Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Теория государства и праваПроисхождение государстваТипы и формы государстваФункции государства

Сущность и назначение государстваГосударство и гражданское общество

Государство

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО          

                    

НАЗАД   Баранов Н.А., Пикалов Г.А. ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ  ДАЛЕЕ

 

Лекция  18.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

 

1. Политическая жизнь: общетеоретический аспект

1.1. Сущность, содержание и условия формирования.

В общесоциальном контексте в литературе выделяются различные формы жизнедеятельности: финансовая и экономическая, духовная и научная, семейная и бытовая, религиозная и нравственная, государ­ственная и политическая и т.п. Еще В.О. Ключевский отмечал, что «природа страны направляет хозяйственную жизнь; физическая при­рода человека завязывает и направляет жизнь частную, домашнюю; личность есть сила творческая в умственной и нравственной жизни, а обществом создается жизнь политическая и социальная». Так или иначе названные сферы исследовались и исследуются различными науками.

В частности, политическая жизнь стала анализироваться как на­учная категория лишь во второй половине XX столетия. С середины 50-х гг. в политологии активно используется введенное в научную тер­минологию Дэвидом Лэйном понятие «политическая жизнь». Оно по­зволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институци­онального и поведенческого аспектов бытия.

Политическая жизнь — это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства по­литической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых за­висит от механизма функционирования политической власти и реали­зуемой ею политики.

Будучи многомерным явлением, политическая жизнь включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с формированием определенного политического сознания, с тем или иным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их интересов. Развитая политическая жизнь предполагает политическое осознание данных интересов, способность к определению в них такого содержания, которое не может быть реализовано без вмешательства государственной власти, а также готовность субъектов политической жизни вступить в диалог с институтами власти.

Политическая жизнь общества, устойчивость политических струк­тур в значительной мере зависят от сущности и формы государства, его ресурсов и возможностей.

Политическая жизнь — это непрекращающийся процесс деятель­ности множества индивидов, которые направляют свои совместные (кооперированные) усилия на решение политически значимых задач с помощью системы политических средств. В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы: субъекты и объекты, направ­ления и специфические средства политической деятельности. Они по­казывают, кто действует, на что направлены политические усилия и каким образом они осуществляются.

Ядро политической жизни составляют политическая де­ятельность и политические отношения. В политическую жизнь включаются также политическое поведение, полити­ческий процесс, политические конфликты и политические ситуации. Если представить себе структурный срез опти­мальной модели политической жизни, то можно сделать вывод, что входящие в нее компоненты обладают относи­тельной самостоятельностью, их взаимосвязи и взаимо­действия предполагают наличие механизма, обеспечиваю­щего их равновесие и эффективное функционирование, направленное на достижение баланса интересов и политиче­ской стабильности общества.

Таким образом, политическая жизнь — это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и по­литических отношений, обусловленный общественными и личными потребностями и интересами, удовлетворение ко­торых зависит от механизма функционирования политиче­ской власти и реализуемой ею политики.

Политическая жизнь реализуется посредством политической дея­тельности граждан, государственных структур, партийных и общест­венных организаций, движений, т.е. всей совокупности субъектов по­литики, каждый из которых стремится удовлетворить свои интересы. Таким образом, политическая жизнь является по сути политической деятельностью индивидов и их групп, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами.

1.2. Характеристика политической жизни.

Политическую жизнь характеризуют следующие признаки:

1) выступает в качестве сферы и результата взаимодействия соци­альных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, но может проявляться и в качестве действий субъектов политических отношений;

2) служит областью действия публичного интереса и управления, главным инструментом которых становятся власть, принуждение, ав­торитетное влияние, использующие практически всегда силу органи­зации, в роли которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

3) позволяет субъектам активно влиять на многие стороны иных разновидностей общественной жизни: экономической, духовной, нравственной, правовой и т.п.;

4) в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей — классы, этнические и профессиональные общности, от ини­циативы и энергии которых зависят направленность, облик, результа­тивность политических событий;

5) центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифици­рованным и активным.

Основными элементами политической жизни оказываются полити­ческие действия, среди которых можно выделить, например, государ­ственные перевороты и революции, крестьянские погромы и граждан­ские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д.

