Виртуальный методический комплекс./ Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф Политическая наука: электрорнная хрестоматия./ Сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

  2006200720082009

Актуальные вопросы современной политической науки

АВТОРЕФЕРАТЫ   ДИССЕРТАЦИЙ   ДОКТОРА   ПОЛИТИЧЕСКИХ   НАУК           

 

АНОНС     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ      ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Глава 1. профессиональная дисциплина современного парламентаризма как политологическая проблема

Глава 2. Закономерности, особенности и тенденции функционирования дисциплинарной системы парламентской деятельности.

Глава 3. Направления и факторы развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности

Заключение

 

Во введении изложена проблема исследования, обоснованы актуальность и целесообразность проведения теоретического анализа и экспериментальной работы, рассмотрены основные характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и теоретико-методологическое основание и методы исследования, положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, степень апробации и внедрения в практику полученных результатов.

В первой главе «профессиональнАЯ дисциплинА современного парламентаризма КАК ПОЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»  анализируются теоретико-методологические вопросы профессиональной дисциплины парламентской деятельности. В ней раскрывается генезис и современное состояние проблемы исследования, анализируются различные аспекты профессиональной дисциплины как системы парламентских отношений, представлена многофакторная система профессиональной дисциплины парламентской деятельности, требования по оцениванию продуктивности ее развития.

Всесторонний анализ источников научной информации показал, что  проблема дисциплины и организованности входит в проблемную область политологии, философии, социологии и других гуманитарных наук. Под влиянием идей Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, Ч. Спенсера, П. Сорокина и других ученых политологическая наука ведет активное исследование различных сторон проблемы дисциплины. Профессиональная дисциплина как научная и практическая проблема в сфере научных интересов политологов изучена недостаточно, а в отношении представительной власти федерального и регионального уровня она политологией в прямой постановке не исследовалась.

Вместе с тем для исследования профессиональной дисциплины парламентской деятельности полезными являются результаты анализа, использование которых позволяет проанализировать ее как целостный феномен и разработать научную концепцию ее укрепления как компонента парламентских отношений и  конструктивной основы эффективной парламентской деятельности.

Выделяя приоритет парламентариям как субъектам профессиональной деятельности, важно использовать полезные для исследования положения и выводы Б.Г. Ананьева и А.А. Бодалева о познании человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, теоретические выводы  Е.А.Климова, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова о системе включенности человека в деятельность и профессиональные отношеня. Важное место занимают разработки, которые раскрывают дисциплинарные основы профессиональной деятельности. Их обоснованию посвящены исследования А.Д. Глоточкина, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеера,  Е.А. Климова, Э.П.Утлик и др.

Проблемы становления института парламентаризма в современной России и непосредственно особенности взаимодействия депутатского корпуса и Аппарата Государственной Думы анализирует И.В.Воробьев. Ему удалось раскрыть такие стороны проблемы профессиональной дисциплины, как организационно-политическое регулирование с привлечением ресурса регламнта деятельности законодателей. 

Другие политологические аспекты феномена дисциплины субъектов политики как системы властных отношений анализировались с различных  сторон  А.А.Вартумяном. В его работах раскрывается действие механизмов регулирования парламентской деятельности и профессиональной дисциплины как  важного политического процесса, в котором проявляются властные отношения и взаимодействия политических элит. При дальнейшей разработке данного аспекта исследуемой проблемы нами также учтены результаты, полученные  Т.А.Астемировым, который предложил политические модели и технологии развития федеративных отношений в современных условиях

Полезными для исследования явились проанализированные А.А.Калининым особенности регулирования парламентской деятельности с использованием ресурса  политического управления в процессе взаимодействия субъектов политики. При этом полученные результаты дополняют интересные данные, которые получены Ю.М.Куприной, которая раскрыла политико-правовые основы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования федеративных отношений. Выделив многообразие властных отношений и их проявлений, О.Н.Полухин приблизился к анализу парламентской дисциплины как особых политических отношений, им проанализирована гражданственность как фактор развития политических отношений.

Нами учтены результаты исследований Е.А.Мирошниченко, показавшей природу социокультурной детерминированности развития политических отношений в современной России, и  Н.П.Леоненковой, которая определила зависимость эффективности парламентской деятельности и взаимоотношений между парламентариями от развития парламентской культуры в российском обществе в условиях демократического развития. Рассматривая парламентскую деятельность и проявление в ней дисциплинированности парламентариев важно понимать открытость для всего общества данного процесса. Здесь полезными стали положения и выводы С.А Петушкина, который в своих исследованиях раскрыл роль парламента в развитии федеративных отношений в многонациональной России. Для выявления истоков природы  профессиональной дисциплины парламентской деятельности были учтены выводы И.И.Санжаревского, показавшего актуальность пропорциональности в системе политических отношений власти и общества. Нами учитывались также результаты анализа Л.В.Чиконовой о месте политико-правового регулирования и развития субъектов парламентской деятельности Российской Федерации как субъектов совершенствования федеративных отношений. При этом С.Х. Мергасова раскрыла место и роль политико-правовых механизмов оптимизации федеративных отношений в Российской Федерации. Развивая данное направление, И.Б. Гоптарева предложила политическую концепцию федерализма, показав его  теоретические истоки и актуальность для современности, а  Н.М.Мириханов вскрыл природу и тенденции реформирование федеративных отношений в России. Во всех исследованиях авторы частично касались анализа дисциплины субъектов политики как особого вида политических отношений.

Многообразие представительства в системе профессиональной дисциплины парламентской деятельности, организационно оформившегося в политические фракции и группы, создает противоречие в представлениях о путях развития государства и гражданского общества. Это обстоятельство влияет на дисциплину парламентариев и качество их профессиональной деятельности. Отдельные стороны этой проблемы раскрываются Н.В.Пшеничниковым, который показал место российских парламентских партий как в региональном политическом процессе, так и в системе политических отношений, Р.А.Кандыбой, выделившим и раскрывшим в них особенности функционирования института политических партий в период трансформации российского общества, Е.В.Пономаренко, охарактеризовавшем влияния партий  на развитие политических отношений, в том числе особенности влияния на них либерально-консервативных партий России и др.

Для исследования определенный интерес имеют данные, показывающие сущностные особенности парламентской деятельности, раскрывающие характер и роль в ней профессиональной дисциплины субъектов ее деятельности. Отдельные характеристики этой стороны анализируемой проблемы, полезные для дальнейшего системного анализа, содержатся в трудах В.М. Герасимова, А.С. Карпенко, В.Г. Зазыкина, А.А.Калинина, В.Б.  Ольшанского, Р.М.Романова, Э.П. Утлика, Е.Б. Шестопал и др. В целом для развития политологических знаний полученные результаты этих исследований носят фрагментарный характер и не позволяют полностью раскрыть сущностные характеристики феномена профессиональной дисциплины парламентской деятельности и обосновать концепцию ее развития в современных условиях.

Анализ исследований позволил углубленно изучить различные стороны профессиональной дисциплины парламентской деятельности как системы, формирующейся под влиянием регионально-электоральных групп гражданского общества, институтов государства, различных лоббистских структур и межличностного взаимодействия, с учетом предпочтений и потребностей всех частей гражданского общества, законотворческой мотивации парламентариев.

Разработанная на основе теоретического анализа методология исследования феномена профессиональной дисциплины объединила подход, принципы, методы, исследовательско-развивающий инструментарий и процедуры его использования. Для познания профессиональной дисциплины привлечены востребованные политологические, социологические, социально-психологического знания с учетом объекта анализа основных компонентов дисциплинарной системы, научной и практической целесообразности прогнозируемых результатов.

Предложенная методология исследований парламентской деятельности неразрывно связана с комплексом политологических исследований субъектов политики, политических регионально-электоральных групп с их представителями, лидерами, парламентариями, парламентскими общностями и возможностями влиянием на них общества и институтов власти. Все они определяют характер парламентской деятельности и парламентских отношений. Наиболее важным проявлением системы парламентских отношений выступает профессиональная дисциплина депутатов, парламентских объединений и других органов законодательной власти.

