Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Теория государства и праваПроисхождение государстваТипы и формы государстваФункции государства

Сущность и назначение государстваГосударство и гражданское общество

Государство

МЕХАНИЗМЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА       

                      

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ДАЛЕЕ

Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России:

Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004. 30 п.л.

Лекция 12.

Конституционная система органов

государственной власти Российской Федерации

 

Основные понятия: Администрация Президента, государственные органы Российской Федерации, единая системы государственной вла­сти, органы государственной власти субъектов Федерации, местное самоуправление, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, представительные органы местного самоуправления, Прокуратура Российской Федерации, ресурсы государственной власти, социальная эффективность государственной власти, технологическая эффективность государственной власти, эффективность государственной власти.

Вопросы для самоконтроля:

1.         Дайте характеристику органам государственной власти.

2.         Что составляет единую систему государственных органов Российской Федерации?

3.         Какова основная особенность органов законодательной власти?

4.         Назовите органы исполнительной власти Российской Федерации.

5.         Каковы функции Прокуратуры Российской Федерации?

6.         Для каких целей создана Администрация Президента?

7.         Является ли Администрация Президента органом государственной власти?

8.         Что для России означает понятие «единая система государственной власти»?

9.         Кто устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации?

10.     Охарактеризуйте взаимоотношения между государственными органами федеральными и региональными.

11.     Что означает принцип субсидиарности?

12.     Является местное самоуправление органом государственной власти?

13.     Какие ветви власти функционируют на уровне местного самоуправления?

14.     Дайте определение ресурсам государственной власти.

15.     Охарактеризуйте основные ресурсы государственной власти.

16.     Чем определяется технологическая эффективность государственной власти?

17.     От чего зависит социальная эффективность государственной власти?

18.     В чем заключается сущность «инициирующее-резонансной» модели управления?

19.     Чем объясняется недостаточная эффективность государственной власти в России?

 

12.1. Система государственных органов Российской Федерации

Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

-       наделены государственно-властными полномочиями;

-       об­разуются и действуют в установленном государством порядке;

-       уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

-       являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и пол­номочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой сис­темы государственных органов Российской Федерации.

Президент, согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной вла­сти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законо­дательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются не­посредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему предста­вительных органов государственной власти Российской Федерации. Органы законода­тельной власти делятся на федеральные и региональные (субъек­тов Федерации).

К органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Российской Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов ис­полнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами админист­раций. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядитель­ный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.

Органы судебной власти образуют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие феде­ральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видо­вой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, админист­ративного и уголовного судопроизводства.

Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к одному из ранее названных видов органов государственной вла­сти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Ос­новной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федераль­ными министерствами и ведомствами, представительными (законо­дательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Кроме названных органов в систему государственных органов Российской Федерации входят также ряд других органов, осуществляющих вспомога­тельные, совещательные и иного рода функции, которые опреде­ляются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например, Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации.

12.2. Администрация Президента

Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, – эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента.

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.

Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады; обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.

В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.

За время существования структура и состав Администрации Президента многократно менялись. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент. Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации. С 14 ноября 2005 года Руководителем Администрации Президента является С.С.Собянин. Нынешняя структура Администрации Президента утверждена Указом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 года.

В соответствии с этим указом у Руководителя Администрации есть два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, помощники и советники главы государства, полномочные представители Президента в органах государственной власти, уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, руководители самостоятельных подразделений Администрации. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полпредов во всех семи федеральных округах.

К числу самостоятельных подразделений Администрации относятся 12 управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента.

В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте. В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих.

Администрация Президента – государственный орган, но при этом органом власти не является. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента – самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.[1]

12.3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Организация регионального управления в России и характер ис­пользования местными властями социальных технологий регули­рования общественно-экономических процессов сегодня в значи­тельной мере предопределены нормативными отношениями между центром и субъектами Федерации.

Согласно Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов как равноправных субъек­тов в их отношениях с федеральными органами государственной власти.       

