Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  Политическая культура и цивилизацияПолитическое поведение и участиеПолитическое лидерство и элита

Политическое сознание и идеологииПолитические коммуникации и информационная политика

Политика, культура, цивилизация. личность

 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

назад   Политология/ Под ред. Жукова  В.И., Краснова Б.И.   вперед

Общая и прикладная политология: Учебное пособие

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала данного издания

 

ГЛАВА XXXIV.

ЖЕНЩИНА И ПОЛИТИКА

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: “Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того кому оно благоприятствует” (1).

Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе. [c.571]

1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность

Роль женщины в политике зависит от господствующей в обществе идеологии, а также социально-экономических и политических особенностей этапа развития страны.

Как и почти 90 лет назад, сегодня актуально звучат слова из петиции в I Государственную думу: “Русская женщина во всех областях труда и забот, в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьянском,.. в работе фабричной,.. на поприще науки, литературы и искусства,.. в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. Она платит налоги и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед законом. Женщина должна иметь право на защиту [c.571] своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого близко касаются ее судьбы. Избранники земли русской, внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении Родине”.

Взяв в 1917 г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века. Нельзя отрицать также, что в первые годы советской власти был накоплен большой организационный опыт, позволивший в кратчайшие сроки решить многие принципиальные вопросы положения женщин.

В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов.

Можно сколько угодно иронизировать по поводу слов В.И. Ленина о том, что “каждая кухарка должна научиться управлять государством”, но надо признать, что в 20-е гг. задача привлечения женщин к общественной жизни, участия их в политической деятельности решалась быстрыми темпами. Предложения, высказанные женщинами на делегатских собраниях, встречали идейную поддержку и с целью реализации быстро переводились в плоскость государственных действий. Женщин не только призывали к общественной деятельности, но и создавали механизм, позволяющий включиться в нее. В этом была большая заслуга и женотделов.

С 1930 г. “женский вопрос” стал считаться решенным, и он исчез из политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о “политической роли женщины в обществе” проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%; в Верховных советах союзных республик – 36,2%; автономных республик – 40,3%.

Эти квоты не отражали истинное положение женщин в политической жизни страны, хотя нельзя не признать, что на низовом, локальном уровне женщины были [c.572] достаточно активны и их представительство в местных органах власти было высоким. Это общемировая тенденция. Некоторые западные политические аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с жизненными интересами женщин региона, а также более ясно видны результаты работы депутатки.

Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении “женского вопроса” в СССР и о политической роли женщины в обществе. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло прежде всего по причине их низкой политической активности и организованности, но и показало отношение общества к женщине-политику.

В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%.

Симптоматична оценка результатов этих выборов. Как свидетельствуют итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии АН СССР, 53,6% опрошенных москвичей высказали отрицательное отношение к факту сокращения молодежи; 36,2% – рабочих; 42,4% – беспартийных. В тоже время к сокращению числа женщин в высшем органе власти большинство опрошенных отнеслись как к факту, по их мнению, малозначащему.

Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов – женщины (в Совете Федерации – 5,6%, в Государственной Думе – 13,6%).

Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппарате органов управления доля женщин в общей численности работающих составляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины руководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руководителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 88. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Россию [c.573] в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин, в президентской структуре, в частности, их сегодня нет.

Что касается руководства хозяйственной деятельностью, то, составляя среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руководителей промышленных предприятий, 8% – сельского хозяйства, 10% – связи, 0,7% – строительных организаций.

Таким образом представительство женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того высшие властные структуры являются как бы элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед “натиском” женской общественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом. [c.574]

2. Причины низкой политической активности женщин

Прежде всего следует ответить на вопрос, в какой мере низкая степень участия женщин на уровне принятия решений в масштабах общества является наследием прошлого и в какой – ее истоки следует искать в нынешней непростой действительности. Несомненно, что здесь действует комплекс разных по своему характеру, источникам и времени происхождения факторов. Рассмотрим главные из них.

