АНОНС ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Глава 1. Социальный конфликт и условия его политизации
Глава 2. Типология политических конфликтов
Глава 3. Средства массовой информации как субъект и объект социального конфликта
Глава 4. Специфика отражения социального конфликта в массовой информационной деятельности
Глава 5. Специфика поведения средств массовой информации в политическом конфликте
Во введении обосновывается актуальность, научная новизна данного исследования, определяются состояние научной разработанности темы, методологическая и эмпирическая основы, формулируются цель и задачи, отмечаются теоретическая и практическая значимость диссертационной работы, апробация полученных результатов.
Первая глава – «Социальный конфликт и условия его политизации» посвящена рассмотрению социальной природы конфликта, его влияния на жизнь общества, связанного с процессом политизации – выхода в публичную сферу и расширения воздействия СМИ на развитие политического процесса.
В первом параграфе «Социальная природа конфликта» раскрывается социальная природа конфликта, его структура, функции, выявлены субъекты социального конфликта. Автор диссертации отмечает, что социальная природа конфликта определяется неоднородностью общества, различиями во взглядах, несовпадением позиций людей, их стремлением к удовлетворению интересов и потребностей. Но степень влияния конфликта на жизнь общества связана с процессом политизации, т.е. выхода в публичную сферу и расширения воздействия СМИ на развитие политического процесса (эскалация, деэскалация) и, как следствие этого, - на изменение его содержания и принятие политических решений.
Структура конфликта – это совокупность его устойчивых элементов, динамически взаимосвязанных и организующих конфликт в целостную систему. Элементы структуры конфликта - объективный предмет (источник) конфликта, отражающий суть расхождений между участниками спора; мотивы, интересы, позиции сторон, которые лежали в основе противоречий, переходящих в ту или иную форму или стадию конфликта; стороны конфликта, т.е. субъекты, непосредственно или косвенно вовлеченные в спор за властные статусы и ресурсы в сфере политики; средства конфликта; характер конфликта.
Категория противоречия служит важнейшим понятием для осмысления природы и сущности социального конфликта как отражение того фундамента объективных условий, на котором он происходит. Противоречия в обществе специфическим образом раскрывают его сущность, являются преобладающей движущей силой. Социальный конфликт становится отражением объективных и субъективных противоречий, отражающихся во взаимодействии сторон. Своеобразно проявляясь в контексте всей системы противоречий, любое противоречие нуждается в соответствующем разрешении. Например, способ разрешения некоторых противоречий, имеющихся в сфере политики, может лежать не в политике, а в экономической сфере, и наоборот.
Выделяются внутренние и внешние противоречия, основные и не основные, антагонистические и неантагонистические, структурные и функциональные. Одни противоречия могут быть присущи целой исторической эпохе, другие – небольшому периоду времени.
Противоречия являются значимыми, но недостаточными условиями для возникновения социального конфликта. По мнению автора, сущность социального конфликта – не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения противоречия, в специфике конкурентного взаимодействия. Противоречия приводят к социальному конфликту, когда люди или группы населения, являющиеся их носителями, осознают, что их интересы противоположны, и в соответствии с этим определяют мотивы своего поведения.
Социальный конфликт рассматривается в диссертации и в связи с базовыми потребностями граждан как субъектов социального процесса, в контексте теории человеческих потребностей. Ущемление или неадекватное удовлетворение их служит источником конкурентных отношений.
Источники конфликтов могут носить внесоциальный, промежуточный или социальный характер. Внесоциальные источники напряженности связаны с агрессивностью людей, чувством паники и другими инстинктивными особенностями их поведения. Шире и разнообразнее круг социальных источников конфликтов. Социальными источниками конфликтов могут служить несовпадение статусов субъектов, их интересов, недостаток ресурсов, а также расхождения граждан, их объединений, возникающие в связи с ценностями, культурными традициями, интерпретацией событий.
Еще одним социальным источником конфликтов в сфере политики является специфика идентификации людей. Социальные конфликты, возникшие на данной основе, присущи переходным обществам. Граждане как бы заново определяют свое место в структуре общества, осваивают непривычные нормы взаимоотношений с государственной властью.
Развитие политического взаимодействия, возможности его эскалации, деэскалации и предупреждения зависят от поведения субъектов конфликта. Для понимания мотивов политического поведения граждан, социальных институтов, а также причин конфликтов важна политическая культура как определенная система нормативных ценностей, убеждений (верований), ориентаций, в совокупности выраженных в традициях, которые присущи большой социальной группе (нации) и влияют на ее политическое мировоззрение и поведение.
В диссертации рассмотрены субъекты социального конфликта. Основными субъектами конфликтов, возникающих в регионах, т.е. на территориях в административных границах субъектов Российской Федерации, являются органы государственной власти, местного самоуправления, политические партии, лидеры, группы интересов. Начиная с последнего десятилетия ХХ века, принципиально, кардинально изменилась роль российских регионов в формировании политической системы страны. Все субъекты Российской Федерации приобрели статус равноправных государственно-территориальных образований. В России утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Российская Федерация представляет собой государство, состоящее из субъектов, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах жизни, чего не было при прежней форме государственного устройства.