При анализе развития и современного состояния проблемы исследования  установлено, что система профессиональной дисциплины парламентской деятельности сформировалась на идеях и традиционных нормах общественной морали и нравственности гражданского общества, известных еще в цивилизациях древности, а также на конституционных принципах, стратегии законодательной деятельности – эти ограничители в значительной мере влияют на психологию парламентариев.

Исследования в рамках политологии профессиональной дисциплины парламентской деятельности в ее развитии дали возможность выявить в ней существенные признаки:

- развитие теории и методологии профессиональной дисциплины объективно обусловлено потребностями  развитием гражданского общества и государства, совершенствованием властных отношений и законотворческой деятельности;

- профессиональная дисциплина парламентской деятельности сочетает представительную и законодательную функции, полномочия политической и государственной власти;

-  по мере развития гуманитарно-правового компонента общественного и государственного устройства видоизменяется профессиональная дисциплина;

- конкретные профессионально-дисциплинарные решения и реальное состояние профессиональной парламентской деятельности создают и дополняют законы, основанные на предпочтениях потребностей, требований регионально-электоральных групп гражданского общества, а также формируют базис для их дальнейшего развития;

- профессиональная дисциплина парламентской деятельности политически, нравственно, организационно и психологически зависима от предпочтений, потребностей, требований гражданского общества и институтов государства, создающих мотивационную основу ее жизнедеятельности.

Политология,  исследуя  профессиональную дисциплину парламентской деятельности, рассматривает ее в качестве особых проявлений парламентских отношений, которые существенно влияют на законотворчество, в котором  проявляются три главные функции современного парламента – представительство, законодательство и контрольная функция. В последние годы cформировалась профессиональная дисциплинарная культура, традиции и общественное мнение на базе больших регионально-электоральных групп, на их фоне набирали силу гуманистические тенденции. С позиций политической психологии проанализирован массив законопроектов, деятельности парламентариев по их разработке за  период с 1993 года по 2 декабря 2006 года.

Результаты исследования показали, что теоретической базой практического профессионального дисциплинирования парламентариев и их парламентской деятельности служит комплекс наук, в котором место политологии еще не определено в достаточной мере, но интерес к ней объективно нарастает вместе с ростом информационного вооружения цивилизации, учитывая то, что политология призвана оказать научное и практическое содействие в решении проблем, имеющих место в профессиональных дисциплинарных системах. В этой связи в исследовательское поле включены следующие проблемы, которые играют  важную роль в регулировании профессионального дисциплинирования: условия эффективности мер профессионального парламентского дисциплинирования;  механизм воздействия норм и положений нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность парламентария, фракций, парламента; причины индивидуальной и групповой парламентской недисциплинированности и др.

При непосредственном политологическом анализе феномена профессиональной дисциплины парламентской деятельности были реализованы две схемы выбора и классификации проявления дисциплинарных структур в парламентских отношениях – зависимые и независимые характеристики. Анализируемые характеристики рассматривались как независимые переменные, а признаки реального поведения и деятельности парламентариев оценивались на основе сравнения соблюдения или нарушения регламента парламентской деятельности  как зависимые переменные; реально сложившиеся дисциплинарные структуры принимались за зависимые переменные, а параметры предшествующего дисциплинарного опыта – как независимые переменные (процедура "ex post facto").

Комплекс переменных, с которыми осуществлялась исследовательская работа, составили: личностная дисциплинированность парламентария – первая главная (результирующая) переменная; групповая дисциплинированность – вторая главная (результирующая) переменная; дисциплинарный климат в фракции, комитете, комиссии парламента – промежуточная переменная; дисциплинарно-управленческий комплекс руководителей парламента и его комитетов и комиссий  – переменные второго уровня; замещающие структуры; состояния участников дисциплинарного процесса, случайным образом влияющие на главные переменные; разработанность и состояние политико-правовой базы, регламентирующих парламентскую деятельность – совокупность организационно-политических переменных; реальные условия парламентской деятельности, благоприятствующие или препятствующие соблюдению регламента.

Для уточнения места и роли парламентариев и фракций, парламента в целом в оптимизации парламентской деятельности  в диссертации определены этапы идентификации, формирования и консолидации, то есть совместных действий: этап идентификации – период предварительного накопления гражданским обществом информации о выборах, период декларирования партиями, организациями, лидерами, инициативными группами своих программ; этап формирования – поляризация гражданского общества и идентификация индивидов по субъективно-психологическим признакам с большими политическими регионально-электоральными группами, сформировавшимися на идеологических основаниях; этап консолидации – период обозначения, делегирования политическими регионально-электоральными группами своих представителей в систему профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Каждый из них имеет свои особенности и механизмы реализации.

Показано, что профессиональная дисциплина парламентской деятельности раскрывается в следующем: а) самодисциплине; б) профессиональном дисциплинировании; в) нормативности профессиональной деятельности по предпочтениям, потребностям общепарламентских, электоральных и государственных институциональных волеизъявлений; г) профессиональной дисциплинарной деятельности с учетом реальных политических обстоятельств в гражданском обществе.

К факторам развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности отнесены: персональная профессиональная дисциплинированность парламентариев; общественно-политические (межличностные, межгрупповые) профессионально-дисциплинарные структуры и процессы; профессионально-организационные управленческо-психологические факторы; государственное влияние; другие условия, благоприятствующие профессиональному, нормативному поведению.

В диссертации предложена система профессиональной дисциплины, включающая компоненты: динамические объекты профессионального дисциплинирования, в качестве которых выступают такие разновидности парламентского поведения (деятельности), как самостоятельное, автономное, внешнеуправляемое, исполнительское, персональное, групповое и фракционное поведение; способы дисциплинирования, адекватный своему объекту; комплексы специфических нормативно-мотивационных и характерологических структур, навыков выполнения регламентных, упорядочивающих операций, ориентированных на процессы нормативно-правовой организации профессионального парламентского поведения, деятельности; эффективно функционирующий механизм.

Систему профессиональной дисциплины предложено строить в соответствии с принципами, конкретизирующими идею адекватности: справедливости и нравственности; определении ограничений прав и свобод, вытекающих из условий нормативной парламентской деятельности; законотворческой целесообразности; модернизации системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности; оптимальной регламентации профессиональной деятельности парламентариев; всестороннего обеспечения процесса дисциплинирования; активной дисциплинарной мотивации.

В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами, обоснованы и апробированы модель, алгоритм и технология развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Для их разработки были изучены по этой проблеме результаты исследования, положения и выводы различных авторов. Их политологический анализ позволил сделать вывод о том, что несоответствие ее уровня выдвигаемым требованиям выступает одной из существенных предпосылок неразрешенности противоречий в современном законотворчестве. Это в значительной степени обусловлено недостаточно эффективным функционированием существующей дисциплинарной системы.

В целом результаты всестороннего анализа различных сторон исследуемой проблемы были взяты за основу разработки четырехкомпонентной модели (индивидуально-личностный, когнитивный, мотивационно-ценностный и коммуникативно-деятельностный компоненты) развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Разработанная модель  развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности представлена на рис. 1. Разработанная модель включает  критерии, показатели и уровни, использование которых дает возможность оценить эффективность развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Она определяет стратегию и практику привлечения ресурса дисциплинарной системы для развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности.  В ней выделены основные компоненты и взаимосвязи между ними, которые раскрывают ее структурно-функциональный состав и назначение. Сущностные признаки профессиональной дисциплины парламентской деятельности определили основу содержания структурных и функциональных компонентов разработанной с модели.