Государственная власть — главный объект политических интере­сов, и поэтому направленность на нее политической деятельности представляет собой сущностную черту данной деятельности, главную особенность, придающую ей собственно политическое качество. Можно даже сказать, что эта направленность политической деятель­ности людей на государственную власть — та ось, на которой держится вся политическая жизнь общества в ее различных проявлениях. Поли­тическое отношение как форма связи отражает положение субъектов политики относительно друг друга в процессе их политической дея­тельности. Положение это определяется их политическими интересами, а точнее, тем, совпадают они или нет. В зависимости от названного обстоятельства между людьми складываются разнообразные в своем сочетании политические отношения, которые, однако, можно свести к двум крайним, ярко выраженным проявлениям: политическому со­трудничеству и политическому соперничеству. Последние, в зависи­мости от уровня развития общества в целом, имеют конкретные вопло­щения, свидетельствующие об особенностях политической жизни дан­ного общества.

В политической жизни принимают участие различные субъекты: государство, политические партии, движения и иные общественные объединения, которые, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

От характера осознания субъектами политически значимых интере­сов непосредственно зависят границы той политической сферы, которая составляет объект государственно-властно­го регулирования. Если эти границы расширяются искус­ственно в целях вмешательства государства в сферу граж­данского общества, то последнее теряет свои преимущества. От степени политической подготовленности субъектов за­висит сила, эффективность властного регулирования (либо осуществляется рациональная политика, либо происходит неоправданное проникновение политики во все сферы об­щественной жизни).

Содержание политических интересов складывается в процессе их анализа, осуществляемого как группой в целом (на уровне политических программ, целей, идеологий), так и каждым отдельным субъектом политической жизни на основе политической самоидентификации, путем осозна­ния своей принадлежности к той или иной общности, груп­пе, партии.

В политическую жизнь постоянно включаются новые субъекты политической деятельности со своими специфи­ческими потребностями и интересами, которые обладают способностью воспроизводиться. Этот процесс сопровожда­ется появлением новых политических партий, движений, что придает политической жизни динамичный характер.

Политической жизни присуща противоречивость. Это обусловлено многообразием политических интересов и сложностью политических отношений, время от времени приходящих в столкновение и порождающих политические конфликты. При отсутствии должного механизма их регу­лирования возникает кризис, обострение которого может привести к социальному взрыву.

Зависимость социально-политических субъектов друг от друга, политических институтов от субъектов политиче­ской деятельности придает политической жизни комплекс­ный характер. Она может восприниматься не только как це­лое, но и как части целого (институты, нормы, ценности, реальные события, цели и средства).

Политическая жизнь демократического общества отли­чается открытостью. При наличии широкого спектра поли­тических проблем в обществе действуют эффективные ме­ханизмы свободного обсуждения разнообразных политиче­ских вопросов, выработки оптимальных программ реализа­ции политических интересов различных социальных слоев, а также есть реальная возможность свободной политиче­ской коммуникации.

2. Функционирование политической жизни

2.1. Институциональный уровень.

Функционирование политической жизни осуществляет­ся на трех уровнях: институциональном, представительном и индивидуальном.

Институциональный уровень — это государственно-пра­вовая сфера политической жизни. Здесь осуществляется профессиональная политическая деятельность и складыва­ются политические отношения в рамках государственного механизма, функционирующего по принципу рациональ­ной целесообразности. Профессиональная политическая деятельность основывается на государственных интересах и направлена на обеспечение единой политической воли в це­лях удержания и укрепления власти, с одной стороны, и до­стижения политической лояльности к существующей вла­сти и поддержки ее политики большинством граждан, — с другой. На этом уровне политическая деятельность сосре­доточивается на утверждении и распространении политических ценностей (национальная безопасность, экономиче­ское развитие, права и свободы граждан, конституционный порядок, общественный прогресс), На выработке политиче­ской стратегии и тактики, закреплении их в соответствую­щих законах.

Главная цель политической деятельности в рамках инс­титуциональных структур — достижение политической ста­бильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти. Полити­ческая стабильность служит нормой, определяющей поли­тическую деятельность по упорядочению общественных от­ношений. Достижение политической стабильности являет­ся условием нормального функционирования политиче­ских отношений, их прогрессивного развития. Если отно­шения урегулированы, они укрепляют любой способ про­изводства. Если же порядка нет, то случайные факторы и мотивы поведения получают возможность прорыва в поли­тику, снижают уровень защищенности личности, дискреди­тируют авторитет государства и власти. Все это порождает неуверенность и напряженность в обществе.