В новой России субъектами конфликтов стали также органы местного самоуправления. После введения прямых выборов глав муниципальных образований сложилась уникальная ситуация утраты прямого административного подчинения, обретения органами местного самоуправления нового статуса и новых возможностей влияния.
В конфликтах активно участвуют также группы интересов. В этом проявляются социокультурные тенденции эпохи, связанные с дифференциацией общества. Основная цель групп интересов заключается в агрегации и артикуляции интересов. В этих группах происходит процесс согласования запросов граждан, социальных групп, аккумулирование первоначально неопределенно выраженных позиций в конкретных требованиях, а также формулирование задач деятельности. В качестве субъекта может принять участие в политическом конфликте и отдельный гражданин. Однако оно затруднено в связи с тем, что ресурсы индивида весьма ограничены.
Реальной силой в политике стали сформировавшиеся на региональном уровне административно-финансовые кланы, устойчивые административно-экономические группы, объединенные общими политико-экономическими интересами и консолидированные, как правило, вокруг руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации или крупных городов на основании отношений личной зависимости. Кланы ориентируются на групповые, частные интересы в ущерб региональным, поощряют коррупцию и семейственность, заинтересованы не в развитии самоуправления, а в самосохранении любой ценой, отчуждаются от интересов населения.
Особую роль в развитии социального конфликта играет информация. СМИ участвуют в формировании массового сознания, влияют на принятие политических решений. От того, как действуют информационные потоки, зависит, будет ли достигнуто ослабление напряженности или, напротив, обострение конфликта. Его причины не всегда бывают ясными субъектам, чему способствует отсутствие полной и объективной информации. Классический пример нового времени – события в городе Кондопоге в сентябре 2006 года.
Провоцирующим фактором современных социальных конфликтов является складывающаяся в современной России система властных отношений. Федеральная власть слабо реагирует на диспропорции в социально-экономическом развитии регионов. Разрыв в социально-экономических показателях между богатыми и бедными субъектами Федерации продолжает увеличиваться и достигает десятков раз. На фоне некоторого снижения активности участия губернаторов в открытой политической конкуренции стали энергичнее участвовать представительные органы государственной власти, другие субъекты. Сохраняются серьезные трения в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений. Только в 2003 году к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступила информация о 150 случаях нарушений прав верующих и религиозных объединений, имевших место в 40 субъектах Российской Федерации.
Таким образом, конфликт по своей природе социален, связан с различными сферами жизни общества. Социальный конфликт возникает в ситуации, когда субъект социального процесса осознает, что его интересы ущемлены, а потребности не удовлетворены в адекватной степени.
Во втором параграфе «Условия и факторы, влияющие на политизацию конфликта» подчеркивается, что политическое в жизни общества – это только компонент социального. Политизация социальных взаимодействий происходит при наличии нескольких важных обстоятельств. Среди исследователей распространены различные подходы в оценке причин возникновения политического конфликта. По мнению автора диссертации, политический конфликт – это публичное конкурентное взаимодействие двух или более сторон, обусловленное осознанием разделяющих их противоречий и направленное на приобретение нового властного статуса, экономических и политических ресурсов для реализации различных интересов, а также на распространение собственной точки зрения по поводу действий власти. Политический характер приобретает и масштабный конфликт, ведущий к многочисленным акциям протеста (введение в действие в начале 2005 года федерального закона о замене натуральных льгот денежными компенсациями), и конфликт локальный, демонстрирующий, например, неспособность местной власти обеспечить безопасность жителей (конфликт в Кондопоге).
В данном параграфе рассмотрены условия и факторы, влияющие на политизацию социального конфликта.
Условие политизации социального конфликта - степень его напряженности, которая характеризуется количеством участников, характером конфликта (примиримый, непримиримый).
Переход в стадию публичного обсуждения какой-либо проблемы – это первый из факторов, влияющих на политизацию социального конфликта. Благодаря искре публичности может вспыхнуть тлевший определенное время костер социальных противоречий. При этом автор диссертации отдает отчет в том, что выход в публичную сферу не всегда ведет к политизации взаимодействий. Однако изучение условий, при которых публичный характер социального конфликта не связан с его политизацией, не входит в круг задач исследования.
Степень публичности социального конфликта может быть различной в зависимости от объема информации, возможностей СМИ влиять на политику. Нормативные документы в области журналистики не обеспечивают свободного доступа СМИ к информации, до сих пор законодательно не закреплена и возможность участников конфликтов реагировать на выступления СМИ.
Зависимость степени публичности социального конфликта от возможностей СМИ влиять на политику отражена в таблице, которая содержит сравнительный анализ публикаций в независимой от власти частной газете «Коммерсант» и государственной «Российской газете».
Вторым фактором, влияющим на политизацию социального конфликта, является информациализация. Понятие «информационализм» введено в научный обиход М. Кастельсом. Применительно к теме данной диссертации представляют наибольший интерес выводы В.Д. Попова о социальном характере журналистики как науки, о включении ее в процесс развития и функционирования информационной сферы, о выполнении СМИ социального заказа общества и их социальной ответственности перед обществом.