Представленная модель учитывает особенности процесса реализации миссии депутата, возложенной на него избирателями. Как показало исследование, это составляет основу успешности целенаправленной деятельности по развитию профессиональной дисциплины парламентской деятельности и выступает ведущим фактором повышения ее уровня.

Результаты исследования показали, что сущность профессиональной дисциплины парламентской деятельности раскрывается  через индивидуальные и корпоративные структуры и процессы регуляции связей, отношений, поведения и действий субъектов парламентской деятельности в интересах достижения ее совместной цели, обусловленных воздействиями на соответствующие личностно-профессиональные  структуры парламентария. Признаки ее проявляются в развитии при выполнении  депутатами парламентской деятельности  в системе межличностных отношений, взаимоотношений с регионально-электоральными группами и другими субъектами гражданского общества Профессиональная дисциплина парламентской деятельности разворачивается в рамках дисциплинарной системы в конкретной нормативно и личностно регламентированной ситуации и регулируется индивидуальными и групповыми ценностями, установками, мотивами и другими факторами. Все это учитывалось при разработке критериального оценочного компонента модели, в частности, интегрального критерия продуктивности развития профессиональной дисциплины, который детализировался и уточнялся через частные критерии и соответствующие  им показатели.

Рис. 1. Системная модель  развития профессиональной  дисциплины парламентской деятельности

.

Такое критериальное основание является системным и во взаимосвязи выражает общие, частные и единичные  признаки дисциплинированности парламентариев, а маркеры играют роль механизмов субъективного восприятия депутатами этих заданных эталонов, на  которые они должны ориентироваться в парламентских отношениях, поведении  и действиях.  Система критериев и показателей представлена в таблице №2.

Для всех этих компонентов критериального оценочного основания разработано целевое  функциональное предназначение.  Роль интегрального и частных критериев состоит в системной презентации наиболее общих признаков для определения уровня продуктивности развития профессиональной дисциплины депутатов.  Показатели выполняют роль конкретных эталонов при оценке продуктивности этого процесса. Их использование дает возможность объективно охарактеризовать уровни продуктивности функционирования дисциплинарной системы, которая определяет  сформированность профессиональной культуры депутатов в парламентской деятельности и конструктивных взаимоотношениях.

Таблица  2.

 

Критерии и показатели развития  профессиональной дисциплины

парламентской деятельности

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ

(выражает сформированность профессиональной культуры парламентской деятельности и конструктивных взаимоотношений)

 

ЧАСТНЫЕ КРИТЕРИИ (выражают существенные признаки продуктивности привлечения реальных возможностей для развития профессиональной дисциплины депутатов)

Законотворческая  эффективность депутата

Эффективность функционирования дисциплинарной системы в процессе парламентской деятельности и парламентских взаимоотношений

Действенность социально-психологического сопровождения труда депутатов

ПОКАЗАТЕЛИ

1. Целенаправленность активность депутатов в реализации законотворческой миссии и развитии парламентской дисциплины  (парламентская и дисциплинарная деятельность депутатов). 

2. Осознанность депутатом социально ценностных приоритетов: своей личности как, ценности для общества; активной депутатской миссии; высокой профессиональной культуры парламентаризма.

3. Мотивация  парламентского труда и оптимизации всех его сторон (парламентской деятельности, парламентских отношений, личностного развития).

1. Осознанность депутатами: дисциплинарной деятельности, активности дисциплинирования и самодисциплинирования, социально-психологического сопровождения парламентского труда.

2. Совершенство механизмов индивидуальной и корпоративной   дисциплины.

3. Действенность условий для развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

4. Результативность профилактики наркотической зависимости - степень достижения педагогами-психологами поставленной  цели и задач профилактики наркотической зависимости подростков.

1. Осознанность субъектами парламентской деятельности развития  профессиональной дисциплины и привлечения для этого социально-психологического ресурса через социально-психологическое сопровождение парламентского труда.

2.Совершенствование системы социально-психологического сопровождения.

3. Создание условий для организации эффективного функционирования системы социально-психологического сопровождения.

 

Результаты экспериментального исследования различных сторон развития  профессиональной дисциплины парламентской деятельности дали возможность с использованием критериев и показателей  в конкретных  ситуациях оценить реальные уровни сформированности профессиональной культуры депутатов парламентской деятельности и конструктивных взаимоотношениях в конкретных  ситуациях, которые нами охарактеризованы как низкий, средний или высокий.

Так, высокий уровень сформированности профессиональной культуры депутатов проявляется в их неприятии отступлений от критериев дисциплинированности и активном участии в дисциплинарной деятельности. Депутат, проявляющий себя на таком уровне, значительно влияет на профессиональную дисциплину парламентской деятельности. Высокий уровень проявляется в сформированности культуры эффективного парламентского труда и здорового образа жизни депутатов, которая в диссертации рассматривается по уровням проявления как совершенная, достаточная и недостаточная, приоритетное место отводится  анализу ее проявления в области профессиональной дисциплины. По разработанным критериям и показателям данному уровню соответствует не более 17% депутатов.

 Средний уровень продуктивности развития профессиональной дисциплины определяет достаточно высокий уровень личной дисциплинированности депутата, который, однако, активного участия в дисциплинарной деятельности не принимает. Большинство  парламентариев, количество которых превышает 72%, занимают к вопросам развития профессиональной дисциплины в депутатской среде именно такую позицию. Низкий уровень продуктивности развития  профессиональной дисциплины парламентской деятельности проявляют  пассивное отношение депутатов к организации дисциплинарной деятельности, которые допускают нарушения регламента  парламентского труда, парламентских отношений, низкую ответственность перед избирателями.  Почти 11% депутатов в период своей депутатской деятельности проявляют низкий уровень участия в дисциплинарной деятельности и допускают существенные отступления от норм и этики парламентской деятельности и парламентских отношений.

В процессе экспериментальной работы была прослежена динамика представленности депутатов, которые относились к различным уровням. В частности, в процессе целенаправленной работы с депутатами экспериментальных групп имела место позитивная динамика изменения уровней сформированности профессиональной культуры депутатов парламентской деятельности и конструктивных взаимоотношениях в конкретных  ситуациях. Для этого были разработаны развивающие программы, включающие развитие теоретических знаний о дисциплинарной деятельности, коммуникативно-тренинговые, информационно-корректирующие технологии, призванные  повысить практические навыки дисциплинирования и самодисциплинирования депутатов. В экспериментальных работах особое внимание отводилось также актуализации организационно-политических и социально-психологических ресурсов и привлечения их в систему дисциплинирования в рамках социально-психологического сопровождения парламентского труда и парламентских отношений.

В результате реализации развивающих программ представленность депутатов, которые оценивались на  высоком уровне,  возросла до 24-27%, то есть увеличение составило почти  на 10%. На среднем уровне она достигала более 70%. При этом имело место сокращение количества депутатов более, чем на 7-12%, которые  были отнесены к низкому уровню продуктивности развития профессиональной дисциплины.

Полученные результаты проведенной экспериментальной работы свидетельствуют о том, что личностно-профессиональные возможности парламентариев в развитии профессиональной дисциплины остаются не востребованными. Их привлечение наиболее эффективно при использовании политических технологий. 

В ходе экспериментального исследования различных сторон  развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности  были изучены особенности ее проявления. Полученные данные позволили установить, что дисциплинированность на конкретных уровнях продуктивности ее развития проявляется как развивающееся системно-личностное образование, охватывающее дисциплинарное мышление, мотивацию и социально-психологическую готовность к активному дисциплинированию и самодисциплинированию. Она существенно обусловлена нормативностью индивидуального и группового поведения парламентариев и характеризуется: владением основами политической теории профессиональной дисциплины парламентской деятельности; креативными и нормативными навыками, механизмами парламентской деятельности и отношений; навыками ролевого дисциплинарного взаимодействия; эмоционально-волевой устойчивостью и подготовленностью к адекватной дисциплинарной оценке и самооценке дисциплинированности как основы  для оптимизации дисциплинарной системы.

