Ленин В. И. ПСС. М., 1974. Т. 39. С. 64-68
[...] Товарищи, предметом сегодняшней нашей беседы по тому
плану, который у вас принят и мне был сообщен, является вопрос о государстве. Я
не знаю, насколько знакомы вы уже с этим вопросом. Если я не ошибаюсь, курсы
ваши только что открыты, и вам приходится первый раз систематически к этому
вопросу подходить. Если это так, то очень может быть, что в первой лекции об
этом трудном вопросе мне не удастся достигнуть достаточной ясности изложения и
понимания для многих из слушателей. И если бы это оказалось так, то я прошу вас
этим не смущаться, потому что вопрос о государстве есть один из самых сложных,
трудных, едва ли не более всего запутанных буржуазными учеными, писателями и
философами. Поэтому никогда не следует ждать, чтобы можно было в краткой
беседе, за один раз достигнуть полного выяснения этого вопроса.
[48]
Следует после первой беседы об этом отметить себе,
непонятные или неясные места, чтобы вернуться к ним второй, третий и четвертый
раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить дальше,
впоследствии, как из чтения, так и из отдельных лекций и бесед. Я надеюсь, что
нам удастся собраться еще раз, и тогда по всем дополнительным вопросам можно
будет обменяться мнениями и проверить, что осталось наиболее неясного. Я надеюсь
также, что в дополнение к беседам и лекциям вы посвятите известное время чтению
хотя бы некоторых из главнейших произведений Маркса и Энгельса. Нет сомнения,
что в указателе литературы и в пособиях, которые учащимся советской и партийной
школы предоставлены в библиотеке, которая у вас имеется, – несомненно, что вы
эти главные произведения найдете, и хотя опять-таки сразу кое-кого, может быть,
и отпугнет трудность изложения, – надо опять предупредить, что этим не следует
смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понятно при повторном
чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны,
ибо еще раз повторяю, что вопрос такой сложный и так запутан буржуазными
учеными и писателями, что к этому вопросу каждому человеку, который хочет его
серьезно продумать и самостоятельно усвоить, необходимо подходить несколько
раз, возвращаться к нему опять и опять, обдумывать вопрос с разных сторон,
чтобы добиться ясного и твердого понимания. А возвращаться вам к этому вопросу
будет тем легче, что это такой основной, такой коренной вопрос всей политики,
что не только в такое бурное, революционное время, как переживаемое теперь
нами, но и в самые мирные времена вы каждый день в любой газете по любому
экономическому или политическому вопросу всегда натыкаетесь на вопрос: что такое
государство, в чем его сущность, в чем его значение и каково отношение нашей
партии, партии, борющейся за свержение капитализма, партии коммунистов, каково
отношение ее к государству, – каждый день вы к этому вопросу по тому или иному
поводу вернетесь. И самое главное, чтобы в результате ваших чтений, бесед и
лекций, которые вы услышите о государстве, вы вынесли уменье подходить к этому
вопросу самостоятельно, так как этот вопрос будет вам встречаться по самым
разнообразным поводам, по каждому мелкому вопросу, в самых неожиданных
сочетаниях, в беседах и спорах с противниками. Только тогда, если вы научитесь
самостоятельно разбираться по этому вопросу, – только тогда вы можете считать
себя достаточно твердыми в своих убеждениях и достаточно успешно отстаивать их
перед кем угодно и когда угодно.[49]
После этих небольших замечаний я перейду к самому вопросу, что такое государство, как оно возникло и каково в основном должно быть отношение к государству партии рабочего класса, борющейся за полное свержение капитализма, – партии коммунистов.
Я уже говорил о том, что едва ли найдется другой вопрос, столь запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки, философии, юриспруденции, политической экономии публицистики, как вопрос о государстве. Очень часто этот вопрос смешивают до сих пор с вопросами религиозными, очень часто не только представители религиозных учений (от них-то это вполне естественно ожидать), но и люди, которые считают себя от религиозных предрассудков свободными, смешивают специальный вопрос о государстве с вопросами о религии и пытаются построить – очень часто сложное, с идейным философским подходом и обоснованием -учение о том, что государство есть нечто божественное, нечто сверхъестественное, что это некоторая сила, которой жило человечество и которая дает людям или имеет дать, несет с собой нечто не от человека, а извне ему данное, что это – сила божественного происхождения. И надо сказать, что это учение так тесно связано с интересами эксплуататорских классов – помещиков и капиталистов, -так служит их интересам, так глубоко пропитало все привычки, все взгляды, всю науку господ буржуазных представителей, что с остатками его вы встретитесь на каждом шагу, вплоть до взгляда на государство у меньшевиков и эсеров, которые с негодованием отрицают мысль, что они находятся в зависимости от религиозных предрассудков, и уверены, что могут трезво смотреть на государство. Вопрос этот так запутан и усложнен потому, что он (уступая в этом отношении только основаниям экономической науки) затрагивает интересы господствующих классов больше, чем какой-нибудь другой вопрос. Учение о государстве служит оправданием общественных привилегий, оправданием существования эксплуатации, оправданием существования капитализма, – вот почему ожидать в этом вопросе беспристрастия, подходить в этом вопросе к делу так, как будто люди, претендующие на научность, могут здесь дать вам точку зрения чистой науки, – это величайшая ошибка. В вопросе о государстве, в учении о государстве, в теории о государстве вы всегда увидите, когда познакомитесь с вопросом и вникнете в него достаточно, всегда увидите борьбу различных классов между собой, борьбу, которая отражается или находит свое выражение в борьбе взглядов на государство, в оценке роли и значения государства.
Для того чтобы наиболее научным образом подойти к этому вопросу, надо бросить хотя бы беглый исторический взгляд на то, как [50] государство возникло и как оно развивалось. Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильна к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, – самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.
Я надеюсь, что по вопросу о государстве вы ознакомитесь с сочинением Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства». Это – одно из основных сочинений современного социализма, в котором можно с доверием отнестись к каждой фразе, с доверием, что каждая фраза сказана не наобум, а написана на основании громадного исторического и политического материала. Нет сомнения, что в этом сочинении не все части одинаково доступно, понятно изложены: некоторые предполагают читателя, обладающего уже известными историческими и экономическими познаниями. Но опять скажу: не следует смущаться, если это произведение по прочтению не будет понято сразу. Этого никогда почти не бывает ни с одним человеком. Но возвращаясь к нему впоследствии, когда интерес пробудится, вы добьетесь того, что будете понимать его в преобладающей части, если не все целиком.
Напоминаю об этой книге потому, что она дает правильный подход к вопросу в указанном отношении. Начинается она с исторического очерка, как государство возникло. [...]
Печатается по:
Хропанюк
В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 1998, –
944 с.