Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  Политическая культура и цивилизацияПолитическое поведение и участиеПолитическое лидерство и элита

Политическое сознание и идеологииПолитические коммуникации и информационная политика

Политика, культура, цивилизация. личность

 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

 

 

КОНЦЕПЦИЯ
развития муниципального образования город Губкинский  в области единой информационной политики*
2003 год
СОДЕРЖАНИЕ
 1.   Введение
 2.   Правовая основа
3.   Цель и назначение Концепции
4.   Цель и принципы информатизации
5.   Субъекты информатизации
6.   Особенности развития информационной среды муниципального образования
7.   Направления и задачи информатизации
8.   Основные этапы  реализации муниципальной программы информатизации
9. Цели и задачи  совершенствования телекоммуникационной среды
10. Система информационной безопасности
11. Принципы формирования комплексной программы информатизации
12. Финансирование работ по информатизации
13. Социальные последствия информатизации муниципального образования
14. Роль Концепции в формировании стратегии информатизации
1. Введение.

 

Муниципальная информационная политика (далее - информационная по­литика) представляет собой совокупность целей, отражающих интересы го­рода в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, задач и систему мер по их реализации.

Цель ее - определение основных направлений деятельности органов ме­стного самоуправления по развитию информационного общества в городе, его вхождению в региональное российское и мировое информационное со­общество, консолидации и стабилизации общества.

Муниципальная информационная политика является неотъемлемой со­ставляющей деятельности органов местного самоуправления.

Муниципальную информационную политику следует рассматривать как переход к современному информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи информационной политики выступают как актуальные проблемы построения информационного общества.

Политика открытого общества предполагает участие в управлении горо­дом большого количества его жителей, и в этом огромную роль играют ин­формационные ресурсы — связь, электронные и печатные СМИ, новые ком­пьютерные и цифровые информационные технологии. Информационная по­литика должна системно реализовать распространение общечеловеческих, гуманитарных идей.

Информационная политика является важной составной частью развития муниципального образования и охватывает все сферы жизнедеятельности городского сообщества.

Долгосрочной стратегической целью информационной политики является построение социально ориентированного городского информационного об­щества и вхождение его в региональное, российское и мировое информацион­ное пространство. Необходимым условием для этого является создание еди­ного информационно-телекоммуникационного пространства  муниципального образования.

Основными задачами информационной политики являются:

1)  модернизация информационной инфраструктуры;

2) развитие информационных, телекоммуникационных технологий, эф­фективное формирование и использование информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

3) обеспечение горожан общественно значимой информацией и развитие независимых, социально ориентированных средств массовой информации;

4) подготовка жителей города к жизни и работе в грядущем информаци­онном веке;

5) создание необходимой нормативно-правовой базы построения инфор­мационного общества;

6) стабилизация и консолидация городского сообщества посредством проведения в жизнь информационной политики;

7) персональная компьютеризация и информатизация в органах местного самоуправления, организациях и семьях.

Основным средством, обеспечивающим функционирование муниципаль­ной инфраструктуры и взаимодействие субъектов информационного про­странства, являются профессиональные кадры, информационные и телеком­муникационные технологии по получению, распространению и использова­нию информации.

Решение основных задач информационной политики должно осуществ­ляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной среды:

1) систему информирования и использования информационных ресурсов;

2) информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

3) научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;

4) рынок информационных и телекоммуникационных средств, информа­ционных продуктов и услуг;

5) региональное, межрегиональное, федеральное и международное со­трудничество;

6) системы обеспечения информационной безопасности;

7) правовую базу информационных отношений.

Муниципальные информационные ресурсы в настоящее время являются дорогими для массового пользования, многие из них не имеют справочного аппарата и средств навигации, части этих ресурсов представлены в несовмес­тимых электронных системах.

Поэтому важной является задача создания условий и механизмов форми­рования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях жизнедеятельности муниципального образования.

Задачи формирования, накопления, распространения и коммерческого ис­пользования информационных ресурсов относятся к важнейшим задачам ин­форматизации муниципального образования.

Информационная политика решает следующие задачи:

1)   в области геополитики, безопасности и межрегиональных отношений рациональная и действенная информационная политика содействует восста­новлению роли города в составе России как полноценного участника регио­нального, российского и мирового информационного сообщества;     

2) в области экономики осуществление информационной политики по­зволит быстрее и точнее строить и реализовывать стратегию социально-экономического развития муниципального образования;

3) в сфере управления реализация информационной политики открывает возможности перехода к новому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных телекоммуникацион­ных технологий и технологий связи. Информационная политика предусмат­ривает последовательное реформирование информационного производства в системе органов государственной власти и местного самоуправления;

4) в области образования, науки и культуры информационная политика способствует серьезным преобразованиям этих сфер. Информатизация обра­зования означает не просто использование программно-технических средств. Она ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. Глубоко продуманная и взвешенная информа­ционная политика по отношению к участию городов в российских и мировых информационных сетях имеет особое значение для духовного развития горо­жан, для предотвращения размывания российских культурно-исторических традиций;

5) в области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природо­пользования информационная политика предусматривает серьезное влияние на эффективность функционирования используемых в этих сферах информа­ционных систем и сетей.

В современных условиях усиливается роль государственного и муници­пального регулирования развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных технологий и системы производства ин­формационных услуг.

Стратегия перехода к информационному обществу на территории муни­ципального образования должна строиться в тесном взаимодействии с регио­нами и Федерацией. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение ин­формационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтоже­ния в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значи­мой информации, манипулирование массовым сознанием в интересах от­дельных групп влияния и т.п.).

Формирование информационного пространства предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения.

Сфера информатизации охватывает процессы создания, использования модификации, утилизации информационных ресурсов с применением современных информационных технологий, средств информационной, вычислительной и телекоммуникационной техники.

Информатизация – важный фактор устойчивого развития личности, общества, государства. Финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг могут превышать по объемам вложения в развитие энергетики благодаря рекордным темпам их окупаемости. Наибольший экономический и социальный успех достигается там, где активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, медицинскую диагностику и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.

Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной альтернативы, а лишь в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности муниципального образования.