1. Реформирование политической системы со всей очевидностью выявило “двойной стандарт” отношения общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях социальной практики. Юридическое равенство прав женщин и мужчин оказалось нетождественным равенству возможностей. Выявился большой разрыв между юридическими нормами и официальной риторикой, с одной стороны, и повседневным жизненным опытом, с другой. Оказалось, что женщинам необходимо вновь завоевывать свое право на участие в политической деятельности, начиная практически с нуля.

2. Опыт прошлого политического участия также может быть частичным объяснением теперешнего отсутствия энтузиазма и политической активности у женщин. Сегодняшняя ситуация – это ответ на те роли, которые им [c.574] предлагались, на “двойной гнет”, который женщины испытывали и испытывают. В условиях острого экономического кризиса домашняя нагрузка на женщину усилилась, разрушена почти полностью или стала недоступной из-за высоких цен система платных услуг населению, снизились возможности доступа к детским дошкольным учреждениям, к различным формам местного и семейного отдыха. У женщин сейчас мало времени на политическую активность. Но в тоже время может быть именно эта ситуация и подтолкнет женщин к организации, выражению и отстаиванию своих интересов.

3. Обнажился и развился консервативно-патриархальный стереотип отношения к женщине, существующий в массовом сознании. Патриархатный тезис М.Горбачева о “возвращении женщин к их естественному предназначению” нередко подхватывался политиками-популистами. Он присутствует и по сей день в средствах массовой информации, имеет своих сторонников и среди некоторой части самих женщин, и среди парламентариев, и среди членов правительства.

Патриархатный подход к женщине проявляется сегодня буквально во всем. Это и отмена системы квот на представительство женщин в высших органах власти1; ограничение возможностей сочетать работу с домашними обязанностями из-за сокращения численности и финансирования детских учреждений и сферы услуг; и новое законодательство о семье, ориентирующее женщину скорее на семью, чем на работу, и изменения в культурной политике, приводящие к росту проституции, порнографии и коммерческого использования женского тела. Это, наконец, и усиление роли церкви, возрождение фундаментализма и национализма.

4. Важной причиной “отторжения” женщины от верховных этажей власти явился неадекватный новым политическим условиям стиль поведения самих женщин. Они “привыкли” к патерналистской системе отношений с обществом, гарантировавшей им определенный политический статус за счет системы квот. В условиях ее отмены проявился синдром патерналистского сознания женщин, они не смогли в полной мере воспользоваться своими [c.575] политическими правами, в том числе правом самовыражения, вести длительную и изнурительную борьбу, отстаивать свои интересы.

Сейчас вопрос стоит так – в состоянии ли сами женщины сформулировать свою политическую задачу самостоятельно или они и дальше будут продолжать оставаться объектом, а не субъектом политического процесса.

5. Важным фактором, бесспорно отразившимся на продвижении женщин, стала проводимая партиями политика. При всем многоликом разнообразии, плюрализме ныне существующих политических партий они оказались единодушны в фактическом нежелании продвигать женщин к власти. Это проявляется как в программных документах, так и в политической работе среди женщин. [c.576]

3. Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика

В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей. С одной стороны, как правило, с трудом воспринимается способность женщин к лидерству, самостоятельности, объективности, масштабности мышления, политическому маневру. Эти качества считаются мужскими.

С другой стороны, сложившаяся модель руководителя налагает свой отпечаток на образ женщины-лидера. Он формируется на основе некоего “мужского” стандарта. В соответствии с ним одежда, поведение, манера обращения женщины претерпевают своеобразные изменения. Налицо своего рода “маскулинизация”, влекущая за собой поведенческую жесткость, самоуверенность. В результате компрометируется сама идея женщины-руководителя. И происходит все это в немалой степени “с благословения” и для “удобства” мужчин, занимающих руководящие должности и не желающих поступиться традиционно выработанными нормами, привычным поведенческим ритуалом.

Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных, в России нет. В тоже время есть ряд косвенных актов, которые путем предоставления различных трудовых льгот, связанных прежде всего с родительством, [c.576] и сориентированных только на одного родителя – мать, предписывают именно женщине, совмещать семейные функции с работой в общественном производстве. В силу этого женщина рассматривается как работник, имеющий массу “льгот”, следовательно, “ненадежный” кандидат для продвижения в структурах управления.