Информациализация происходит при переводе обсуждения какой-либо проблемы в сферу массовой информации. По мнению автора диссертации, следует применить дополнительные характеристики информации, сопровождающей конфликт. Ими могут быть следующие характеристики: объем (полнота, неполнота), характер (негативная, положительная), качество (ложь, полуправда) информации. Сюда же надо отнести количество, интенсивность подачи информации.
Информализация связана также с количеством, интенсивностью подачи негативной или положительной информации. В диссертации приводятся данные о том, как за счет увеличения количества, интенсивности подачи аналитических материалов СМИ содействовали налаживанию диалога в отношениях коллективов крупных промышленных предприятий и органов государственной власти Омской области.
Третьим фактором, влияющим на политизацию социального конфликта, является масштабность, т.е. охват больших групп населения, наличие трений, затрагивающих проблемные сферы жизни. При анализе процесса политизации социального конфликта путем расширения состава участников необходимо учитывать состояние информационного пространства. По нашему мнению, характеристика информационного пространства должна складываться из следующих параметров: развитое или неразвитое (с учетом количества СМИ на душу населения), степень участия властных структур.
Четвертым фактором, влияющим на политизацию социального конфликта, является сфера его бытования (этнонациональные, межконфессиональные). Подчас, определяя сферу бытования социального конфликта, СМИ находятся в плену самообмана. Причины взаимодействий оказываются более глубокими, чем видится журналистам. Определение сферы бытования конфликта (этнонациональные, межконфессиональные) обостряет чувства людей, вызывает, по крайней мере у части аудитории, отрицательные эмоции не только по отношению к отдельным лицам, но и к представителям конкретного народа в целом.
Каждый журналист в соответствии с уровнем профессиональной культуры определяет, как освещать социальный конфликт. А делать это можно и с грациозностью слона, оказавшегося в посудной лавке, и с толерантностью, аптекарской точностью человека, не желающего нанести вред другим людям.
Политизация социального конфликта происходит в тех ситуациях, когда затрагиваются властные отношения, основные духовно-идеологические, нравственные ценности, когда во взаимодействие вовлекается значительное количество людей. Социальный и политический конфликты взаимосвязаны. Социальный конфликт может приобрести характер политического, а политический в свою очередь - наладить взаимодействия в социальной сфере.
В процессе политизации, по мнению автора диссертации, СМИ могут выполнять социальные и политические функции (выражать мнение общества, объяснять, растолковывать события и явления политической жизни, содействовать налаживанию диалога субъектов социальных взаимодействий, поддержанию единства общества), содействовать формированию политической культуры аудитории. Однако влияние СМИ на политический процесс ослаблено ограничением доступа к информации, необъективностью, поверхностностью многих журналистских материалов, нередким проявлением СМИ деструктивной журналистской позиции.
Во-первых, с точки зрения зон и областей проявления различают внешне- и внутриполитические конфликты, которые в свою очередь подразделяются на ряд различных кризисов и противоречий.
Во-вторых, по степени и характеру их нормативной регуляции конфликты подразделяются на институциализированные и неинституциализированные. О принадлежности конфликта к тому или иному виду можно судить по способности или неспособности людей (институтов) следовать правилам политической игры.
В-третьих, политические конфликты классифицируются по их качественным характеристикам, раскрывающим различный уровень вовлеченности граждан в разрешение спора, интенсивность кризисов и т.д. Среди конфликтов этого типа выделяются «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании граждан); конфликты «с нулевой суммой» и «с ненулевой суммой»; конфликты с отрицательной суммой, в которых все субъекты оказываются в проигрыше; антагонистические и неантагонистические.
По степени интенсивности различают эскалированные политические конфликты и конфликты низкой интенсивности.
С точки зрения публичности соперничества выделяются открытые и закрытые (латентные) политические конфликты. Они подразделяются по временным (темпоральным) проявлениям конкурентного взаимодействия на долговременные и кратковременные.
С учетом строения и организации режима правления выделяются вертикальные и горизонтальные политические конфликты.
С точки зрения сфер проявления политического конфликта межнациональные, культурные и социальные (в узком смысле слова) конфликты.
По типам целевых субъектов политические конфликты подразделяются на межгосударственные, межнациональные, межконфессиональные и т.д., а по масштабности различают международные, региональные, локальные политические конфликты.
Как отмечается в диссертации, ни в традиционной классификации политических конфликтов, ни в некоторых других типологиях, предложенных в 90-е годы ХХ века российскими исследователями, не учтена возможность политизации социального конфликта с участием СМИ.
Эскалация социального конфликта, создавшая ему скверную репутацию, часто следует за его политизацией, служит конечным этапом его развития. При низкой степени эскалации политического конфликта еще возможен конструктивный подход сторон к урегулированию и разрешению противоречий. При достижении высокой степени эскалации политического конфликта его урегулирование и разрешение представляют собой более сложный и длительный процесс. Исходя из вышесказанного, представляется необходимым выделить политические конфликты, которым свойственна низкая или высокая степень эскалации, а также конфликты низкой интенсивности.