Политическая стабильность — состояние общества, ха­рактеризующееся относительным согласием основных со­циальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. Она основывается на балансе сов­падающих и противостоящих интересов действующих со­циальных групп, на разрешении возникающих противоре­чий и конфликтов в результате консенсуса. Такого рода по­литическая стабильность характерна для демократических обществ.

К условиям, обеспечивающим политическую стабиль­ность, относят: экономический рост, сопровождаемый уве­личением численности средних слоев населения («среднего класса») и соответствующими изменениями в их полити­ческой культуре; высокий уровень политической культуры, позволяющий  согласовывать  противоречивые  интересы, цели, позиции; наличие демократических традиций, толе­рантности, уважительного отношения к закону и лояльно­го—к политическим институтам, соблюдение определен­ных правил участниками политического процесса; обеспе­чение свободного доступа к политическим институтам не­традиционных социальных групп (ранее не участвовавших в политике), что позволяет сохранять лояльность масс по отношению к политической системе в целом; возможность реализации экономических интересов большинством соци­альных групп. Отсутствие стабильности порождает стрем­ление «обиженных» «нажать» на государственные органы с целью получения материальных преимуществ. Возникает цепная реакция: группы втягиваются в своеобразное сорев­нование по «выколачиванию» материальных благ, а по­скольку власти не могут обеспечить всех в одинаковой ме­ре, открывается широкое поле для конфликтов, конфронта­ции, социальной напряженности.

Политическая стабильность — предмет особой заботы правящей политической элиты. Для этого она использует следующие меры.

1. Социально-политическое маневрирование. Оно вклю­чает различные средства для ослабления противодействия властям самой ущемленной части общества. Наиболее рас­пространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «проигрывающих» групп, что позволяет частично ослабить социальную напряженность. Спектр ме­тодов социально-политического маневрирования достаточ­но широк— от сепаратных сделок, временных политиче­ских блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание.

2. Политическое манипулирование. Это массированное воздействие через средства массовой информации с целью формирования общественного мнения нужной направлен­ности.

3. Введение оппозиционных сил в политическую систе­му и постепенная их адаптация и интеграция.

4. Применение силы. Эта мера, как показывает практи­ка, наименее эффективна.

Позитивную роль в достижении политической стабиль­ности могут сыграть: формирование коалиционного прави­тельства (правительства национального доверия), перего­воры между противостоящими политическими силами и т. п. Не менее важное значение имеет и учет допущенных в свое время ошибок, порождавших дестабилизационные процессы. Например, использование в политической дея­тельности средств, не адекватных цели. Известно, что сред­ства, применяемые в политике, могут искажать цель. Воль­ное обращение со средствами в социально-политических преобразованиях (попытки сократить путь развития или выпрямить его и т. п.) ведет к абсолютизации политиче­ских претензий отдельных деятелей в ущерб интересам че­ловека и общества. Если средства для достижения цели не созрели, то деятельность, как правило, переводится в сферу идеологической полемики. Для реализации новых целей нужен и новый уровень культуры политической деятельно­сти, ее цивилизованности. Если этого нет, степень упорядо­ченности политического процесса резко снижается. Реак­ция не подготовленного к переменам большинства населения на неблагоприятные ситуации может оказаться разру­шительной. Ориентация на разрушение особенно опасна. Она приводит к тому, что разрешение проблем растягива­ется на десятилетия и достигается слишком высокой ценой для народа. Опыт показывает, что страны, отдающие пред­почтение ценностям порядка, достигают наибольших успе­хов в своем развитии.

На институциональном уровне политическая жизнь, функционируя на основе определенных принципов, подда­ется программированию и регулированию. Однако для ее оптимального функционирования необходимы механиз­мы, противостоящие государственному регулированию и выражающие многообразные интересы социально-полити­ческих общностей.

2.2. Представительный уровень.

В   любом   демократическом   обществе   политическая жизнь находит свое проявление и на представительном уровне. Субъектами политической жизни в рамках внегосударственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпора­тивные объединения и др. На этом уровне формируются специфические групповые интересы и потребности различ­ных социальных субъектов. Группы по интересам пытают­ся оказывать влияние на тех, кто управляет, и добиться принятия соответствующих решений. Широкое представи­тельство интересов может гарантировать эффективность воздействия общественности на политические процессы. Адекватное представление у правительства об актуальных интересах населения и своевременная ответная реакция на них предотвращают социальные взрывы и обеспечивают поддержку населением правящей элиты.