В России существует единая системы государственной вла­сти, т.е. федеральная власть распространяется на всю ее территорию. Кроме того, на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъ­екта, носящая региональный характер.

Конституция создает правовую основу для разграничения полномочий и предметов ведения государства и регионов, кото­рые конкретизируются в индивидуальных договорах между Рос­сийской Федерацией и ее субъектами. Поэтому отдельным субъ­ектам Российской Федерации могут быть предоставлены такие права, которыми не располагают другие субъекты.

Конституция не устанавливает систему органов государствен­ной власти субъектов Федерации. Она предоставляет возмож­ность субъектам самостоятельно определять их, требуя лишь со­ответствия системы региональных органов государственной власти основам конституционного строя и общим принципам ор­ганизации государственной власти в стране.

Представительными (законодательными) органами государст­венной власти в субъектах Федерации являются думы, собрания и т.п. Органами исполнительной власти выступают администра­ции (правительства). Деятельностью администрации руководит глава администрации (губернатор), а его первый заместитель иног­да является главой правительства. В систему исполнительной власти области, края входят отрас­левые и территориальные органы управления и иные органы, со­здаваемые главой администрации, который самостоятельно опре­деляет их компетенцию и утверждает Положение о них.

Региональные органы власти разделяется также на законода­тельную, исполнительную и судебную ветви.

Общим для всех субъектов Российской Федерации является то, что их законодательные органы государственной власти состоят из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более четырех лет.

Главы исполни­тельной власти субъектов Федерации избираются органами законодательной власти субъекта по представлению Президента России.

Конституция определяет предметы совместного ведения Рос­сийской Федерации и ее субъектов (ст.72), включающие: обеспечение соответствия конституций и законов, иных нормативных право­вых актов субъектов Федерации Конституции Российской Феде­рации и федеральным законам; защиту прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение за­конности, правопорядка, общественной безопасности; совмест­ную собственность на землю, недра, водные и другие природные ресурсы; разграничение государственной собственности; приро­допользование; обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, об­разования, науки и культуры; координацию вопросов здравоохра­нения; защиту семьи; социальную защиту, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами и стихийными бедствиями; установление общих принципов налогообложения и сборов; общее законодательство; кадровое обеспе­чение правоохранительных органов; установление общих прин­ципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и некоторые др.

Конституция устанавливает (ст.73), что «вне пределов ведения Рос­сийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъ­ектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Например, в соответствии с уставами субъектов Федерации в исключительное их ведение входят: принятие, изменение и до­полнение устава, региональных законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением; установление системы органов за­конодательной и исполнительной власти в регионе, определение порядка формирования, организации и деятельности этих орга­нов, исходя из общих принципов, закрепленных законодательст­вом Российской Федерации; разработка и исполнение региональ­ных социально-экономических, научно-технических, экологиче­ских программ; распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами региона; решение вопросов админи­стративно-территориального деления региона, организация и раз­витие местного самоуправления; учреждение и присвоение по­четных региональных званий и премий; иные полномочия.

Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Федерации в России носят амбивалентный (двойственный) характер, свойствен­ный всем институтам переходного общества. С одной стороны, многие аналитики отмечают слабость центральной власти и от­сутствие продуманной стратегии, в том числе в области регио­нального управления. С другой стороны, государство, представ­ляя собой главную общественную силу, зачастую пытается рег­ламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституционного права, и из соображений целесо­образности должны были бы находиться исключительно в компе­тенции региональных властей. По этому поводу Президент России решительно высказался в ежегодном Послании Федеральному Собранию 2006 г.: «И давно пора прекратить из Москвы руководить строительством школ, бань и канализаций».[2]

Это ведет к дроблению объектов социально-экономического управления, их двойному подчинении - региональной администрации и федеральному центру, что усложняет структуру уп­равления и процесс принятия решений. С одной стороны, необ­ходимость решения вопросов региональной жизни в центре сдерживает инициативу и самостоятельность региональных властей. С другой стороны, стремление центра к всеохватывающему кон­тролю приводит к чрезмерной загрузке федерального правительства текущими во­просами вместо сосредоточения его на проблемах стратегическо­го управления.