По характеру отношений и связей целесообразно обратить внимание на инфраструктуру управления, которая сегодня рассредоточена в структурных подразделениях администрации, муниципальных предприятиях и учреждениях и иных юридических лиц, участников информационных процессов, которые преследуют их собственные интересы, и руководствуются имеющейся нормативно-правовой базой. Преобладание децентрализованного начала в управлении информатизацией рождает проблемы, препятствующие ее планомерному и эффективному проведению.

 

2. Правовая основа.

 

Концепция разработана в соответствии с:

- Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите ин­формации";

- Законом Российской Федерации "О государственной тайне";

- Федеральным законом №85-ФЗ от 04.07.1996г. "Об участии в международном информационном обмене";

- Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1993 № 2334 "О до­полнительных гарантиях права граждан на информацию";

- Указом Президента Российской Федерации от 20.01.1994 № 170 "Об ос­новах государственной политики в сфере информатизации";

- Указом президента РФ от 01.07.1994 № 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации";

-       Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, ут­вержденной Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 №  Пр-1895;

-       постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 № 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации";

-       Федеральной целевой программой "Электронная Россия на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2002 № 65;

-       "Концепцией правовой информатизации России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 966 от 28.06.1993;

-       Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

-       Уставом муниципального образования город Губкинский.

При составлении данной концепции использованы материалы по созданию современных автоматизированных информационных систем городов и регионов России и зарубежья.

 

3. Цель и назначение Концепции.

 

            Целью концепции информатизации муниципального образования город Губкинский (далее Концепция) является формирование системы представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной муниципальной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан по дости­жению социально значимых результатов, задач и систему мер по их реализации в соответствии с планами социально-экономического развития муниципального образования.

Концепция призвана увязать имеющиеся различные представления о процессе информатизации муниципального образования в единую систему для объединения усилий, исключения необоснованных экономических, финансовых, организационных, социальных, интеллектуальных затрат и иных имеющихся ресурсов.

Концепция сформулирована в соответствии с потребностями, возможностями муниципального образования, конкретной региональной ситуацией с учетом передовых тенденций в современных информационных технологиях и телекоммуникациях.

Муниципальное образование город Губкинский является существенным звеном в развитии всех сфер жизнедеятельности Ямало-Ненецкого автономного округа. В современной, быстро меняющейся обстановке получение информации становится чрезвычай­но важным фактором и требует использования наиболее передовых современных инфор­мационных технологий.

Многообразие сфер деятельности муниципального образования требует, чтобы в информатизации были задействованы разнообразные по своей природе данные и процессы их обработки, в том числе информационные технологии. В этой связи требуются мощные ко­ординирующие механизмы, чтобы процессы информатизации были столь же целенаправленны, как целенаправленно функционирование и развитие самого муниципального образования. Необходимы единая концептуальная основа ин­форматизации и орган, координирующий всю деятельность по информатизации муниципального образования и удерживающий ее в рамках единой Концепции.

В основной своей части документ предназначен двум категориям людей:

-  управленцам и, прежде всего тем из них, которые будут непосредственно управлять конкретными процессами разработки системы и общими процессами информатизации управления городом;

-  разработчикам, т.е. тем людям, которые будут проектировать, делать,  собирать и запускать систему в эксплуатацию как программно-техническое изделие.

В определенной степени этот документ является и политическим, поскольку он определяет политику информатизации города. В этом качестве он обращен и к городским властям.

Здесь определяются острые проблемы информатизации, предоставления электронных услуг населению и бизнесу, внедрения технологий электронной администрации города, развития телекоммуникационной инфраструктуры, проблемы образования, муниципальных закупок, управления бюджетом, электронных финансовых и социальных инструментов, информационной открытости органов власти, повышения эффективности местного самоуправления с помощью внедрения современных инфокоммуникационных технологий.

 

4. Цель и принципы информатизации.

 

Цель информатизации – приведение всех элементов информационной среды муниципального образования в такое состояние, когда информационные потребности субъектов удовлетворяются своевременно в необходимом объеме при соблюдении условий безопасности вне зависимости от расстояния и использования технических средств.

Достижение этой цели возможно только на основе создания единого информационного пространства путем объединения информационных ресурсов, информационных систем и развитой коммуникационной инфраструктуры.

Основные принципы информатизации:

·         последовательность (этапность и непрерывность);

·         направленность;

·         эффективность;

·         управляемость;

·         открытость;

·         ресурсная обеспеченность;

·         преемственность.

Муниципальная информационная политика должна быть направлена на создание едино­го информационного пространства, представляющего собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информаци­онно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информа­ционных потребностей.

Главные компоненты, из которых складывается интегрированная информационная среда как основа единого информационного пространства, это:

- информационные ресурсы, совокупность информации, содержащей данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

- средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответст­вующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы;

- система подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.

В целях создания единого информационного пространства необхо­дима координация процессов информатизации всех структурных подразделе­ний администрации, муниципальных учреждений и предприятий и проведение единой политики информатизации. Координация может быть обеспечена при условиях:

- создания иерархии управления в сфере информатизации - соответствия действующим стандартам и нормативам, установленным для унификации взаи­модействия информационных систем при разработке информационных систем;

- введения системы аттестации прикладного программного обеспечения, информационных систем и баз данных;

- организации действенного контроля соответствия действующим стан­дартам документации на приобретаемые, разрабатываемые и внедряемые про­граммные продукты, и информационные системы;

- обеспечения открытости программных продуктов и независимости их сопровождения от субъективных факторов разработчика либо поставщика;

- разработки новых и адаптации приобретенных программно-технических средств и информационных систем с учетом возможности включения их в еди­ное информационное пространство на основе соответствующего регламента обмена информацией;

- создания и развития системы общедоступных информа­ционных ресурсов (WWW-серверов и т.п.) на базе как уже действующих, так и внедряемых информационных систем в целях обеспечения условий, гаранти­рующих реализацию конституционных прав граждан на информацию, удовле­творения информационных потребностей органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.