Помимо социально-экономических факторов в движение приводится также социально-культурная норма, которая регулирует поведение человека в определенных условиях. Ее основу составляют ограничения и запреты, с помощью которых общество стандартизирует поведение своих членов. Кроме того, в ней содержатся положительные предписания, указывающие, как можно и должно вести себя, соблюдение которых в большой мере обеспечивается внутренними психологическими установками. “Поведенческий репертуар” и установки лидера – производные от соционормативной культуры общества. А она сегодня не включает, а отторгает женщину и настроена на мужчину.

Мы разделяем мысли И.Кона о том, что “характер” общественных взаимоотношений между полами зависит не только и не столько от самого полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания престижности мужских и женских занятий” (2).

Глубинные причины живучести традиционного отношения к женщине проявляются в наибольшей степени именно в управленческой сфере как привилегированном, престижном виде деятельности, определяющем высокий социально-экономический статус.

В целях преодоления процесса отторжения женщин от реальных структур управления, по нашему мнению, важно учитывать следующие факторы: профессиональный рост и профессиональную компетентность, конкурентоспособность индивида, качество структуры социально-бытовой сферы.

Принятие решений – особый вид деятельности, отличающийся высокой ответственностью и требующий не только полной отдачи творческих сил, а нередко и рабочего дня сверх установленных его границ. Поэтому достижение качественно нового уровня участия женщин в принятии решений [c.577] зависит и от кардинальных преобразований быта с той целью, чтобы он не ограничивал реализацию способностей и индивидуальных устремлений женщин.

Дискуссионным нередко является вопрос: зачем женщине высокие руководящие посты? Выдвигается альтернатива: или руководство, или любовь, семья, дети, счастье. В последние годы российские средства массовой информации все настойчивее обвиняют женщину в том, что она предпочитает работу, общественную деятельность семейным заботам, материнству, обслуживанию мужа и детей. Такая альтернатива, по нашему мнению, некорректна: любовь, семья, дети требуют партнерства, равного участия женщины и мужчины, в противном случае происходит процесс “инвалидизации”, гипертрофии доли ответственности одного из родителей.

Как свидетельствует исторический опыт, всякое продвижение женщины к освоению новой социальной роли всегда сопровождалось разной степенью неодобрения со стороны консервативно настроенной части общества, которая усматривает в этом посягательства на свои права и опасается утратить свои привычные привилегии. Так было, когда женщина добивалась и права на образование, и права на труд, и политического равноправия. То же самое происходит и когда она приблизилась к рычагам управления. Проведенные различными международными центрами и институтами исследования свидетельствуют: участие женщин в управлении на всех уровнях – фактор стабилизирующий. Там, где женщины составляют 30-40% в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано. Российские женщины-лидеры, женские организации должны приложить максимум усилий, чтобы эту истину осознали и российские политические партии, и мужчины-политики, и общество в целом. [c.578]

4. Женщины-депутаты Федерального Собрания

Ликвидация монополии коммунистической партии, отмена цензуры, плюрализация политики, обнажив недостатки и противоречия в положении российских женщин, открыли в тоже время перед ними возможности для организации и защиты своих прав. На вторых общенациональных выборах (1993 г.) женщины ими [c.578] воспользовались. Впервые в истории в Государственной Думе (нижняя палата Федерального собрания) работает депутатская фракция “Женщины России”.

Большая заслуга в этом принадлежит организованному в октябре 1993 г. политическому движению “Женщины России”, одна из целей которого – повышение социально-политической активности женщин и выдвижение их в органы власти на уровне принятия решений. На вторых выборах в Федеральное собрание в декабре 1993 г. это движение получило 21 депутатский мандат. Всего в Федеральное собрание РФ избрано 69 женщин (11,4% всех депутатов).

Конкретно выдвинутая женщинами предвыборная программа затрагивала интересы если не большинства, то очень многих избирателей: в области здравоохранения, образования, сохранения инфраструктуры дошкольных учреждений, личной безопасности граждан, равных прав и равных возможностей женщин.