Такая управленческая ситуация в России обусловлена целым рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, Конституция Российской Федерации определяет чрезвычайно широкий круг вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Наличие такой области двойного подчинения, управление которой сопровожда­ется противоречиям между центральной и региональной властью, требует конкретного подхода и специальных решений в каждом отдельном случае. Так, например, трактовка пункта об установ­лении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации может привести к устраивающему обе стороны реше­нию только в результате длительного процесса переговоров и компромиссов.

Во-вторых, в России сложились общенациональные (или даже транснациональные) финансово-промышленные группы, имею­щие свои интересы в регионах и стремящиеся их отстаивать с помощью центральной власти, заручившись поддержкой государ­ственных чиновников. Интересы этих групп сталкиваются в ходе приватизации, развития банковской сферы, проведения экспорт­но-импортных операций и т.д.

В-третьих, установились особые отношения того или иного ре­гиона с Москвой, выражающиеся, например, в наличии предста­вителей регионального «землячества» в различных органах цент­ральной власти.

В-четвертых, в ходе выборов в представительные органы власти центр под­держивает тех кандидатов, которые наиболее подходят для про­ведения сбалансированной политики общегосударственной на­правленности, стремясь не допустить победы популистов или экстремистов.

В-пятых, только центр может выступать арбитром в террито­риально-отраслевых или межрегиональных конфликтах, стре­мясь разрешать их с учетом, прежде всего, федеральных интере­сов.

Для эффективного функционирования власти, по мнению А.Салмина, целесообразно введение принципа субсидиарности – «такого распределения полномочий и ресурсов между различными территориальными уровнями управления, при котором каждый следующий «этаж» брал бы на себя выполнение тех функций, которые уже не могут выполняться предыдущим».[3]

12.4. Местное самоуправление

Особое место в механизме управления страной занимает местное самоуправление. Можно сказать, что оно начинается там, где заканчивается функционирование органов государ­ственной власти. В соответствии со ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантирует­ся местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Следовательно, органы местного самоуправления отделены от государствен­ной власти. Отсюда разнообразие способов формирования испол­нительных и представительных органов местного самоуправле­ния.

В соответствии с действующим законодательством главы местных администраций получили статус глав местного самоуп­равления (как правило, они избираются гражданами городских или сельских поселений).

Представительные органы местного самоуправления (дума, собрание представителей, местный совет и т.п.) избираются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным ок­ругам.

В малочисленных населенных пунктах (до 5 тыс. чел.) осу­ществление местного самоуправления возможно без образования представительного органа власти, а посредством собраний, схо­дов и выборным главой местного самоуправления, который пери­одически отчитывается перед населением.

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредст­венной демократии - местные референдумы и выборы, так и представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сооб­щества отличаются друг от друга размерами территории, количеством населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п. Но любые органы местного самоуправ­ления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуп­равление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуп­равление оторвано от государства и противостоит ему. Та­кой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, дей­ствующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприя­тия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соб­людать права местного самоуправления. Более того, госу­дарство своими актами может наделять местное самоуправ­ление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты.

О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с очень большой натяжкой. Здесь нет судебной ветви. Но и в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственным уровнем, тем более что исполнительный аппарат создается только в крупных терри­ториальных единицах.

Для органов местного самоуправления наибольшее значение имеют вопросы жизнеобеспечения, функционирования местной инфраструктуры, соблюдения населением правил общежития, совершенствования микросреды обитания. Муниципальные институты призваны решать те задачи, которые требуют координации их усилий и соответствующего финансирования. На этом уровне, как свидетельствует практика, базовая демократия в чистом виде не эффективна. Оптимально ее сочетание с низовыми представительными институтами. Важнейшие предпосылки успешного функционирования муниципальных органов – четко очерченная сфера полномочий, самостоятельный бюджет, формируемый за счет муниципальных налогов и региональных (центральных) субвенций, а также действенная система обратной связи, способная свести к минимуму склонность муниципальных властей использовать полученные полномочия в своекорыстных целях.