Должно осуществляться развитие муниципальной транспортной сети переда­чи данных:

- предусматривающее взаимосвязь и кооперацию с отраслевыми и ведом­ственными корпоративными сетями передачи данных в целях создания комму­никационной основы единого информационного пространства на кооператив­но-договорной основе;

- с обеспечением решения проблем надежности функционирования сетей путем создания альтернативных каналов передачи данных на наиболее ответст­венных направлениях;

- предусматривающее эффективное использования внедряемых средств и организацию эффективной кооперации функций по эксплуатации и сопровождению этих средств между пользователями, эксплуатационниками и разработ­чиками.

Прогнозируемыми результатами эффективного проведения информатизации муниципального образования являются:

-     улучшение условий жизни населения;

-     дальнейшее развитие управления муниципальным образованием;

-     повышение эффективности всех видов производства за счет увеличения производительности труда, совершенствования управления, повышения качества и конкурентной способности продукции и систем управления, снижение материало- и энергоемкости;

-     создание гармоничных условий для накопления и сохранения культурного наследия, ценностей неэкономического характера;

-     обеспечение устойчивой системы комплексной безопасности города.

 

5. Субъекты информатизации.

 

В соответствии с действующей законодательной базой пользователями информации и равноправными субъектами в сфере информатизации являются:

·         жители муниципального образования;

·         органы государственной власти;

·         органы местного управления;

·         организации;

·         общественные объединения.

 

6. Особенности развития

информационной среды муниципального образования

 

Город Губкинский возник как базовый центр, в связи с промышленным освоением группы самых северных в Ямало–Ненецком автономном округе нефтегазовых месторождений, перспективных по запасам и отличающихся уникальными свойствами.

Муниципальное образование – город окружного подчинения Губкинский расположен на территории Ямало–Ненецкого автономного округа. Статус города окружного подчинения установлен Законом №38 от 2 декабря 1996 года "Об отнесении поселка Губкинского Пуровского района к категории городов окружного значения".

Город Губкинский  Ямало-Ненецкого автономного округа  расположен  в двухстах пятидесяти километрах  от Полярного круга, на левом берегу реки Пяку–Пур, в 16  км от  станции Пурпе  на железной дороге  Тюмень–Сургут–Новый  Уренгой. Муниципальное образование  связано с "Большой землей"  автомагистралью, ближайший аэропорт находится  в 250 км. в городе Ноябрьске.

Территория города по схематической карте климатического районирования относится к первой дискомфортной климатической зоне, которая характеризуется  суровой  продолжительной зимой и коротким  летом.

Абсолютный минимум           - 61оС.

Абсолютный  максимум        + 34оС. 

Общая  площадь, занимаемых городом земель  составляет 7220 га.  Из них 3256 га или  45% занимают леса , 2631 га или  36,4%  занимают реки, озера, болота, 1209 га или  16,7% - территория жилой, промышленной, коммунальной, складской застройки, приусадебные участки; 124 га или 1,7% площадь занята  транспортными коммуникациями.

Важнейшим ресурсом города, главным потенциалом развития является его многонациональное население (более 37 национальностей).

В течение предыдущих лет численность населения муниципального образования росла быстрыми темпами. С 1996г. численность населения увеличилась на 19,6% и на конец 2001г. достигла оптимальной для города численности 20 тыс. чел.  Средний возраст губкинцев – 29  лет. Рождаемость в городе превышает смертность в 2,8 раза.

Одним из факторов роста численности населения муниципального образования выступает миграция населения. Ежегодный приток населения в город был достаточно велик, хотя существуют и миграционные потоки из него.

В целом, демографическая структура по городу благоприятствует экономическому подъему.

Особенностью развития экономики города является наличие нефте- и газодобывающей отраслей промышленности, которые в совокупности производят до 97% всего объема промышленного производств. Нефтегазодобывающая отрасль представлена ОАО "Роснефть–Пурнефтегаз" Нефтяной Компании "Роснефть", которое является основным градообразующим предприятием города и добывает до 65% от общей добычи НК "Роснефть".   

Переработку попутного газа осуществляет ОАО Губкинский газоперерабатывающий комплекс, который в качестве сырья использует ресурсы попутного газа Тарасовского и Барсуковского месторождений ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз". Предприятием производится сухой газ, стабильный бензин, кислород, антифриз, пропан.

С введением в эксплуатацию Губкинского газового месторождения в 1999г. в Муниципальном образовании г. Губкинский получила развитие газодобывающая отрасль, которая представлена предприятием ЗАО "Пургаз".

Кроме того, в городе развернут филиал ООО "Ноябрьскгаздобыча" ОАО "Газпром" - Комсомольский газовый промысел, который добывает 29 млрд. м3 природного газа в год, что составляет 61% от общей добычи природного газа по ООО "Ноябрьскгаздобыча" ОАО "Газпром".

Разведку недр, промыслово–геофизические исследования и прострелочно–взрывные работы в скважинах нефтяных и газовых месторождений осуществляет МУП "Пурнефтегеофизика".

В экономике города занято 24,8 тыс. чел., в том числе население постоянно проживающее 14,2 тыс. чел., остальная потребность в работниках покрывается за счет работающих вахтовым методом. 

Муниципальное образование г. Губкинский отличается высоким уровнем занятости населения, которая в 2001г. составила 98,8% экономически активного населения.

Наибольшее количество занятых вовлечено в промышленность – 15,2 тыс. чел., или 63,9% от общего числа занятых в экономике города.

За 1997-2001 года в городе введено 80 тыс. м2 жилья. Общая площадь жилищного фонда на 01.01.2002 г. составила 344,3 тыс.м2. Жилищный фонд застроен зданиями разного типа: 2-х, 3-х, 5-ти и 9-ти этажные дома. Кроме жилья в каждом микрорайоне имеется школа, детский сад, магазины, торговые павильоны, а в некоторых и банно–прачечные комбинаты, что создают комфортную среду проживания для населения. Жилищный фонд города характеризуется 100% благоустроенностью: центральным отоплением, горячим водоснабжением, холодным водоснабжением, канализацией, 80% квартир телефонизировано.

Город благоустроен. Работы по благоустройству выполняются согласно принятой "Комплексной программы благоустройства города".

По итогам всероссийского конкурса на звание "Самый благоустроенный город России" Губкинский получил первое место среди городов Ямало–Ненецкого автономного округа. 

