В В Е Д Е Н И Е
На вопрос: “Что
такое социология?” - многие, если не большинство людей, как правило, отвечают,
что это наука, занимающаяся изучением общественного мнения, настроения
людей, их социальных и политических
предпочтений на основе проведения массовых опросов. В этой
простейшей характеристике достаточно точно
делается акцент на широком использовании социологией эмпирических методов сбора конкретных фактов
о социальной реальности.
Двумя основными
уровнями социологического знания являются теория и эмпирия.
Теория - это учение, система научных принципов, идей,
обобщающих практический опыт людей и отражающих законы существования,
функционирования и развития природы, общества, мышления. Эмпирия - человеческий
опыт вообще, восприятие посредством органов чувств, мышления, практической
деятельности. Один из парадоксов
становления и развития социологии заключается в том, что она,
возникнув как своеобразный протест против умозрительного анализа жизни общества
и общественной жизни человека, еще долго не могла выйти за его границы. История
социологии сложилась так, что вплоть до ХХ века фактически шло параллельное
развитие эмпирических и теоретических социологических исследований.
Эмпирические исследования социальной жизни стали развиваться в XIX веке. И лишь
в научной деятельности выдающихся ученых социологов Э. Дюркгейма, К. Маркса и
др. эти два направления в их развитой форме соединились.
Но уже более ста
лет дискуссия о соотношении теории и эмпирии с определенной регулярностью вновь
и вновь будоражили социологическую науку. Проявились две крайности при
разнообразии исторических форм, в которых они воплотились. С одной стороны,
тенденция к абсолютизации эмпирического начала в социологии. Сторонники этой
позиции, активно занимаясь прикладными социологическими исследованиями, свою
задачу видят в том, чтобы, в лучшем случае теоретически нейтрально,
беспристрастно описывать полученные результаты, группировать, классифицировать
их. Все, что не было подтверждено конкретным фактом, цифрой, для них есть
выдумки теоретиков.
Другая крайность
выражается в том, что абсолютизируется теоретическое знание. Вместе с тем,
пренебрежение эмпирической составляющей может дорого стоить не только
социологии как науке, но и тому обществу, которое увлечется теорией, доведя ее
до абсолютной идеологии. Только в диалектическом единстве система
теоретического и эмпирического может значительно расширить горизонты
человеческого познания своей социальной сущности.
Надо всегда
помнить, что
факты, пусть самым строгим образом отобранные, самые яркие и
неожиданные являютя по своей сути не более чем голой статистикой. Лишь теоретическая модель
способна логически объяснить эти факты, дать им смысловое объяснение,
интерпретацию, за обычным фактом выявить целостное социальное явление.
Эмпирия дает знания, но
знания о частностях, так как мир эмпирии - это мир внешних явлений. Как
ответить на вопрос, почему одни показатели в проведенном исследовании оказались
взаимосвязанными, сопряженными (скоррелированными) с другими показателями?
Такое объяснение факта может быть дано лишь при наличии в сознании
исследователя некой теоретической модели изучаемого явления. Если же
исследование не может, или даже не предназначено для того, чтобы объяснить мир,
а способно лишь фиксировать явления - то бессмысленной становится сама наука.
Для социологии эмпирическое исследование лишь средство (а не сама цель),
призванное обеспечить фактическую базу теоретического поиска для дальнейшего
применения в общественной практике.
Признание ведущей роли теории не должно
вести к другой крайности - пренебрежению, недооценки значения эмпирических
исследований.
Диалектический и системный подходы к изучению реального мира учат, что
всегда существуют противоположные явления, которые находятся во взаимосвязи и в
постоянном развитии. Например, если существует добро, значит, существует и зло.
Но между ними в реальной жизни всегда есть какое-то соотношение. Если больше
добра, то это хорошо, если больше зла - это плохо. Но даже между этими
понятиями есть какое-то оптимальное соотношение, которое выступает границей,
образно говоря “лезвием бритвы”, когда добро будет преобладающим в жизни и
когда добро может перерасти во зло. Эти пограничные состояния невозможно
оценить без математических методов статистического анализа. Современная
социология немыслима без социальной статистики, которая может показать реальное
отклонение в жизнедеятельности общества, людей от этих пропорциональных норм.
Поискам норм
пропорций развития, гармонии в истории человечества было посвящено немало
времени. Например, загадкой остается понимание гармонии через понятие правила так называемого “золотого сечения”,
описывающее “формулу гармонии”, которое гласит, что соотношение меньшего к
большему должно быть равно отношению большего ко всей совокупности, то есть к
сумме меньшего и большего. Например, основной статистический закон нормального
распределения гласит, что при соблюдении его основных пропорций система
функционирует нормально. Согласно этому закону критические точки
100-процентного распределения, когда какое-либо явление по своей количественной
характеристике начинает оказывать существенное влияние на функционирование
системы в целом, находятся в интервале от 0 до 10 процентов. По этому отклонения от нормы должны не
превышать данного интервала. Математическая статистика, например, определяет и
так называемый закон больших чисел, за действием которого наблюдается
проявление закономерностей среди множества случайностей.
Понимание логики
социального развития не возможно без осознания того, что социальное пространство и время многомерны. Например, каждый
живущий в обществе человек исполняет одновременно все социальные роли,
существующие в нем. Он чей-то сын, муж, отец. Он “сам себе” экономист,
психолог, политик, правовед, инженер и т.п. Все это представить достаточно
трудно, а социология дает на это ответ. Если выпускнику средней школы
предложить рассуждения в двухмерном пространстве осей координат, то он с
достаточно легко расскажет основные математические функции прямой, параболы и
т.п. Так же легко человек понимает социальное деление на богатых и бедных, на
управляющих и управляемых и т.п. Но стоит увеличить многомерность пространства
(три, четыре, пять и т.д.), как количество понимающих и дающих правильные
ответы резко сокращается. Поэтому так много бывает разногласий по всем сторонам
жизни общества - одни рассуждают в двух, другие в трех, четырех... N-мерном
социальном пространстве. Но чем больше сфер общественной жизни доступны
исследователю для понимания, тем качественнее результаты.
Наиболее ярким примером многомерного социального
исследования в истории обществоведения является “Капитал” К.Маркса. В этом
труде были определены основные решающие сферы общественной жизни,
сформулированы основные законы не только экономического воспроизводства, но и
социального воспроизводства, нашли свое отражение основные пропорции развития
капиталистического общества XIX века. Это стало возможным на основе
диалектического соединения обществоведения с точными науками. Свой труд К.
Маркс творил на примере Англии потому, что в то время это была единственная
социальная система, располагающая обширными эмпирическими статистическими
данными. И какова бы не была политическая и идеологическая оценка его
деятельности, научные плоды его трудов будут
долгое время предметом не только научных споров, но предметом
деятельности людей в их социальной практике, хотя К. Маркс и не называл себя ни
когда социологом.
В последовательности изложения учебного материала заложена цель: поняв структуру социологического знания и ознакомившись с классикой социологии, отечественным и мировым опытом, раскрыв основные понятия теоретико-методологических основ социологии, рассмотрев методы социологического исследования, продемонстрировать логику понимания общественных процессов на основе достижений современной отечественной и зарубежной социологической науки с использованием положений классической и социальной статистики и теории вероятностей.