Результаты теоретического анализа и эмпирические данные позволили системно представить теоретико-методологическое основание концепции развития профессиональной дисциплины  парламентской деятельности. В нем  синтезированы востребованные теоретические и методологические положения, раскрывающие сущность, особенности и механизмы профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

Разработанные положения теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности базируются на методологических принципах. В их числе такие принципы, как: системная детерминация характера и направленности  дисциплины; активность дисциплинирования в процессе парламентской деятельности и отношений; развитие профессиональной дисциплины парламентской деятельности на индивидуальном и групповом уровнях;  субъектная регламентация дисциплины  как проявление свободы, защищенности и ответственности депутата; нормативность и множественность (плюрализм) механизмов дисциплинирования и непрерывность

дисциплинарного воздействия. С их учетом в диссертации раскрываются особенности, тенденции и механизмы функционирования современной профессиональной дисциплины парламентской деятельности как проявление  парламентских отношений. Впервые разработана концепция развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности как дисциплинарной системы парламентских отношений

Основу разработанной теории составила концепция развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности как дисциплинарной системы парламентских отношений. Она раскрывает сущность, содержание профессиональной дисциплины и представлена в виде системной архитектоники, объединяющей модель, алгоритм, технологию, критериально-маркерное оценочное основание и систему оптимизации процесса повышения дисциплинированности парламентариев. В ней отражены возможности дисциплинарной системы на основе понимания закономерностей и механизмов нормативной регламентации и личностно-корпоративной регуляции намерений, действий и поведения депутатов в законотворчестве и парламентских отношениях.

Во второй главе «Закономерности, особенности и тенденции функционирования дисциплинарной системы парламентской деятельности» раскрываются организационно-политические предпосылки регуляции парламентского поведения депутатов, исследуются механизмы индивидуального и группового дисциплинирования парламентариев, обосновываются особенности регуляции дисциплинированности субъектов парламентской деятельности и излагаются тенденции ее изменений в процессе парламентской деятельности.

Обосновано, что характеристики особенностей функционирования дисциплинарной системы в условиях парламентской деятельности освещают личностно-профессиональную и нормативную саморегуляцию парламентского поведения, особенности процессов и структур коллективного парламентского самодисциплинирования и дисциплинарного управления в общей системе парламентской деятельности. В системе профессиональной дисциплины парламентской деятельности выделены следующие особенности самодисциплинирования: парламентарий не испытывает внешних воздействий на свое поведение и деятельность (автономность, самостоятельность); совместная парламентская деятельность не изменяет индивидуального поведения парламентария (включенность);   поступок, деятельность парламентария реализует конкретное поручение руководителя, но инициатива и мотивация принадлежат им обоим (прямое дисциплинарное управление).

Всесторонний анализ  характеристик личностно-профессиональной саморегуляции и нормативной регуляции парламентского поведения депутатов позволил определить особенности, механизмы, закономерности и тенденции индивидуальной и групповой профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

Для анализа проблемы использован деятельностный  подход в исследовании профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Он позволил выделить совокупность личностно и нормативно детерминированных отношений и действий,  экспериментально установить их проявление  в

парламентской  деятельности через механизмы ее регуляции и саморегуляции, выступающих в качестве самостоятельного структурного образования. Экспериментально выявлены особенности структуры многофакторной дисциплинарной системы, направленность и характер ее функционирования.

При этом установлено, что профессиональная дисциплина парламентской деятельности раскрывается через дисциплинарную мотивацию, желание и стремление следовать предпочтениям, потребностям, требованиям регионально-электоральных групп гражданского общества, внутрипарламентских отношений, то есть социально одобренным нормам. Эта мотивация содержательно опирается в основе на регионально-электоральную или корпоративную, в большей степени партийную позицию парламентария, которая является итогом внутреннего решения им вопроса об отношении к гражданскому обществу и социальным ценностям.

Содержанием мотивации профессиональной дисциплины парламентской деятельности является уважение к закону, морали, системе управления и учреждениям, предназначенным для обеспечения справедливости и порядка в Российской Федерации. В диссертации особо подчеркнуто, что признание всех этих норм – необходимое условие развития мотивов деятельности в системе профессиональной дисциплины.

В определенной степени дисциплинарная мотивация конкретизируется данными об отношении парламентариев к регламенту и нормативно-правовым документам, принятым большинством депутатского корпуса, что подтверждается данными о голосовании за принятие регламента ГД РФ (табл. 3).

Таблица 3.

Голосование за принятие регламента ГД РФ

ГД РФ

1993–1995 гг.

1995–1999 гг.

1999–2003 гг.

2003–по н.в.

1-й созыв

69,7%

 

 

 

2-й созыв

 

92,3%,

 

 

3-й созыв

 

 

82,4%

 

4-й созыв

 

 

 

77,8%

 

Результаты исследования показали, что система профессиональной дисциплины парламентской деятельности в критических ситуациях должна быть достаточно высокого уровня. Низкий уровень профессиональной дисциплинарной мотивации из-за недооценки нормативно-правовых актов частично объясняется тем, что регламент и другие нормативные акты, регулирующие деятельность парламента, разрабатываются без привлечения общественности и широкого обсуждения, а поэтому остаются чужими для регионально-электоральных групп и партий.

Особенности профессиональной дисциплины парламентской деятельности имеют характер личностной самоидентификации (с коллегами, руководителями, фракциями парламента, парламентом) и проявляются двояко. С одной стороны, как поведенческая – личностно-ролевая идентификация по предпочтениям, потребностям, требованиям партий и фракций, то есть эмоционально побуждаемое подражание конкретным поступкам, структуре или общему стилю группового поведения, профессиональной деятельности объекта

идентификации. С другой стороны, как дисциплинарная коррекция поведения – самоидентификация мотивируется уважением к личности (объекту идентификации), опасением разрушить установившиеся отношения и потерять доверие.

Результаты исследования позволили выявить устойчивые признаки проявление межличностных идентификационных мотивов как внутренних направляющих, побуждающих и регулирующих механизмов дисциплинирования депутатов, которые имеют важное значение для повышения уровня дисциплинирования несмотря на то, что они избирательны и действуют там, где есть положительные ориентиры.

В соответствии со способами стратегии парламентской деятельности нами было выделено три модуса проявления депутатами личностно-профессиональной активности: обладания, социальных достижений и служения, которые и определяют, как, каким образом используются, проявляются различные индивидуальные особенности в парламентской деятельности и парламентских отношений.

Выделив три модуса депутата, можно отметить, что при первом и последнем личностно-профессиональные отношения близки по смыслу к выделенным Э.Фроммом модусам “иметь” и “быть”. Второе жизненное отношение является как бы промежуточным, переходным.

Выделенные С.Л. Рубинштейном два способа существования человека и соответственно два отношения человека к жизни являются основой для разработки понятия о модусах и соответствующих способах регуляции профессиональной дисциплины парламентской деятельности депутата (см. табл. 4).

Закономерным проявлением субъектной природы депутата выступает взаимообусловленное проявление всех трех выделенных модусов.  При этом в его сущностной природе в приоритетном проявлении имеет место модус служения,  что позволяет депутату выходить за пределы своих актуальных и наличных возможностей.

В диссертации исследованы индивидуальный, групповой (фракционный) и общепарламентский дисциплинарный механизмы. Результаты анализа  индивидуальной и  групповой дисциплинарности парламентской деятельности можно отметить, что  в них проявляются не только сущностные признаки развития профессиональной дисциплины.

Таблица 4.

Система отношений личности  при разных модусах жизнедеятельности

Отношение

депутата

Модус обладания

Модус социальных достижений

Модус служения

Отношение к себе.

Реализация потребностей в соответствии с депутатским статусом и  возможностями.

Зависимость от парламентских отношений.