Учитывая, что средний возраст населения составляет 29 лет, органы местного самоуправления особое внимание уделяют системе образования. В городе имеются: 6 детских садов на 1125 мест, 9 общеобразовательных школ с контингентом учащихся 3795 человек, школа народного танца, детско-юношеская спортивная школа, профессионально - техническое училище со структурными подразделениями: межшкольный учебный комбинат, клубы военно-прикладного спорта (парашютный, картинг, снегоходы), филиал Удмуртского государственного университета, в котором имеются различные уровни образования: среднее специальное и высшее, и формы образования: стационарная и заочная. Таким образом, в городе сложилась система непрерывного образования: детсад – школа – училище - колледж - университет.

Вопросы здоровья обучающихся и воспитанников являются приоритетными:

-  Открыты санаторные группы для тубинфицированных детей в ДОУ "Сказка";

-  Открыта специальная общеобразовательная школа коррекции для детей, имеющих отклонения в развитии (120 учащихся);

-  Группы лечебной физкультуры при ДЮСШ.

Развитие информатизации образования позволило выйти на качественно новый уровень управления образовательным процессом,  эффективное использование новых педагогических технологий.

Медицинская помощь населению города оказывается муниципальным учреждением здравоохранения "Городская больница", которая включает в себя больничный комплекс на 283 койки, со всеми специализированными отделениями.

В городе работает 87 врачей всех специальностей и 297 человек среднего медицинского персонала. Более 70% медицинского персонала имеют квалификационные категории. На протяжении всех последних лет в больнице сохраняются одни из лучших лечебных показателей в ЯНАО.

Учитывая экстремальные условия жизни на Крайнем Севере и, сознавая, что заболевания легче предупредить, чем лечить, в муниципальном образовании постоянно ведется работа, направленная на формирование у населения здорового образа жизни. Этому способствует наличие учреждений физкультуры и спорта. В муниципальном образовании хорошо развита сеть спортивных сооружений.

Много внимания в городе уделяется торговле. Главный результат – бесперебойное снабжение населения продуктами и товарами первой необходимости. В городе принята городская "Программа по развитию торговой сети".    

Городские власти уделяют большое внимание поддержке культуры, поддержанию культурных традиций. В городе развита сеть учреждений культуры – это три культурно – спортивных комплекса, молодежный центр,  студия звукозаписи, музей, централизованная библиотечная система, включающая четыре библиотеки (в том числе и компьютерная), две школы искусств, муниципальная художественная мастерская.

Проведенный анализ информационной среды муниципального образования позволяет выделить некоторые объективные особенности ее развития:

·  Недостаточно сложился рынок информационных услуг и технологий.

·  В городе начинает создаваться и эксплуатироваться городская сеть передачи данных. На данный момент сеть строится по технологиии xDSL, легко масштабируется и позволяет подключить до 16 ЛВС. В настоящее время сеть объединяет локальные вычислительные сети городской администрации, МУП "ПурИнформ", 7 школ, Управление образования, ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз" и его подразделений.

Почти все школы города и Управление образования объединены в единую компьютерную сеть по выделенным линиям связи на основе технологии DSL. Все компьютеры в школах имеют постоянный доступ к городским внутренним веб-ресурсам и ресурсам Интернет. Специальная коррекционная школа, детская юношеская спортивная школа, Школа искусств №2, профессиональное училище связываются с Управлением образования по удаленному доступу при помощи обычных модемов.

Центр телекоммуникаций находится в МУП "ПурИнформ".                  Кабели связи проложены по воздуху. Качество каналов очень низкое, возможные перепады скорости передачи данных.

Подключение к Internet осуществляется через оператора связи ОАО "Уралсвязьинформ".

·   Существует система электросвязи, которая пока недостаточно полно удовлетворяет потребителей. Предприятия связи преследуют свои коммерческие интересы и не решают общие задачи по удовлетворению спроса на рынке информационных услуг, по просвещению потенциального пользователя.

·   Имеет место разбросанность информационных ресурсов и систем, телекоммуникаций в городе.

·   Существует множество разнородных информационных хранилищ, отличных по виду носителя, характера информации, функциональному назначению, ведомственной принадлежности и форме собственности и не обладающих единым управлением, возможностью оперативного информационного обмена. К их числу можно отнести:

-       ИС "ЗАГС";

-       ИС "ПВС";

-       АС "Учет расчетов с квартиросъемщиками и поставщиками";

-       Пакет программ "Кадастровый Офис";

-       ИС "Назначение и выплата пенсий и пособий";

-       ПО "Учет ветеранов, пожилых и инвалидов";

-       ИС Управления здравоохранения;

-       ИС "Управление недвижимостью" ("Земельная книга");

-       ИС "Муниципальная казна";

-       АС "Бюджет";

-       АС "Сметы Багира";

-       АРМ декларанта "Феанор" (таможенный брокер);

-       Программа учета электроэнергии v. 3.63 НПО "Мир";

-       Программа по  энергосбыту v. 1.88 НТС "Компас";

-       Программа управления телемеханикой Омь 3_50_8;

-       АРМ "Ордера";

-       АРМ "Приватизация".

·   Отсутствует единая система электронного документооборота.

·   Отсутствуют основные базы данных города, такие как реестр физических лиц, реестр юридических лиц.

·   Не доведены до логического завершения работы по созданию муниципального реестра недвижимости с различными подпрограммами, электронная карта города.

·   Имеется отставание в области информатизации по сравнению с городами Ноябрьск, Новый Уренгой.

К субъективным особенностям следует отнести следующее:

·   не определены пока в полном объеме исчерпывающие правила взаимодействия (технологические, экономические, правовые), которые учитывали бы особенности города Губкинского как центра взаимодействия субъектов различных уровней;

·  существующее общественное мнение относительно вопросов развития информатизации пока не может служить опорой для проведения единой политики в этой сфере.

 

7. Направления и задачи информатизации.

 

Информатизация муниципального образования должна осуществляться с учетом совокупности федеральных, окружных и городских программ развития информатизации.