Группы по интересам со временем могут оформиться в политические партии на основе превращения групповых интересов в политические. Так, в Великобритании в конце XIX в. тред-юнионы были группами интересов, а в 1900 г. они помогли сформировать лейбористский комитет по вы­движению рабочих в парламент, который в 1906 г. стал лейбористской партией. Сформировавшиеся политические партии стремятся закрепить свои интересы политической властью, обеспечивая свое представительство во властных структурах, и создать условия для свободной деятельности оппозиции.

На представительном уровне осознанные интересы пре­образуются в альтернативные политические программы по отношению к правительству, активизируется деятельность по их реализации на государственном уровне. Внегосударственные образования являются интегрирующим звеном между государством и обществом (заметим, что при господстве в обществе одной политической партии политиче­ская система отождествляется с политикой конкретных ру­ководителей, а потому критика руководства механически переносится на систему в целом. В многопартийной систе­ме обвинения правящей партии не распространяются на систему).

В представительной системе корпоративизма политика вырабатывается посредством взаимодействия между госу­дарственным аппаратом и ограниченным кругом влиятель­ных организаций (бизнеса, профсоюзов). Корпоративные организации получают монопольное право на представительство своих интересов в обмен на их подчинение опреде­ленным ограничениям со стороны государства. Складыва­ется своеобразное «партнерство» бизнеса, профсоюза и го­сударства на основе объединения узкогрупповых и общего­сударственных интересов.

Особо следует выделить деятельность криминальных струк­тур. Она направлена на дезорганизацию регулятивных фун­кций политического режима, что подрывает доверие насе­ления к легальным средствам реализации назревших по­требностей.

Сам факт существования криминальных интере­сов подрывает доверие граждан к политическим ценностям. Человек от­чуждается от политики, контакт гражданина с государством становится возможным лишь на принудительной основе, что особенно опасно в кризисных ситуациях.

Таким образом, представительные институты являются необходимым инструментом реализации политического процесса, через них происходит своеобразное проникнове­ние специфических групповых интересов в государствен­ную политику.

2.3. Индивидуальный уровень.

Если на институциональном уровне формируется общая политическая воля и приоритетным является государст­венный интерес, на представительном — групповой, то на индивидуальном — частный. Субъектами политической жизни на этом уровне выступают независимые граждане, способные объединяться в массовые движения. Эти движе­ния приобретают встречный характер по отношению к инс­титуциональным властным структурам.

Особенностью политической жизни на индивидуальном уровне является спонтанность и стихийность ее проявле­ния — свободное формирование и изложение интересов, мнений, воли неорганизованных людей. Возможность про­текания спонтанных процессов в жизни общества обеспе­чивается наличием суверенитета народа и автономности личности. Независимые граждане не приемлют организа­ции и давления сверху, и потому движения, в которые они объединяются, развертываются спонтанно на основе есте­ственной целесообразности.

Одной из форм спонтанного движения является граж­данское неповиновение. Это — символическое нарушение некоего  правила,  ультимативное  средство  обращения  к большинству с тем, чтобы оно еще раз оценило свое реше­ние и по возможности пересмотрело его. Это возможно в правовом государстве, так как нарушители обосновывают свой протест в свете конституционных принципов. Кроме того, широко распространены массовые протесты, связан­ные с ухудшением жизненного уровня, отравлением окру­жающей среды и т. д.

Спонтанные процессы власть имущие стремятся ис­пользовать в своих интересах (с помощью бюрократическо­го аппарата), добиваясь иногда бюрократизации массового движения и выхолащивания из него свободных импульсов. Само по себе спонтанное движение может приводить к негативным результатам. Более того, возможно проникно­вение в структуры неорганизованного движения деструктивных эгоистических индивидуальных и групповых инте­ресов, в результате чего спонтанный процесс может быть направлен в разрушительное русло. Отсюда следует, что спонтанное движение нуждается в саморегуляции и само­защите. Высвобождение спонтанных сил снизу не должно сводиться к выражению лишь частных интересов, оно дол­жно вести к раскрепощению парализованной политической энергии. Административная политическая власть не может ограничивать себя сама, ее надо ограничивать властью тех, кто выражает интересы других. Кроме того, свободные фор­мы жизни общества должны иметь возможность трансфор­мироваться. Самоорганизующееся движение приобретает свой нормативный фундамент, определенный уровень пра­восознания и политической культуры и становится способ­ным добиваться выражения своих требований и их удов­летворения.