Строгое подчинение личного интереса требованиям дисциплины.

Отношение к другим депутатам.

 

Авторитарно-административное.

Карьеризм во имя своего интереса, соперничество.

Гармоничные отношения в рамках уставных и нравственных норм.

Отношение к

парламентской деятельности и дисциплине.

Прагматическое выполонение .

Внешняя

демонстративная дисциплинированность.

Творческое выполнение требований дисциплины.

Те из них, которые устойчиво повторяются, выражают закономерности развития дисциплинарной системы парламентской деятельности. Их действие  основывается на совокупности нормативно-упорядочивающих механизмов с развивающимися тенденциями использования множества профильных механизмов профессионального дисциплинирования.

В процессе парламентской деятельности система дисциплинирования парламентариев проявляется в самодисциплинировании депутатов, дисциплинировании со стороны фракций, парламента и регионально-электоральных групп гражданского общества и институтов государства.

Все это дает основание для вывода о том, что процессы индивидуального, группового и общепарламентского самодисциплинирования и дисциплинирования являются реализацией комплекса сложнейших личностно-профессиональных образований: ценностного ядра, профессиональной       дисциплинарной ролевой структуры, традиций (обычаев), профессиональной дисциплины парламентской деятельности и внутрипарламентской нормы профессиональной дисциплины, образующих в совокупности общепарламентские и фракционные критерии, маркеры профессиональной дисциплины.

Общепарламентское самодисциплинирование занимает в функциях системы профессиональной дисциплины связующее положение: опираясь на индивидуальные профессионально-дисциплинарные процессы, оно влияет на них и в то же время является объектом для профессионального дисциплинарного управления.

В парламенте и во фракциях взаимодисциплинирование принимает вид межличностных отношений, личностно-групповых, «фракция – парламентарий». Совместное нормативное регулирование поступков парламентариев и парламентских общностей, поддержка индивидуальной и групповой профессиональной дисциплины на коллегиальных началах межфракционного и межличностного согласия есть взаимодисциплинирование.

Управление системой профессиональной дисциплины заключается в организации и обеспечении эффективной парламентской деятельности как системы. Оно является нормализующим процессом, поддержкой и коррекцией процессов само- и взаимодисциплинирования, формирования и совершенствования их механизмов, а также решением таких задач, как нормативное структурирование вновь организуемой деятельности парламентариев и упрочение саморегулирующихся форм повседневной профессиональной деятельности. Подготовленность к решению профессиональных дисциплинарных задач и авторитет руководителя в парламенте являются основой профессионального дисциплинарного управления.

Третья глава «направления и факторы развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности» посвящена  возможностей развития дисциплинированности парламентариев. Эти возможности заключаются в эффективной реализации ресурса основных направлений и факторов дисциплинирования субъектов законотворческой деятельности, таких как модернизация дисциплинарной системы парламентской деятельности, учет оппозиционарности, как механизма развития парламентской дисциплины, индивидуальных и групповых факторов преодоления профессиональной недисциплинированности парламентариев, а также актуализации взаимодетерминации профессиональной дисциплины и парламентской деятельности депутатов

Для этого были изучены  различные проявления дисциплинарной системы парламентской деятельности, выявлена динамика взаимосвязи дисциплинарности и характера деятельности парламентариев, а также влияние дисциплинарных событий на продуктивность парламентской деятельности депутатов.

Исходя из разработанной концепции развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности, анализировались ее аспекты: социально-мотивационный, субъектной принадлежности, деятельностной основы, системы оценивания, оптимизации дисциплинарной деятельности парламентариев в соответствии с требованиями институтов гражданского общества и государства.

Результаты исследования динамики взаимосвязи дисциплинарности и характера деятельности парламентариев позволяют расценивать дисциплинарные события как факторы развития  продуктивности парламентской деятельности депутатов.

Анализ результатов законотворчества депутатов Государственной Думы ФС РФ как основного направления их деятельности показал, что за последние 11 лет ежегодно ими вносится в среднем по 499 законопроектов. После  всестороннего их обсуждения по  вносимым законопроектам ежегодно принималось по 70-75 законов. В 2006 году по инициативе депутатов Государственной Думы было принято 108 законов – это лучший показатель за период 1996 – 2006 годов. За последние 3 года (2004 – 2006 гг.) депутаты Государственной Думы четвертого созыва стали авторами 291 закона – это также лучший показатель для любого трехлетнего периода на протяжении 11 лет (см. рис.5).

Исследование механизмов и условий повышения результативности законотворческой деятельности депутатов показало, что научное основание в значительной степени заключается в утверждении устойчивой тенденции укрепления профессиональной дисциплины законотворческой деятельности и дисциплины конструктивных парламентских отношений. Установлено, что это происходит на основе повышения уровня дисциплинарной компетентности парламентариев. Экспериментально доказано: накопление политологических знаний формируется от внешнего, динамического аспекта активности парламентариев к внутренним детерминирующим и реализующим факторам – различным способам функционирования психики, организации психических процессов, выступающих в виде личностных и общественно-групповых структур (качеств, свойств, установок, навыков, черт).

В процессе эксперимента выявлена закономерность постадийной трансформации результатов перехода от модуса обладания к модусу достижений и к модусу служения  в прогрессивно изменяющиеся уровни дисциплинированности в соответствии с эффективностью дисциплинарной  деятельности.

 В оценке этой зависимости с использованием разработанных критериев и показателей нами учтен уровневый подход, предложенный А.А. Деркачом, Н.В. Кузьминой. Исследуемые зависимости охарактеризованы по следующим уровням: репродуктивный;  адаптивный;  локально-моделирующий; системно-моделирующий. Результаты исследования показывают, что в зависимости от того, какой уровень профессиональной дисциплины  проявляет депутат, его результат парламентской деятельности существенно различается.

Проведение в процессе экспериментальной работы коррекционно-развивающих программ, социально-психологических тренингов, аутотренингов и самокоррекции  позволило существенно повысить профессиональную дисциплину парламентариев. Это существенно повлияло   на результативность парламентской  деятельности. Установленные зависимости между уровнями дисциплинированности депутатов и результатами парламентской деятельности в динамике представлены в таблице 5.

 

 

Рис. 5. Реализация прав законодательной инициативы  депутатами Государственной Думы ФС РФ в 1996-2006 гг.

 

В исследовании особенностей индивидуальной и групповой дисциплинированности парламентской деятельности обращено внимание на то, что групповые, фракционные действия регулируются нормативно-правовыми актами, положениями и нормами в такой же степени, как индивидуальные и системные. Субъектом их регулирования являются фракции системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности или независимые, неформальные совокупности парламентариев, связанные с межличностными и межгрупповыми отношениями и выполняющие отдельные функции. При этом групповые, фракционные действия субъектов профессиональной дисциплины парламентской деятельности достаточно жестко регламентированы (действия во фракции, участие в различных групповых мероприятиях типа фракционных совещаний и собраний).

 

Таблица 5.

Динамика изменения  зависимости между уровнями дисциплинированности и результатами парламентской деятельности депутатов  (начало/окончание эксперимента)

Результативность парламентской

 деятельности

Уровень профессиональной дисциплины (%участников)

высокий

средний

низкий

репродуктивная

18/15

32/21

27/22

адаптивный

24/19

26/23

29/33

локально-моделирующий

34/35

25/27

23/27

системно-моделирующий

24/31

17/29

11/18

Организационно-политическими и социально-психологическими механизмы, которые определяют состояние профессиональной дисциплины выступают личностная и групповая профессиональная дисциплина рядовых парламентариев и дисциплинарная компетентность руководителей. Именно они обеспечивают при благоприятных социально-политических, материально-технических, экономических и организационных условиях профессиональный парламентский порядок.

В качестве эффективных механизмов модернизации дисциплинарной системы парламентской деятельности исследованы оппозиционарность в развитии профессиональной дисциплины, а также индивдиуальная и групповая регуляция и психокоррекция профессиональной недисциплинированности.

