Предыдущий | Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве | Следующий
Человек как живое, самодеятельное существо имеет двойной состав[1]: душевный и телесный. Каждый из нас живет внутренней, душевной жизнью: мыслит, чувствует, желает, запоминает, воображает, но когда хочет осуществить что-нибудь не в себе, а вовне или сообщить другому о своем внутреннем состоянии, то пользуется своим телом как единственным орудием, допускающим проявление душевных состояний. Мы все привыкли к тому, что изнутри мы знаем только о себе, о всех же других людях знаем и судим только по их внешним проявлениям, иногда без ошибки делая по ним заключение о том, что происходит в их душах. Живая речь, слово, выражение лица и жест – вот средства общения, связывающие людей. Наука
65
свидетельствует о том, что в действительности тело и душа человека ведут единую, связную, органическую жизнь и не разлучаются, пока человек жив. Поэтому и поведение человека имеет всегда двойной состав – душевно-телесный. При этом бывает так, что жизненный центр тяжести переносится в душу, и тогда тело является второстепенным и подчиненным элементом (напр., при молитве, размышлении), но бывает и так, что главная роль принадлежит телу, и тогда душа следит только за целесообразностью его движений (напр., при ношении тяжести, гимнастике, ходьбе и т.д.). Согласно этому, и поведение человека может рассматриваться с двух точек зрения: или так, что душевное состояние является главным и важным, причем внешнее поведение оказывается только его естественным внешним выражением; или же так, что главным и важным является известное внешнее поведение, а внутреннее настроение подразумевается или оставляется без внимания. Все правила человеческого поведения разделяются в зависимости от этих точек зрения на две большие группы норм: к первой группе относятся все нормы моральные и религиозные, а ко второй группе – нормы правовые и нормы нравов. Требования справедливости возникают из сочетания тех и других норм и должны рассматриваться отдельно (см. § 9).
Для того, чтобы усвоить различие между этими видами норм, необходимо иметь в виду следующее. Каждая норма предполагает, во-первых, что некоторое разумное существо установило известное предписание (см. § 2). Норма, которая «никем» не была установлена – невозможна и нелепа. Всякая норма есть правило, формулированное в словах, в виде логического суждения и грамматического предложения. Поэтому норма всегда существует в виде высказанной мысли. Норма есть обязательное правило, по-думанное (или придуманное) разумным существом и выраженное в словах.
Понятно, далее, что всякая норма устанавливается в известной последовательности: придумать норму может один человек, придать ей окончательную формулу – другой, а сделать ее обязательным правилом не может иногда ни первый, ни второй, а только третий. Таким образом, для всякой нормы характерна, во-вторых, та последовательность или тот порядок, в котором она устанавливается.
66
Этим, однако, не все сказано. Всякая норма (в-третьих) предписывает что-нибудь каким-нибудь определенным людям, будь то все члены общественного союза (напр., все подданные, все члены клуба), или некоторые, обладающие особыми свойствами (напр., совершеннолетние, душевно-здоровые), особым положением (напр., землевладельцы, спичечные фабриканты), особою властью (напр., мировые судьи, губернаторы), или же одному члену, имеющему исключительное положение в союзе (напр., римский папа, президент республики, монарх). Норма, которая предписывала бы известное поведение «никому» – нелепа и невозможна, хотя возможны нормы, которые в прямых словах не указывают, к кому они относятся; юристы решают тогда этот вопрос по смыслу.
Далее, в-четвертых, в каждой норме что-то предписывается, именно – известный порядок человеческих отношений как верный и должный (см. § 2). При этом «отношение» может пониматься или как внутреннее настроение души, или как внешнее поведение, или же как то и другое вместе.
Наконец, в-пятых, применительно к каждой норме допустим вопрос о том, имеет ли она санкцию, и притом в чем состоит эта санкция. Санкцией называется то предстоящее последствие, которое постигает нарушителя нормы; это есть, так сказать, угрожающий перст, поддерживающий обязательное значение нормы и указывающий известное неприятное будущее для того, кто не будет повиноваться установленному предписанию.
Каждый из указанных видов норм должен быть отличён от других видов с этих пяти точек зрения. Пять вопросов решают здесь дело: кто предписывает? в каком порядке устанавливается предписание? кому предписывается? что предписывается (т.е. какой порядок?) и какова санкция нормы? В этом порядке мы и поведем рассмотрение. Необходимо только добавить, что не всегда по каждому вопросу возможно указать такое отличие, которое само по себе, взятое отдельно, было бы достаточно для того, чтобы установить характер нормы. Отличие дается только всеми пятью признаками, взятыми вместе, и это все время следует иметь в виду, чтобы не запутаться и не утратить необходимую ясность понимания.
67
[1] И. А. Ильин хорошо различал и чувствовал то, что в современной науке именуется двойственностью. К примеру, в математике – это законы двойственности Пуанкаре, Александера, Понтрягина; в физике – принцип неопределенности Гейзенберга, корпускулярная и волновая теория света, Лагранжев и Гамильтонов формализм и т. п. Другие области знания – не исключение.
Суть двойственности состоит в наличии пар сопряженных теорий, понятий, в частности, таких, как бесконечное и конечное, внутреннее и внешнее, непрерывное и дискретное, интегральное и дифференциальное, центростремительное и центробежное, иррациональное и рациональное и т.д. Отметим, что эта двойственность объективна, присуща всем вещам, не зависит от нашего психологического восприятия и тем более нашего произвола. Она составляет основную структуру бытия, восходя к Тайне Творения мира.
Характерная черта упомянутых пар – равнозначность и сопряженность составляющих их начал, которые обретают смысл и бытийственную полноту только в совместном существовании. Эти пары отличны от пар дуалистических (таких, как добро и зло, истина и ложь и т.д.) и диалектических (как, например, бытие и ничто, жизнь и смерть, тезис и антитезис и им подобных). Первым, согласно дуалистической трактовке, свойственно равноправие и абсолютная независимость противоположных начал друг от друга, что ведет к их противоборству и несовместимости. Вторым – диаметральная противоположность, причем истина содержится не в одном из них, а во взаимном их определении, в «движении непосредственного исчезновения одного в другом» (Гегель. Соч.– Т. V.– М., 1937.– С. 67–68); т.е. истина раскрывается в триаде: тезис – антитезис – синтез, выражая идею органического развития, которое основано на известной «борьбе противоположностей», переходящей в «новое качество».
И. А. Ильину были чужды как дуалистический, так и диалектический принципы, а раскрытые им связи естественного и положительного права, правосознания (как внутреннего Приятия права) и правовой нормы (как внешнего поведения), монархического и республиканского правосознания позволяют рассматривать содержательную наполненность его философии как объективный идеализм-реализм.