Информатизация муниципального образования в рамках проведения эффективной муниципальной политики должна включать в себя следующие основные направления:

·  совершенствование телекоммуникационной среды с использованием технологий, обеспечивающих качественный обмен и передачу информации любого типа;

·  информатизация сферы муниципального управления:

v  определение муниципальной политики в сфере информатизации;

v  формирование пакета нормативных документов, регламентирующих единые правила формирования и использования ресурсов и систем муниципальных и государственных предприятий и учреждений;

v  разработка и реализация комплексной программы информатизации города Губкинского на базе реестра физических лиц, реестра недвижимости, реестра физических лиц;

v  обеспечение системы информационной поддержки принятия решений Администрацией города и Городской Думы путем создания комплексных визуально воспринимаемых моделей управляемых систем (внедрение электронного документооборота, внедрение муниципального реестра населения, создание нормативных баз данных и пр.), а также внедрение интерактивных методов участия граждан в процессах самоуправления с помощью современных информационных технологий (проведение опросов и голосований на официальном WEB-сайте Администрации города и пр.).

·  информатизацию сферы образования (электронная школа и т.п.);

·  информатизацию системы здравоохранения;

·  информатизацию экономической сферы;

·  информатизацию финансовой сферы (электронные бюджетные технологии, муниципальные закупки, электронные торги и пр.);

·  информатизацию социальной сферы;

·  информатизацию экологической сферы;

·  информатизацию коммунальной сферы;

·  информатизацию сферы культуры (дальнейшее развитие электронных библиотек – электронные справочники и энциклопедические базы данных, электронный музей и пр.);

·  информатизацию сферы средств массовой информации;

·  информатизацию спортивной сферы;

·  информатизация торговли (электронные торги, электронные магазины и пр.);

·  информатизацию населения города (Интернет, электронная почта, кабельное телевидение; доступ к электронным справочникам и правовым базам и пр.);

·  создание инфраструктуры управления процессами информатизации для решения следующих задач:

-       популяризации возможностей информационных систем и технологий, функционирующих на территории муниципального образования;

-       формирования общественного мнения о целесообразности и необходимости проведения информатизации;

-       разработки организационно-технических рекомендаций по созданию и использованию информационных систем и сетей телекоммуникаций, взаимодействия между субъектами информационных процессов;

-       анализа, мониторинга, координации процессов информатизации;

-       увязки с общегосударственными и межрегиональными процессами информатизации;

-       разработки и реализации механизмов кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в том числе долевого финансирования проектов;

-       развития международных и межрегиональных связей в рассматриваемой предметной области;

-       разработки совместно с правовыми структурами проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам информатизации муниципального образования;

-       разработки механизмов научно-технической и технико-экономической экспертиз конкурсных вариантов проектов информатизации и результатов их реализации;

·  формирование информационных ресурсов субъектами в пределах своего ведения, инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся ресурсов и систем:

§  разработка силами субъектов концепций и программ развития корпоративных, отраслевых и проблемно-ориентированных информационных сред;

§  внедрение средств обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий;

·  создание условий информационной безопасности как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых и проблемно-ориентированных информационных сред в единое информационное пространство;

·  определение содержания и основных направлений тарифной и налоговой политики относительно сферы информационных услуг;

·  совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие информационной среды г. Губкинского, на основе передового мирового опыта и современных тенденций развития информационных технологий, средств телекоммуникаций и технологий обучения.

Основные направления развития информационных ресурсов муниципального образования должны опираться на базовую систему управления информатизацией, в которую входят: реестр физических лиц, реестр недвижимости, реестр юридических лиц, финансовые системы, связь.

 

8. Основные этапы

реализации муниципальной программы информатизации

 

Главная цель информатизации может быть достигнута в процессе реализации следующих основных этапов.

Первый этап – подготовка к интеграции, комплектование сегментов, отладка телекоммуникационной среды:

·      инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся информационных ресурсов и систем;

·      разработка и принятие основных нормативных актов, способствующих информационной интеграции;

·      определение локально обусловленных правил реализации информационных процессов и выработка рекомендаций по взаимодействию субъектов;

·      совершенствование телекоммуникационной среды;

·      формирование инфраструктуры управления процессом информатизации;

·      формирование локальных программ и на их основе – комплексной программы информатизации.

Общий правовой режим формирования и использования информационных ресурсов, регулирования отношений в этой сфере установлен законодательством РФ.

Приоритеты в применении субъектами тех или иных информационных технологий на этой стадии устанавливаются структурами управления самих субъектов с учетом собственных интересов, действующей нормативной базы, рекомендаций координационного органа, складывающихся мировых тенденций.

При решении задач первой стадии необходимо придерживаться государственных стандартов и классификаторов, использовать Единый государственный реестр предприятий и организаций, содержащий сведения об организациях – держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также по видам информационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем создания:

·      муниципального информационно-аналитического центра для накопления сведений о государственных и муниципальных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;

·      муниципальных или коммерческих организаций для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.

Четко узаконенной структуризации информационных ресурсов по принадлежности к данным видам на территории муниципального образования нет. Исключение составляют государственные ресурсы, формируемые в соответствии со сферами ведения.

Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России. Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов. Государственные и негосударственные информационные ресурсы образуют системы взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости вновь создаваемых информационных ресурсов. Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов осуществляется на основе комплексного подхода, который включает:

·      выделение и создание в муниципальном образовании ключевых позиций организационных, управленческих и социальных структур, исполняющих роль межведомственных систем;

·      адаптацию существующих локальных систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов к современным информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического развития.

Второй этап – создание в муниципальном образовании интегрированной информационной среды на базе единого информационного пространства.

Интегрированная информационная среда включает в себя следующие компоненты:

·      информационные ресурсы и системы, механизмы представления услуг на их основе;

·      телекоммуникационную среду;

·      организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие информационной среды;

·      систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.

Организационно-технические и технологические аспекты построения интегрированной информационной среды должны учитывать требования, которые включают необходимость:

§  обеспечение возможности вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых информационных сред при соблюдении единства организационных, технических и технологических принципов построения информационных систем;

§  строгого соблюдения стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем, использования сертифицированных программных и аппаратных средств;

§  обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой электронной информации в телекоммуникационных системах;

§  формирования и использования информационных ресурсов на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность современного использования различных аппаратных платформ и операционных систем;

§  учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов.