По мнению автора диссертации, нуждается в дополнении традиционная классификация политических конфликтов с точки зрения сфер проявления конкуренции и представляется необходимым выделение экономических (передел собственности, сфер влияния), духовно-идеологических (этнонациональные, межнациональные, межконфессиональные, внутриконфессиональные), нравственных (столкновение устоявшихся норм, традиций, ценностей с утверждающимися в обществе новыми нормами, традициями, ценностями) взаимодействий.
На основе анализа объективного содержания, с учетом специфики политизации социальных взаимодействий, автор диссертации выделяет следующие типы политических конфликтов. Во-первых, конфликты в правовой сфере, т.е. в сфере толкования законов, договоров, соглашений, других правовых актов, а также специфики деятельности старых и новых институтов и их полномочий. Политические конфликты в правовой сфере могут возникать по горизонтали между государствами (по поводу спорных участков территории, на которых обнаружены запасы ресурсов), органами власти одного уровня, группами интересов, по вертикали – между федеральными и региональными органами государственной власти и т.д.
Во-вторых, на основе объективного содержания необходимо выделить регулятивно-функциональные конфликты. Как правило, их участники не претендуют на обладание новыми полномочиями и ресурсами. Их цель – способствовать политизации взаимодействия, чтобы напомнить другим социальным институтам или шире - обществу о наличии противоречий (реальных или мнимых!), в отношениях с политическими конкурентами.
Возможна также классификация по источникам политических конфликтов. Она позволяет глубже осознать специфику политизации социального конфликта. В основе политического конфликта могут лежать противоречия между функциями управления, между средствами и методами деятельности, противоречия в интерпретации информации.
В связи с повышением роли СМИ в политизации социального конфликта правомерно также, на наш взгляд, выделить политические конфликты с точки зрения отражения их в медиасфере: конфликты умолчания (субъекты намереваются урегулировать взаимодействие с помощью закулисных маневров и в связи с этим ограничивают или запрещают его освещение в контролируемых СМИ), субъективные (однобокое освещение спора), объективные (разностороннее освещение позиций сторон; усилия, направленные на урегулирование конкурентного взаимодействия).
Исследование типов политических конфликтов показывает, что в постсоветском политическом процессе возможны различные векторы общественного развития. Наряду с укреплением институтов демократии могут использоваться рудиментарные недемократические структуры, унаследованные от прошлого. Демократические институты могут служить прикрытием развития новых форм автократического или авторитарного правления. Вследствие неэффективности системы управления, неготовности и (или) неспособности субъектов своевременно применять стратегии, направленные на урегулирование взаимодействий, создаются благоприятные условия для политизации социальных конфликтов.
В третьей главе «Средства массовой информации как субъект и объект социального конфликта» подробно анализируются возможности исполнения СМИ роли полноправного субъекта и средства политического управления в социальном взаимодействии.
В первом параграфе «Средства массовой информации как субъект социального конфликта» рассматриваются возможности влияния СМИ на политизацию социального конфликта в качестве субъекта. Автором подчеркнуто, что журналистика является самостоятельным социально-политическим институтом в системе социальных отношений. Хотя суждения СМИ не имеют обязательного для исполнения характера, не обладают способностью оказывать экономическое давление, их воздействие на сознание субъектов и объектов политики очень существенно и результативно.
Свои материалы предлагают аудитории СМИ разных форм собственности, трех секторов – государственного, частного и смешанного. В составе учредителей – органы государственной власти и органы местного самоуправления, финансовые учреждения, промышленные компании, частные издательства и т.д. Учрежденные ими газеты и журналы, теле- и радиокомпании формируют систему СМИ, т.е. совокупность печатных изданий, теле- и радиопрограмм того или иного периода, выступающую как средство духовно-идеологического обеспечения жизни общества и определяемую общественными потребностями и политикой государства по отношению к журналистике.
Специфика освещения социального конфликта зависит от типа СМИ. В 90-е годы ХХ века СМИ разделились:
на качественные, адресованные интеллектуально подготовленной части общества, и на массовые, доступные остальной части населения;
на дотируемые из региональных бюджетов и бюджетов органов местного самоуправления и на коммерческие, самостоятельно финансирующие свою деятельность;
на официальные и официозные, передающие позицию структур власти, и на независимые от власти, ориентированные на выражение точки зрения издателя, учредителя;
на пропагандирующие стратегию действий власти и на оппозиционные, критикующие ее деятельность и предлагающие собственные варианты социально-экономического развития;
на СМИ, для которых политическая тематика является приоритетной, и на не политизированные, избегающие освещать темы политической жизни;
на бизнес-СМИ, обслуживающие предпринимателей и других субъектов экономики, и на развлекательные, удовлетворяющие потребности людей в досуге;
на легитимные, зарегистрированные подразделениями Федеральной службы РФ по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, и на не легитимные, не имеющие статуса зарегистрированных СМИ;
на региональные, действующие в пределах области, края, округа, республики в составе РФ, и на общенациональные, распространяемые или ведущие вещание в пределах страны.