Социальный состав и возрастная структура женщин-депутатов и их электората не соответствуют друг другу. Женщин-предпринимательниц в парламенте больше чем в жизни, велика среди депутатов доля бывших государственных чиновниц. Да и в возрастной структуре преобладают женщины пенсионного и предпенсионного возраста. Трудно ожидать появления в таком составе женского депутатского корпуса яркого общенационального лидера.

Тем не менее, женщины в нижней палате Федерального Собрания активно работают. В январе 1994 года образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. Работа Комитета сосредоточена по нескольким направлениям. Главные из них – инвентаризация, анализ содержания государственно-правовых актов, касающихся положения женщин, семьи, охраны материнства и детства; обновление форм и принятие нового законодательства, адекватного современным экономическим и политическим реалиям.

Особое внимание Комитет уделяет экспертизе вносимых в парламент законопроектов и других правовых актов, затрагивающих интересы женщин, детей, семьи. Оценивая их соответствие международным Конвенциям и другим правовым актам по правам женщин, ребенка, ратифицированным в России, Комитет систематически [c.579] вносит поправки, конкретные предложения и замечания в законопроекты. Они направлены на предотвращение ущемления или ухудшения прав женщин.

С декабря 1993 г. по инициативе депутатов комитетом разработаны, приняты и вступили в силу следующие законы: “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О приватизации пенсионного фонда в Российской Федерации”; “О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР”; Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”. Принятие этих законов позволило обеспечить условия защиты несовершеннолетних при приватизации пенсионного фонда, регулировать алиментные отношения в условиях перехода к рынку, корректировать вопросы внутреннего и международного усыновления.

Комитетом подготовлены законопроекты Семейного кодекса Российской Федерации, федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющих детей”, “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” и др.

Образована думская фракция “Женщины России”. Идеологией созданной фракции является политика равных возможностей. Но, как заявляет ее руководитель: мы ставим не только чисто женские проблемы, нас волнует положение дел во всех сферах, непосредственно связанных с человеком.

Основные задачи, которые решает фракция “Женщины России”:

– развитие системы законодательства, направленной на соблюдение прав человека и совершенствование национального механизма их защиты;
– контроль за реализацией Конвенции о правах ребенка и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
– усиление семейной направленности государственной социальной политики.

По инициативе депутатов фракции и членов Комитета организован и проведен ряд Парламентских слушаний, тематика которых свидетельствует о направлении деятельности и интересов депутатов: в 1994 г. – “Демографическая ситуация и проблемы семьи в [c.580] Российской Федерации”; “Право на жизнь: безопасность потребительских товаров и услуг”, “О действии правительства Российской Федерации по активизации социальной политики в интересах детей”; по проекту Семейного кодекса Российской Федерации; “О реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации”.

Депутаты фракции политического движения “Женщины России”, члены Комитета работают с представителями законодательных и исполнительных органов власти в субъектах РФ.

Однако на выборах в 1995 году в Государственную Думу движение “Женщины России” не попало. В настоящее время в России идет процесс оформления национального механизма по обеспечению равных прав и возможностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин. Некоторые элементы национального механизма уже действуют.

При Президенте РФ создана комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии. Ее главные задачи – формирование и координация государственной политики по достижению равных прав и возможностей для женщин и мужчин, улучшение положения женщин, решение демографических проблем.

В настоящее время при Правительстве Российской Федерации работает Межведомственная комиссия по улучшению положения женщин. В ее состав входят руководители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представители неправительственных организаций, ученые, специализирующиеся на проблемах социально-экономического положения женщин.

Впервые (1992 г.) в России образована кафедра феминологии в Московском государственном социальном университете, в системе высшего образования читается обязательный курс для студентов, функционируют аспирантура и докторантура.