Обязательным фактором устойчивого развития интегрированной информационной среды является нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования в муниципальном образовании отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации, с учетом локальных и региональных особенностей.

Разработка комплексной программы информатизации является ключевой позицией при формировании механизмов интеграции и координации действий по развитию интегрированной информационной среды.

 

Третий этап – построение развитой информационной инфраструктуры.

Индустрия средств связи, передачи информации, системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг формирует динамичный рынок, способный удовлетворить социальные и культурные потребности города. Информатизация и создание информационной индустрии является одним из важнейших способов реализации интеллектуального потенциала – одного из главных потенциала города.

 

9. Цели и задачи совершенствования

телекоммуникационной среды.

 

Телекоммуникационная среда муниципального образования представляет собой совокупность сетей, служб и оконечного оборудования связи, расположенных и функционирующих на данной территории, а также правил их функционирования.

Телекоммуникационная среда служит для обеспечения качественного доступа к информационным ресурсам и системам, осуществления взаимодействия между субъектами информационных процессов.

Главной задачей совершенствования телекоммуникационной среды является обеспечение технической базы информатизации.

Особенностями телекоммуникационной инфраструктуры г. Губкинского является существенное различие уровней развития телекоммуникационных систем субъектов, территориальная разбросанность и неравномерность распределения сетей, отсутствие единой муниципальной высокоскоростной телекоммуникационной сети.

Дальнейшее развитие магистральных цифровых, спутниковых сетей и каналов, развитие беспроводных технологий передачи данных создают предпосылки для ускоренного развития всей городской и внутрирегиональной телекоммуникационной инфраструктуры.

Развитие телекоммуникационных сетей должно осуществляться по следующим основным направлениям:

§  автоматизация сетей;

§  оптимизация сетей;

§  количественный рост сетей (распространение действующих и строительство новых);

§  повышение устойчивости и безопасности функционирования сетей;

§  расширение номенклатуры и улучшение качества услуг, предоставляемых потребителям, и создание новых служб.

Решение задач по развитию телекоммуникационной среды должно осуществляться на основе следующих принципов:

q   соблюдения адекватности уровня развития технических средств поставленным задачам:

o  в качестве стратегического подхода к внедрению новых технологий на телекоммуникационных сетях использовать метод, основанный на создании опорных зон с последующим их расширением;

o  создание выделенных и комбинированных муниципальных, ведомственных, частных и других цифровых сетей с интеграцией обслуживания. Общее направление развития телекоммуникаций  должно соответствовать идеологии построения интеллектуальных сетей;

o  увязка созданных ранее и подготовленных к взаимодействию сетей и систем;

q   обеспечения сопрягаемости сетей (обеспечение предрасположенности к интеграции):

o  развитие существующих и создание новых телекоммуникационных систем должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства;

o  телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться, дополняя и расширяя существующие возможности за счет комплексного использования новейших аппаратных средств и технологий;

o  интеграция всех существующих сетей связи и служб в единую телекоммуникационную среду на базе современных цифровых методов передачи и обработки сигналов;

q   обеспечения управляемости сетей:

§  координирование деятельности субъектов с учетом их интересов и интересов городского сообщества;

§  создание методологической базы и механизмов анализа эффективности внедрения и совершенствования информационных систем и технологий;

§  совершенствование механизмов, способствующих направлению инвестиций в развитие телекоммуникационной инфраструктуры как фактора информатизации города (в том числе механизмов регулирования тарифов и налогов как разновидности неявного инвестирования);

q   обеспечения безопасности на основе применения комплекса специальных мер и средств защиты информации (криптографических / некриптографических, организационных / организационно-технических, в т.ч. программных и технических):

¨   защита от комплексного воздействия, направленного на нарушение функционирования непосредственно телекоммуникационной среды;

¨   защита от несанкционированного доступа к технологической, служебной или иной информации, связанной с работой телекоммуникационных систем;

¨   защита от разрушения аппаратных и технологических средств обеспечения безопасности;

¨   защита от вредоносного воздействия в отношении субъектов информационного процесса, а также угроз безопасности личности, общества, государства.

Программа развития телекоммуникационной среды должна включать в себя мероприятия:

-       по анализу и прогнозу тенденций развития составных элементов телекоммуникационной среды;

-       по определению критериев соответствия уровня развития каждого из элементов уровню решаемых им задач;

-       по координации государственных, муниципальных, ведомственных и коммерческих программ развития телекоммуникационной инфраструктуры города для исключения необоснованных затрат городского бюджета.

Особо актуальны проблемы интеллектуализации сетей электросвязи как основы построения современных информационно-справочных служб и расширения сервисных функций цифровых телефонных станций путем слияния компьютерных технологий со средствами массовой информации. Важным шагом в этом направлении будет обеспечение возможности абонентам первичной телефонной сети входить в компьютерные сети и пользоваться их информационными ресурсами социального, учебного, научного, медицинского, экологического, развлекательного и прочего характера.

Большое значение имеет дальнейшее развитие сетей беспроводной связи существующих и разрабатываемых стандартов с предоставлением услуг подвижным абонентам.

Важнейшей задачей процесса интеграции информационного пространства является создание взаимоувязанной коммуникационной инфраструктуры города, имеющей выходы во внешние глобальные телекоммуникационные и информационные системы и обеспечивающей для городских абонентов полный набор коммуникационных услуг и сервиса. Это позволит локализовать местный информационный трафик и увеличить эффективные скорости обмена информацией в пределах города.

 

10. Система информационной безопасности.

 

Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство муниципального образования индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство.

В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя, подлинности содержания и подлинности сообщения.

При реализации Концепции необходимо создать комплексную систему информационной безопасности, которая должна включать в себя необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:

¨   от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки баз данных, коммуникационного оборудования, системного, прикладного и программного обеспечения;

¨   от несанкционированного доступа к информации путем обнаружения и ликвидации попыток использования ресурсов сети, приводящих к нарушению целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем распределения информации;

¨   от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства неправомочных действий пользователей и обслуживающего персонала сети;

¨   от внедрения программных "вирусов" и "закладок" в программные продукты и технические средства.

