Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Теория государства и праваПроисхождение государстваТипы и формы государстваФункции государства

Сущность и назначение государстваГосударство и гражданское общество

Государство

МЕХАНИЗМЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА       

                      

Петражицкий Л.И.

ХАРАКТЕРНЫЕ СВОЙСТВА И ТЕНДЕНЦИИ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907.

С. 191 – 192, 204–207

 

[...] Для определения природы государственной власти следует различать разные виды и разновидности этих правоотношений.

Прежде всего, следует различать: 1) общие власти и 2) специальные.

1) Под общими властями, или правами власти, следует разуметь правоотношения, состоящие из: а) общих правовых обязанностей послушания, т.е. обязанностей повиноваться всяким велениям дру[340]гой стороны, каково бы ни было их содержание, или всяким велениям за исключением некоторых, особо изъятых и б) общих обязанностей терпения воздействий, т.е. терпения всяких воздействий, в том числе, напр., телесных, членовредительных наказаний, смертной казни, со стороны властителя, или всяких за исключением некоторых, особо изъятых, напр., смертной казни (неограниченные и ограниченные особыми изъятиями общей власти).

2) Под специальными властями следует разуметь соответственные специальные, т.е. ограниченные определенною областью поведения, обязанности одних – права других. Напр., власть председателя собрания ученого общества, законодательного собрания, митинга и т.п. есть специальная власть, право на терпение известных только действий и подчинение только известным распоряжениям со стороны прочих членов собрания, а именно только таких действий и распоряжений, которые относятся к соблюдению надлежащего порядка обсуждения подлежащих вопросов (а не, напр., к частной, домашней жизни членов собрания). [...]

[...] По господствующему мнению существенным элементом и признаком государства считается, между прочим, наличность определенной территории. Традиционно различаются в государстве три элемента: территория, население и государственная власть (причем не выяснена и спорна природа последнего элемента). Ввиду этого следует особо подчеркнуть, что с точки зрения психологической теории государственной организации, как эмоционально-интеллектуальных явлений указанного выше рода и соответственного координированного поведения (и с точки зрения начал научной классификации, независимой от привычек называния и соответственных ассоциаций идей), оседлость, наличность определенной территории, не имеет классификационного значения. И соответственные кочевые социальные группы или бывшие оседлыми, но в данное время передвигающиеся на другие территории под властью и предводительством своих князей, царей, ханов и проч. (ср. историю Европы и Азии, эпоху передвижения народов, странствование израильского народа и т.п.) подлежат включению, при наличности указанных выше других признаков, в класс «государства».

Верховная власть в государстве принадлежит (т.е. проецируется, приписывается народной правовой психикой) разным существам. В теократических государствах она принадлежит божествам; фактическое управление ведется здесь жрецами или иными наместниками подлежащего божества, как иерархически подчиненными субъектами власти. В светских государствах она принадлежит отдельным лицам, монархам или коллективным учреждениям, напр., верховным советам, парламентам. Если для юридической действитель[341]ности (обязательности) распоряжений субъекта верховной власти не требуется ничьего согласия, то это – самодержавная власть, в противном случае- не самодержавная, называемая ограниченною.

Наряду с верховной общей властью в государствах имеется множество подчиненных ей иерархически властей, находящихся между собой отчасти в отношении дальнейшего иерархического подчинения, отчасти в отношении преймущественности без иерархического подчинения. Причем подчиненные власти имеют обыкновенно характер не общих, а специальных социальных властей. Иногда они имеют, впрочем, характер общих властей, простирающихся на все государство (напр., в теократических государствах власть наместника божества) или на отдельные территориальные или иные части его (напр., власть наместников провинций иногда имеет характер общей власти).

По функциям, осуществляемым субъектами верховной и подчиненных властей, принято различать власть законодательную (функция издания законов, ср. ниже), судебную (решение юридических споров с обязательною для обеих сторон силою) и исполнительную (исполнение законов и судебных решений, вообще управление в пределах общих норм права и судебных решений). [...]

 

Печатается по: Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 1998, – 944 с. (Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается начало текста на следующей  странице печатного оригинала данного издания)