Для неорганизованной политической жизни характерно самодеятельное  политическое  творчество   (производство новых идей, концепций). Спонтанное движение подпиты­вает официальную политическую жизнь нововведениями, приближает власть к насущным потребностям и интересам той части населения, которая не поддается целенаправлен­ному воздействию, обеспечивает динамизм политической жизни. В современных условиях новые формы спонтанного движения выступают в качестве противовесов бюрократи­ческим официальным институтам.

Для спонтанного развития политической жизни необхо­дима свобода, поскольку, во-первых, у государства нет воз­можности рационально оценить все то, что происходит в общественной жизни; во-вторых, порядок, организуемый сверху, не может предусмотреть все правила управления об­ществом; в-третьих, через спонтанную политическую жизнь осуществляется «вхождение» в политику требований естественной целесообразности и обеспечивается учет есте­ственных потребностей людей.

Существуют два способа регулирования взаимодействия и развития социально-политических интересов: конфликт­ный и консенсусный.

Конфликтный — преодоление или даже ликвидация оп­ределенной группы интересов. При таком способе исклю­чается совместный поиск истины, сотрудничество невоз­можно, единственное средство — насилие. Разрушив груп­повые интересы, власть все-таки не в состоянии уничто­жить объективные условия, которые их породили, а потому рано или поздно подавленные интересы все равно воспро­изводятся.

Консенсусный способ основан на признании наличия разнообразных интересов и, их носителей естественным со­стоянием общества. Сторонники этого способа исходят из необходимости согласования интересов. Они ведут совме­стный поиск и отбор целесообразных форм социально-по­литической организации. Этот способ направлен на регули­рование интересов.

Общая характеристика политической жизни не исключает ее конкретизации с учетом исторической судьбы наро­да, государственного устройства, политического режима, национальной психологии, состояния культуры.

3. Демократические параметры политической жизни

3.1. Политический плюрализм.

Важной характеристикой современной политической жизни России выступает политический плюрализм.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий сущест­вованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предпола­гает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различ­ных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мне­ний, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различ­ных групп общества. Политический плюрализм проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных полити­ческих институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фрак­циях, а также в представительных органах всех уровней.

Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразия форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкурен­цией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность мень­шинству сохранить свои структуры, включая оппозицию, и осущест­влять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Политический плюрализм означает многообразие политических идей и организационных форм, отрицание моноцентризма, свободу объединения людей в партии и иные законные органи­зации, уважительное отношение к противоположным взглядам, инако­мыслию, наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную деятель­ность, ограничение центральной власти, разделение властей, возможность смены политических структур у власти и т.п.

3.2. Организация контроля за политической властью.

Одной из необходимых предпосы­лок демократии выступает гласность. Гласность — русское слово, которым обозначается обще­принятое представление об открытости и публичности как условиях демократического принятия решений.

В историческом прошлом рос­сийского государства гласности не было. Во времена административно-командной системы информационный запрет лежал на всем, что касалось, например, истинного объема национального производства, размеров военного бюджета, катастроф, личности вождей, привиле­гий и т. п. Особая тайна лежала на способах управления и принятия решений партийно-государственным аппаратом. Поэтому начало перестройки не без основания связыва­ется с гласностью, когда достоянием общественно­сти стали события текущей политической жизни.

Одним из способов осуществления глас­ности являются отчеты выборных или исполнительных органов перед гражданами. В нашей стране многие годы от­четы носили формальный характер. Они выполняли лишь информационную функцию, ибо отсутствовала обратная связь, и отчеты не переходили в форму обсуждения деятель­ности выборных и исполнительных органов.

Глас­ность — это та область политической жизни, в которой об­щественность осуществляет контроль за политической вла­стью. Это тот институт, который открыт для граждан и за­щищает их во время обсуждения общественно значимых вопросов от любого давления извне, дает гарантии свободы собраний и создания организаций, выражения и распрост­ранения в печати своего мнения. Закрепленное в Конститу­ции РФ разделение властей устанавливает законность об­щественного контроля над политической властью.

Безраздельная власть бесконтрольна. Она недоступна влиянию населения, а принимаемые ею решения носят элитарный характер. Еще классики политической мысли утверждали, что гласный характер власти служит границей между абсолютной монархией и деспотизмом, с одной стороны, и республикой — с другой.

