Н. М. Коркунов Лекции по общей теории права. СПб., 1894, С. 255–256, С. 257–260
[...] Организация и состав государственных учреждений представляют весьма большое разнообразие и этим обусловливается разнообразие и в общем строй государств. Но при этом нельзя не заметить, что разнообразие это может быть сведено к нескольким основным типам. Определение этих типов и выяснение основания их различия и составляет вопрос о формах государственного устройства или о формах правления.
Вопрос этот очень рано обратил на себя внимание и самой старой классификацией форм правления представляется классификация, основанная на различии числа правящих лиц. Если высшее распоряжение государственною властью принадлежит одному – это монархия, если многим – это аристократия, если всем – демократия. Первое указание на такую группировку форм государственного устройства находится у Геродота в его рассказе о переговорах Отанеса, Мегабиза и Дария, какую форму правления установить в Персии после убийства Лже-Смердиса, и до сих пор это самая обиходная группировка, находящая себе сторонников и среди выдающихся представителей современной науки, как напр. Рошера. Однако, при ближайшем исследовании в такой группировке оказываются весьма существенные неудобства, на которые обращал внимание уже Аристотель, но которые с особенной силой сказываются в применении к современным, крайне сложным формам государственного устройства. [...]
[...] По форме устройства все государства могут быть разделены, как это и признается издавна, на монархии и республики, но различие их не в числе правящих лиц, а в их юридическом положении. В республике все лица, участвующие в распоряжении властью ответственны от последнего избирателя до президента, стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени.
В монархии, напротив, имеется и безответственный орган власти – монарх. Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большею властью, [232] нежели английская королева; но президент ответствен пред конгрессом и потому не монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней.
Уже один факт осуществления хотя некоторых функций
государственного властвования безответственным субъектом, властвующим по
собственному праву, а не по поручению, не может не придать всему
государственному быту монархии своеобразный склад. Юридическое отношение
государственного властвования не может не меняться существенно, смотра потому,
какими субъектами осуществляются функции власти, ответственными или безответственными?
При существовании в государстве безответственного субъекта властвования некоторые
юридические нормы, определяющие государственный порядок, по необходимости
получают характер норм, лишенных санкции (leges imperfectae), опирающихся в своем действии лишь на религиозные,
нравственные, бытовые основания, но не юридические. Поэтому в республике
юридическая природа государственного властвования находит более полное и последовательное
осуществление, чем в монархии. Республика представляется более чистым
юридическим отношением. В монархии имеют относительно большее значение бытовые
факторы. Но, с другой стороны, как бы олицетворение государственной власти в
независимо поставленном монархе., как справедливо указал Штейн, более
обеспечивает неподчинение государственной власти исключительным интересам господствующих
общественных классов. Уже в силу этих двух условий различие монархии и
республики нельзя не признать основным различием форм государственного
устройства. А к нему присоединяется еще то, что глава государства, призванный
представлять государство во вне и внутри, участвует более или менее во всех
актах, совершаемых от имени государства, и в издании законов, и в отправлении
правосудия, и в управлении. Поэтому самостоятельность власти монарха и его
безответственность оказывают некоторое влияние на все проявления
государственного властвования. Монархический принцип требует, чтобы в
государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха. От его
имени отправляется правосудие, он назначает всех высших должностных лиц суда и
управления; в отношении к законам ему принадлежит обыкновенно право абсолютного
вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению. Все эти функции
могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница,
осуществляются ли они безответственным монархом, или ответственным пред народом
должностным лицом. [233]
Республике, напротив, более соответствует коллегиальная организация правительства, так как этим лучше обеспечивается подчинение делегированной правительственной власти народу, и если в большинстве современных республик имеется единоличная организация, то это объясняется влиянием на них монархических идей. Там, где, как в Швейцарии, республиканское устройство является исконным, правительство имеет коллегиальную форму. Точно также наследственная власть свойственна монархии, избирательная – республике. Только наследственная власть может быть вполне самостоятельна. Избирательные монархии образуют уже переходную форму и в настоящее время их вовсе не существует. Но и в избирательных монархиях власть главы государства была во всяком случай пожизненная, а не срочная, как в республиках. Срочность власти неизбежно ведет к зависимости от избирателей. Поэтому-то в республиках глава правительства всегда избирается на определенный срок и обыкновенно на довольно коротай срок.
Разновидности республики не могут основываться на сочетании республиканского принципа с монархическим: раз существует монархическая власть, как бы она ни была ограничена, получится монархия, а не республика. Но и республиканские государства различаются по степени осуществления в них республиканского принципа: подчинение всех государственных учреждений народу. Чем шире непосредственное участите народа в осуществлении функций государственного властвования, тем менее самостоятельны действующие по уполномочию от народа учреждения. Сообразно с этим различаются чистые или непосредственные республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такое государственное устройство, где народу принадлежит право непосредственного участвуя в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей. [...] [234]
Печатается по:
Хропанюк
В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 1998, –
944 с.