Исследование показало, что проявления недисциплинированности депутатов имеют многообразные формы: личные дисциплинарные проступки, неконсолидированность,  нарушения регламента парламентской деятельности, отсутствие взаимодействия с избирателями, законотворческая пассивность и др. На результаты парламентской деятельности наиболее существенно влияет проявление законотворческой пассивности.  

Характеристика законотворческой пассивности как проявления недисциплинированности депутатов Государственной Думы ФС РФ четвертого созыва представлена в табл. 6.

Из приведенных данных видно, что в законотворческом процессе не участвует 35,5% депутатов, при этом прослеживается тенденция нарастания пассивности в депутатском корпусе. Особенно это характерно для внефракционных депутатов – одномандатники, среди которых данный показатель за 2000-2003 гг. возрос с 41,4% до 52,8%. Данное нарушение требует существенной социально-психологической коррекции и профилактики.

Исследование причин отмеченного и других нарушений профессиональной дисциплины указывает на то, что во многом это обусловлено недостаточным уровнем коммуникативной культуры депутатов. Иначе говоря, развитие профессиональной дисциплины во многом определяется коммуникативной стратегией депутата. Учет этого позволило привлечь возможности социально-психологического тренинга для системного повышения коммуникативной компетентности депутатов.

Кроме того, социально-психологический тренинг с депутатами, проявляющими законотворческую пассивность обеспечил существенную социально-психологическую коррекцию и профилактику отмеченного вида недисциплинированности. Всего в тренинге участвовало 60 парламентариев. Из них 54 мужчины и 6 женщин в возрасте от 35 до 55 лет. Опыт парламентской деятельности составил 3 – 12 лет. Программа тренинга была рассчитана  на 48 часов из расчета 4 часа в неделю в течение 12 недель и реализовывалась в 2004-2005 гг.. Задания тренинга предполагали их выполнение как в аудитории, так и в процессе депутатской деятельности.

Основной задачей социально-психологического тренинга было сформировать коммуникативную компетентность депутатов, обеспечивающую им снижение уровня недисциплинированности, прежде всего связанной с законотворческой пассивностью. Для этого у парламентариев формировались умения публичного социально-психологическими техниками аттракции, манипуляции и интеракции. Вырабатывались стратегии усиления эффекта, преодоления препятствий, избегание технологических неудач и формировались приемы, позволяющие

  

Недисциплинированность депутатов, проявляющаяся в      Таблица 6.

   законотворческой пассивности депутатов, в % 

 

ГД в
целом

Е-ЕР

КПРФ

ЛДПР

О-ЕР

СПС

ЯБЛ.

АПДГ

НД

РР

Вне
фракц.

2000

35,3

9,8

16,6

62,3

28,9

44,2

42,1

28,7

34,0

34,8

41,4

2001

35,9

18,8

28,7

52,0

30,9

46,9

37,3

29,6

38,4

36,8

39,8

2002

37,1

37,9

35,3

36,4

31,8

41,9

38,9

37,7

35,7

36,7

47,3

2003

33,7

40,5

40,9

37,8

40,6

43,9

43,0

35,0

40,3

42,5

52,8

Созыв
в целом

35,5

 

26,7

 

30,4

 

47,1

 

33,0

 

44,2

 

40,3

 

32,7

 

37,1

 

37,7

 

45,3

 

 

решать эти задачи в процессе законотворческой деятельности и парламентских отношений. Участники тренинга овладевали функциями политической рекламы (информационной, социализирующей, критикующей).

В соответствии с гипотезой предполагалось, что такая организация социально-психологического тренинга позволит обеспечить рост коммуникативной компетентности депутатов. Результаты тренинга анализировались в построенном для этих целей в моделируемом пространстве (рис. 3).

Данная модель позволяла наметить пять основных направлений, по которым предлагалось оценить рост коммуникативной компетентности депутатов в ходе социально-психологического тренинга. Оценивание осуществлялось группой независимых экспертов, в которую входили психолог-консультант и политтехнолог со стажем работы более 10 лет, два руководителя аппарата Государственной Думы ФС РФ.  Итоговые результаты тренинга (третий замер) представлены на рис. 4.

 

Рис. 3. Модель пятифакторного социально-психологического пространства.

Полученные итоговые результаты экспертной оценки показывали, что наиболее эффективным направлением развития коммуникативной компетентности депутатов стало формирование целенаправленной коммуникации (5 баллов), развитие у них основных компонентов коммуникативной компетентности, а именно: лингвистического, дискурсивного, прагматического, стратегического, социально-перцептивного элементов. Данные измерения осуществлялись с помощью тестирования.

Рис. 4. Результаты тренинга в многомерной пятифакторной модели

(экспертная оценка в конце тренинга)

На диаграмме (рис. 5а, б) показано соотношение сформированности компонентов коммуникативной компетентности депутатов в начале и в конце тренинга. Каждый компонент оценивался по 10-балльной системе

Результаты показали, что наблюдалась положительная динамика в развитии всех компонентов коммуникативной компетентности депутатов. Все это определило их более эффективную коммуникативную  стратегию в законотворческой деятельности и в парламентских отношениях, реализация которой  позволило существенно снизить уровень недисциплинированности среди данной группы депутатов (см. рис.6).

Как видно из рисунка, наиболее заметный рост наблюдался в области формирования стратегии избегания – технологии неудач (с 1,9 до 4,6). Значительно возросло качество стратегии для усиления коммуникативного эффекта (с 3,1 до 4,5). Несколько меньше выражен рост показателей

. преодоления препятствий в ходе парламентских отношений. Однако и в этой области стратегий наблюдались улучшения (с 3,3 до 3,9 баллов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5а. Соотношения компонентов коммуникативной компетентности депутатов в начале тренинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5б. Соотношения компонентов коммуникативной компетентности депутатов в конце тренинга

 

Экспериментальная работа показала, что социально-психологический тренинг является эффективным средством развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности, в том числе в социально-психологической коррекции проявлений недисциплинированности

Рис. 6. Результаты формирования коммуникативных стратегий депутатов

в процессе социально-психологического тренинга

Развитие профессиональной дисциплины определяется как внешними, так и  ситуационными факторами, то есть изменениями в потребностях, требованиях и условиях парламентской деятельности, так и внутренними процессами развития и роста личности – новыми мотивационными и познавательными возможностями. В процессе исследования выявлена особая роль оппозиционарности.

Результаты исследования показали, что оппозиционарность, выступающая как системное проявление активности оппозиции, проявляет себя в качестве одной из закономерностей развития гражданского общества и его институтов. В развитии профессиональной дисциплины она играет роль эффективного механизма расширения проблемного поля и выявления новых ресурсов развития парламентской дисциплины. В этом проявляется сложная двойственная природа оппозиционарности, в которой многогранно синтезированы социально-политические ценности, интересы, мотивы, позиции и действия различной принадлежности депутатов, фракций, регионально-электоральных групп.

В своем развитии парламентарии переживают ситуации, требующие преодоления трудностей, которые обусловлены содержанием профессиональных дисциплинарных требований, неблагоприятной обстановкой в парламенте, типологическими особенностями собственной личности, сопротивляемостью нормативному порядку организации профессиональной деятельности, отношениями с коллегами.

Наряду с социально-психологическим механизмами исследованы личностно-профессиональные условия развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Их роль прослежена в обеспечении оптимизации дисциплинарной системы парламентских отношений и труда депутатов, повышении уровня дисциплинированности субъектов парламентской деятельности, в утверждении их  позитивного имиджа. Выявленные условия системно проявляются через актуализацию позитивной  дисциплинарной мотивации, повышение ценности дисциплинированности для депутатов и парламентских объединений, вовлеченных в дисциплинарную деятельность, эффективное социально-психологического обеспечения функционирования дисциплинарной системы. Это динамический результат парламентской деятельности, парламентариев, фракций, парламента и системно-структурного дисциплинирования в итоге –  определяющее их профессиональное состояние и качество.