12.5. Ресурсы государственной власти в современной России

Ресурсы государственной власти - это потенциальные возможно­сти, средства, которые она может использовать для осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти разнообразны. В зави­симости от этапа общественно-политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно раз­личаются между собой. Они изменчивы, подвижны и в то же время традиционны. На ранних этапах общественного развития ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство, деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом.

Ресурсы классифицируются по раз­ным основаниям. Так, А. Этциони выделяет утилитарные, прину­дительные и нормативные ресурсы. Однако наиболее распростра­ненной является классификация ресурсов в зависимости от ос­новных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.

К экономическим ресурсам государственной власти относят материальные ресурсы и ценности, составляющие фундамент власти. К ним относят плодородные земли, полезные ископае­мые, заводы, фабрики, деньги, технику и т.п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти прово­дить экономическую политику, направленную на повышение бла­госостояния своих граждан, регулировать оценку их вклада в трудовую деятельность, дифференцируя степень оплаты и т.п.

Социальные ресурсы государственной власти представляют собой совокупность социальных благ, статусов, областей соци­ального назначения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.), которые являются средствами удовлетворе­ния интересов людей. Государство, обладая социальными ресур­сами, стремится акцентировать внимание в своей деятельности на социальных проблемах. Не случайно российское государство по Конституции характеризуется как социальное государство, по­литика которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь людей.

К политическим ресурсам государственной власти можно от­нести ее политическую структурированность, организованность, легитимность, имидж руководителей, реализованные обществен­ные проблемы, значимые для масс, международно-политические средства решения глобальных и внешнеполитических проблем и др. Они могут быть внутригосударственными, межгосударст­венными и общими для этих направлений деятельности государ­ственной власти. Например, опыт политической деятельности выступает общим ресурсом, а дипломатический опыт есть ресурс внешнеполитической деятельности.

Духовные ресурсы государственной власти включают в себя знания, информацию, средства их получения и распространения. Органы государственной власти являются важнейшими институ­тами, в которых аккумулирована информация о всех процессах, происходящих в России. Только на базе знаний и информации государственные органы могут принимать решения, верные для данного момента и максимально учитывающие интересы всех россиян. К духовным ресурсам относят также традиции общест­ва, культурное наследие, общественные настроения людей, пре­стижное образование (это и социальный ресурс) и многие другие. Их значимость в политике государственной власти, деятельности общественно-политических институтов резко возрастает. Прав­да, не все органы государственной власти учитывают данное об­стоятельство в своей деятельности.

Выделяют также силовые ресурсы, к которым относят вооруженные силы, органы охраны правопорядка, органы государственной безопасности и другие силовые структуры.

Важнейшим ресурсом власти является демографический. Без возобновления населения, без повышения его качества невозможно эффективно решать стоящие перед обществом задачи. Решению демографических проблем было посвящено в значительной мере ежегодное послание Президента Федеральному Собранию, с которым он выступил 10 мая 2006 г.

Мощным ресур­сом государственной власти является фундаментальная и прикладная наука, которая ориентирована на эффективное решение многих проблем российского общества, которой властью не уделяется еще должного внимания.

Исследователи отмечают важность и нетрадиционных ресур­сов государственной власти. Например, традиционные ресурсы развития избирательного процесса - финансы, кадры, информа­ция, нетрадиционные - культура участия граждан в выборах. К ресурсам системы исполнительной власти в России относят, кроме традиционных, научно-исследовательскую работу, ряд кон­кретных предложений, направленных на совершенствование ор­ганизации и регулирования государственной службы, информа­ционного обеспечения исполнительной власти и др.