Автор диссертации представляет систему СМИ на трех уровнях: вертикальном (в зависимости от сферы распространения – федеральные, окружные, областные, городские, районные, многотиражные), горизонтальном (в зависимости от учредителя – государственные, муниципальные, частные) и социокультурном (рассчитанные на различные сегменты аудитории, разделенной не только по профессиональной направленности, но и по интересам).
Как субъекты, СМИ разных форм собственности и разных типов могут по-разному влиять на социальный конфликт, т.е. оказывать воздействие на объект, которое приводит к изменению его состояния, деятельности. Активность СМИ как субъектов конфликта может иметь конструктивный характер и быть направленной на консолидацию общества. Однако возможен и деструктивный характер их действий.
Поведение прессы, теле- и радиокомпаний в социальном конфликте определяется типами СМИ. В основе позиции государственных СМИ лежит положение о том, что журналисты не должны дискредитировать власть и способствовать нарушению порядка, установленного в общественно-политических отношениях. Государство чаще всего влияет на журналистскую деятельность, оказывает финансовую помощь тем СМИ, которые служат послушным средством политического управления.
В основе деятельности независимых от власти СМИ - расчет на отсутствие цензурных ограничений и препятствий при сборе сведений, проводящемся в рамках закона. Однако на журналистскую позицию независимых от власти СМИ оказывает влияние коммерциализация. Пресса, зависимая от политически ангажированных предпринимательских структур, более озабочена отстаиванием интересов учредителей, чем выполнением социальных функций журналистики.
Независимые от власти частные СМИ чаще всего берут на себя политические функции, не свойственные журналистике, например, обнародование программ политических партий или оппозиционно настроенных объединений. Деструктивной нередко оказывается и частная журналистская позиция. Специфика такой журналистской позиции объясняется низким уровнем их профессиональной культуры.
Как субъекты, СМИ могут играть конструктивную роль в регионах в процессе трансформации политической системы, сохраняющей черты ригидной политической системы, и на стадии перехода от монополистической структуры информационного пространства к плюралистической в целях предоставления аудитории полной, объективной информации о политическом процессе. Политическая система, в которой социальные конфликты подавляются или заканчиваются в пользу одного из субъектов, носит ригидный характер. В ней социальные группы разобщены, а не тесно взаимодействуют, четко установлены границы между группами, а внутригрупповые связи очень прочны, распространены закулисные, теневые попытки разрешения противоречий. Черты ригидной политической системы присущи и российской политической системе.
В то же время и в независимых от власти, и в государственных СМИ встречаются элементы социально ответственной журналистики. Этим термином обозначается особый тип журналистской деятельности, прямо ориентированной на воспитание гражданской позиции, побуждение граждан к участию в политической деятельности, выработке социально значимых решений, нравственных ценностей и устранение конфликтов.
При определенных условиях и сами СМИ могут выступать в качестве субъекта социального конфликта. Исполнение ими роли субъекта носит противоречивый характер, а воздействие на политизацию социального конфликта в этом качестве зависит от того, какую журналистскую позицию проявляют СМИ. Свобода от обязательств перед аудиторией определяет деструктивную журналистскую позицию СМИ в социальном конфликте. Деструктивной может быть и журналистская позиция, и журналистская оппозиция.
Конструктивная журналистская позиция основана на выполнении СМИ социальных функций журналистики, связанных с выражением мнения общества, формированием общественного сознания, выражающегося в общественном мнении, содействием налаживанию диалога сторон взаимодействий в интересах консолидации общества. Конструктивная журналистская позиция актуальна в условиях трансформации политической системы от ригидной к плюралистической.
Во втором параграфе «Средства массовой информации как объект социального конфликта» рассматриваются возможности влияния СМИ на политизацию социального конфликта в качестве объекта. Анализируя публикации общенациональных и региональных СМИ, автор диссертации отмечает, что чаще всего они, как государственные, так и независимые от власти, увлечены продвижением интересов субъектов политики. В подтверждение этого приведены примеры из практики печатных изданий, телекомпаний Омской области, Ставропольского края, свидетельствующие о том, как СМИ в качестве объекта наращивают объем негативной информации, адресованной другим субъектам, оказывают мощное воздействие на сознание людей для придания определенной направленности их политическим действиям. Субъекты социального конфликта настраивают СМИ на борьбу, в которой допустимы любые методы развенчания соперника (неполнота информации, полуправда, ложь). В результате снижается ответственность журналистов за достоверность, объективность публикаций. Такой подход к сбору и обработке информации, по мнению автора, не только препятствует налаживанию социального диалога, но и усиливает напряженность взаимодействий.
В этих условиях СМИ часто выполняют не свойственную журналистике политическую функцию «защитного клапана» для отвода отрицательных эмоций от субъектов социального конфликта. В диссертации приводятся данные о том, что в качестве «защитного клапана» могут выступать и государственные, и независимые от власти СМИ. Автор диссертации приходит к выводу, что благоприятные условия для исполнения прессой этой роли создает слабая аналитичность публикаций.