В заключении диссертации представлены  основные обобщающие выводы и положения, выявленные в ходе диссертационного исследования. Они свидетельствуют о том, что научная гипотеза нашла подтверждение, поставленная цель и задачи реализованы в полном объеме. На основе полученных результатов сделаны следующие выводы.

1. Результаты  анализа политологического знания о дисциплине, противоречий, трудностей и недостатков в дисциплинарной деятельности в системе парламентских отношений объективно обусловливают актуальность разработки теории и продуктивной практики развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Система политологических знаний о профессиональной дисциплине парламентской деятельности востребована для политологии и практическими потребностями развития современных парламентских отношений.

Теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности разработана на основе методологических принципов в соответствии с научными критериями фундаментальности, актуальности, современности, перспективности и  самостоятельности. Разработанная теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности раскрывает научные и технологические основы продуктивного решения важной для политологии научной и практической задачи. Она вместе с другими достижениями политологии расширяет теоретико-методологическое основание для повышения организованности гражданского общества и его институтов.

В разработанных научных положениях раскрывается сущность профессиональной дисциплины парламентской деятельности, закономерности, механизмы и условия  ее развития. Профессиональная дисциплина субъектов парламентской деятельности раскрывается   на индивидуальном и корпоративном уровнях, воздействуя на структуры и процессы, регулируя их состояние, связи, отношения, поведение и действия в интересах достижения совместной цели.

Профессиональная дисциплина проявляется  в психогенезе при выполнении законотворческих функций  субъектами парламентской деятельности, при исполнении ими политических полномочий в процессе взаимодействия с регионально-электоральными группами и другими субъектами гражданского общества и выступает механизмом гармонизации складывающихся политических отношений.

2. Особенности, тенденции и механизмы проявления и развития профессиональной дисциплины раскрываются в развитии при выполнении субъектами парламентской деятельности  законотворческих функций, в процессе  исполнении ими политических полномочий, в системе межличностных и межгрупповых  отношений, взаимоотношений с регионально-электоральными группами и гражданским обществом. Она разворачивается в рамках нормативно и личностно регламентированной ситуации и регулируется индивидуальными и групповыми ценностями, установками, мотивами и другими факторами.

Состояние профессиональной дисциплины отдельного парламентария, фракции и парламента как субъектов парламентских отношений в целом  определяется действием механизмов ее развития: мотивацией личностно и нормативно регулируемого профессионального поведения, деятельности и отношений; активной дисциплинарной деятельностью, обеспечивающей развитие профессиональной дисциплины; самокоррекцией и коррекцией недисциплинированности.

Динамический аспект системы профессионального парламентского дисциплинирования составляют профессиональные, дисциплинарные, нормативные функции парламентариев, дифференцированные по структурной, служебной, должностной иерархии, задачам и личностно-профессиональным качествам субъектов парламентской деятельности. Основными дисциплинарными функциями являются: индивидуальное и групповое профессиональное самодисциплинирование; властное (внешнее) нормативное дисциплинирование; всестороннее нормативно-дисциплинарное обеспечение, дисциплинарная психокоррекция. Выполнение этих функций в системе индивидуальной и групповой дисциплинарной деятельности обеспечивает социально-психологическую регуляцию парламентской деятельности и парламентских отношений в интересах обеспечения их соответствия заданным критериям, характеризуя динамику системы дисциплинарной парламентской деятельности.

3. Новые введенные в научный оборот эмпирические данные  раскрывают механизмы  личностно-профессиональной и нормативной регуляции, саморегуляции парламентских отношений и поведения депутатов, выражающих закономерности и тенденции индивидуальной и групповой профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

При этом сформированный “деятельностный” подход в развитии профессиональной дисциплины парламентской деятельности, проявляющийся во взаимосвязанных личностно и нормативно детерминированных действиях и парламентских отношениях, позволил экспериментально раскрыть механизмы ее регуляции и саморегуляции, которые выступают самостоятельными структурными образованиями в  многофакторной дисциплинарной системе.

Дисциплинарная система охватывает все основные парламентской деятельности и парламентских отношений, механизмами функционирования которой выступают межличностные  официальные и неофициальные отношения. Совокупность развивающихся нормативных и неформальных регуляционных механизмов определяет характер профессионального дисциплинирования.

Выявленные механизмы личностно-профессиональной и нормативной регуляции и саморегуляции профессиональной дисциплины проявляют себя как устойчиво повторяющиеся признаки  трансформации в парламентские отношения,  деятельность  и ее результаты  индивидуальных, групповых, общепарламентских и регионально-электоральных групповых предпочтений, настроений,  интересов и требований. В качестве ведущей закономерности выявлена стадийность проявления особенностей личностно-профессиональной регуляции и саморегуляции  индивидуальной и групповой дисциплинированности, механизмами которой выступают  самоидентификация депутатов по доминирующим групповым идеям и программам, индивидуальная и групповая поляризация регионально-электоральных групп, объединение различных фракций в  парламенте, синтезирующее  совокупность поливариантного парламента

Результаты исследования показали, что механизм корпоративной дисциплины парламентариев основывается на системе  личностной дисциплинированности депутата и проявляется через: групповую дисциплинарную установку, объектом которой являются принципы и нормы  профессиональной дисциплины парламентской деятельности; дисциплинарно-ролевое образование, охватывающее совокупность взаимосвязанных ролей, обусловленных требованиями внутрикорпоративного дисциплинирования; корпоративные дисциплинарные традиции и обычаи; норма дисциплины, устанавливающая уровень дисциплинированности требуемый, от депутата. Групповая дисциплинарная структура позволяет приводить групповые поступки в соответствие с корпоративными правилами и компенсирует проявления индивидуальной недисциплинированности депутатов.

Ключевое место в дисциплинарной деятельности принадлежит дисциплинарным функциям. Их выполняют сами депутаты, депутатские фракции и в целом парламент. Исследование показало, что к таким функциям следует отнести: подкрепление индивидуального и группового самодисциплинирования (контроль, стимулирование, оценка); развитие индивидуальной и групповой дисциплинированности; регламентирование парламентской деятельности; совершенствование парламентских отношений; создание условий, мотивирующих развитие профессиональной дисциплины; совершенствование дисциплинарной системы парламент в полном объеме.

Экспериментально установлено, что дисциплинарное развитие субъектов парламентской деятельности обеспечивается включением в систему их ценностей принципов и норм парламентской деятельности и отношений. Признаками закономерного проявления устойчивого развитие дисциплинированности выступают мотивированная активность самодисциплинирования и дисциплинирования, сформированность автоматизмов нормативного поведения, сопротивляемости негативным воздействиям, оптимизация дисциплинарной деятельности и снижение психологической "цены" дисциплины и дисциплинарных нагрузок.

Механизмы дисциплинарной коррекции проявляют себя в нормативно-ценностной коррекции – развитии самоконтроля и самооценки субъектом парламентской деятельности собственного поведения и внесением изменений в индивидуальную систему норм и принципов, когнитивную сферу, рефлексию, эмоционально-волевую стабильность, проявлении дисциплинарной активности.

4. Разработанная и системно представленная концепция развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности как главное содержание разработанной теории выступает научной предпосылкой для укрепления общественной стабильности и социальной интеграции. Она раскрывает характер дисциплинарной системы и является теоретическим отражением сущности, закономерностей, механизмов и условий нормативной регламентации и личностно-корпоративной регуляции намерений, действий и поведения депутатов в законотворчестве и парламентских отношениях.