Решение указанных задач предлагается путем обеспечения:

·      конверсии технологий информационной безопасности и защиты информации и информационных систем, телекоммуникационной среды от несанкционированного использования и воздействий;

·      защиты ресурсов за счет параллельного доступа к управляющим базам данных и проверки полномочий при обращении к ресурсам сети;

·      защиты необходимых технических средств и выделенных помещений от утечки по побочным каналам и от возможного внедрения в них электронных устройств съема информации;

·      реконфигурации сетей, узлов и каналов связи;

·      организации замкнутых подсетей и адресных групп;

·      установки внешних и внутренних брандмауэров в точках сопряжения ЛВС организаций и предприятий с внешней информационной средой;

·      применения специализированных защищенных ПК, ЛВС и корпоративных сетевых сегментов;

·      развития и использования технологий подтверждения подлинности объектов данных, пользователей и источников сообщений;

·      применения технологий обнаружения целостности объектов данных.

Должны быть решены задачи обеспечения безопасности разрабатываемых и модифицируемых систем в интегрированной информационной среде, так как в процессе модификации неизбежно возникновение дополнительных ситуаций незащищенной системы.

Для их решения, наряду с общими методами и технологиями, следует сформировать ряд требований к разработчикам, создать регламент внесения изменений в системы, а также использовать специализированные средства для закрытия внутреннего графика разработчиков.

 

11. Принципы формирования

комплексной программы информатизации.

 

Организационной основой реализации второго этапа информатизации должна стать комплексная программа информатизации муниципального образования.

Комплексная программа послужит механизмом интеграции и координации программ и подпрограмм разного уровня и отдельных проектов, принятых к осуществлению на территории города. Она призвана мобилизовать внутренние ресурсы муниципального образования и объединить их с привлеченными, а также создать для участников развития информационной индустрии предпосылки по формированию различного рода консорциумов при решении общих задач, консолидации ресурсов для более эффективного их использования.

Заказчиком комплексной программы является местное самоуправление.

Реализация проектов и мероприятий комплексной программы, финансируемых из местного бюджета, должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей. Отдельные проекты и подпрограммы федеральных, региональных и отраслевых программ, финансируемые из соответствующих источников, включаются в комплексную программу со своим бюджетом, а при необходимости рассматривается вопрос об их дополнительной финансовой поддержке за счет местного бюджета. Взаимоотношения участников комплексной программы будут определяться заключенными между ними договорами, принятыми уставами, положениями и другими соответствующими нормативно-правовыми актами.

При формировании комплексной программы необходимо провести инвентаризацию действующих проектов и программ, затрагивающих рассматриваемую предметную область и финансируемых за счет муниципального бюджета, с последующим проведением технико-экономической экспертизы. В комплексной программе должны быть выделены первоочередные проекты, "опорные зоны", и "опорные объекты", играющие определяющую роль в решении проблем информатизации. Эти направления должны иметь приоритетное финансирование из муниципального бюджета, носить заказной характер с конкурсным отбором.

Условием успешной реализации программы является развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в этой сфере. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации, учитывающих как государственные интересы и интересы местного самоуправления, так и интересы жителей города.

Руководит комплексной программой мэр города. Организационная работа по реализации программы, ее информационное обеспечение, выполнение решений должно осуществляться специализированным структурным подразделением администрации муниципального образования. На это подразделение возлагаются функции центра по координации деятельности в сфере информатизации на территории муниципального образования организаций, разнообразных по ведомственной принадлежности и формам собственности. Если данное подразделение должно быть руководящим и направляющим органом в развитии информатизации муниципального образования, то должно быть и исполнительное подразделение. Данные исполнительские функции должны возлагаться на МУП "Пуринформ".

МУП “Пуринформ должно представлять  собой  территориально-распределенную организационную структуру, объединяющую муниципальные службы, связанные едиными информационными технологиями по ведению и использованию возникающей на территории информации соответствующей предметной области.

Реализация всех проектов и программ по информатизации органов управления возможна лишь при наличии высококвалифицированных кадров (специалистов с базовым образованием по направлениям "Информационные системы", "Автоматизация" и т.п.).

Необходимо обеспечить конкурентоспособные (на уровне города) условия труда специалистам в области информационных технологий, исключающие отток  квалифицированных кадров в другие организации.

Деятельность всех органов управления, участвующих в реализации комплексной программы, должна регламентироваться положениями, утверждаемыми главой местного самоуправления.

Условиями эффективной реализации комплексной программы являются разработка и принятие пакета дополнительных нормативно-правовых документов, регламентирующих развития информатизации в муниципальном образовании.

Для организации единого информационного пространства муниципального образования необходимо разработать пакет нормативных и рекомендательных документов, оптимизирующих функционирование региональной системы классификаторов экономической и статистической информации.

Важной составляющей нормативно-правовой базы является пакет нормативно-технических документов, который направлен на стандартизацию и унификацию процедур информационного обмена на территории муниципального образования между федеральными, региональными и ведомственными информационными системами; внедрение концепции открытых систем; обеспечение совместимости открытых банков данных; организацию распределенной обработки информации; построение специализированных профилей и т.д.

Целесообразно эти работы проводить совместно со структурами власти и управления Ямало-Ненецкого автономного округа и городов и областей Сибирского региона, активно привлекая специалистов и ученых России, а также используя опыт мировой практики в данной сфере.

 

12. Финансирование работ по информатизации.

 

В комплексе мер по реализации Концепции необходимо предусмотреть процедуры финансирования по отдельным направлениям информатизации.

Для формирования и развития работ по информатизации целесообразно использовать следующие источники финансирования:

·         средства городского бюджета;

·         средства окружного бюджета;

·         целевое финансирование отдельных специализированных программ;

·         средства коммерческих структур;

·         средства частных лиц;

·         часть прибыли от предоставления за плату муниципальных информационных продуктов и услуг сторонним организациям.

В городской бюджет должны закладываться суммы по статье расходов "Информатика (информационное обеспечение)", обеспечивающие реализацию целевых Программ развития информатизации муниципального образования, составленных на основании данной Концепции.