Наращивание объема материалов негативного характера в СМИ в ходе социального конфликта часто сопровождается и резкими, непонятными аудитории изменениями в редакционной политике – корректировкой тематики, размещения материалов, жанровых предпочтений и т.д. Конечно, изменения в редакционной политике естественны. Аудитория воспринимает их как обоснованные, если пресса ведет диалог с ней, объясняет, почему происходят те или иные изменения в редакционной политике, как учитываются при этом интересы «потребителей». Однако в социальном конфликте пресса как объект не считает возможным растолковывать аудитории свои действия. В диссертации приведены примеры, показывающие, что в социальном конфликте отсутствует обратная связь СМИ с аудиторией, а интересы субъектов отстаивают только профессиональные сотрудники печатных изданий.
Развитие информационно-коммуникационных технологий, глобализация, увеличивающаяся зависимость СМИ от рекламного рынка привели к изменению информационного пространства России. В тексте современного печатного издания сосуществуют журналистские тексты, PR-тексты и те, которые носят откровенно рекламный характер.
В диссертации отмечено, что стратегии связей с общественностью формируются в соответствии с отношениями спроса и предложения на информацию и направлены на то, чтобы необходимая субъекту информация в нужное время и в нужном месте оказалась в его распоряжении. Специалисты по связям с общественностью не всегда оказываются способными к аналитической, прогностической работе.
Используя тексты, относящиеся к категории связей с общественностью, государственные и независимые от власти СМИ оказывают довольно сильное влияние на политизацию социального конфликта. При этом их действия часто имеют деструктивный характер. Это происходит в связи с регулярным нарушением СМИ таких принципов связей с общественностью, как предварительное уяснение информационных потребностей гражданина и доверительное информирование его, открытость информации, взаимная выгода коммуникатора и реципиента, опора на общественное мнение. СМИ нередко используют приемы, более пригодные в агитации и пропаганде, в частности, дозирование правдивой информации. На примере газет Краснодарского края, Республики Дагестан в диссертации показано, что если в социальном конфликте СМИ используются в качестве инструмента связей с общественностью, это порождает сомнения аудитории в объективности прессы, ведет к утрате доверия граждан к ней.
В социальных конфликтах наряду с текстами, относящимися к категории связей с общественностью, СМИ также широко используют рекламу (контррекламу, т.е. рекламу негативного содержания). Она оказывает значительное влияние на формирование мнений граждан о субъектах и объектах политики, о событиях и явлениях политической жизни.
Разновидностью рекламы является политическая реклама, представляющая собой распространение сообщений о субъектах политики и институтах, непосредственно связанных с процессом распределения властных полномочий. Ориентация СМИ на широкое использование текстов, относящихся к политической рекламе (контррекламе), объясняется тем, что оно приносит большие доходы. Растет зависимость СМИ от рекламодателей, ограничивается самостоятельность СМИ в сборе, обработке, распространении информации, особенно в период избирательных кампаний.
Политическая реклама и (или) контрреклама в СМИ оказывает сильное воздействие на политизацию и эскалацию социальных конфликтов. Как правило, СМИ выполняют любые требования «заказчика», манипулируют общественным мнением. Результаты электоральных кампаний показывают, что контрреклама может быть весьма эффективной. Политическая реклама и особенно контрреклама оказывают деструктивное воздействие на политизацию социального конфликта, затрудняют его урегулирование. Тексты СМИ, относящиеся к рекламе (контррекламе), как правило, далеки от объективности и предлагают гражданам «на выбор» только один вариант действий. В то же время, по мнению автора, контрреклама может воздействовать на политизацию социального конфликта в интересах общества, если содержит объективную, доказательную информацию и создает условия для принятия гражданами осознанных решений.
Особый интерес вызывают собственно журналистские тексты, посвященные конфликтам. В отличие от политической рекламы журналистика ориентирована не на сообщение гражданам фрагментарных сведений об отдельных субъектах политики или социальных институтах, а на производство объективной информации.
Конечно, журналисты формируют у читателей, зрителей, слушателей определенное отношение к действительности, в том числе к социальным, политическим конфликтам, воздействуют на установки людей, связанные с принятием решений. В демократическом обществе журналистика в идеале обязана быть рупором разных социальных групп, представлять весь спектр общественного мнения. Однако, как показано в диссертации на примерах публикаций о социальных конфликтах в газетах Самарской, Белгородской, Иркутской областей, если журналист использует неубедительные доводы, то эффективность выступлений прессы низка.