12.6. Эффективность государственной власти в современной России

Государственная власть, как правило, является легитимной лишь при условии эффективного управления. Акцент по этому поводу был сделан Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г. В.Путин сказал: «…задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению».[4] Только эффективная власть способна обеспечить государственный суверенитет и достойную жизнь граждан.

Различают технологи­ческую и социальную эффективность государственной власти. Технологическая эффективность государст­венной власти определяется степенью ее бюрократической раци­ональности, адекватностью структур и институтов власти целям преобразований, характером их реакции на изменяющуюся си­туацию. Социальная эффективность определяется соотношением затрат и полученных результатов, что находит отражение в соци­альной цене реформ. Социальная эффективность государствен­ной власти во многом зависит от того, насколько цели, средства и результаты ее управляющего воздействия соответствуют ожида­ниям и интересам управляемых.

Для современной России характерна ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов управления, поэтому необходима такая модель, при которой государственная власть в наибольшей мере может проявить свою технологическую и социальную эффектив­ность. Одной из таких моделей управления может быть «инициирующе-резонансная» модель, большое влияние на формирование которой оказывают идеи синергетики. Эта модель ориентирует государственную власть не на поиск идеалов социального разви­тия, не на конструирование его желательных образов в соответ­ствие с имеющимися уже образцами, а на использование законов самоорганизации в целях наиболее эффективного управляющего воздействия.

Синергетические представления об эффективном управлении основаны на двух принципах. Во-первых, управление есть выбор целей и вариантов развития, которые ограничены спектром по­тенциально возможных структур управляемой системы. От этого выбора зависит социальная эффективность государственной власти. Во-вторых, управление — это резонансное воздействие на систему, связанное с поиском «точек роста», который позволя­ет при наименьших затратах получать максимальный результат. От направления и характера такого воздействия зависит техно­логическая эффективность государственной власти. При этом цели и результаты реформы должны соответствовать социокультурному пространству, в котором они осуществляются, т.е. быть обусловлены менталитетом различных социальных групп.

В соответствии с этой моделью государственная власть долж­на не «строить» или «перестраивать» социальную систему, а с помощью инициирующего воздействия выводить ее на собствен­ный и в то же время желательный уровень социального разви­тия. При этом управление будет эффективным в том случае, если государственная власть окажется в состоянии согласовать цен­ностные ориентации и социальные интересы различных групп на­селения не только по поводу целей, но и средств развития, и не допустить перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс социально-политической дезорганизации. Эти условия проведения реформ тесно связаны между собой, поскольку речь идет прежде всего о ценностном обосновании со­циальных инноваций и реформаторской деятельности самой госу­дарственной власти.

Недостаточная эффективность государственной власти в со­временной России обусловлена несколькими факторами:

использование российскими реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без учета ценностных ориентаций, способствующих такой модернизации;

проведение реформ основе нормативистского, про­граммно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы и исходя­щего из иллюзии о всесильности  власти;

блуждание между реформацией и реставрацией, представляющее собой циклы реформ, где движение по пути демократии и законности прерывается контрре­формами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображе­ниями практической целесообразности;

препятствие реформам со стороны бюрократического аппарата, который, по выражению Президента, «представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».[5]

 

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ДАЛЕЕ

 

Литература:

Дилигенский Г.Г. Политическая институционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международ­ные отношения. 1997. № 7, 8.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.

Конституция Российской Федерации. М., 2003

Лебедев М. Проблемы повышения эффективности государственной власти в России // Россия и современный мир. 1997. №3.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Халипов В. Власть. Основы кратологии. М., 1995.

Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность (политико-пси­хологический анализ) // Полис. 1995. №4.

Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.

Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 1998.

[1] Использованы материалы с сайта Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/administration.shtml

[2] Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml

[3] Салмин А. Die Realpolitik российской «федерации» // Современная российская политика / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.89.

[4] Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml

[5] Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml