взаимодействия для оптимизации межкультурных отношений гражданского общества.

Методологической основой данного исследования является комплексный анализ заявленной проблемы на основе междисциплинарного подхода, объединяющего основные научные концепты в понимании этничности, этноидентичности, межкультурных отношений, ксенофобии и расизма а рамках политологии, социологии, психологии, а также общетеоретические политологические положения о системно-структурном подходе в познании общественных реалий, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, идеологических факторов в политическом процессе. Понятие межкультурные и межэтнические отношения в работе рассматриваются в контексте социального конструкционизма как явления социально сконструированные и социально управляемые. В качестве теоретической основы для изучения миграционных проблем использована концепция миграции в контексте безопасности. В качестве интерпретационных схем анализа использованы теории политического участия и теория мультикультурализма. Эмпирический анализ осуществлен на основе качественных методов прикладной политологии, а именно включенного наблюдения, архивного метода, интервью, case studies

Эмпирическую базу исследования составили законодательные акты, регламентирующие деятельность институтов гражданского общества РФ; статистические материалы Госкомстата РФ, материалы социологических исследований Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), «Левада-Центра», ВЦИОМа (2000-2006 гг.); экспертные оценки и специализированные отчеты российских исследователей по проблеме расизма (Московское бюро по правам человека, Центр Кеннеди, Информационно-аналитический центр «Сова»), представленные в открытых источниках; программы по проблемам межкультурного взаимодействия различных неправительственных организаций, а также материалы федеральных целевых программ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и др.; печатные и электронные материалы международных сетей и альянсов НПО; данные периодической печати; а также собственные эмпирические исследования, посвященные межкультурным взаимодействиям на основе интервью, case studies, включенного наблюдения и архивного метода.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Межкультурные отношения институтов гражданского общества в данном исследовании были рассмотрены в призме междисциплинарного анализа. Политологические схемы, задающие матрицу развития межкультурных отношений, были конкретизированы социально-психологическим знанием, объясняющим механизмы функционирования исследуемых социальных феноменов.

2. В данном исследовании впервые деятельность НПО в области межкультурных отношений рассмотрена как трехуровневая (на уровне сопровождения развития полиэтнического российского общества, на уровне сопровождения иммиграционных процессов, а также на уровне международного сотрудничества).

3. Важный акцент в анализе произведен на качественных характеристиках деятельности неправительственных организаций в области межкультурных отношений, при этом разведены организации, чья деятельность способствует реализации целей гражданского общества России, и организации, чья деятельность дестабилизирует гражданское общество.

4. На основе авторской классификации был создан политологический инструмент, раскрывающий многоаспектный и «реактивный» характер технологических стратегий в области межкультурных отношений у неправительственных организаций, ориентированных на достижение толерантности, и более гомогенный и наступательный характер технологических стратегий этноцентричных неправительственных организаций.

5. Рассмотрены эвристические аспекты деятельности неправительственных организаций в области межкультурных отношений.

6. Более подробному анализу подверглись технологии, используемые неправительственным организациями, способствующими развитию гражданского общества и толерантности, включая как традиционные образовательные технологии, направленные на воспроизведение национальной культуры и развитие «диалога культур», так и современные информационные технологии, используемые неправительственными организациями для осуществления межкультурного взаимодействия.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.

В исследовании конкретизированы теоретические положения теории мультикультурализма о различных дискурсивных формах, реализуемых институтами гражданского общества, на материале российских неправительственные организаций.

Проанализированы и систематизированы технологии межкультурного взаимодействия, используемые неправительственными организациями для осуществления целей деятельности, представлена классификация технологий, используемых неправительственными организациями в области межкультурных отношений, выделены закономерности выбора технологий.

Выявлены закономерности, характеризующие технологии неправительственных организаций, направленных на межкультурные отношения трех уровней (уровень поликультурного российского общества, уровень отношения к иммигрантам и миграционным процессам, уровень межкультурных взаимодействий как взаимодействий межгосударственных).

Описаны и апробированы исследовательские стратегии качественного прикладного политологического исследования, направленного на получение эмпирических фактов, уточняющих теоретические концепты.

Сконструирована концепция технологий межкультурного взаимодействия, ориентированная на институты гражданского общества

Практическая значимость представленного исследования состоит в рефлексии и анализе осуществляемых стратегий межкультурного взаимодействия со стороны неправительственных российских организаций, выделении более и менее эффективных технологий межкультурного взаимодействия на всех уровнях межкультурных отношений, в артикуляции роли женских организаций в решении проблем межкультурного взаимодействия.

В будущем это позволит на основании предложенных в исследовании рекомендаций и схем более определенно идентифицировать вклад институтов гражданского общества в состояние реальных межкультурных отношений, более осознанно осуществлять управление межкультурным взаимодействием со стороны организаций «третьего сектора» российской экономики.

Личный вклад автора в исследовании заключается в проведении комплексного анализа заявленной проблемы, представлении авторской классификации и типологизации технологий межкультурного взаимодействия, в выделении закономерностей, обусловливающих выбор технологий межкультурного взаимодействия в зависимости от характера активности институтов гражданского общества.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1) Междисциплинарный подход в анализе технологий межкультурного взаимодействия в гражданском обществе на уровне идеологических конструктов реализует политологическое знание, задающее основные направления и координаты данного анализа, а на уровне технологических конструктов – прикладное политологическое и социально-психологическое знание, конкретизирующее основные способы реализации межкультурного взаимодействия.

2) Анализ используемых технологий межкультурного взаимодействия российских неправительственных организаций в русле концепции мультикультурализма позволяет выделить оппозиционные дискурсы «моралистских» и «фундаменталистских» организаций. При этом только организации, реализующие «моралистский» дискурс, благодаря осуществлению миссии развития толерантности в обществе способны наиболее конструктивно развивать межкультурные взаимодействия.

3) Технологии, сопровождающие процесс конструктивного межкультурного взаимодействия структур гражданского общества, обеспечивают атмосферу диалога и толерантности в процессе взаимодействия. Ряд технологий, сопровождающих межкультурные отношения, непосредственно направлен на улучшение взаимопонимания и сотрудничество представителей различных культур. Другие технологии поддерживают акцент на содержании совместной деятельности различных организаций, отводя межкультурной коммуникации вторичные роли. И те и другие способствуют достижению совместных целей и особенно эффективны в ситуации управления межкультурным взаимодействием.

4) Институты формирующегося гражданского общества в России отражают проблемы общественного сознания, характеризующегося высоким уровнем ксенофобии, что сказывается на непоследовательности в реализации главных целей гражданского общества. Структуры гражданского общества, жестко позиционирующие этнокультурные границы в своих программных документах используют деструктивные технологии межкультурного взаимодействия, разрушая базовые ценности толерантности, разрушая безопасность на уровне отдельного индивида и общества в целом. Данные организации реализуют «фундаменталистский» дискурс, провоцируя тем самым ситуацию саморазрушения гражданского общества.

5) Технологии межкультурного взаимодействия организаций «фундаменталистского дискурса» носят активистский и технологичный характер, направлены на дестабилизацию общества и получение политических преференций, что свидетельствует в пользу управления данными процессами.

6) Технологии межкультурного взаимодействия организаций «моралистского дискурса» направлены на интеграцию и сотрудничество представителей различных культур, которое обеспечивается более традиционными (в области образования или культуры) или «зеркальными», «реактивными» технологиями (в правовой, образовательной, социально-психологической областях), снимающими негативные последствия воспроизводства расизма и ксенофобии в российском обществе.

7) Активность в области межкультурного взаимодействия может быть представлена на уровне поликультурного российского общества, на уровне иммиграционных процессов, а также на уровне международного сотрудничества между институтами гражданского общества. На различных уровнях более или менее осознанно и активно используются различные технологии, сопровождающие межкультурное взаимодействие.

8) На уровне поликультурного российского общества у организаций «моралистского дискурса» наиболее разработанными и активно используемыми являются технологии в сферах образования и культуры, обеспечивающие усвоение и воспроизводство этнокультурного содержания, обеспечивающие интеграционные стратегии.

9) На уровне межкультурного взаимодействия принимающего большинства и мигрирующего «меньшинства» у организаций «моралистского дискурса» доминируют адаптационные технологии, затрагивающие сферы правового регулирования положения мигрантов, социальной и психологической поддержки, обеспечивающие снятие межэтнического напряжения в принимающем обществе.

10) Игнорирование или недооценка практики межкультурного взаимодействия российскими неправительственными организациями в процессе международного сотрудничества обусловливает безусловное принятие технологических систем зарубежных партнеров, обладающих более развитыми ресурсами, что способствует культурной колонизации.

Апробация работы. Теоретические положения, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались автором на региональных, всероссийских и международных конференциях и научно-практических семинарах (Москва - 2000, 2002, 2004, 2007; Нижний Новгород - 1999, 2003, 2007; Самара - 2001; Санкт-Петербург - 2004; 2005, 2007; Якутск - 2003; Киев - 2002; Мюнстер, ФРГ – 2000, 2002). Среди них международный семинар «Экстремизм и ксенофобия в молодежной среде сквозь призму транснациональных исследований» (16-18 февраля, 2007; Центр изучения Германии и Европы, Санкт-Петербург); а также V международная научно-практическая конференция «Толерантность и интолерантность в современном обществе: дискриминация» (24-26 апреля 2007; Санкт-Петербургский государственный университет).

В 2002 году благодаря приглашению администрации г. Мюнстер земли Вестафия-Липпе Северный Рейн-Весталии для сотрудников госучреждений и неправительственных организаций были проведены авторские семинары по проблеме интеграции немцев-переселенцев из России.

Основные результаты исследования изложены в 33 работе общим объемом 37,85 п. л., в том числе в 2 монографиях, 6 статьях в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях РФ.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и включает введение, четыре главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы и приложение.