В рамках разработанной концепции представлена модель развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Она позволяет на основе закономерностей проявления сущности  дисциплинированности осуществить интеграцию выдвинутых положений и выводов в целостную систему представлений, которые объединены с целью оптимизации парламентских отношений и парламентской деятельности. Модель как системное характеристика стратегии и практики достижения поставленной цели содержательно представлена тремя блоками: структурно-содержательные компоненты профессиональной дисциплины парламентской деятельности; организационные компоненты; регуляционно-функциональные компоненты, включающие алгоритм и технологию деятельности по развитию дисциплинированности депутатов.

В модели системно и во взаимосвязи представлены гностический, конструкторско-проектировочный, деятельностно-коммуникативный, критериально-маркерный оценочный и оптимизационный компоненты, которые определяют содержание и организацию функционирования дисциплинарной системы. Алгоритм, выступающий в виде обоснованных правил выполнения действий и способов развития профессиональной дисциплины, придает ему процессуальную упорядоченность и целеустремленность. Технология развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности, объединяющая стратегию, тактику и технику дисциплинирования, способствует на практике повышению ее уровня.

Основные новые теоретические и экспериментальные данные системно раскрываются в новых и уточненных понятиях:  

– категория «профессиональная дисциплина парламентской деятельности», раскрывающая ее сущность, которая проявляется  через индивидуальные и корпоративные структуры и процессы регуляции связей, отношений, поведения и действий субъектов парламентской деятельности в интересах достижения ее совместной цели и воздействия на соответствующие структуры. Она раскрывается в развитии при выполнении законотворческих функций субъектами парламентской деятельности, при исполнении ими политических полномочий во  взаимодействии с регионально-электоральными группами и другими субъектами гражданского общества и выступает механизмом гармонизации складывающихся политических отношений;

категория «дисциплинарная система» характеризует структурно-функциональный состав - принятые нормы, субъектную принадлежность и персональный состав депутатов, определяющих характер профессиональной дисциплины; содержание дисциплинарной деятельности, особенности распределения обязанностей между парламентариями и депутатскими объединениями; соотношение между нормативным, властно-управленческим и социально-психологическими способами дисциплинирования и самодисциплинирования; систему дисциплинарной мотивации в процессе парламентской деятельности и отношений; условия развития профессиональной дисциплины в рамках разработанных модели, алгоритма и технологии;

- категория «модель развития профессиональной дисциплины» раскрывает совокупность взаимосвязанных компонентов - гностического, конструктивно-проектировочного, деятельностно-коммуникативного, критериально-маркерного оценочного и оптимизационного звеньев, которые определяют содержание и организацию функционирования дисциплинарной системы.

- категория «алгоритм развития профессиональной дисциплины»  характеризует систему обоснованных правил, определяющих направленность и порядок выполнения действий и использования способов развития профессиональной дисциплины парламентариев, придавая дисциплинарной деятельности процессуальную упорядоченность и целеустремленность;

- категория «технология развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности» раскрывает научные основы стратегии, тактики и техники процедур привлечения ресурсов, средств и методов, способствует на практике повышению ее уровня;

- категория  «критериально-маркерное оценочное основание развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности» характеризует  систему критериев, показателей и уровней эффективности достижения цели, а также маркеры, выступающие механизмами их субъективного восприятия и  использования конкретным депутатом  для оценивания себя и других, складывающихся отношений, поведения и действий профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

5. Для  оценки продуктивности  развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности разработана система критериев, показателей и уровней эффективности развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности, которая  представляет собой системное критериально-маркерное оценочное основание. В нем разработанные  критерии, показатели и урони дисциплинированности парламентариев выражают основные признаки достижения цели, а маркеры выступают механизмом их субъективного восприятия субъектами парламентской деятельности. Они используются конкретным депутатом  для оценивания себя и других, складывающихся отношений, поведения и действий, выступающих основными детерминантами направленности развития и проявления профессиональной дисциплины парламентской деятельности.

С использованием системы критериев, показателей и уровней представляется возможным всесторонне оценивать дисциплинированность. На конкретных уровнях продуктивности ее развития и сформированности дисциплинированность проявляется как развивающееся системно-личностное образование, охватывающее дисциплинарное мышление и мотивацию, социально-психологическую готовность к активному дисциплинированию и самодисциплинированию, определенную нормативность индивидуального и группового поведения парламентариев, включает: владение элементами теории профессиональной дисциплины парламентской деятельности; совокупность креативных и нормативных навыков, интегрированных в психологическую структуру парламентской деятельности и отношений; навыки ролевого дисциплинарного взаимодействия; эмоционально-волевую подготовленность к адекватной дисциплинарной оценке и самооценке для оптимизации дисциплинарной системы .

Разработанные требования регламентируют порядок использования критериально-маркерного оценочного основания и обеспечивают максимальную конгруэнтность разработанных критериев, показателей и уровней дисциплинированности парламентариев с их субъективным восприятием, выраженном в индивидуальных маркерах, которые используются в реальном процессе оценивания.

6. Условия развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности определяют оптимизацию дисциплинарной системы в процессе труда депутатов, утверждение их  позитивного имиджа и системно проявляются через актуализацию позитивной дисциплинарной мотивации, повышение ценности дисциплинированности для депутатов и парламентских объединений, вовлеченных в дисциплинарную деятельность, эффективное социально-психологического обеспечения функционирования парламента. Создание таких условий предполагает: всестороннее осознание субъектами парламентской деятельности механизмов, зависимостей и факторов, определяющих содержание и динамику развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности, как основы их дисциплинарной  их компетентности; оптимизация дисциплинарной системы парламентской деятельности; совершенствование механизмов нормативной базы дисциплинарной системы; создание критериальной основы оценивания профессиональной дисциплины парламентской деятельности и комплекса оценочных процедур дисциплинарной деятельности для ее оптимизации;  социально-психологическое обеспечение дисциплинарной деятельности парламентариев; овладение депутатами эффективной практикой самодисциплинирования на основе психокоррекции личной недисциплинированности.

Разработанные практические выводы, рекомендации и научно-методические материалы апробированы и могут быть полезны для организации эффективного социально-психологического обеспечения процесса развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности

7. Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования позволяют внести ряд практических предложений, направленных на развитие профессиональной дисциплины парламентской деятельности в рамках дальнейшего исследования проблемы и оптимизации парламентской деятельности и парламентских отношений.

На основе проведенной экспертизы нормативной, профессиональной дисциплинарной инфраструктуры и с учетом полученных результатов реализовать эффективные  меры по  соблюдению гарантий, прав и обязанностей субъектами парламентской деятельности, созданию условий для оптимизации дисциплинарной деятельности и утверждения лучших профессиональных дисциплинарных традиций в парламенте.

Для системного социально-психологического сопровождения парламентской деятельности целесообразно создание научно-исследовательского и коррекционно-развивающего центра для изучения, научно-методического сопровождения  и оптимизации парламентской деятельности и парламентских отношений.

В интересах повышения роли политологии в развитии профессиональной дисциплины парламентской деятельности в рамках заявленного нового научного направления «политология властных отношений» целесообразно продолжить исследование таких актуальных сторон проблемы, как:

– концепция оптимизации властных отношений  в современных законодательных органах;

–модель и технология развития парламентских отношений и взаимодействия в системе открытого взаимодействия субъектов парламентаризма современного  гражданского общества;

– личностно-профессиональные и корпоративные предпосылки оптимизации парламентской деятельности и парламентских отношений;

– политико-правовые условия эффективного функционирования  дисциплинарной системы в органах законодательной власти;

– организационно-политические основы мониторингового оценивания и оптимизации  функционирования  дисциплинарной системы в системе .

Для организации дальнейших исследований по отмеченным направлениям целесообразно рассматривать систему профессиональной дисциплины парламентской деятельности в качестве центральной системы парламентских отношений, которая  определяет характер развития всех сторон парламентской деятельности и отношений. Полученные в диссертационном исследовании результаты могут явиться конкретной научной и эмпирической основой.