Петражицкий Л.И. Теория права и государства. С 179.
[...] Нравственность не создает координации поведения; ее
мотивация есть односторонняя мотивация, притом относительно непрочная и
ненадежная; поскольку же она действует, ее характер и содержание таковы, что
имеется большое индивидуальное разнообразие мнений, характера, направления и
степеней исполнения. Определенного «порядка», точно предопределенной и
координированной системы социального поведения, прочного базиса для предвидения,
сообразования поведения, построения хозяйственных и иных планов и расчетов она
не создает и по природе своей неспособна создавать. Она улучшает и смягчает
социальное поведение, вызывая у отдельных личностей подчас весьма идеальное и
выдающееся поведение и совершенствование характера, воодушевляющее и поощряющее
других к подражанию и т.д.; но насущных и общих потребностей социальной жизни в
прочной нормировке поведения (и твердой и неуклонной социально-воспитательной
дисциплине) она не удовлетворяет и не может удовлетворять вследствие чисто
императивной природы своей и других, с этим связанных, характерных свойств.
[409]
В сфере той точной и определенной нормировки и координации социального поведения, которая создается правом, можно, дальше, различать разные специальные направления этой нормировки и координации, разные специальные, свойственные праву, в отличие от нравственности, социальные функции.
Для общего ознакомления с характером и социальным значением права важно, в особенности, иметь в виду два направления этой нормировки, две специальные, весьма существенные для социальной жизни, функции права, которые можно назвать: 1) распределительною и 2) организационною функциями права. [...]
Печатается по:
Хропанюк
В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 1998, –
944 с.