Но все это далеко не достаточно. К сожалению, накал политической борьбы высок, он отвлекает силы исполнительных и законодательных структур от нужд гражданина. И в результате человек, женщина с ее проблемами и заботами пока еще оказывается на обочине интересов государства. [c.581]

Начиная демократические преобразования, отказываясь от многого в прошлом, архитекторы построения нового общества, к сожалению, не имели четкого представления о его модели, фундаментальных ценностях, путях достижения истинно демократического статуса женщины в новом государстве. Проявляется и особенность российского парламента: он молод, а общество не имеет традиций парламентаризма. [c.582]

5. Новые моменты в политике ряда государств и политических партий в отношении женщин

На пороге XXI века деятельность в защиту прав женщин активизировалась и обрела мощный глобальный импульс. На протяжении 20 лет, прошедших после первой Конференции Объединенных Наций по положению женщин, в рамках кампании деятельности за достижение равенства между женщинами и мужчинами произошли важные изменения и имели место несомненные достижения: число женщин на рынке труда увеличивается небывалыми темпами, и женщины добиваются более значительной роли на всех уровнях общественной жизни.

В 70-х и 80-х годах тема равных возможностей для женщин и мужчин стала одной из доминантных в политической жизни многих стран. Важным фактором, инициирующим активность в решении женского вопроса, стало Десятилетие женщин ООН, объявленное на период 1976-1985 гг. под девизом: “равенство, развитие, мир”.

В сентябре 1995 г. в Пекине состоялась Четвертая Всемирная Конференция по положению женщин: действия в интересах равенства, развития и мира. Конференция ставила целью установить приоритеты, которых необходимо придерживаться в 1996-2000 годах для осуществления стратегий в рамках системы ООН (3).

Конструктивным событием стало также принятие Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (4). Она определила в международно-правовой форме принципы и меры, направленные на обеспечение равных прав для всех женщин. Она призвала “...государства принять национальные законодательные меры, запрещающие дискриминацию женщин”, рекомендовала им “...принять временные специальные [c.582] меры, направленные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, а также меры для изменения социальных и культурных моделей, способствующих сохранению дискриминации” (5).

Существенную роль сыграли “Перспективные стратегии деятельности в области улучшения положения женщин на период с 1986 по 2000 год” (6). В Стратегиях выдвинуты три цели – равенство, развитие и мир. При этом равенство рассматривается не только как правовое понятие, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей женщин участвовать в процессе развития в качестве активной действующей силы, непосредственно связывается с задачей всестороннего социально-экономического развития и берется за основу для достижения прогресса всех обществ. В названных документах было зафиксировано стремление Мирового сообщества ликвидировать к 2000 г. дискриминацию женщин. Они стимулировали в странах разработку концептуальных подходов, стратегии и тактики государственной политики, создание национальных механизмов, мониторингов реализации принимаемых текущих и долгосрочных программ.

В 70-е и 80-е гг. были приняты законы о равенстве прав женщин и мужчин во Франции (1993 г.), ФРГ (1980 г.), Англии (1975 г.), Австрии (1979 г.), Дании (1978 г.), Норвегии (1978 г.), Швеции (1978 г.) и т.д. Эти законы включают нормы, регламентирующие равенство возможностей при найме и увольнении, вознаграждении труда, профессиональной подготовке, продвижении по службе, распределении семейных обязанностей между супругами и т.д.

Характерно, что реформирование или создание вновь правовой основы улучшения положения женщин, институирование социальной феминологии имеет принципиально важное значение и неразрывно связано с созданием и разработкой технологий функционирования национальных механизмов, действием организационных структур, направленных на решение женского вопроса. В 90 странах мира существуют национальные механизмы на государственном уровне, в пяти странах их возглавляют премьер-министры. Проведенный анализ деятельности таких государственных органов позволяет сделать вывод о том, что в разных странах существуют разные подходы и типы организационных структур – министерства, комитеты по делам женщин. Но одна общая [c.583] тенденция, бесспорно, при этом прослеживается: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению их равноправия, разрабатывается, и ее претворение в жизнь контролируется на государственном, а не только на общественном уровне. Показательно, что организационные структуры функционируют как в крупных, так и в небольших государствах. Процесс их формирования продолжается.

Как правило, к компетенции этих структур относятся следующие направления: реализация принципа равенства полов в рамках разрабатываемых программ; реагирование на конкретные случаи дискриминации; информационная деятельность по защите политических, экономических и социальных прав женщин; организация и инициирование соответствующих научных исследований; изучение опыта других стран.