Контроль власти со стороны народа ставит границы произволу го­сударственной власти, множеству «секрет­ных» законодательств, «закрытых» нормативных актов: на смену государственной тайне приходит правовое государст­во. Политическая власть вынуждена подчиняться контролю общественности, а это предполагает существование незави­симого гражданского общества и институтов, способных обеспечить выражение его интересов.

По справедливому мнению французского политолога М. Ферретти, с появлением свободы печати общественный дух превращается в общественное мнение, обеспечивающее гласность власти и придающее истинное содержание поли­тическому представительству.

Гласность изменяет облик власти, реальное соотноше­ние между «верхами» и «низами»: достояние общественно­сти приобретает признанное и узаконенное влияние на по­литическую власть. Процесс ликвидации тайного характера политики и власти противоречив, сложен, переплетается с интересами государства, раскрытие которых не всегда целе­сообразно. Поэтому победа гласной власти над тайной не гарантирована. Практика политической жизни показывает, что чаще всего происходит процесс непрерывного перемещения границ гласности (например, по вопросам о привилегиях).

Гласность, характеризующая облик политической жиз­ни общества, не должна оставлять государственной власти широкого поля для тайных, секретных маневров или осу­ществления контроля за СМИ посредством их монополи­зации.

Способом осуществления гласности выступает и обсуж­дение проектов тех или иных решений, документов, кото­рые затрагивают интересы граждан страны. Это обеспечи­вает информацию населения об обсуждаемых государст­венных документах, привлекает внимание людей к наибо­лее значительным социальным процессам. Одним из важ­нейших способов осуществления гласности выступает дея­тельность прессы.

Функция обеспечения политической гласности присуща парламенту. Современный парламент — главный форум политической гласности, ее концентрированное выражение, тот институт, где парламентские фракции, депутаты, пра­вительство, парламентские комиссии открыто заявляют о своих позициях, намерениях, профессионально аргументи­руя и развивая их. Если этого не происходит, то любую ко­миссию или фракцию, любого депутата, члена правитель­ства можно заставить открыто аргументировать свою пози­цию. Парламент, как форум политической гласности, тре­бует от партий, депутатов, правительства открытой полити­ческой полемики. Ограничение парламентской гласности (на пленарных заседаниях, заседаниях комиссий) допусти­мо только в чрезвычайных случаях и должно быть строго оговорено определенными законами.

3.3. Политический порядок.

Важной составляющей политической жизни выступает политичес­кий порядок, под которым можно понимать комплекс условий, созда­ющих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, со­стояние урегулированности политических процессов.

Политическая система, соответствующая критериям оптимальнос­ти (наивысшей эффективности), достигшая в своей структуре равно­весия политических сил и стабильности, способна обеспечивать поли­тический порядок.

Политический порядок предполагает определенный алгоритм действия политической системы, т.е. последовательность реализации ее основных задач и ценностей; согласованность работы элементов системы управления; наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех ас­пектов безопасности (военных, правовых, экологических, технологи­ческих, экономических); обеспечение высокой степени независимости общества от слу­чайных и деструктивных обстоятельств, облегчение жизни личности.

Значимость упорядочения политических процессов определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на ре­ализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющим­ся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной це­лостности. Этим определяется естественность присутствия в полити­ческих процессах двух противоположных тенденций — к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность социальной системы. От­сутствие такого сочетания вызывает состояние хаоса (неупорядочен­ности) в политических отношениях.

При отсутствии порядка увеличивается возможность прорыва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов поведения, сни­жается уровень защищенности личности, значительно обесценивается авторитет государства, растет неустроенность и напряженность в об­ществе. И как следствие этого политическая система лишается способ­ности упорядочивающего влияния на политические процессы.

Таким образом, политический порядок есть состояние политичес­кой системы, характеризующее ее способность к политической моби­лизации и осуществлению запланированных акций.

           

НАЗАД  Баранов Н.А., Пикалов Г.А. ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ  ДАЛЕЕ

 

Литература

Западная демократия: основы стабильности. – М., 1990.

Краснов Б.И. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры // Социально-политический журнал. 1995. №4.

Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.

Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.

Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.

Чудинова И.М. Политическая жизнь // Социально-политический журнал. 1994. №11-12.