В условиях ограниченного финансирования на развитие информа­тизации муниципального образования необходимо:

- обеспечить привлекательность для инвесторов и оптимальное сочетание бюджетной и рыночной составляющих;

- сконцентрировать усилия на основных направлениях, позволяющих создать основу единого информационного пространства муниципального обра­зования;

- поэтапно осуществлять проекты развития информатизации муници­пального образования, которые позволяли бы поэтапно обеспечивать макси­мально возможную окупаемость и результативность;

- организовать муниципальный рынок инфокоммуникационных услуг.

В целях повышения эффективности капиталовложений в информа­тизацию муниципального образования необходимы:

- консолидация финансирования закупок, разработок и внедрения про­граммно-технических средств всех муниципальных структур на основе муни­ципального фонда программ и баз данных, а также кооперация с другими му­ниципальными образованиями, что позволит сократить затраты на типовых программных продуктах (бухгалтерские задачи, кадры, управление и т.д.);

- децентрализованное финансирование затрат структурных подразделе­ний только на эксплуатацию информационных систем.

Целесообразно рассмотреть долевое участие в построении единого пространства хозяйствующих субъектов экономики.

Соблюдение вышеперечисленных принципов позволит не только повы­сить эффективность процессов информатизации, но и перевести их на качест­венно новый уровень.

 

13. Социальные последствия информатизации

муниципального образования.

 

В области управления и обработки информации автоматизация и, прежде всего, компьютеризация не устраняют человека.

При анализе вопросов эффективности использования новых информаци­онных технологий в деятельности органов местного самоуправления необхо­димо выделить следующие факторы:

- повышение производительности и качества труда в сфере управления за счет использования средств вычислительной техники, банков данных и банков знаний;

- повышение эффективности производственной деятельности субъектов хозяйствования за счет подготовки и принятия оптимальных решений.

Социальный эффект проявляется в изменении функций человека в про­цессе управления, сокращении времени на предварительную обработку инфор­мации, повышении творческого компонента управленческого труда, комфорт­ности условий труда. Основные качественные параметры оценки социального эффекта от внедрения информационных технологий :

- доступность ресурсов информационной системы муниципального обра­зования для всех категорий пользователей, повышенное качество представления и отображения информации, улучшение коммуникаций;

- реализация широкополосных телекоммуникационных технологий, раз­витие массовых интегральных и мультимедийных услуг, интегрированных комплексов информатизации, экспертных систем и интегрированных инфор­мационно-аналитических систем управления города.

Ожидается, что реализация программы информатизации даст следующие основные результаты:

·      позволит создать единое муниципальное инфокоммуникационное пространство на современной информационно-технологической основе и бла­гоприятную среду для ускоренного и устойчивого социально-экономического развития муниципального образования;

· позволит осуществить комплексную информатизацию органов местно­го самоуправления с использованием современных экспертных систем и информационных технологий;

· обеспечит повышение качества жизни в условиях Севера благодаря существенному увеличению объемов современных услуг связи, предоставляе­мых населению, доступности и массовому применению социально направлен­ных дистанционных информационных технологий образования, высококвали­фицированного труда, медицинской помощи и диспансеризации, доступа к ценностям культуры, электронизации быта и торговли;

· позволит осуществить комплексную информатизацию общественной социально-экономической сферы и на этой основе повысить качество обслужи­вания населения, эффективность и надежность функционирования учреждений и предприятий коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, соци­альной защиты, торговли, транспорта, строительства, культуры и спорта;

· создаст базу для внедрения современных систем комплексной инфор­матизации финансово-экономической и производственной структур, что обес­печит повышение эффективности их менеджмента и рост конкурентоспособно­сти;

· повысит эффективность управления процессами земле- и природо­пользования.

Процесс информатизации муниципального образования является науко­емким, трудоемким, фондоемким, требует вовлечения большого количества физических и юридических лиц, поэтому вопросы соотношения "затраты - оку­паемость" должны ставиться и анализироваться постоянно.

Необходимо предусмотреть и комплекс мероприятий, направленных на нейтрализацию или ослабление негативных тенденций информатизации, к числу которых можно отнести:

-        возрастание зависимости населения от уровня функционирования систем информатизации, бытовую неприспособленность ("машинное рабство");

-        возрастание психологической нестабильности занятого населения из-за повышения уровня квалификационных требований к исполнителю, быстрой смене критериев профессиональной компетенции, "электронной изоляции работника";

-        углубление социальной дифференциации населения из-за различия способностей к интеллектуальной деятельности, многократно усиливаемой использованием компьютерных средств;

-        развитие компьютерной преступности в сетях.

Все это делает проблему информатизации общества не просто прогрессивной организационно-технической задачей, а делом большой и ответственной его реконструкции, требующей привлечения специалистов высокого уровня в области информатики, социологии, психологии, права и других гуманитарных наук и областей человеческой деятельности.

 

14. Роль Концепции в формировании

стратегии информатизации.

 

Концепция является исходной установкой для разработки комплексной программы информатизации муниципального образования. Она кратко описывает существующее состояние с информатизацией муниципального образования, отражает видение проблем построения единого информационного пространства и информационного общества на территории муниципального образования.

Концепция после ее утверждения должна рассматриваться как документ, являющийся основой для реализации основных направлений информатизации муниципального образования.

Роль Концепции в разработке стратегии информатизации заключается в следующем:

·   сформулированы основные понятия, являющиеся ключевыми в Концепции и используемые в процессе информатизации;

·   определена сфера и субъекты информатизации и сформулированы главная цель и принципы информатизации. Показано, что информатизация является фактором устойчивого развития личности, общества, государства;

·   дан краткий анализ текущему состоянию информатизации города. Выделены объективные, субъективные особенности информационной среды города;

·   описаны основные этапы информатизации, в которых указаны организационные и технологические вопросы, требующие решения;

·   разработаны основные направления информатизации;

·   рассмотрены принципы и задачи совершенствования телекоммуникационной среды города;

·   выделены основные задачи системы информационной безопасности и защиты информации;

·   дана краткая характеристика комплексной программы информатизации города.

 

* Информационный сайт г. Губкинский - http://adm.purpe.ru/04oficdoc.html (lдата обращения 07.10.2009)