Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  Политическая властьСоциальные основы политикиСубьекты политики

Общество и власть

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (Извлечения)

Европейская хартия местного самоуправления и ее значение // Полис. 1998. № 4. С. 170—172.

Преамбула

Государства — члены Совета Европы, подписавшие настоящую Хартию,

Считая, что целью Совета Европы является достижение более проч­ного единства между его членами во имя торжества и защиты состав­ляющих общее достояние идеалов и принципов;

Считая, что заключение соглашений в области управления является одним из средств, служащих достижению этой цели;

Считая, что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя;

Считая, что право граждан участвовать в управлении государствен­ными делами относится к общим для всех государств — членов Совета Европы демократическим принципам; [248]

Исходя из убеждения, что это право непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне;

Исходя из убеждения, что существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление;

Сознавая, что защита и укрепление местного самоуправления в раз­личных европейских странах представляют собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децент­рализации власти;

Утверждая, что это предполагает существование местных органов самоуправления, которые наделены уполномоченными для принятия решений органами, созданными демократическим путем, и которые имеют широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимых для этого средств, договорились о нижеследующем:

Часть 1

Статья 2. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления

Принцип местного самоуправления должен быть признан в законо­дательстве страны и, по возможности, в конституции страны.

Статья 3. Понятие местного самоуправления  

1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать зна­чительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рам­ках закона, под свою ответственность и в интересах местного населе­ния.

2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящи­ми из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать под­отчетными им исполнительными органами. Это положение не исклю­чает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.

Статья 4. Сфера компетенции местного самоуправления

1. Основные полномочия органов местного самоуправления уста­навливаются конституцией или законом. Однако это положение не ис­ключает предоставления органам местного самоуправления в соответ­ствии с законом отдельных конкретных полномочий. [249]

2. Органы местного самоуправления в пределах, установленных за­коном, обладают полной свободой действий для осуществления собст­венных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их ком­петенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

3. Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и природы поставленной задачи, а также требований эффективности и экономии.

4. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть оспорены или ограничены иным органом власти, центральным или региональным, только в пределах, установленных законом.

5. При делегировании полномочий центральными или региональны­ми органами местные органы самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой приспосабливать их осуществление к местным условиям.

6. В процессе планирования и принятия любых решений, непосред­ственно касающихся органов местного самоуправления, необходимо консультироваться с этими органами, насколько это возможно, делая это заблаговременно и в соответствующей форме.

Статья 5. Защита территориальных разграничении органов местного самоуправления

При любом изменении местных территориальных разграничении необходимо предварительно консультироваться с соответствующими органами местного самоуправления, возможно, там, где это позволяет закон, путем проведения референдума.

Статья 6. Соответствие административных структур и средств задачам органов местного самоуправления

1. Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внут­ренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали мест­ным потребностям и обеспечивали эффективное управление.

2. Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы возможно было обеспечивать подбор вы­сококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответст-[250]вующие условия профессиональной подготовки, оплаты и продвижения по службе.

Статья 7. Условия осуществления полномочий на местном уровне

1. Статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий.

2. Статус местных выборных лиц должен позволять получать соот­ветствующую денежную компенсацию расходов, понесенных в связи с осуществлением ими своих полномочий, а также, в случае необходи­мости, компенсацию за упущенную выгоду или заработок и соответст­вующее социальное страхование.

3. Функции и деятельность, несовместимые с мандатом местного выборного лица, могут быть установлены только законом или осново­полагающими правовыми принципами.

Статья 8. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления

1. Любой административный контроль над органами местного само­управления может осуществляться только в формах и в случаях, пред­усмотренных конституцией или законом.

2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее, административный контроль может включать также контроль вышестоящих органов власти за надлежащим выпол­нением органами местного самоуправления делегированных им полно­мочий.

3. Административный контроль над органами местного самоуправ­ления должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмеша­тельства контролирующего органа была соразмерна значимости инте­ресов, которые это вмешательство имеет в виду защитить.

Статья 9. Источники финансирования органов местного самоуправления

1.Органы местного самоуправления имеют право, в рамках нацио­нальной экономической политики, на обладание достаточными собст­венными финансовыми средствами, которыми они могут свободно рас­поряжаться при осуществлении своих функций. [251]

2. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям.

3.   По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.    4. Финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции  местных органов.

5. Защита более слабых в плане финансов органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эк­вивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов не­равномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора местного самоуп­равления в пределах их компетенции.

6. Порядок предоставления перераспределяемых средств необходи­мо должным образом согласовывать с органами местного самоуправ­ления.

7. Предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по мере возможностей, не должны предназначаться на финансирование определенных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуп­равления в области их собственной компетенции.

8. Для финансирования расходов по капиталовложениям местные органы самоуправления должны, соблюдая законодательство, иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.

Статья 10. Право местных органов самоуправления на объединение

1. Местные органы самоуправления имеют право при осуществле­нии своих полномочий сотрудничать и в пределах, установленных зако­ном, объединяться с другими местными органами самоуправления для выполнения задач, предоставляющих общий интерес.

2. В каждом государстве должно быть признано право местных ор­ганов самоуправления вступать в объединение для защиты и продви­жения общих интересов и в международное объединение органов мест­ного самоуправления.[252]

3. Местным органам самоуправления предоставляется право на ус­ловиях, которые могут быть установлены законом, сотрудничать с по­добными органами других государств.

Статья 11. Правовая защита местного самоуправления

Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.

Печатается по: Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2000. 843 с. (Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается начало текста на следующей  странице печатного оригинала данного издания)