По мнению автора, воздействие журналистики на социальный конфликт не следует отождествлять с провоцированием конфликтных ситуаций. Оно далеко не всегда происходит в общественных интересах. На основе анализа выступлений радиостанции «Эхо Москвы», публикаций газет Волгоградской области автор приходит к выводу, что в одних случаях СМИ выдают желаемое за действительное, приписывают субъектам несуществующие замыслы ради сиюминутного эффекта, демонстрации своей «особой заинтересованности» в решении любых проблем. В других случаях провоцирование взаимодействий происходит вследствие низкой профессиональной культуры журналистов. Как показано на примере общенациональных печатных изданий, в отдельных случаях, когда органы власти в течение длительного времени игнорируют напряженное положение, волнующее многих людей, СМИ могут провоцировать политические конфликты в интересах решения общественно значимых проблем.
В пятой главе «Специфика поведения средств массовой информации в политическом конфликте» рассматриваются возможности воздействия СМИ на деэскалацию и предупреждение наиболее напряженных и острых конкурентных взаимодействий.
В первом параграфе «Специфика участия средств массовой информации в деэскалации политического конфликта» определяется стратегия действия СМИ, направленных на смягчение отношений субъектов политического конфликта.
На анализе материалов общенациональных газет «Российская газета», «Коммерсант», журнала «Российская Федерация сегодня», печатных изданий Омской области в диссертации показано, как газетная публикация становится средством деэскалации. Таким образом СМИ содействуют сохранению баланса в политическом процессе.
Равновесие может быть нарушено, если какой-либо из субъектов политического процесса выступает лишь как объект воздействия. На примере СМИ Омской области и Краснодарского края показано, как нарушается баланс в процессе эскалации политического взаимодействия, когда какой-нибудь из субъектов под влиянием другого субъекта теряет информационные ресурсы или добровольно отказывается от их применения.
По мнению автора, существуют объективные и субъективные факторы, затрудняющие деэскалацию политического конфликта. К числу объективных факторов относятся следующие.
Во-первых, слаба аналитичность материалов СМИ. Лишь незначительная часть СМИ, в основном печатные издания, насыщена аналитическими материалами. Преобладание в СМИ аналитических материалов над информационными содействует налаживанию диалога. Во-вторых, сужается аудитория СМИ. Сокращается число подписчиков газет и журналов, в деятельности которых аналитическая составляющая выражена наиболее отчетливо. В-третьих, анализ конфликтной ситуации требует изучения фактов, а свободный доступ к ним ограничен.
Существуют и субъективные факторы. Во-первых, СМИ стремятся выжить в условиях острой конкуренции за счет размещения материалов обо всем необычном, сенсационном, о конфликтных ситуациях. Во-вторых, на позицию СМИ влияет система их финансирования. Государство, как показано в диссертации на примере Белгородской области и Ставропольского края, поддерживает только те СМИ, которые служат средством политического управления. В свою очередь и ангажированная предпринимателями пресса вынуждена учитывать позицию учредителей.
В целях деэскалации политических конфликтов СМИ могли бы освоить определенную стратегию, связанную как с совершенствованием организации их деятельности, так и с системой подготовки журналистских кадров. На основе изучения публикаций газет Омской области, Красноярского края, общенациональных газет автор приходит к выводу, что СМИ могут влиять на всю систему взаимодействия сторон политического конфликта – на отношения между лидерами, элитами, массами граждан, содействовать формированию доверия, убежденности сторон в возможности урегулирования возникшего спора и решения существующей проблемы. На примере газет «Коммерсант», «Российская газета» показано, что печатные издания способны содействовать институциализации эскалированного политического конфликта, разъясняя сторонам важность соблюдения норм, определенных социальными институтами (право, государство и т.д.), или формирования новых норм, необходимых для налаживания диалога.
Аналитическая работа СМИ может содействовать дроблению эскалированных масштабных конфликтов на менее напряженные за счет представления аудитории альтернативных точек зрения, конкурирующих источников информации. Например, выяснение прессой причин межэтнического конфликта, как показывает анализ материалов газет Южного федерального округа, подчас приводит к его дроблению на ряд бытовых, межличностных споров, не вызывающих крайне отрицательных эмоций у субъектов и объектов.
На анализе материалов СМИ Омской области показано, что пресса способна улавливать сигналы к примирению, свидетельствующие о готовности сторон к уступкам или началу сотрудничества, и своевременно информировать о них аудиторию. Это вполне возможно, если пресса демонстрирует уважительное отношение к сторонам политического конфликта, избегает выпадов в адрес лидеров конкурирующих сторон, ограничивает применение развлекательной функции журналистики (высмеивание). При этом возможна деполяризация сторон конкурентного взаимодействия, «перевод» их отношений в сферу, в которой у них имеется общий интерес. Для достижения этой цели важен показ того общего, что объединяет стороны, - примеров их сотрудничества (пусть они связаны с прошлым). С целью деэскалации политического конфликта пресса привлекает внимание аудитории к субъектам политики (например, органы федеральной власти), с которыми у сторон конфликта имеются общие цели и сложились конструктивные отношения, противодействует дезинформации, разоблачает слухи.