Для Запада в 70-80-е годы характерен процесс концептуального осмысления социальной реальности, неудовлетворенность подходами к решению женского вопроса, положению женщин в обществе. В этих странах предпринимают попытки к переходу от осмысления к конкретным, скоординированным, долгосрочным, этапно обозначенным мерам по превращению принципа равенства полов в реальность жизни.

На основе принципов правового регулирования в рамках стран Европейского сообщества разработаны две долгосрочные программы действий по реализации равных возможностей на период 1982-1985 гг., 1986-1990 гг. Вступила в силу третья программа.

Симптоматично, что в странах многопартийной системы массовая работа среди женщин выдвигается в качестве особой задачи. Привлечение их на сторону партии означает для нее или победу, или поражение.

Исследование программных документов социалистов, социал-демократов в отношении женщин, механизмов их вовлечения в орбиту политической деятельности, в управленческие структуры своих стран свидетельствует о том, что партии в этот период гибко меняют свою тактику.

В новых условиях многие политические партии пересмотрели систему своих отношений с женской частью населения, от которой наполовину, а при определенных [c.584] демографических условиях и еще больше, зависит исход выборов в органы власти.

Во французской социалистической партии действуют 20%-ная квота для женщин при выборах в партийный аппарат, 30%-ная квота – при выдвижении кандидатов в депутаты местных органов власти. Фракция СДПГ в Бундестаге имеет 16% женщин, и партия ставит перед собой задачу к середине 90-х годов увеличить эту квоту до 40%. Итальянская коммунистическая партия, насчитывающая в своих рядах 38% женщин, на парламентских выборах 1987 года внесла в списки своих кандидатов в депутаты в среднем 30% женщин, а в некоторых округах до 50%. Таким образом, левые партии становятся одним из основных каналов, по которым женщины выходят в большую политику (7).

Среди всех парламентов мира мужчины составляют 89%, женщины – 11%. Однако представительство женщин в парламентах различных стран вариабельно. Это определяется экономикой, уровнем развития, культурой, религией и политической системой. Так, в таких странах, как США, Бразилия, Великобритания, Франция, Тунис, Кения, Индия, Япония, Таиланд и Австралия, женщины составляют до 10% парламентариев. Следующая большая группа стран – это страны, где представительство женщин в парламентах составляет от 10 до 20%. В их числе Канада, Испания, Италия, Польша, Ангола, Ирак и Новая Зеландия. В группе, состоящей из 5 стран, женщины в парламенте составляют от 20 до 30%. Это Китай, Исландия, Нидерланды, Австрия и Германия. Наконец, к последней группе, где 30-40% женщин в парламенте, относятся Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Куба и Гвинея (8).

Норвежская рабочая партия и Социал-демократическая партии Дании используют квотную систему, в соответствии с которой 40% всех кандидатов партии на выборах должны быть женщины. По инициативе правительства Норвежской партии стортинг (парламент) в конце 80-х годов утвердил закон, который вменяет обязанность иметь в своем составе не менее 40% женщин. Среди 18 министерских постов восемь занимают женщины. В стране существует социальная “программа [c.585] равноправия”, в аппарате правительства – уполномоченный по соблюдению закона и реализации программы.

Важным элементом вовлечения женщин в политическую деятельность, наряду с системой организационных мер, является социальная политика, направленная на облегчение условий быта, воспитания детей, способствующая реальному женскому равноправию. Заботу о фактическом равенстве обоих полов последовательно проводят социал-демократы скандинавских стран. В Швеции, к примеру, создана развитая система общественной помощи семье, позволяющая поровну разделить семейные обязанности между обоими родителями.

Характерно, что и партии, и правительства целенаправленно осуществляют политику продвижения женщин, координируя ее на межправительственном уровне. Так, на конференции министров ЕС (Страсбург, 1986 г.) была, в частности, принята резолюция “О политике и стратегии достижения равенства женщин в политической жизни, их участии в процессе разработки и принятии решений”.