Действия, направленные на деэскалацию политического конфликта могут быть эффективными, если их реализуют журналисты, обладающие высокой профессиональной культурой. С этой целью, по мнению автора, необходимо внести коррективы в систему обучения студентов факультетов и отделений журналистики. В настоящее время тема «Плюрализм и толерантность» рассматривается в курсе «Основы журналистики», в политологии предусматривается ознакомление студентов с темами «Политические конфликты и их разрешение», «Политика и СМИ», в культурологии – ознакомление с темой «Роль СМИ в формировании культуры общества». На взгляд автора, целесообразно изучение основ конфликтологии, специфики поведения СМИ в конфликтных ситуациях, понятия «политическая культура» (лишь в курсе «Международное гуманитарное право и СМИ» предусмотрено изучение темы «Роль и ответственность СМИ при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов»).
При ознакомлении с концепциями свободы журналистики, моделями развития СМИ в рамках курса «Основы журналистики» было бы полезным более глубокое изучение студентами социально ответственной журналистики, выполняющей миротворческие функции, распространяющей идеи самоорганизации людей. В настоящее время ни в политологии, ни в других курсах, изучаемых на факультетах и отделениях журналистики, не рассматриваются возможности СМИ содействовать становлению гражданского общества, распространению идей самоорганизации людей.
Реализация разноплановых мер, направленных на урегулирование и разрешение эскалированных конкурентных взаимодействий, не ведет к немедленной отдаче, так как степень напряжения и остроты политического конфликта может быть очень высокой. Предлагаемая стратегия действий может быть эффективной при обеспечении самостоятельности СМИ в сборе, обработке и распространении общественно значимой информации.
Во втором параграфе «Специфика участия средств массовой информации в предупреждении политического конфликта» анализируются возможности участия СМИ в предотвращении возможных противостояний в сфере политики. Автор подчеркивает, что споры в сфере властных отношений не возникают неожиданно для общества. Оно получает некие сигналы, свидетельствующие о недовольстве социальных групп своим положением в связи с ущемлением их прав, о несогласии с действиями другой стороны и т.д. Действия, направленные на предупреждение политического конфликта, не связаны с подавлением его, попытками создать некое общество, в котором исключены конкурентные взаимодействия, - достигнуть этого невозможно. Речь идет о поиске возможностей предотвращения наиболее разрушительных, острых конфликтов, возникающих в сфере политики, и здесь участие СМИ трудно переоценить.
Автор диссертации приводит данные о том, как пресса, телевидение Омской области содействуют налаживанию конструктивного диалога власти и групп интересов, созданию постоянных или временных форм сотрудничества (штабов, комиссий и т.д.), поддерживают стремление сторон предконфликтной ситуации к совместной разработке и принятию решений. На анализе материалов СМИ Южного федерального округа, Республики Калмыкии, Новосибирской области показано, как пресса, телевидение могут содействовать свободному перемещению идей и мнений с целью развития современных общественных институтов, распространять информацию, раскрывающую многообразие интересов, культур групп населения.
Если журналистика анализирует обращения граждан, поступающие как в органы государственной власти, так и в редакции газет, теле- и радиокомпаний, она тем самым помогает власти вести мониторинг предконфликтных ситуаций и устранять факторы, дезорганизующие жизнь каких-либо групп населения. На примере СМИ Алтайского края автор показывает, как пресса также может участвовать в воспитании не конфронтационного сознания, толерантности граждан. В этом журналистике помогает размещение материалов, рассказывающих о предыдущем опыте конструктивного сотрудничества сторон и возможных совместных проектах.
Несовершенство системы управления обостряет внимание СМИ к опыту культуры управления, накопленному органами власти, предприятиями и основанному на принятии решений с учетом предвидения развития событий, ориентированному на устранение источников вероятных конфликтов. Анализ публикаций газет Омской и Новосибирской областей показывает, что опыт управления может быть раскрыт журналистами в достаточной степени полно.
По мнению автора диссертации, реализации стратегии предупреждения политического конфликта содействует, как правило, не один материал СМИ, хотя и значение такового может быть весомым, а общая редакционная политика, система публикаций, теле- и радиопрограмм, рассчитанных на длительный период. В принципе возможна выработка определенной государственной политики в области СМИ. Конечно, социально ответственная журналистика не всемогуща и не способна самостоятельно устранить или блокировать причины политического конфликта, но может привлечь внимание других социальных институтов к решению проблем развития общества.
Эффективность участия СМИ в предупреждении политических взаимодействий в немалой степени зависит от толерантности граждан страны, политической культуры масс-медиа. В связи с этим представляется необходимым, во-первых, разработать и принять федеральную и региональные программы, нацеленные на формирование толерантности граждан и рассчитанные на длительный период, предусмотрев в них роль СМИ, во-вторых, внести коррективы в процесс обучения журналистов в высших учебных заведениях и в рамках послевузовской подготовки и переподготовки кадров.
Политическая культура журналиста – важная составляющая его профессиональной культуры, и в контексте развития глобального информационного пространства она оказывает все возрастающее влияние как на гражданское сознание отдельного человека, так и на судьбу страны. Свободная общественная дискуссия в СМИ по поводу конфликтных социальных проблем способствует устойчивому развитию общества и стабилизации политического процесса.
В заключении диссертации подводятся общие итоги работы и формулируются выводы.