Как показывает анализ государственной политики стран ЕС, сегодня наиболее значительные изменения в подходах к решению проблем женщин, повышения их роли в делах общества связаны с процессами коллективного социального планирования для того, чтобы: а) защитить общественные инициативы от деструктивного влияния бюрократии Совету Министров ЕС рекомендовано: обеспечить условия для справедливого распределения между женщинами и мужчинами руководящих постов во всех структурах ЕС, в частности в Европейском парламенте, Секретариате ЕС; б) гарантировать эффективность реализации программ действий ЕС на национальном и местном уровне через локальные институты, которые могли бы обеспечить участие на равной основе женщин и мужчин в процессе социальной трансформации. От правительств-членов ЕС ожидают в этой области конструктивного сотрудничества; в) обеспечить такие условия, чтобы политические решения и изменения были согласованы с интересами всех граждан, без какой-либо дискриминации по мотивам пола.

Конференция призвала политические партии, государственные и общественные организации, профсоюзы и другие заинтересованные группы разработать меры [c.586] позитивного характера, содействующие выдвижению, назначению и избранию большого числа женщин на руководящие посты, повышению их роли в принятии решений на всех уровнях.

Анализ деятельности ведущих политических партий развитых стран дает основание выявить наметившуюся в последние два десятилетия общую для многих из них тенденцию – повышенное внимание к ангажированию женщин в политику. Оно проявляется не только на декларативном уровне, но и подкрепляется созданием специального механизма продвижения женщин в структуры принятия решений. Таким результативным инструментом для этих партий и государств является система квотирования, применяемая как временная специальная мера. Можно сделать и следующий вывод: существовавшая в СССР система квот выдвижения женщин получила за рубежом признание и нормативный статус, как национальный, так и международный. Статья 4 (часть первая) Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин гласит: “принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается, как это определяется настоящей Конвенцией, дискриминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов; эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения”.

Расширение участия женщин в политических процессах развитых стран – существенная примета времени. Квотирование мест для женщин в партии и парламенте на Западе не относят к разряду ущемления демократии. Недемократичным принято считать то общество, где женщины отстранены от участия в принятии решений.

К ранее изложенному следует добавить еще ряд факторов, которые, с нашей точки зрения, могли бы демпфировать, а в дальнейшем переломить негативную тенденцию “вытеснения” женщин из властных структур: критическое осмысление собственного исторического и зарубежного опыта в этом направлении; развитие и консолидация женского движения как социальной базы, [c.587] выразителя интересов женщин; осознание политическими партиями необходимости определенной стратегии и тактики в продвижении женщин. В будущем, когда пройдет политический шок у населения, на выборах победит та партия, которая наиболее точно, социально привлекательнее сформулирует свою политику, за которую электорат – женщины в нем преобладают – отдаст свои голоса.

Важным инструментом привлечения внимания мировой общественности к положению женщин было проведение Организацией Объединенных Наций четырех всемирных конференций. [c.588]

Глава XXXIV.

Основные понятия: женский вопрос, женщины и политика, активность женщин в политике.

Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:

1. Ваше мнение о положении женщин в России в прошлом и в настоящее время.

2. Зачем женщине высокие руководящие посты?

3. Какова роль думской фракции “Женщины России” в политической жизни страны?

4. Дайте характеристику новым моментам в политике государства в отношении женщин.

5. Приведите сравнительный анализ программ политических партий России по вопросу вовлечения женщин в политическую деятельность.

Литература:

1. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С.246.
2. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988. С.89.
3. Шинелева Л.Т. Путь в XXI век. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. (Пекин, 1995 г.). М., 1995.
4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 18 дек. 1979 г. (Нью-Йорк), 1980.
5. См.: Положение женщин в современном обществе. М., 1990. С.77.
6. См.: ООН. Всемирная конференция для обзора и оценки достижений “Десятилетие женщины” // ООН: равенство, развитие и мир. Найроби, Кения, 1985. А/СО/116/28.
7. См.: Айвазова С. Женщины и политика в Западном обществе // Соц. исследования. 1989. №5.
8. Kvinnor med makt, s. 203-204, Sveriqes Riksdaq.
[c.588]

 

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации поддерживает квотирование как временную меру.
Вернуться к тексту

 

назад   оглавление   вперед